Алексей Волин: Необходимо отменить пуристские ограничения, наложенные на рекламный рынок пару лет назад
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/aleksei-volin-13252.html В 2014 году Россия
столкнулась с небывалыми внешними вызовами. В современных условиях будет
вынужден меняться и медиарынок. В новом году вступают в силу поправки к закону
"О рекламе", ставящие под запрет ее размещение на кабельных каналах,
не обладающих эфирными лицензиями. Трудности могут также испытать и многие
региональные компании, сидящие на финансовой игле у местных властей. Сегодня
главная задача СМИ - научиться самостоятельно зарабатывать деньги, аккумулируя
вокруг себя профессионалов. В противном случае более слабые игроки будут
вынуждены уйти из рынка.
Алексей Волин: Это
даже в таком случае и хорошо, потому что это будет очищающее воздействие.
Потому что когда местные власти перестанут финансировать те каналы, которые в
принципе не жизнеспособны и не могут самостоятельно выживать, то для рынка это
будет на благо.
Алексей
Константинович Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций.
Окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова. В послужном списке
Алексея Волина была работа в главной редакции Азии Агентства печати НОВОСТИ (АПН) и в посольстве
СССР в Индонезии. Руководство телеканалом "Деловая Россия" и
управлением правительственной информации Аппарата Правительства Российской
Федерации. Работа в управлении по связям с общественностью Администрации
президента России и в Общественном совете при Роспечати. В феврале 2012 года
включен в состав рабочей группы по вопросам Открытого правительства. С июля
2012 года Алексей Волин - заместитель министра связи и массовых коммуникаций.
Алексей Волин: Мы
в 2012 году, когда пришли в министерство, сделали план публичных целей и задач
министерства. Мы их не пересматриваем, вот мы как определили до 2018 года эти
направления - мы по ним и движемся. Это и развитие системы цифрового
телевидения, и ликвидация информационного неравенства. Создание условий, при
которых граждане Российской Федерации, где бы они ни жили, имели возможность
принимать 20 и более телевизионных каналов. Сегодня эти условия технически
есть. Если у вас есть желание, то практически везде можете принимать
телевизионные каналы, делая это или через спутниковую тарелку, или через
кабельную сеть, или путем эфирного телевидения. Это развитие телевидения
высокой четкости. Мы проводим эксперименты и с эфирным вещанием. Кроме этого,
развитие Интернета, кабеля и спутника создает возможности для приема телевидения
высокой четкости - не только из эфира и не столько из эфира, сколько при помощи
современных средств связи. Это повышение медиаграмотности.
В 2011 РАО собрало с рынка 3 миллиарда рублей, и 1,5 миллиарда потратило на себя
Когда человек должен
понимать, каким образом он сегодня должен выживать в информационном потоке и
отличать ту информацию, которая пользуется доверием, и ту, которая не должна
пользоваться доверием. Это защита детей, включая и распространение систем
родительского контроля, и обучения детей основам безопасности в Интернете, и
маркировка продукции для детей. Это и поддержание розничных сетей продажи для печатных средств массовой
информации. Это и увеличение детского контента на телевидении. Причем он идет
по нескольким направлениям: как увеличивается количество детских передач и на
больших каналах общедоступных, так все больше и больше - мы считаем, что за
этим как раз будущее - появление специализированных детских передач. Это забота,
в том числе, и о гражданах, которые плохо слышат. Потому что мы довели
количество скрытых субтитров для слабослышащих граждан до 14 тысячи часов в
год. Мы пришли - было 2,5 тысячи.
В октябре 2014 года
Российский союз правообладателей выступил с идеей глобальной интернет-лицензии,
предложив взымать с каждого интернет-пользователя 300 рублей в год в пользу
субъектов авторских прав и делить полученные деньги между правообладателями. Минкомсвязи
такая идея насторожила.
Алексей Волин: Есть
консолидированная позиция связистов, интернетчиков, большинства союзов
правообладателей, кроме этого - операторов кабельного телевидения. Все они
настроены однозначным образом. Они говорят, что это история, во-первых, нереализуемая, а во-вторых,
откровенно вредная. Нереализуемая она, потому что совершенно невозможно
будет установить такое оборудование, такое программное обеспечение, которое
позволило бы находить, где сколько и чего скачено. Потому что для этого для начала
надо хотя бы чтобы правообладатели согласились и передали той организации,
которая будет всем этим заниматься, свои фильмы и плюс свои музыкальные
произведения. То есть, у нас появляется такая универсальная база для
дальнейшего пиратского использования. Второе, она нереализуема, потому что те
средства, которые нужно будет затратить, чтобы купить технику и установить на
ней программное обеспечение по фильтрации всего Интернета - они отобьются лет
через десять. Поэтому первые лет десять правообладатели не будут получать
ничего – все деньги будут уходить той организации, которая закупила технику.
Третье, правообладатели совершенно не уверены в том, что эта же самая техника
будет правильно считать, кто, где чего сколько скачал - или деньги просто не
пойдут на содержание организации.
Самое правильное, что может сделать государство – это создать условия для того, чтобы печатные СМИ больше зарабатывали
К примеру, у нас история с "Российским
авторским обществом" (РАО). В 2011 году РАО собрало с рынка 3 миллиарда рублей и 1,5 миллиарда
потратило на собственное содержание. Поэтому, соответственно, многих
правообладателей не устраивает ситуация, при которой новая организация может
тратить дополнительно собираемые средства на себя. Кроме этого, есть еще один
очень важный момент: все последние годы наша индустрия, киноиндустрия в
частности, занимается тем, что борется с пиратством по двум направлениям.
Первое – это блокировка пиратских сайтов, второе – создание удобных и выгодных
сервисов для пользователя, где можно приобрести легальный контент. Переход на
идею глобальной лицензии перечеркивает усилия индустрии как по первому
направлению, так и по второму. Потому что не надо создавать удобных сервисов,
потому что можно качать откуда хочешь, и исчезает необходимость борьбы с
пиратскими сайтами. Потому что мы знаем, как психологически устроен человек:
если человек заплатил 25 или 30 рублей за то, что у него есть право качать – он
точно будет качать все подряд, потому что за все уплачено.
В эпоху
интернетизации всей страны печатным изданиям приходится нелегко. Но сегодня на
своей стороне они имеют мощного союзника – Минкомсвязи, добившегося регламентирования
распространения печатных СМИ за счет введения нормативов по точкам продажи
газет и журналов.
Алексей Волин: Самое правильное, что может
сделать государство – это создать условия для того, чтобы индустрия больше
зарабатывала. Мы сегодня ведем активный диалог с индустрией и со стороны
практически всех региональных издателей получаем несколько обращений. Первое
обращение касается необходимости провести срочно либерализацию рекламного рынка
и расширить возможности привлечения рекламы в печатных СМИ. И второе
направление – это сохранить ту сеть розничной продажи через городские киоски
печати, которые есть во многих городах и которые местные власти зачастую
пытаются сильно подрезать. И здесь, и здесь мы готовы взаимодействовать с
индустрией и идти ей на помощь в этом. В отношении киосков мы приняли
рекомендации, и после этого мы провели исследования по Российской Федерации - опубликовали
самые лучшие, самые худшие города с точки зрения того, где хорошо обстоит дело,
а где плохо обстоит дело с киосками для продажи прессы. Лучше всех из городов у
нас в Челябинске, хуже всех в Сургуте. Полный список вывешен на сайте нашего
министерства, где желающие могут с этим ознакомиться. Если говорить про
либерализацию рекламного рынка, то часть вещей в том числе и при нашем участии
было сделано. Вернулась реклама медицинских услуг. Приняты решения в отношении
рекламы отечественных вин и шампанского на радио и на телевидении, добавлены
туда и печатные СМИ. Мы считаем, что пока сделано недостаточно, и те пуристские ограничения,
которые были наложены на рекламный рынок пару лет тому назад, сейчас необходимо
отменить.
Сегодня как никогда
стал актуален вопрос информационной безопасности. И здесь нам может пригодиться
китайский опыт. 2014 год дал старт развитию российско-китайского сотрудничества
в области средств массовой информации, а значит, впереди нас ждут неожиданные
совместные проекты.
Алексей Волин: У
нас на 2015 год намечено в общей сложности более 50-ти совместных мероприятий с
китайскими коллегами, включая проведение фестиваля документальных фильмов,
которое мы приурочили заседанию Российско-Китайской комиссии по гуманитарному
сотрудничеству - намечено на лето 2015 года в городе Ухань. Мы сейчас завершаем
съемки большого документального фильма российско-китайских отношений и об
истории народов двух стран. Он не столько про политические отношения, сколько
про культуру и бытовое взаимопроникновение.
У нас неплохие контакты идут в области
взаимодействия Китайского государственного телевидения с российскими каналами
Фильм, мы договорились, будет
передан безвозмездно китайской стороне. У нас неплохие контакты идут в области взаимодействия
Китайского государственного телевидения с российскими телевизионными каналами.
Добавляются новые вещи. В частности, мы начали расширять взаимодействие с китайцами
в области совместных съемок сериалов и кинофильмов. Считаем эту область крайне
перспективной. Кроме этого у нас есть отдельные программы совместные с
китайскими коллегами. Договорились о разного рода мероприятиях, связанных с
освещением победы. И как раз мы решили, что тут фестиваль документальных
фильмов, что мы проведем, - все эти фильмы будут посвящены как раз 70-летию
победы. Причем это будет интересное и для российских, и для китайских
телезрителей, потому что у нас все-таки победа больше сориентирована на запад,
на западный фронт, а у китайцев - с окончанием войны на Тихом океане, на
восток. И вот за счет совмещения двух взглядов, и с запада, и с востока, и у
российских, и у китайских телезрителей возникнет возможность более комплексного
и всестороннего охвата и оценки тех событий, которые происходили 70 лет тому
назад.
Непростой период
переживает сегодня и рынок рекламы. Число мелких рекламных игроков превышает
потребности рынка. Избыточно так же и регулирование в области рекламы.
Многочисленные запреты и ограничения существенно повлияли на размеры доходов
данного сегмента.
Алексей Волин: Я
вообще ожидаю сегодня очень серьезных изменений на рынке как рекламном, так и
телевизионном, и вообще средств массовой информации. Потому что мы входим в
2015 год с очень плохими прогнозами по рекламе. И здесь как раз, на наш взгляд,
является колоссальным благом то, что в этом году был принят закон, который
ограничивает количество игроков на рекламном рынке. Потому что та ситуация,
когда рекламу пытались размазать ровным слоем между колоссальным количеством
едоков, была бы убийственна для телевизионного рынка. Потому что надо четко
иметь чистые модели работы: или вы работаете с рекламы, или вы работаете с
потребителя. Главными заинтересованными лицами в получении рекламы на неэфирное
телевидение были в большом количестве телевизионные каналы, которые создавались
при содействии местных властей и пытались питаться отовсюду понемногу. Они не
могли выжить в чистых условиях ни одного из бизнес-процессов, то есть им не
хватало никогда денег, которые они собирали с рекламы, чтобы полностью закрыть
свои потребности, им никогда не хватало денег, собираемых с абонентов, на то,
чтобы закрыть свои потребности, и им не хватало тех денег, которые им давали
местные власти, на то, чтобы закрыть свои потребности. Но это даже в таком
случае хорошо, потому что это будет очищающее воздействие. Когда местные власти перестанут
финансировать те каналы, которые в принципе не жизнеспособны и не могут
самостоятельно выживать, то для рынка это будет на благо.
Алексей Волин: Необходимо отменить пуристские ограничения, наложенные на рекламный рынок пару лет назад