Анатолий Геращенко: Наконец родители начинают понимать, что у детей, получивших инженерное образование, ждет большое будущее
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/anatolii-geraschenko-14264.html На
днях Московский авиационный институт празднует свой день рождения. Сегодня МАИ
– 85. Он был и остается ведущим аэрокосмическим вузом России и является
единственным университетом нашей страны, осуществляющим подготовку
высококвалифицированных кадров по всему жизненному циклу изделий авиационной,
ракетной и космической техники: от системного проектирования до реализации
отдельных высокотехнологичных производств.
В
2009 году МАИ стал одним из двенадцати вузов страны, победивших в конкурсном
отборе программ развития университетов, которым правительство Российской
Федерации присвоило категорию "Национальный
исследовательский университет".
Наличие
квалифицированных кадров и признанных в мире научных школ, многолетние традиции
МАИ, сохранение и развитие учебно-лабораторной базы позволяют с оптимизмом
смотреть в будущее российской науки.
Анатолий
Геращенко: Мы не меняем свое название, потому что Московский
авиационный институт знают во всем мире. И вот эта приставка, то, что мы
действительно Национальный исследовательский университет, говорит о том, что у
нас очень много научных исследований.
Анатолий
Николаевич Геращенко – ректор Московского авиационного института с 2007 года,
доктор технических наук, профессор, автор более 50 научных трудов и статей, лауреат
Премии Правительства Российской Федерации в области образования, лауреат Премии
Правительства Российской Федерации в области науки и техники, почетный работник
высшего образования Российской Федерации.
Анатолий
Геращенко: В 1930 году, когда в России начала развиваться
авиация, Бауманское училище уже не справлялось с этими задачами, и
правительство решило создать авиационный институт, в котором было необходимо
готовить высококвалифицированные кадры по проектированию летательных аппаратов.
Так родился или вышел из состава МГТУ имени Баумана
Московский авиационный институт. Развитие шло по восходящей. 50 лет назад в
Московском авиационном институте стали готовить специалистов, проектировщиков
для ракетно-космической промышленности. Лично Королев занимался созданием аэрокосмической
кафедры, где он просматривал лично учебные программы, и своих заместителей он
послал читать установочные лекции.
Эта традиция пошла и по другим направлениям. И в
Московском авиационном институте очень многие руководители промышленности
возглавляют кафедры - а их 104. В том числе очень много специалистов читают
лекции.
Мы в настоящее время готовим специалистов по двум
методикам. Самая главная методика – это чтобы студента (так как отсутствует
распределение), начиная с третьего курса, отправить на предприятие, чтобы он
курсовые, практики, дипломные проходил в тех бригадах, в которых он планирует
впоследствии работать. Это очень хорошее направление. Таких договоров с
предприятиями у нас более 100. Хотелось бы больше, потому что мы можем своих
специалистов направлять на более 500 предприятий. Студент в процессе обучения
видит свои карьерные возможности, а предприниматель видит способности студента,
его быструю адаптацию. И студент получает диплом, получает на этих предприятиях
довольно-таки приличную зарплату и должность.
Но если предприятия не берут таким образом
студентов, то мы готовим по сквозному принципу на территории Московского
авиационного института. В 2009 году нам была присвоена категория "Национальный исследовательский
университет", нам было профинансировано более 1 млрд рублей средств. И мы
по предложениям и согласованиям с предприятиями приобрели очень много самого
современного оборудования. И на этом оборудовании мы начинаем готовить
студентов.
Как мы их готовим?
Черчение, моделирование, оцифровка чертежей, составление технологических карт.
Впоследствии сам студент изготавливает деталь, которую он спроектировал, потом
испытывается уже на натурных моделях, которые впоследствии либо участвуют в
соревнованиях, либо в каком-то производстве. Мы также проводим с пятого класса
большую работу по профориентации школьников.
То есть, очень многие
студенты не только у нас, но и за рубежом не сразу понимают, куда они пришли
учиться. И желательно, чтобы как можно меньше был отсев, когда студент
разочаровался, что он не туда пришел учиться, мы проводим массу различных научных
суббот, научных фестивалей. Это ребят завораживает, они приходят иногда вместе
с родителями, которые просто удивляются. Вот, мы проезжаем мимо института,
думаем – ну что там такого? И когда они видят все своими глазами, могут
потрогать, пощупать и даже полазить по данным летательным аппаратам, то у ребят
появляется такое большое желание приходить к нам учиться.
В этом году, как
никогда - я не знаю, что повлияло - но наш Дворец культуры, большой зал
которого вмещает 1250 мест… Было более 2000 школьников, будущих абитуриентов. Нам
пришлось трансляцию и в зал, и на улицу организовывать. Это, конечно, радует,
что наконец-то люди и
родители начинают понимать, что у людей, получивших инженерное образование,
большое будущее.
Когда я поступал в
Московский авиационный институт, то было где-то 80% ребят. В настоящее время
50% ребят, 50% девчонок поступает. У нас в последнее время заключено 68
договоров с иностранными вузами, мы входим в две ассоциации (с китайскими и
европейскими вузами), где мы также начинаем обмениваться студентами. И
приступаем к получению сетевого образования, преподавание на английском языке.
То есть, такой эксперимент начинаем проводить со Шри-Ланкой, Индией, Кенией,
где два года по нашим программам они будут обучаться на английском языке у себя
в странах. И последние два года (это бакалавриат) они будут обучаться в
Московском авиационном институте и получать диплом Московского авиационного
института.
Как наши философы говорят, все развивается по
спирали. Вот сейчас часть пружины этой спирали как раз находится на подъеме
инженерного образования. Потому что выполнить без высококвалифицированных
специалистов по инженерному образованию указания президента, чтоб Россия была
высокотехнологичной, инновационной мощной державой просто нельзя. Т.к. эта
промышленность, авиационно-ракетная, оборонная – она во всех странах тянет за
собой всю остальную промышленность, потому что все передовые инновации
появляются в начале в данных отраслях промышленности.
Как сказал академик Федосов (это ГосНИИАС), все, что
летает, все, что стреляет – везде участвуют мои выпускники. Студенты смеются
так, что это музыкальный институт с легким авиационным уклоном. Действительно,
у нас Дворец культуры, у нас очень много различных художественных коллективов,
у нас культивируется более 50 видов спорта. У нас очень мощный спортивный клуб,
спортивная кафедра. Из стен Московского авиационного института вышло более 60
олимпийских чемпионов, чемпионов мира и Европы.
Работа инженера требует не только твердого ума, но
еще и такой физической состоятельности. Потому что, работая инженером, создавая
новую технику, надо быть еще и физически здоровым человеком. Потому что это не
делается моментально, это очень упорным трудом, порой даже бессонными ночами, вот
как создавалась техника. Чтобы не упустить мысль, которая зародилась в
коллективе.
Из стен Московского авиационного института вышло 22
космонавта. Сейчас на орбите находится Лена Серова, выпускница Московского
авиационного института. 27 числа летит на год для эксперимента для дальнего
космоса наш выпускник, космонавт Михаил Борисович Корниенко. У нас есть свой
Центр управления полетами, где мы можем держать связь с МКС, у нас очень много
различного оборудования, где ребята проходят, и их с удовольствием берут в
отряд космонавтов.
В настоящее время у нас обучается около 12000
бюджетников, где-то около 5000 платников, около 1500 иностранцев. В общей
сложности где-то около 20000. Есть ребята очень талантливые. Таких студентов мы
можем поддерживать стипендиями. Стипендий у нас очень много. И стипендии
правительства, и президента, и ученого совета, и различных видных ученых. У нас
студент, если он хорошо учится, участвует в общественной жизни, может получать
стипендию от 20 до 30 тысяч.
Я, честно говоря, прошел все уровни. МАИ 85 лет. А 1
декабря будет, как я пришел в МАИ слушателем подготовительного отделения, 45
лет. Я человек-оптимист: все-таки мы победим, и мы выполним те задачи, которые
ставит правительство, президент, наше министерство, не глядя ни на что. Мы
продолжаем учить, мы продолжаем привлекать молодежь. Вот, все говорят: кризис,
санкции, плохо. Я не знаю, по-моему, для России это хорошо. Потому что лично
для нас… вот, к нам приток молодежи пошел. Многое на предприятиях пошло,
возрождается импортозамещение. Хотя это нехорошее слово, потому что оно говорит
о том, что очень многое потеряли. Но в России очень много островков. Вот, если
их соединить, мы ведь чудеса делали. И в послевоенное время, и в других
периодах. Это Россия, у нее свой имидж.
Я считаю, что коллектив Московского авиационного
института это понимает, не глядя на определенные трудности. И я думаю, что у
Национального исследовательского университета Московского авиационного
института большое будущее.
Анатолий Геращенко: Наконец родители начинают понимать, что у детей, получивших инженерное образование, ждет большое будущее