Андрей Сарабьянов: Споры вокруг "Черного квадрата" появились сразу, как только он был создан
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/andrei-sarabyanov-u-17617.html
Есть
произведения искусства, которые делят историю на "до" и "после".
К их числу как раз и относится знаменитый "Черный квадрат" Казимира
Малевича. Мы отмечаем вот уже 100 лет с момента создания полотна, а споры и
бурные дискуссии вокруг него не прекращаются до сегодняшнего дня. В чем
заключается истинный смысл и ценность этого произведения? Как полагают
эксперты, "Черный квадрат" – это не только философия и мистика, но и
художественное решение. В руках художника черный цвет становится предметом
искусства и приобретает свое особое значение, а зритель, пристально вглядываясь
в картину, продолжает думать и искать свой смысл. Возможно ли вообще разгадать
эту тайну? Неизвестно.
Андрей
Сарабьянов: Когда вы видите впервые "Черный
квадрат" Малевича, надо погасить в себе все негативные реакции,
постараться просто всмотреться в это произведение. Потому что, во-первых, этот
квадрат – неровный. У него все углы кривые. То есть это форма немножко искаженного
квадрата. Это первое. Потом, если вы посмотрите близко, насколько в музее,
конечно, можно близко смотреть на эту картину, вы увидите, как она создавалась,
вы увидите мазок кисти, как он строит форму. Это не только такое механическое закрашивание
поверхности, а это очень разнообразные мазки: горизонтальные, вертикальные.
Одни длинные, другие короткие. То есть эта форма начинает перед вашими глазами
жить какой-то своей жизнью.
Если кто читал книгу Стругацких "Солярис", там
есть такой живой океан. Вот это в какой-то мере живой океан, который живет
своей отдельной жизнью, и даже как будто там движется что-то внутри, какая-то
необыкновенная энергия. И вот это постепенно как-то вас захватывает.
Андрей
Сарабьянов, главный редактор "Энциклопедии русского авангарда",
искусствовед и эксперт по русскому искусству XX века, автор ряда статей и монографий,
член Союза художников России, кандидат искусствоведения.
Андрей
Сарабьянов: Начну с того, что понять картину Малевича
"Черный квадрат" довольно трудно. И так прийти в Третьяковскую
галерею, увидеть ее впервые и сразу сказать: да, я все понял, я знаю, что это
такое – практически невозможно. И именно из-за того, что эта картина имеет
какой-то загадочный смысл, не сразу читаемое содержание – это вызывает часто у
зрителя негативную реакцию. И люди говорят: ну что такое? "Черный
квадрат" – это элементарная картинка. Любой человек может так нарисовать.
Обычно возражают "нарисуйте первый". Это очень
важно – придумать первому такое. Но это поверхностное утверждение. А за этим
стоит гораздо более сложное содержание. Например, "Черный квадрат" –
это же не вещь, которая возникла на пустом месте. Малевич к этому шел, это
эволюция его художественной формы, эволюция его мысли. Потому что он вообще был
не просто художник, рисующий окружающий мир, а он был человеком очень думающим,
он был философом, он был мыслителем, я бы сказал, и довольно мощным человеком в
этом отношении. Поэтому за "Черным квадратом" целый пласт культуры не
только самого Малевича, но и целой эпохи авангарда.
Для Малевича "Черный квадрат" вообще был
символом всего его искусства. Я думаю, что поначалу, когда он создал "Черный
квадрат", это было какое-то озарение, конечно. Хотя, как я уже сказал, это
была эволюция, с одной стороны. Но в этой эволюции был какой-то необыкновенный
творческий всплеск. И это было создание "Черного квадрата". И он его
создал спонтанно. Даже потом он рассказывал своим ученикам, и это зафиксировано
в воспоминаниях, "когда я писал "квадрат", вокруг меня какие-то
необыкновенные молнии появились". А когда "Черный квадрат" уже был
создан, то вокруг него сразу же появились всякие споры, сразу же буквально. Очень
интересно, что Малевич его показал, конечно, не в тот же момент, когда он его
написал. В конце 1915 – начале 1916 года в Петербурге была открыта выставка,
которая называлась "010". Это знаменитая выставка. И Малевич в этой
выставке участвовал. И он там показал "Черный квадрат". Но не один
"Черный квадрат", а целую серию супрематических работ, которые он к
этому моменту создал. И до выставки он его всячески прятал, никому не
показывал, закрывал занавески на окнах, никого в мастерскую не пускал. И, в
общем, как-то так произошло, что к нему пришел один из его коллег и увидел эти
работы. И тут ему невольно пришлось их продемонстрировать, потому что он вообще
не хотел. Видимо, еще ждал какого-то другого случая. Но тут уж узнал один –
значит, узнают все. И эффект разорвавшейся бомбы будет утрачен. И вот он тогда
отдал их на выставку, и это был действительно эффект разорвавшейся бомбы,
потому что это было совершенно новое слово в живописи.
Зрители, конечно, как, впрочем, и на всех выставках
авангарда того времени – они были всегда недовольны, кричали, смеялись,
плевались, издевались и так далее. Но художники авангарда отчасти на это и
рассчитывали. В их картинах был определенный элемент эпатажа. Они к этому даже
стремились. Хотя это не было главной целью все-таки. И вот "Черный
квадрат" тогда зажил уже своей уже отдельной жизнью. И Малевич, когда он
делал экспозицию своего зала на этой выставке, он "Черный квадрат"
повесил в так называемый красный угол, там, всегда обычно в русских домах висят
иконы. Но это не было богохульским шагом. Он это не имел в виду. Он просто этим
заявлял, что "Черный квадрат" – такое особенное произведение, самое
важное. Он даже его называл иконой своего времени. И там эта жизнь "Черного
квадрата" уже независимо от Малевича продолжалась. Когда он уехал в
Витебск в 2018 году, у него там была целая школа, учеников было много, он
преподавал живопись, учил их рисовать в разных стилях от кубизма до
супрематизма. И значком этого училища был черный квадрат. И ученики носили
обычно на рукаве или на пиджаке такое маленькое изображение черного квадрата.
В советское время, когда была создана такая структура в
самом начале 1918 года, некая структура – музейное бюро, которое закупало у
художников картины для разных музеев, которые в будущем должны были быть
созданы в разных городах, ну и в частности пополнение Третьяковской галереи и
Русского музея. И этот первый "Черный квадрат" тут же был куплен у
Малевича. Действительно, это была ему помощь, потому что денег тогда у
художников не было. Получил свои триллионы по тем деньгам. Не знаю, что он на
это купил, но, в общем, "Квадрат" забрали, и он лежал в Третьяковской
галерее. И у Малевича уже не было "Квадрата", а значение
"Квадрата" он понимал и решил воссоздать эту форму. И тогда был создан
второй "Квадрат". Правда, он был написан не одним Малевичем, а его
учениками плюс самим Малевичем. Это был такой триптих - "Квадрат, круг и
крест", основные формы супрематизма. Они были написаны для Венецианской
выставки 1924 года, Венецианского бьеннале, где Россия участвовала очень
большим количеством картин. И это был второй "Черный квадрат". Все
эти вещи хранятся в Русском музее сейчас. Первый в "Третьяковке",
второй в "Русском музее".
Третий "квадрат" был написан к персональной
выставке в Третьяковской галерее 1929 года. Он тоже хранится в Русском музее. И
есть четвертый "квадрат", который найден относительно недавно, где-то
лет 10 назад. Он хранился у родственников последней жены Малевича. Там был не
только "Черный квадрат" в этом собрании, там были еще какие-то другие
работы. Все это было куплено Инкомбанком у родственников Малевича. Потом
Инкомбанк прогорел. И тогда был аукцион, где за миллион долларов Потанин купил
этот последний "Черный квадрат" и подарил его Эрмитажу. Вот такая
история четырех "Черных квадратов". Но помимо этого у Малевича еще
были другие квадраты, не черные. У него было два "Красных квадрата" и
один "Белый". Так что разнообразие этого супрематизма и этих форм
даже здесь есть. "Квадраты" у него разные.
Вообще все его поиски были направлены на развитие этого
супрематизма. Что такое супрематизм, грубо говоря? Это некие геометрические
формы, цветовые плоскости, их взаимоотношение друг с другом, их взаимоотношение
с фоном. Фон обычно всегда белый у него. Это как бы нейтральный цвет, но белый
при этом – это цвет, в котором есть все цвета. Тут открывается целая сложная
система цветовых каких-то отношений в картине. За этим стоит целая теория. И
Малевич не был изобретателем своей теории. Просто теория цвета вообще появилась
в искусстве задолго до Малевича, как бы теоретическое осмысление. Сам цвет,
конечно, воспринимался художником всегда. Это изначально дано. А вот
теоретическое осмысление цвета, ассоциации цвета с какими-то чувствами,
мыслями, ощущениями – еще Гете этим занимался, понимаете? А в России этим очень
серьезно занимался Кандинский, до Малевича еще, и он создал свою теорию цвета,
у него это очень связано с музыкой, с какими-то музыкальными впечатлениями, с
нотами. Тут Малевич не был первооткрывателем. Но он это развивал. У него была
такая геометрия цвета. И он экспериментировал, двигался в этом направлении на
протяжении нескольких лет.
И, в общем, у него был супрематизм: сначала "Черный
квадрат", потом цветной супрематизм, потом он перешел к белому цвету и
написал несколько картин "Белое на белом". Это довольно большие
картины, там тоже супрематические формы, но более изощренные. Там уже какой-то
крест иногда появляется, овал и полуовалы.
И иногда там даже не видно изображения. Настолько тонко
все сделано. И он, дойдя до этого "Белое на белом", сказал, что
живопись кончена. Он сказал, что больше не будет заниматься живописью, что это
все, он достиг того, за чем уже нет живописи.
И тут он начал заниматься теорией. Это как раз совпало с
его приездом в Витебск, у него были всякие теоретические книги. Он очень много
написал. Малевич совершил такой шаг куда-то очень сильно вперед, он обогнал свое
время, когда он создавал некие знаки своего творчества. Я не думаю, чтоб
современники понимали все значение того, что он сделал тогда. Да и сейчас
немногие понимают. Он был, конечно, необыкновенный новатор и художник, который
смотрел очень далеко вперед.
Андрей Сарабьянов: Споры вокруг "Черного квадрата" появились сразу, как только он был создан