Анзор Музаев: Всплыл ряд проблемных моментов, и мы много чего в едином госэкзамене поменяли
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/anzor-muzaev-23088.html Состояние
сферы образования в современном мире сложно и противоречиво. В наше время в
России происходят процессы радикальных преобразований в этом сегменте и
формирование новой образовательной системы. Рособрнадзор – это федеральный
орган, который отвечает за качество образования на всех уровнях, в том числе за
проведение ЕГЭ, ГИА, всероссийских проверочных работ, а также осуществляет
контроль за профессиональной подготовкой учителей. Несмотря на то, что еще не
подошло время сдачи экзаменов, изменения, которые планируют внести в ЕГЭ на
2017 год, уже сегодня волнуют будущих выпускников: ведь только от тщательной
подготовки к экзаменам зависят итоговые результаты и будущее поступление в
престижный вуз.
Анзор
Музаев: Это экзамен. К нему надо готовиться. К нему надо
готовиться правильно. Но экзамен – это не какой-то конец жизни. На экзамене
только все начинается. Здесь он должен показать те знания, которые он
нарабатывал вместе с учителями, с родителями в течение 11 лет, подтвердить их и
сделать правильный выбор профессии, которая будет. Может быть, посоветоваться с
семьей, но все-таки слушать свое сердце.
Экзамен
– это не какой-то конец жизни. На экзамене только все начинается. Здесь ученик должен показать те знания, которые он нарабатывал вместе с учителями, с
родителями в течение 11 лет, подтвердить их и сделать правильный выбор
профессии.
К сожалению, у нас есть много случаев, когда родители совершенно
неправильно мотивируют ребят и создают такую нервозность и для себя, и для
своего ребенка, а потом начинают искать виноватых. Надо четко понимать, что мы
любим своих детей не за результат, не за средний балл или не за балл по
какому-то предмету. Это осознание каждый родитель должен передать своему
ребенку. Выпускник должен знать, что эта любовь не связана с оценкой по тому
или иному предмету.
Анзор
Ахмедович Музаев, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки, кандидат технических наук. Его трудовая деятельность
началась с должности преподавателя Грозненского государственного нефтяного
института. Затем пост заместителя председателя комитета правительства Чеченской
республики по делам молодежи. С 2006 года – ректор Чеченского государственного
университета. С 2008 года – министр образования и науки Чеченской республики. В
сентябре 2013 года приказом министра образования и науки Российской Федерации
назначен заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки.
Анзор
Музаев: Начиная с 1990-х годов, все учителя, директора школ,
вообще работники образования все время говорят о реформах, где-то чувствуется
усталость от этих реформ. Хотелось от некой стабильности выйти в такое ровное
русло. Все-таки система образования – это достаточно огромный корабль,
маневрировать которым очень тяжело. Поэтому хотелось какой-то стабильности,
чтобы получить и посмотреть результаты тех реформ, к чему мы идем вообще и
какие есть результаты. В первую очередь, чтобы понять, какие есть результаты,
надо проводить какие-то оценочные процедуры, собственно говоря, чем мы и в
службе занимаемся и на что мы делаем ставку последние 3 года.
Что является элементами этой системы? В первую очередь
всем известен единый государственный экзамен, который был введен в штатный
режим, когда все регионы и все выпускники сдавали его в обязательном порядке в
2009 году.
За 7 лет всплыл ряд проблемных моментов. Это и тестовая
часть (во всех предметах она была), отсутствие возможности сдавать устно, были
вопросы, связанные с объективностью проведения экзамена, у нас было много
скандальных историй, мы это все помним. Пик всего этого безобразия был в 2013
году, после чего были приняты кардинальные меры. До этого мы собрали всю
информацию, пожелания всех экспертов. И в течение 3 лет мы много чего в
экзамене поменяли. В первую очередь мы постепенно отказывались и к 2017 году
приходим к тому, что у нас не остается практически предметов с тестовой частью
с выбором одного ответа. Мы ввели устную часть по иностранным языкам.
У нас была также серьезная озабоченность не подготовкой
учащихся, а позволяет ли существующий парк оборудования в пунктах проведения
экзамена проводить качественно, без сбоев, без создания в пунктах проведения
какой-то нервной, напряженной обстановки этот экзамен. Да, в первый год были
определенные трудности. В ряде пунктов у нас возникли очереди там, где ребятам
приходилось ждать по несколько часов.
Когда мы разбирались с этим моментом, время, когда они
должны были прийти, было условно в час. Но мы же все любопытные. Поэтому многие
пришли заранее. В этом ожидании они утомились. Вот такие жалобы у нас возникли.
В этом году мы все эти моменты учли, увеличили количество пунктов проведения, и
по городу Москве очередей у нас не наблюдалось.
Были вопросы о многократной сдаче. У нас есть сейчас
волна сдачи ЕГЭ в апреле для ребят, у которых есть соревнования (спортсмены),
для тех ребят, у которых есть проблемы со здоровьем, и для выпускников прошлых
лет.
В сентябре мы сделали волну и сдаем уже второй год
подряд русский язык и математику, для тех ребят, которые провалили экзамен, не
получили аттестат. В планах введение устной части по русскому языку. Здесь
вопрос даже не в технологии, не в разработке контрольно-измерительных
материалов, а вопрос, как и в иностранных языках – это оборудование в регионах.
Следующая составляющая общероссийской системы оценки
качества образования – государственная итоговая аттестация в 9 классах (ОГЭ),
сейчас называется экзамен. Здесь напряжения у нас поменьше, так как экзамен в
9-х классах – это ответственность региональная. Мы здесь просто даем
рекомендации, разрабатываем контрольно-измерительные материалы на федеральном
уровне. Но экзамен полностью на совести регионов. И объективность проведения
напоминает единый государственный экзамен, потому что и у нас, и у регионов
есть уже статистика и есть, с чем сравнивать.
Кроме того, мы в течение 3 лет провели в штатный режим
еще ряд оценочных процедур, которые являются новшеством, в первую очередь
национальные исследования качества образования, когда мы берем по тому или
иному предмету, начиная с 4-х классов, выборку 500 школ. Нам важно выявить не
оценку конкретного учащегося, а нам важно понять температуру в том или ином
предмете. Первое исследование у нас было по математике, 5-7 класс.
Продуктивность этих исследований говорит о том, что мы многие проблемы начали
выявлять.
К
моменту Государственной итоговой аттестации в 9-х классах появляется мотивация
на сдачу экзамена, есть какой-то рост, но этот рост незначительный, потому что
момент тех базовых знаний, которые им пригодятся в 9 и 11 классе, он упущен, и
вот это была серьезная проблема.
Если брать математику, то уровень математического
образования до 4 класса по всей стране у ребят растет. Но от 5 по 7 класс
уровень начинает снижаться, вместо того чтобы этот уровень рос. К моменту
Государственной итоговой аттестации в 9-х классах появляется мотивация на сдачу
экзамена, есть какой-то рост, но этот рост незначительный, потому что момент тех
базовых знаний, которые им пригодятся в 9 и 11 классе, он упущен, и вот это
была серьезная проблема.
И наконец всероссийские проверочные работы. Это
контрольная работа. По русскому языку это был диктант. То есть никаких
контрольно-измерительных материалов, которые готовят для выпускников на ЕГЭ или
ГИА-9, данные работы не предусматривали. Да, где-то были похожие бланки
ответов, но это была обычная контрольная работа, которая проходит фактически в
течение года много раз в школах. Единственное отличие заключалось в том, что
контрольная работа разрабатывалась на федеральном уровне. Результаты работ
проверялись учителями, загружались в общее хранилище, что нам позволяло впервые
в истории российского образования делать анализ, например, по тому или иному
предмету в 4 классах. А раньше это были только выборки, которые были похожи на
национальные исследования качества образования.
Конечно, были у нас вопросы к объективности. Конечно, у
нас были школы, которые пытались, думая, что все-таки будет какое-то наказание
за слабые оценки, понаставить пятерок и так далее. Некоторое искажение по ряду
муниципалитетов и по ряду школ по стране у нас было. Но эта контрольная работа
позволяла выявить и эти приписки.
В этом году в ноябре месяце мы уже будем писать
проверочные работы во вторых классах, проверочные работы будут в пятых классах.
Мы сделаем тоже добровольное участие. И планируется апробация проверочных работ
в 11 классе по необязательным предметам. Делаем выводы и смотрим со стороны потенциального
нарушителя, а где бы можно было еще что-то придумать. Посвящаем этому следующее
полугодие перед новым экзаменом. И все эти лазейки, слабые места пытаемся
усовершенствовать, их практически уже сейчас нет. Есть какие-то технические
моменты. Для нас самое главное, чтобы наши выпускники надеялись не на мобильные
телефоны, не на шпаргалки, не на помощь взрослого, а шли и сдавали экзамен.
В Южной Корее есть случаи, когда ребята подавали
заявление в суд на то, что им учитель пытался помочь. Мы не настаиваем на том,
что у нас должен быть такой ученик. Я сейчас привожу пример о самосознании.
Объективность проведения должна быть самосознание всех участников процесса:
родителя, учителя и ученика. Ученика в первую очередь, потому что эти
объективные знания нужны ему по жизни.
Анзор Музаев: Всплыл ряд проблемных моментов, и мы много чего в едином госэкзамене поменяли