19 января все православные христиане отмечают один из главных праздников – Крещение Господне или Богоявление. Подробное описание этого события дано у всех четырех евангелистов, а также во многих стихирах и тропарях праздника. Архимантдрит Савва: Господь Иисус Христос принял Святое Крещение, когда Ему исполнилось 30 лет. Прежде чем Господь крестился, был послан Богом пророк великий, предтеча Спаса – Иоанн, который крестил людей крещением покаяния. И вот приходит Господь к нему на реку Иордан, и Иоанн духом познал, что перед ним Господь. И он говорит: "Ты ли будешь креститься от меня? Мне надо от Тебя креститься". Но Господь остановил его и сказал: "Так нам надлежит исполнить всякую правду". То есть исполнить закон. И крестился от Иоанна в Иордани. Ахримандрит Савва – наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря. В подведомственной ему обители 30 монахов и послушников. Они совершают богослужения не только в стенах монастыря, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве и Московской области. Архимандрит Савва: Пришел по зову сердца в храм Божий, пришел к Церкви. Господь даровал мне вот эти изобильные свои дары, путеводствовал меня на протяжении всего этого времени. Я считаю, что, в принципе, каждый человек, который обретает Господа, является очень счастливым человеком. 19 января в Саввино-Сторожевском монастыре особенно людно так же, как и в любом другом монастыре. Прихожане направляются не в главный храм, а к небольшой часовне, что находится в отдалении от обители. Архимандрит Савва: У нас есть при монастыре святой источник, и многие люди окунаются в этом источнике 19 января. Это благочестивая традиция. Вообще вот эта крещенская вода называется "Великая агиасма" . Святая Церковь постоянно освящает воду в течение года, но "Великая агиасма", крещенская вода, она бывает в навечерии Крещения и в день Крещения, когда освящается все естество водное. И эта вода имеет силу освящать предметы. Эта вода имеет силу исцелять человека от духовных и телесных недугов. И, в принципе, многие христиане стали в этот день погружаться в воду. Это такая традиция. В этот день, вне зависимости от уличной температуры и погодных условий, тысячи верующий в разных городах нашей страны приходят к водоемам, чтобы совершить крещенское омовение. Полезно или опасно погружение в уличный открытый водоем в самый разгар зимы – вопрос дискуссионный. Каждый решает для себя сам. Архимандрит Савва: Ну, мне кажется, как Господь сказал: "По вере вашей да будет вам". И вот многие люди с верой приходят, с верой окунаются и не заболевают, и очень хорошо себя благодатно чувствуют. Мне кажется так: если в ком-то нет такой решимости, если есть какие-то сомнения, лучше не дерзать, не окунаться в прорубь. Лучше попить воды. В принципе, можно окунуться в ванной, мне кажется, потому что вся вода в этот день освященная. Не обязательно в холодную прорубь нырять, можно тёплой водой омыться. Святая вода – явление тоже до сих про не разгаданное и не объясненное. Ее необычные свойства даже ученые отмечали неоднократно. Но причину их появления пока никто не установил. Архимандрит Савва: На то оно и чудо. В принципе, на притяжении всех столетий люди пытались как-то объяснить чудотворные свойства этой воды. Пытались объяснить тем, что, яко бы, серебряным крестом освящается вода. На самом деле сейчас очень мало серебряных крестов. И в основном крестами Софринского изготовления освящается вода. И она, тем не менее, ту же силу имеет. Эта вода не портится в течении года, и даже в течении нескольких лет. И сейчас мы свидетельствуем, что такие чудеса происходят со святой водой, с "Великой агиасмай", она не портится в течении длительного времени. Я был свидетелем, как помогает крещенская вода, как исцеляет. Когда люди испивают, как они исцеляются, и как она влияет на их духовное состояние. Какая радость бывает у людей, когда их кропят святой водой, и когда они испивают эту воду. Этих свидетельств очень много. У нас был игумен Василий, Царство ему Небесное, он очень большое значение придавал крещенской воде. Он заготавливал ее прямо на год, в очень больших количествах употреблял ее. Господь, мне кажется, за счет того, что он испивал эту воду и так ее почитал, дал ему достаточно долго прожить в здравии и духовном и телесном. Хотя, он был человек такой болезненный довольно-таки. Символическое значение воды описано еще в Ветхом Завете. Вода – это начало жизни. Водой Великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое. Слово "крещаю, крещу" в переводе с греческого означает "погружаю в воду". Архимандрит Савва: Само водоосвящение, откуда оно пришло? Просто изначально в великие праздники совершалось крещение оглашенных людей, которые собирались стать православными христианами. И на этом фоне появился потом этот чин "Великого освящения воды". Он постепенно выделялся и где-то к 11 веку этот чин "Великого освящения воды" стал совершаться повсеместно именно в навечерии Крещения Господня и в сам праздник Крещения Господня. Господь этим действием погреб в водах иорданских человеческий грех, освятил воду Иордана и показал нам образ принятия крещения. Так же мы называем этот праздник Богоявление, потому что во время крещения Господня был явлены все три лица Святой Троицы. Господь свидетельствовал гласом: "Сей есть Сын мой возлюбленный, в Нем же мое благоволение". Господь Иисус Христос крестился. И видимым, телесным, образом сошел Святый Дух на Господа в виде голубя. И это событие с самого начала отмечалось Православной церковью. Сначала Крещение Господне праздновалось одновременно с Рождеством. А где-то начиная с 6-го века, праздник Крещения отделился от Рождества и праздновался отдельно. Это праздник великий, двунадесятый. Один из Великих двенадцати праздников, которые мы совершаем. В этот день поется тропарь: "Во Иордане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного, Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе". Многие могут отметить, насколько прекрасен церковно-славянский язык и немножко блекло на русском языке звучит этот тропарь: " Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном. И Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе". Это, конечно, понятнее. Но гораздо молитвеннее на церковно-славянском языке. В этот день читаются особые паремии еще и на повечерии праздника. Паремии – это библейские отрывки Ветхого Завета. В них мы читаем фрагменты пророчеств пророков о крещении Господа Иисуса Христа, о чудотворных свойствах воды крещенской. Все это было изречено пророками в Ветхом Завете. Достовернее всего, мне кажется, проповеди святых отцов: святителя Ионна Златоуста, святителя Григория Богослова, Кирилла Иерусалимского. Мне кажется, эти проповеди в первую очередь - источники. Из них можно узнать, как действительно жили христиане. Нравственные поучения святителя Иоанна Златоуста и поучения о святой воде и о других таинствах очень интересные поучения. Очень много на Западе было написано картин уже в эпоху Возрождения и после этого. Но эти все картины основаны на Византийской иконописи, которую мы знаем, икона Крещение Христа. Поэтому, мне кажется, что основное – это иконопись. Византийская икона – такое хорошее свидетельство визуальное. Эта икона в 20-м веке написана по образу византийских икон. На ней мы видим Господа, который находится в Иордане, и пророка и предтече Спаса Иоанна, который возлагает правую руку на главу Спасителя. Есть Дух в виде голубине, который нисходит на главу Спасителя. В этот момент как раз и раздался глас от Господа: "Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение". Такая писанная икона, чтимая у нас в монастыре. Раньше, конечно, когда у нас было 99% православных население, тогда царь предавал очень большое значение всем двунадесятым праздникам. Бывали шикарные такие службы, пышные службы в Успенском соборе Московского Кремля. А затем патриарх и царь ходили на Москву реку, там делалась специальная иордань. В этой иордани освящалась вода. Можно почитать у Ивана Шмелева в "Лете Господнем", там он вспоминает свое детство, и как совершался праздник Крещение Господне, и как совершалось великое освящение воды. Он это все хорошо и тепло вспоминает. Сейчас, конечно, тоже многие ходят на иордань, на реки, на озера, на источники, так же освящают воду. И в принципе многие православные уделяют большое внимание этому таинству, этому празднику. Хотелось бы, чтобы те люди, которые приходят на Пасху, на Крещение, бывают еще на какой-то день, приходят несколько дней в году. Хотелось бы, чтобы они чаще были в храме Божием. Потому что самое большое таинство у нас – это Причастие Тела и Крови Христовой. А это таинство каждый день совершается в церкви, им себя можно врачевать каждый день.