Архимандрит Савва: Каждый, кто обретает Господа, является очень счастливым человеком
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/arhimandrit-savva-13385.html
19 января все
православные христиане отмечают один из главных праздников – Крещение Господне
или Богоявление. Подробное описание этого события дано у всех четырех
евангелистов, а также во многих стихирах и тропарях праздника.
Архимантдрит Савва:
Господь Иисус Христос принял Святое Крещение, когда Ему исполнилось 30 лет.
Прежде чем Господь крестился, был послан Богом пророк великий, предтеча Спаса –
Иоанн, который крестил людей крещением покаяния. И вот приходит Господь к нему
на реку Иордан, и Иоанн духом познал, что перед ним Господь. И он говорит:
"Ты ли будешь креститься от меня? Мне надо от Тебя креститься". Но
Господь остановил его и сказал: "Так нам надлежит исполнить всякую правду".
То есть исполнить закон. И крестился от Иоанна в Иордани.
Ахримандрит Савва –
наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря. В
подведомственной ему обители 30 монахов и послушников. Они совершают
богослужения не только в стенах монастыря, но и в 11 приписных к обители
храмах, расположенных в Москве и Московской области.
Архимандрит Савва:
Пришел по зову сердца в храм Божий, пришел к Церкви. Господь даровал мне вот
эти изобильные свои дары, путеводствовал меня на протяжении всего этого
времени. Я считаю, что, в принципе, каждый человек, который обретает Господа,
является очень счастливым человеком.
19 января в
Саввино-Сторожевском монастыре особенно людно так же, как и в любом другом
монастыре. Прихожане направляются не в главный храм, а к небольшой часовне, что
находится в отдалении от обители.
Архимандрит Савва:
У нас есть при монастыре святой источник, и многие люди окунаются в этом
источнике 19 января. Это благочестивая традиция. Вообще вот эта крещенская вода
называется "Великая агиасма" . Святая Церковь постоянно освящает воду
в течение года, но "Великая агиасма", крещенская вода, она бывает в
навечерии Крещения и в день Крещения, когда освящается все естество водное. И
эта вода имеет силу освящать предметы. Эта вода имеет силу исцелять человека от
духовных и телесных недугов. И, в принципе, многие христиане стали в этот день
погружаться в воду. Это такая традиция.
В этот день, вне
зависимости от уличной температуры и погодных условий, тысячи верующий в разных
городах нашей страны приходят к водоемам, чтобы совершить крещенское омовение.
Полезно или опасно погружение в уличный открытый водоем в самый разгар зимы –
вопрос дискуссионный. Каждый решает для себя сам.
Архимандрит Савва:
Ну, мне кажется, как Господь сказал: "По вере вашей да будет вам". И
вот многие люди с верой приходят, с верой окунаются и не заболевают, и очень
хорошо себя благодатно чувствуют. Мне кажется так: если в ком-то нет такой
решимости, если есть какие-то сомнения, лучше не дерзать, не окунаться в
прорубь. Лучше попить воды. В принципе, можно окунуться в ванной, мне кажется,
потому что вся вода в этот день освященная. Не обязательно в холодную прорубь
нырять, можно тёплой водой омыться.
Святая вода – явление
тоже до сих про не разгаданное и не объясненное. Ее необычные свойства даже
ученые отмечали неоднократно. Но причину их появления пока никто не установил.
Архимандрит Савва:
На то оно и чудо. В принципе, на притяжении всех столетий люди пытались как-то
объяснить чудотворные свойства этой воды. Пытались объяснить тем, что, яко бы,
серебряным крестом освящается вода. На самом деле сейчас очень мало серебряных
крестов. И в основном крестами Софринского изготовления освящается вода. И она,
тем не менее, ту же силу имеет. Эта вода не портится в течении года, и даже в
течении нескольких лет. И сейчас мы свидетельствуем, что такие чудеса
происходят со святой водой, с "Великой агиасмай", она не портится в
течении длительного времени. Я был свидетелем, как помогает крещенская вода,
как исцеляет. Когда люди испивают, как они исцеляются, и как она влияет на их
духовное состояние. Какая радость бывает у людей, когда их кропят святой водой,
и когда они испивают эту воду. Этих свидетельств очень много.
У нас был игумен Василий, Царство ему Небесное, он очень
большое значение придавал крещенской воде. Он заготавливал ее прямо на год, в
очень больших количествах употреблял ее. Господь, мне кажется, за счет того,
что он испивал эту воду и так ее почитал, дал ему достаточно долго прожить в
здравии и духовном и телесном. Хотя, он был человек такой болезненный
довольно-таки.
Символическое
значение воды описано еще в Ветхом Завете. Вода – это начало жизни. Водой
Великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое. Слово
"крещаю, крещу" в переводе с греческого означает "погружаю в
воду".
Архимандрит Савва: Само водоосвящение, откуда оно пришло? Просто
изначально в великие праздники совершалось крещение оглашенных людей, которые
собирались стать православными христианами. И на этом фоне появился потом этот
чин "Великого освящения воды". Он постепенно выделялся и где-то к 11
веку этот чин "Великого освящения воды" стал совершаться повсеместно
именно в навечерии Крещения Господня и в сам праздник Крещения Господня.
Господь этим действием погреб в водах иорданских человеческий грех, освятил
воду Иордана и показал нам образ принятия крещения. Так же мы называем этот
праздник Богоявление, потому что во время крещения Господня был явлены все три
лица Святой Троицы. Господь свидетельствовал гласом: "Сей есть Сын мой
возлюбленный, в Нем же мое благоволение". Господь Иисус Христос крестился.
И видимым, телесным, образом сошел Святый Дух на Господа в виде голубя. И это
событие с самого начала отмечалось Православной церковью.
Сначала Крещение Господне праздновалось одновременно с
Рождеством. А где-то начиная с 6-го века, праздник Крещения отделился от
Рождества и праздновался отдельно. Это праздник великий, двунадесятый. Один из
Великих двенадцати праздников, которые мы совершаем. В этот день поется тропарь:
"Во Иордане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение:
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного, Тя Сына именуя, и Дух,
в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир
просвещей, слава Тебе".
Многие могут отметить, насколько прекрасен
церковно-славянский язык и немножко блекло на русском языке звучит этот
тропарь: " Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, явилось поклонение
Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя
возлюбленным Сыном. И Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого
слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе". Это,
конечно, понятнее. Но гораздо молитвеннее на церковно-славянском языке.
В этот день читаются особые паремии еще и на повечерии
праздника. Паремии – это библейские отрывки Ветхого Завета. В них мы читаем
фрагменты пророчеств пророков о крещении Господа Иисуса Христа, о чудотворных
свойствах воды крещенской. Все это было изречено пророками в Ветхом Завете.
Достовернее всего, мне кажется, проповеди святых отцов:
святителя Ионна Златоуста, святителя Григория Богослова, Кирилла
Иерусалимского. Мне кажется, эти проповеди в первую очередь - источники. Из них
можно узнать, как действительно жили христиане. Нравственные поучения святителя
Иоанна Златоуста и поучения о святой воде и о других таинствах очень интересные
поучения. Очень много на Западе было написано картин уже в эпоху Возрождения и
после этого. Но эти все картины основаны на Византийской иконописи, которую мы
знаем, икона Крещение Христа. Поэтому, мне кажется, что основное – это
иконопись. Византийская икона – такое хорошее свидетельство визуальное. Эта
икона в 20-м веке написана по образу византийских икон. На ней мы видим Господа,
который находится в Иордане, и пророка и предтече Спаса Иоанна, который
возлагает правую руку на главу Спасителя. Есть Дух в виде голубине, который
нисходит на главу Спасителя. В этот момент как раз и раздался глас от Господа:
"Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение". Такая
писанная икона, чтимая у нас в монастыре. Раньше, конечно, когда у нас было 99%
православных население, тогда царь предавал очень большое значение всем
двунадесятым праздникам. Бывали шикарные такие службы, пышные службы в Успенском
соборе Московского Кремля. А затем патриарх и царь ходили на Москву реку, там
делалась специальная иордань. В этой иордани освящалась вода.
Можно почитать у Ивана Шмелева в "Лете Господнем",
там он вспоминает свое детство, и как совершался праздник Крещение Господне, и
как совершалось великое освящение воды. Он это все хорошо и тепло вспоминает.
Сейчас, конечно, тоже многие ходят на иордань, на реки, на
озера, на источники, так же освящают воду. И в принципе многие православные уделяют
большое внимание этому таинству, этому празднику. Хотелось бы, чтобы те люди,
которые приходят на Пасху, на Крещение, бывают еще на какой-то день, приходят
несколько дней в году. Хотелось бы, чтобы они чаще были в храме Божием. Потому
что самое большое таинство у нас – это Причастие Тела и Крови Христовой. А это
таинство каждый день совершается в церкви, им себя можно врачевать каждый
день.
Архимандрит Савва: Каждый, кто обретает Господа, является очень счастливым человеком