Артур Парфенчиков: Очень важно найти механизмы, меняющие внутреннее отношение гражданина к ситуации, когда он оказывается должником
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/artur-parfenchikov-ochen-18784.html
С
15 января вступил в силу закон, согласно которому граждане, имеющие
задолженности по уплате штрафов, алиментов или решению суда на сумму свыше 10
тысяч рублей, будут лишены прав на управление автомобилем или иным транспортным
средством до полного погашения имеющихся задолженностей. Авторы новой
законодательной инициативы уверены: принятые меры воздействия простимулируют
граждан как можно скорее погасить накопленные долги.
Артур
Парфенчиков: Для нас совсем не так важно нацелить себя
на какие-то глобальные цифры, ограничение в правах на управление транспортным
средством наших граждан. Нам важно создать систему, которая мотивировала бы
наших граждан на правовое поведение, чтобы как можно меньше у нас было
конфликтов уже в такой затянувшейся стадии, чтобы все-таки граждане более
ответственно следили за собой в плане оплаты штрафов, алиментов и, безусловно,
таких важных социальных обязательств, как возмещение вреда, причиненного
преступлением или потерей кормильца.
Артур
Олегович Парфенчиков, директор Федеральной службы судебных приставов, главный
судебный пристав России, действительный государственный советник юстиции и почетный
работник Министерства юстиции Российской Федерации, почетный работник
прокуратуры первого класса и заслуженный юрист Российской Федерации. Награжден
Орденом Почета и медалью Ордена "За заслуги перед Отечеством" II
степени.
Артур
Парфенчиков: Вообще дискуссия по этому поводу была
многолетней. И более 5 лет обсуждалась сама возможность внедрения в нашу правовую
систему именно такого института. Безусловно, мы опирались (мы – это экспертное
сообщество, к коему мы себя относим, естественно, и общественные организации,
те, кто участвовал в обсуждении, научное сообщество, безусловно, это участники
законодательного процесса), конечно, мы учитывали тот международный опыт,
который уже есть в этой связи. И сама постановка вопроса в обществе возникла
после международной санкт-петербургской конференции в 2010 году, которую
организовал Санкт-Петербургский университет вместе с Федеральной службой
судебных приставов. И там впервые прозвучала информация о характере, опыте
использования такой меры в ряде стран. В первую очередь был очень глубокий и
информативный доклад делегации Израиля. И эта повестка, материалы этой конференции
и породили саму идею, само обсуждение. Кстати, за последние годы этот же самый
путь прошел целый ряд стран, например, такая мера появилась с 2010 года.
Несколько лет назад она появилась в Чехии, в Словакии и у наших ближайших
соседей – в Белоруссии и Казахстане. Поэтому это уже достаточно широкий набор
информации о самом правоприменении, пусть в других правовых системах,
иностранных, но, тем не менее, конечно, мы при обсуждении могли опираться на
тот или иной опыт. И, кстати, наш закон учел ряд позиций, которые достаточно
проработаны уже и научным сообществом, в том числе с учетом уже изучения
иностранного опыта, и значительной позиции, особенно касающейся определенных
преференций для должника, они были взяты из различных иностранных систем.
Очень много было дискуссий
по профессиональным лицензиям. И, кстати, есть правовые системы, которые как
раз упор делают на ограничение профессиональных лицензий, предполагая, что это
такая жесткая мера, которая заставит должника в течение короткого времени
расплатиться полностью с имеющимся долгом. Логика в этом есть. Заставить того
же таксиста или профессионального водителя выложить всю сумму, для того чтобы
не потерять работу. Мы все-таки пошли другим путем. Мы посчитали, что все-таки
это очень жестко в отношении должника. И хотя, конечно, это в интересах
взыскателя. И наш законодатель все-таки в конечном итоге установил
невозможность применения этой меры, если действительно лицензия на управление
транспортным средством используется в рамках профессиональной легальной
деятельности, естественно, должник получает определенный доход, на который в
свою очередь уже может быть обращено соответствующее взыскание. Понятно, что
это взыскание может растянуться даже на годы. Но, тем не менее, мы сегодня
имеем такую ситуацию, которая, на мой взгляд, конечно, будет способствовать
определенной легализации деятельности должников, если сегодня, например, они
находились в тени. И, боясь потерять соответствующий заработок, они будут
легализовываться, предоставлять соответствующую информацию приставу и будут
выплачивать, пусть периодически, но какие-то постоянные средства в счет
погашения обязательств.
Наш законодатель тоже пошел
по пути определенной лимитации категорий исполнительных производств, по которым
возможно применение вот таких мер. Здесь тоже есть различный иностранный опыт.
Если вы посмотрите нормы закона, он в первую очередь распространяется на
наиболее важные социальные взыскания – это алименты, это возмещение вреда,
причиненного преступлением, это вред по случаю потери кормильца. И единственный
разряд взысканий из другой очереди, наиболее низкий – это взыскание штрафов за
нарушение в сфере безопасности движения.
Но здесь понятна логика
законодателя, что это касается, во-первых, очевидно, достаточно злостных
нарушителей и неплательщиков, потому что минимальная сумма – 10 000. И,
безусловно, она связана с тем, что гражданин не только нарушает систематически
правила дорожного движения, но и не оплачивает соответствующие штрафы, которые
в конечном итоге вырастают в такую достаточно крупную для штрафных санкций
сумму. Но здесь тоже нужно иметь в виду, что здесь есть две категории штрафов.
Одна категория штрафов – это судебные. И действительно по этим штрафам пристав
имеет возможность непосредственно выносить соответствующие ограничения, уже
пользуясь самим характером обязательств, установленных судом. Если же это
совокупность штрафов на сумму свыше 10 000, вынесенных уполномоченными органами
несудебными, тогда пристав должен инициировать отдельный судебный процесс, для
того чтобы получить санкцию суда для применения вот такой меры.
Здесь можно отметить, что
в нашем законе появилось такое эксклюзивное положение, которое не свойственно
ни для одной иностранной системы, которое, наверное, учитывает реалии нашего
государства, его расстояния. У нас появилась невозможность применения этого
ограничения, если должник в силу транспортной недоступности не имеет
возможности без использования соответствующего транспортного средства, это
может быть даже водный транспорт, обеспечивать какой-то социальный пакет
проживания для себя и для членов своей семьи.
Элементарно, человек
где-то живет на хуторе, на каком-то острове в деревне, ему нужна лодка, ему
нужен катер, или он живет где-то далеко в лесу (такие случаи бывают), в
достаточно малонаселенной сельской местности, и, безусловно, ему нужен в том
числе и автомобильный транспорт, для того чтобы добираться до места работы, до
магазина, до каких-то социальных услуг, оказания медицинской помощи и так
далее.
Понятно, что это не
касается той ситуации, когда должник живет в пригороде Москвы, когда есть
альтернативный вид транспорта (электричка, метро) и он будет настаивать на том,
что он находится в транспортной недоступности в связи с тем, что ему и членам
его семьи нужно обязательно ездить на машине. В этой ситуации, конечно, пристав
будет ограничивать и не будет рассматривать такое положение должника как
предмет транспортной недоступности.
Кстати, еще очень важный
элемент. И это тоже вызывало определенные дискуссии, как осуществлять саму
процедуру. Это тоже очень важно. И была дискуссия – изымать водительские права
непосредственно при ограничении, накладываемом судебным приставом, или
ограничиться самой констатацией юридического ограничения соответствующим
постановлением. И вторая позиция в конечном итоге возобладала. И сейчас надо
понимать, что водительские права или права на управление другим транспортным
средством приставом не изымаются. Должнику лично объявляются соответствующие
юридически значимые постановления, которые как раз и уведомляют его о том, что
он с момента ознакомления с этим постановлением не имеет права управлять
транспортным средством. Но за нарушение этого ограничения уже установлена серьезная
административная ответственность, которая может повлечь для должника в том
числе и лишение права управления на очень длительный срок (до 1 года). И,
безусловно, мы сейчас будем ориентировать и наших сотрудников непосредственного
взаимодействия и с изыскателями. И, безусловно, при участии органов МВД мы
будем, конечно, отслеживать соблюдение вот этих ограничений нашими должниками и
принимать все меры, предусмотренные законом, если таковое ограничение будет
нарушаться.
Поэтому я, обращаясь к
нашим уважаемым зрителям, просил бы их все-таки серьезно относиться к этому
ограничению. Контроль будет очень жестким и конкретным. И здесь надо понимать,
что тоже были дискуссии, как вообще саму процедуру обозначать. И мы были
сторонниками того, что все-таки в целях соблюдения максимальной законности было
меньше жалоб и на службу судебных приставов мы поддержали как раз как эксперты,
как в будущем правоприменители, мы поддержали как раз порядок, когда пристав
лично объявляет должнику это ограничение, это постановление. Конечно, это
определенные трудности для нас. Но, понятно, есть и механизмы. Если гражданин,
должник сам не будет являться в службу судебных приставов, то его, безусловно,
будут в соответствии с законом принудительно доставлять, как это делается
сейчас для совершения иных исполнительных действий. Единственный случай, когда
заочно будет приниматься это решение, если должник будет объявляться в
официальный розыск. Это достаточно сложная процедура, очень ответственная для
судебного пристава. Кстати, таких граждан в этом году мы задержали боле 10 000.
Понятно, что нам помогают органы полиции, которые в ходе своих мероприятий
задерживают должников, которые находятся в розыске по линии ФССП. Поэтому здесь
все отработано. И я думаю, что механизм понятен для нас и для наших коллег.
Поэтому будем работать.
Сниматься ограничения тоже
будут в течение суток после получения информации об оплате задолженности. И
понятно, что здесь никаких возвратов материнских прав, прав на управление
транспортного средства не нужно. Просто будет опять приниматься юридическое
решение, которое будет вручаться должнику и направляться в соответствующие
органы Государственной инспекции по безопасности дорожного движения или в
другой государственный орган, который контролирует вопросы управления
различными видами транспортных средств. В этой ситуации должник уже будет
получать право восстанавливать возможность управлять транспортным средством.
Вот такой закон. Мне
кажется, очень сбалансированный. Но мне все-таки представляется, что он,
несмотря на то, что он серьезные преференции должнику устанавливает, но он
достаточно серьезно будет влиять на оптимизацию защиты прав наших взыскателей.
Я все-таки на это надеюсь. И даже те недели, которые уже прошли после принятия
этого закона, показывают, что это оказалось очень серьезным воздействием на
значительную категорию наших должников. Те, которые, может быть, раньше
несколько легкомысленно относились к своим обязательствам, как-то не так, может
быть, усердно следил за теми или иными источниками с информацией, либо о
штрафах на различных ресурсах ГИБДД, либо на банке данных исполнительных
производств, замечаем, что эта активность увеличилась и правовая культура
граждан улучшилась. По крайней мере, посещаемость нашего банка данных
исполнительных производств увеличилась за месяц на 20% с момента принятия этого
закона. Мы как раз и связываем это увеличение с этим воздействием. И мне
кажется, что это уже то главное, что сделал этот закон.
Потребность в развитии
этого института личных ограничений становится все более и более актуальной. И
такие различные ограничения все больше и больше появляются в законодательстве
разных стран. Поэтому, конечно, мы надеемся, что все-таки нам удастся,
пользуясь этим набором средств, в первую очередь, конечно, оптимизировать нашу
работу по взысканиям этих социально важных обязательств. Это в первую очередь
алименты. Но наши белорусские коллеги показывают, что применение этой меры в
отношении лиц, которые имеют водительские права в Белоруссии, в том числе и по
алиментам, оно в 41% случаев влечет за собой исполнение обязательства. И, что
очень важно, кстати, это отмечали и наши чешские коллеги, и Министерство
юстиции Чехии, анализируя работу по применению этой меры в Чехии, что одна из
задач этого ограничения по алиментам – это снизить потенциально необходимость
применения самой жесткой меры влияния на алиментщиков – это применение
уголовного наказания. Все-таки это уже крайняя мера, которую в том числе и мы
применяем в нашем законодательстве. Но одна из целей этого личного ограничения,
которое в принципе в будущем никаких последствий для должника, который исполнил
свои обязательства, не несет. То есть у человека были права, его ограничили в
праве их пользования, он исполнил. И оно отменяется. Никакой судимости, никаких
последствий нигде не остается.
А уголовная
ответственность – понятно, что это достаточно жесткая, дорогостоящая мера.
Безусловно, мы понимаем, что есть категория должников, которые не имеют ни
водительских прав, ни даже гражданского паспорта, которые находятся в
асоциальном формате. Понятно, что в отношении них как раз единственным
понуждающим и очень эффективным фактором является сама угроза применения
уголовной ответственности, на каком-то этапе, может быть, втором-третьем
уголовном деле – это попадание реально в колонию, пусть на 5-6 месяцев. Но
многих это, конечно, приводит в чувства. И это, конечно, действует как очень
серьезный инструмент общей превенции. Мы понимаем, что сам факт наличия
уголовного наказания очень серьезно побуждает определенную категорию должников
на исполнение обязательств.
Есть те, которые, имея
водительские права, как-то так строят свою жизнь, что все активы у них
непонятно где, место работы достаточно тоже условное, с какой-то минимальной
заработной платой. И по сути дела ребенок получает 1-1,5 тысячи в месяц.
Очень важно найти те
механизмы, которые изменяют внутреннее отношение гражданина к той ситуации, в
которой он оказывается как должник. Особенно когда это касается таких вопросов,
как воспитание детей, передача детей между родителями, возмещение вреда
человеку, пострадавшему от твоих действий. Понятно, что невыполнение
обязательств в этой сфере – это в высшей степени безнравственно. И, конечно,
когда нам удается вместе с различными слоями общества, представителями
общественных организаций, наших конфессий решить эти проблемы, в том числе
ситуация… Иногда ведь ситуация связана не только с тем, что должник не хочет
вести такой нравственный образ жизни и заботиться о своих детях, но в силу
разных жизненных ситуаций он где-то оказался слаб, он где-то споткнулся, но он
сегодня находится в асоциальной ситуации, у него даже паспорта нет, и он не
может устроиться на работу. И, конечно, здесь наша первая задача – сделать все
для того, чтобы создать условия возврата к нормальной жизни для гражданина,
когда он может работать, когда он может действительно в силу этого уже
оплачивать какие-то свои обязательства. И мы очень, конечно, радуемся,
по-человечески радуемся, когда нам удается совместно эти проблемы решить, и к
нам приходят очень человечные письма с благодарностью. Я всегда вспоминаю
письмо одного дальнобойщика, который был абсолютно на дне жизни. Но так нам
удалось его поднять совместными усилиями, и с помощью местного батюшки и
общественных организаций, и наших коллег из других государственных органов. То
есть он вначале пошел работать в ЖЭК, потом восстановил водительские права,
сейчас работает дальнобойщиком. Он прислал письмо, потому что он говорит:
сейчас самое главное, что я понял смысл жизни. У меня не восстановилась семья,
понятно, бывшая жена уже живет в другой семье, но я вернул себе понимание
важности заботиться о своем сыне. Ведь я уже не плачу алименты, потому что я
чего-то боюсь. Я плачу не то, что алименты, я плачу больше. Я пытаюсь реально
активно участвовать в воспитании своего сына.
И пусть такие случаи не то
что единичные, но, конечно, каждый такой случай – это победа. Потому что
человек возвращается в свое нормальное состояние. Но их достаточно много. У нас
масса случаев, когда дети попадают в детские дома в силу асоциального образа
жизни. Нам удается их вернуть всей этой системой воздействия, в том числе и с
помощью наших религиозных конфессий. Они возвращаются, получают детей из
детского дома, восстанавливают семьи. Одна женщина в Нижегородской области,
лишившись трех детей, восстановила их, потом вышла замуж родила еще двух детей.
И сейчас у них нормальная сельская семья, свое фермерское хозяйство. И пристав
сегодня, конечно, самый желанный гость в этом доме.
Для законопослушного
гражданина, даже того, кто в силу разных обстоятельств, вольно, невольно, но
бывают всякие случаи в жизни, забыл оплатить. Понятно, есть нарушения правил
безопасности, которые совершаются очень часто, связанные с небольшим
превышением скорости и так далее. Понятно, что, во-первых, сейчас есть определенные
ресурсы по линии ГИБДД, которые можно отслеживать, подписывать. Кстати, в
Москве это достаточно успешно работает. Мы буквально мониторили эту ситуацию, в
том числе и с корреспондентами. И многие на эту услугу подписаны, получают
очень быстро уведомление по линии СМС о том, что они подвергнуты
административному штрафу. Кстати, это очень важно быть в таком коммуникационном
правовом поле с органами ГИБДД, для того чтобы быстро получать информацию. Но
информация о наложенном штрафе, в том числе по линии камер, приходит в течение
нескольких часов, когда ты пользуешься вот этой услугой ГИБДД.
Что касается собственно
службы судебных приставов, понятно, что наша компетенция начинается с того
момента, когда добровольно штраф или обязательств не исполнены, и взыскатели
либо государственный орган, в данном случае ГИБДД, предоставляет нам документы
на принудительное взыскание. Тогда этот документ рассматривается, возбуждается
исполнительное производство, и в течение суток оно появляется в нашей системе
АИС (автоматизированной информационной системе), подсистеме, которая является
банком данных, это открытая часть нашей АИС, которая размещена на нашем сайте.
И здесь любой гражданин может совершенно свободно получить информацию о наличии
каких-либо обязательств, которые уже находятся в компетенции службы судебных
приставов, то есть находятся в правовом поле исполнительного производства. Причем,
это можно получать в режиме выхода на сайт, то есть там есть алгоритм, его
сразу видно: www.fssprus.ru, и там сразу появляется оранжевый прямоугольник. Он
так специально даже сделан психологически, что он выплывает прямо на человека.
Собственно, можно просто кликнуть этот прямоугольник, и вы выходите в систему
банка данных исполнительных производств, там пошагово все действия расписаны.
И если гражданин более
технически адаптирован и имеет соответствующие технические средства, в первую
очередь гаджеты, компьютеры, то можно вообще подписаться в режиме онлайн на
получение информации о попадании их в банк данных исполнительных производств.
Но, что еще очень важно,
что сегодня можно в электронном формате не только получить информацию о том,
что ты являешься должником, но и оплатить свои задолженности. Опять-таки, на
сайте размещена информация о всех платежных системах, которые можно
использовать. И здесь мы очень много работали с пожеланиями наших граждан. И в
этом году появился целый ряд таких популярных платежных систем. Это и
"Сбербанк Онлайн", и система "Город". То есть сегодня в
принципе можно различными форматами в электронном порядке расплатиться со
своими долгами. Тем более, сейчас появляется новый очень интересный и, я бы
сказал, эксклюзивный ресурс. Эксклюзивный – я говорю о международном опыте. У
нас появляется кабинет стороны исполнительного производства. И если банк данных
исполнительных производств позволяет получить какую-то минимальную информацию о
самом попадании в число должников и клиентов службы судебных приставов (размер
долга, основание, контактные телефоны пристава), кабинет стороны
исполнительного производства – это уже такая система интерактивного проникновения
в электронный аналог исполнительного производства, который полностью должен
соответствовать письменному, который хранится у пристава, естественно, в сейфе.
Но этот кабинет позволяет уже через систему определенной аккредитации должника
или взыскателя получить доступ в этот формат и работать в интерактивном режиме,
не только изучать документы в их электронном формате, но и направлять
соответствующие юридически значимые ходатайства, запросы, получать юридические
документы в электронном формате от пристава. Это серьезный шаг вперед.
Абсолютно уверены, что юридические службы наших компаний – взыскателей
должников активно будут использовать этот ресурс. Но я надеюсь, что и многие
граждане, которые вооружились различными электронными средствами, имеют электронную
подпись, конечно, они будут работать очень эффективно с использованием этого
ресурса. Но мы понимаем, что это наша обязанность – двигаться в этом
направлении.