В этом году Московский театр кукол отмечает юбилей – 85 лет. Это значительный срок, даже по меркам театра драматического, а уж для театра кукол – и вовсе целая эпоха. Созданный в 1929 году как Театр детской книги при Госиздате, он стал первым государственным кукольным театром в Москве. С тех пор он придерживается сложившихся традиций, где основой репертуара выступает детская литература. "Чиполино" и "Золушка", "Снежная королева" и "Аленький цветочек" – это такие базовые спектакли, которые радуют юных зрителей во все времена. Ну а на сегодняшний день театр открыт новым формам, приглашает к сотрудничеству лучших российских и зарубежных кукольников, проводит мастер-классы и раз в году собирает коллег со всего света на Московский международный фестиваль театров кукол. Борис Голдовский: Я абсолютно уверен, что эта жизнь продолжится. Мне просто хочется, чтобы в Московский театр кукол – в это здание, которое возникло в середине XIX века – еще 100, 200, 300 лет ходили и видели прекрасные кукольные спектакли, а потом приводили своих детей и говорили: "Вы знаете, я сюда ходил, когда был маленький". Это – наверное, самый лучший подарок для всех. Борис Павлович Голдовский – художественный руководитель Московского театра кукол, доктор искусствоведения, российский историк театра, театральный критик, драматург, сценарист, в прошлом руководитель литературного отдела знаменитого театра кукол имени Образцова, основатель и исполнительный директор Международного кукольного фестиваля имени Сергея Владимировича Образцова, автор многочисленных трудов по истории кукольного искусства. Борис Голдовский: Наш театр – самый старый профессиональный театр кукол в Москве. Это не значит, что в Москве раньше не было профессиональных театров кукол, они были, но государственных не было. В 1929 году замечательный человек Виктор Александрович Швембергер – режиссер, драматург, актер, ученик Евгения Вахтангова – приехал в Москву из Чернигова. Конечно же, ему захотелось, чтобы в Москве был государственный профессиональный театр кукол. Должен сказать, что он этого добился. Он придумал название "Театр детской книги" – то есть театр, который бы пропагандировал чтение. Время было такое – время пропаганды. После того как Виктор Александрович перестал руководить этим театром, сюда пришел другой замечательный режиссер – Виктор Алексеевич Громов. Он воспитал здесь потрясающую плеяду актеров! Вообще, чем всегда славился Московский театр кукол, начиная где-то с 30-х годов и позже – как раз своими актерами. Московский театр кукол работал всегда для детей. Когда Виктор Алексеевич ушел из этого театра в 60-х годах прошлого столетия, сюда пришел тоже замечательный режиссер - Борис Аблынин. Бориса Аблынина в театральном мире знают хорошо, потому что он совершил небольшую революцию в театре кукол. Спектакли уже другие, конечно же. Если бы их увидели основатель театра Виктор Швембергер либо Громов, наверное, они бы очень удивились – опять-таки, потому что время другое. Куклы – это наше с вами отражение, во все времена так было, даже по их технологическим системам. Вот вдумайтесь! Начало XX века – своеобразное время, дореволюционное время, время, когда все ожидали какого-то события. Как бы кукольник охарактеризовал это время? Так, как они сами его характеризовали – это было время марионетки, куклы на нитях. После революции 1917 года технологическая система марионетки как будто почти совсем исчезла. Какая стала главная технологическая система куклы? Петрушка. Это такой брутальный земной персонаж, достаточно простой в управлении. Время 20-30-х годов – это время Петрушки, время агитационного театра. 40-е годы – война. После войны возникло время, когда людям хотелось какой-то романтики, какой-то волшебной истории, другой пластики, другого жеста – и появилась так называемая тростевая кукла. Это кукла, которую мы знаем по "Волшебной лампе Аладдина", да даже по "Необыкновенному концерту" – кукла с таким вот жестом. Снова шло время, и Петрушки, марионетки, куклы-маски – все это стало соединяться в одном спектакле. Такой винегрет. Для меня это время оттепели. Потом это закончилось, и началось время планшетных кукол. Планшетная кукла очень напоминает марионетку, но с оборванными нитями – потому что такое время. А сейчас какое время? И какое время будет применительно к куклам? Вы посмотрите вокруг себя, посмотрите на улицу, зайдите в кино – что вы там увидите? Вы там увидите механическую куклу, сейчас ее называют роботом. У нас, кукольников, это называется "кукла-автомат". Сейчас время автоматов. Это время тоже пройдет, и настанет время других кукол. Какое время? Посмотрим. У нас замечательные спектакли. Было бы странно, если бы я говорил иначе. Но они действительно замечательные! И режиссеры работают прекрасные. Наш театр достаточно много ездит на гастроли по России. Относительно недавно вернулись из Якутии, были еще во многих городах. Собираемся сейчас поехать на Дальний Восток. Недавно Алексей Шило – наш Петрушка, исполнитель главной роли, очень хороший артист – будучи в Хорватии, получил Гран-при как лучший актер. Мне кажется, что детский театр все-таки начинается с родителей, потому что у родителей должно быть что-то, что подвигло бы их привести своего ребенка в театр. Я знаю таких детей, родителям которых даже в голову не приходит привести их в театр, хотя бы с малого возраста. А потом уже, конечно, все зависит от театра. Ребенок заходит в театр и не хочет уже отсюда уходить, если ему не страшно, если ему интересно. Настоящий театр вбирает в себя, это особенный мир. А театр кукол – это вообще параллельный мир. Самое главное, чтобы в театре работали талантливые люди, которые действительно любят детей, и чтобы в этом театре были талантливые спектакли. Чем больше там будет работать талантливых во всем людей – талантливых билетеров, актеров, художников, мастеров по изготовлению кукол, уборщиц… Когда концентрация таланта достигает определенного уровня, тогда и возникает театр. Потому что когда этого нет, он остается просто культурно-развлекательным учреждением. А это еще не театр. Театр, который только развлекает – это зрелище, это не театр. Театр – это другое. Театр – это не только блеск огней и роскошь декораций. Все-таки самое главное в театре кукол – это душа. Куклы помогают расти душе человека – это очень важно. Я думаю, что Московский театр кукол и есть театр в этом смысле. Потому что большинство людей, которые здесь работают, во-первых, его очень любят, во-вторых, это люди профессиональные и, в-третьих, они не умеют работать плохо.