В этом году мы отмечаем 120-летие со дня рождения гениального поэта России XX века Сергея Есенина. Углубленное изучение творчества великого поэта, постижение его многоплановости и подтекстов изменило само представление о масштабе поэтического дара Есенина. Из крестьянского лирика он превратился в поэта-мыслителя мирового масштаба. Многие сокровенные пласты его поэзии становятся доступны только теперь. Целиком полагаясь на свой лирический дар, Есенин растрачивал себя щедро, безоглядно, неистово. Сам он говорил: "Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное мое в творчестве". Это сокровенное и всепоглощающее чувство с первых шагов творческого пути определяет для Есенина отношение к миру, человеку и литературе. "Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный", - написал Есенин в 1916 году в один из приездов в родное Константиново. Но таково свойство истинной поэзии. Есенин и сейчас присутствует в жизни своего края. Родное село стало местом паломничества миллионов любителей его поэзии из России и других стран. И само имя Есенина служит своеобразной охранной грамотой для родных мест, не позволяя разрушать их прекрасную природу. Борис Иогансон: Есенин – это непередаваемый замечательный лирик со своей тонкой интонацией. И, несмотря на такое пристальное внимание, а Есенин по всем опросам является самым популярным поэтом в России в XX веке, мне кажется, что все равно его загадка до конца не разгадана. Борис Иогансон, директор Государственного музея-заповедника Сергея Есенина в селе Константиново Рязанской области. Окончив Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, а также аспирантуру Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, работал в музеях и художественных галереях города Москвы, принимал участие в организации более чем 500 международных и российских выставочных проектов, фестивалей и конференций. Борис Иогансон – автор более 40 публикаций по истории советского искусства, охране культурного и природного наследия России, кандидат искусствоведения, почетный работник культуры и искусства Рязанской области. С 2010 года назначен директором Государственного музея-заповедника Сергея Есенина. Борис Иогансон: 2015 год указом президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина объявлен годом литературы. Так совпало, что музей-заповедник Сергея Александровича Есенина празднует свой 50-летний юбилей в этом году и 120 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина. Волею судьбы Константинову было уготована учесть стать родиной великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. О нем самом написаны сотни книг, тысячи статей, сняты десятки документальных и художественных кинолент. И, конечно, его образ навсегда сохранится в сердцах и в памяти благодарных потомков. А что касается меня, в 2010 году мне мои рязанские знакомые предложили принять участие в конкурсе, который объявил местный рязанский комитет по культуре на замещение вакантной должности директора музея-заповедника. После конкурса мне предложили занять место директора музея-заповедника Сергея Александровича Есенина. И я здесь работаю уже шестой год. Звени, звени, златая Русь. Волнуйся, неуемный ветер! Блажен, кто радостью отметил Твою пастушескую грусть. Звени, звени, златая Русь. Помимо того, что он замечательный лирик, у него очень сложная и привлекающая всеобщее внимание не только творческая, но и личная биография. Он родился в рязанской глубинке, он поехал в Москву, в Петербург, много женщин было, которые его любили. Он путешествовал за границей, у него трагическая, вызывающая до сих пор споры в общественности, кончина. Поэтому, конечно же, его судьба будет и дальше привлекать внимание. Музей-заповедник – это серьезный комплекс, в состав которого входят объекты культурного наследия. Это и дом родителей, и его духовного наставника, священника Иоанна Яковлевича Смирнова. Земская спас-клепиковская второклассная школа, литературная экспозиция, выставочный зал – это сакральное место для каждого россиянина. И, если вы помните, даже президент Российской Федерации при инаугурации процитировал строки Сергея Александровича: "Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". Поэтому самая главная задача нас, хранителей культурного и природного наследия – это сохранить это место в том виде, каким его видел Сергей Александрович Есенин в начале XX века. Поэтому мы, конечно, работаем по этому принципу. И все наши проекты, и выставочные проекты, и благоустройство территории – они, конечно, проходят очень серьезный кастинг, мы обсуждаем и на научно-методических советах, ученых советах. Обязательно наличие историко-культурной независимой экспертизы. Рассматриваем эти проекты в Министерстве культуры. Поток посетителей растет. В 2010 году музей посетило 209 тысяч гостей, в этом году - уже около 350 тысяч. Мы, конечно же, стараемся делать все, чтобы их посещение было максимально комфортным. Для этого мы с усадьбы Лидии Ивановны Кашиной собираемся перенести строение администрации и наших фондов в так называемую въездную территорию, где будет располагаться отвечающее всем последним требованиям и нормам здание фондохранилища. Все сотрудники переедут в новое здание администрации. Там же будет построена какая-то комфортная зона приема для гостей, которые к нам приезжают, а все диссонирующие объекты с усадьбы Лидии Ивановны Кашиной будут выведены. Это и здание электроподстанции, это здание научно-культурного центра, здание администрации, которые уже морально устарели. Это строения советской эпохи. И, конечно, они носят диссонирующий характер. Что касается непременных атрибутов территории объектов культурного наследия, которая служит для показа, то, конечно, мы делаем и таблички на зданиях по заранее заготовленных проектам, это и указатели на территории, это информационные щиты, в будущем появятся и интерактивные какие-то вещи тоже. Но самое главное в этом отношении, конечно, чтобы все было логично, чтобы какие-то нововведения не превалировали над стационарными нашими экспозициями. Нам потребовалось систематизировать все наши желания в какой-то единый документ. Оформили стратегию развития нашей организации на несколько лет вперед. Естественно, ежегодно планы корректируются, меняются. Но самое главное, что есть поддержка не только среди наших гостей и тех людей, которые ежегодно сюда приезжают и видят какие-то положительные изменения, которые происходят в музее-заповеднике. Есть люди, которые работают и в правительственных структурах. Есть яркие общественные деятели, которые нам в нашей работе помогают. И я, конечно, очень им благодарен за это. Потому что в музее происходит очень много правильных вещей. Но, конечно, не обходится и без проблем, которые получают заслуженное нарекание. Конечно, эта история с охранными зонами, с необходимостью законодательного регулирования огромной территории, на которой расположены эти охранные зоны музея-заповедника, требуют, конечно, быстрейшего решения. И я надеюсь, что документ, над которым мы работаем последние несколько лет, который включает не только границы огромной территории, которая составляет около 45 тысяч гектар и касается жизни тысяч человек. Здесь работают десятки предприятий. Необходимо, конечно, установить такие режимы, которые, с одной стороны, и это самое главное, будут способствовать сохранению культурного и природного наследия, а, с другой стороны, не будут очень сильно мешать развитию этих районов. Это очень большая задача, потому что вот эта территория 45000 гектаров, конечно, превосходит по объему территории всех достопримечательных мест в Центральном федеральном округе. В Константиново приезжают люди самого разного возраста, которые любят природу средней полосы России, которые любят творчество Сергея Александровича Есенина, которые ему беззаветно преданы. Конечно, мы стараемся, чтобы эти люди приезжали к нам как можно чаще. У наших гостей остаются прекрасные впечатления, об этом свидетельствует даже такая прозаическая вещь, как социологическое наблюдение, и, вы уж извините за такую формулировку, уровень удовлетворенности посещения музея-заповедника составляет практически 99%. Так что они увозят не только хорошее впечатление, но и желание сюда вернуться.