Денис Фомин-Нилов: Надо развивать нашу историческую память, чтобы обеспечить себе будущее
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/denis-fomin-nilov-14628.html
Денис
Фомин-Нилов: Несколько лет по поручению президента
Российской Федерации Владимира Владимировича Путина разрабатывался
историко-культурный стандарт, который был положен в основу новой концепции
преподавания истории в школе. Работа шла в 2013-2014 годах, а основной костяк
авторов-разработчиков историко-культурного стандарта работает в системе Академии
наук и Академии образования, внёс свой существенный вклад в эту работу. В
результате историко-культурный стандарт был одобрен и утверждён в Российском
историческом обществе. И таким образом он становится неким ГОСТом,
рекомендующим авторам, издателям, учителям истории и администрации в школах
преподавать историю по общим единым стандартам, единым требованиям и критериям.
Однако оказалось, что одно дело – разработать
историко-культурный стандарт, но внедрить его не так просто. Наши
социологические исследования, которые мы проводим, показывают, что очень много
учителей истории как-то услышали и пропустили, видимо, мимо ушей и не
задумываются над этим вопросом. А ещё меньше учителей истории потратили своё
время, чтобы почитать этот историко-культурный стандарт и творчески осмыслить
предстоящие перемены. И это нас беспокоит.
Денис
Фомин-Нилов – ректор Государственного академического университета гуманитарных
наук, заместитель председателя Всероссийской ассоциации учителей истории и
обществознания, доктор исторических наук, специалист в области
социально-политической истории XX
века и международных отношений. В период 2001 по 2010 год участвовал в ряде
научно-исследовательских проектов, направленных на изучение мирового опыта по
разработке учебных материалов и экспертизе научно-методического содержания
учебников по истории, автор ряда учебников и учебных пособий по истории России
для образовательных учреждений Российской Федерации.
Денис
Фомин-Нилов: Начиная с начала 1990-х годов, внедрялась
практика и идеология так называемых консентров, когда историю России изучали
два раза: с 5 по 9 класс, а потом в 10-11 с меньшим количеством часов всё то же
самое, но уже получалось галопом по Европам. И многим учителям на самом деле
такое подход и нравился, нравится, но много учителей как раз возмущались и просили
вернуться к так называемой линейной системе преподавания истории, чтобы не
распылять и силы, и время, а концентрироваться и более внимательно подходить к
вопросам преподавания истории.
В сентябре прошлого года по инициативе Российского
исторического общества и Всероссийской ассоциации учителей истории и
обществознания было принято решение провести некое большое всероссийское
исследование профессионального сообщества учителей истории. Это делается
впервые в нашей стране. Заниматься таким самообследованием для учительства
исключительно важно, для того чтобы можно было понять, какие у нас есть болевые
точки, или наоборот где у нас есть, как сейчас модно говорить, точки роста,
какие перспективы. Дело в том, что сейчас, когда идёт работа по тому, как
улучшить и повысить качество исторического образования, чаще всего мы опираемся
исключительно на экспертные точки зрения. Однако такое большое исследование,
которое запланировано и которое осуществляется при поддержке Рособрнадзора,
позволит нам увидеть реальную картину и сформировать портрет учителя истории.
Перед этим исследованием поставлена задача
посмотреть в целом, какие у нас учителя истории сейчас, что они хотят, какие у
них есть, может быть, предложения, рекомендации, и это исследование
предполагается провести уже в конце апреля, потому что, собственно, методика
разработана, анкеты подготовлены. Сейчас идёт работа по согласованию,
координации с представителями регионов, которые будут курировать эту работу,
проведём анализ полученных данных. Надеемся к 15 июня, когда будет ЕГЭ по
истории сдаваться в целом по стране, у нас уже будут первые результаты. И по
итогам этого исследования мы предполагаем сделать аналитический доклад, который
можно будет использовать как в педагогических университетах на истфаках, так и
в системе повышения квалификации, так и для издателей и авторов учебной
литературы по истории, потому что мы понимаем, что качество исторического
образования в первую очередь зависит именно от учителя, того, какой он, какими
компетенциями обладает, очень многое зависит.
На основе аналитики, которую мы проведём, можно
будет разрабатывать какие-то конкретные предложения, рекомендации для разных
целевых аудиторий. Мы, конечно, как эксперты, как слепые котята в этом сложном
океане исторической науки и образования находимся. У каждого есть свои
ощущения, свои какие-то смутные догадки и представления, какие-то гипотезы. Но само
исследование нам даст первичный материал, мощную источниковую базу, чтобы либо
какие-то гипотезы опровергнуть, либо какие-то гипотезы подтвердить, и тогда уже
расставить эти маячки, чтобы было легче осуществлять навигацию всем: и
учителям, может быть, и родителям даже, и детям, и авторам учебников, и даже
учёным-историкам, которые пишут те или иные научные статьи по истории, которые,
может быть, на самом деле вообще обществу не интересны и не востребованы.
Это не тестирование. Это широкопрофильное
социологическое исследование, где есть блок вопросов чисто социологического
плана об уровне образования, о родителях, о каких-то таких проблемах социального
плана. А второй блок вопросов направлен именно на профессиональный портрет. Не
проставляется никаких баллов, никаких оценок. Это исключительно вопросы,
предназначенные, чтобы понять, насколько человек знаком или не знаком с историко-культурным
стандартом, каких научных взглядов и научных школ он придерживается, насколько
он знаком с современной историографией, умеет ли он работать с историческими
источниками, и на каком уровне у него эти навыки.
Исследование анонимное. Поэтому нельзя сказать, что
по результатам этого исследования будут предприниматься какие-то конкретные
меры по отношению к учителям. Это именно социологическое исследование. По
законам социологии, собственно, сформирована выборка, 6000 учителей, хотя в
стране предполагается, что порядка 50-60 тысяч учителей истории, причём, как из
сельских школ, так и из городских. По каждому из регионов, соответственно,
сформирована такая выборка. В каждом из регионов сейчас мы формируем небольшую
команду, местную команду специалистов-историков, специалистов в области
проведения социсследований, умеющих обрабатывать эти анкеты. Сейчас, к
сожалению, мы ещё не все 85 регионов охватили. Но уже около 80. То есть в самое
ближайшее время мы уже выйдем в регионы с некими инструкциями, рекомендациями,
проведём небольшие такие совещания, онлайн-совещания. И в конце апреля в
течение нескольких дней начнётся сбор этой информации, сбор учителей из этих
школ, сформированный по выборке, предложению учителю заполнить ответы на
вопросы в анкетах, причём, мы надеемся, чем честнее будет человек отвечать, тем
объективнее будут результаты нашего исследования. Как раз надеемся, что учителя
истории не будут пытаться что-то приукрасить, будут говорить, как есть. Потому
что нет ничего лучше, чем горькая, но правда, чем какая-нибудь приукрашенная
ложь.
Поэтому мы надеемся, что учителя истории как люди
образованные, квалифицированные, ответственно относящиеся, собственно, к
исторической информации, отнесутся с должной ответственностью к этому делу и
ответят, как есть.
Углублённо историю хотят изучать и изучают максимум
50-60 тысяч детей. Это нормально. Историческое образование для меня лично очень
важно, потому что позволяет нам оценивать то, что происходило в ретроспективе.
И чем глубже этот период, чем дальше, тем у нас больше прогноз планирования на
будущее. Трагедия нашей страны как раз в том и заключается, что наша
историческая память стала очень короткой по ряду объективных причин. Мы меряем
историю 10-15 лет, 20 лет кажется уже ужасное, что-то такое древнее. И поэтому
в результате прогноз нашего планирования – 1-3 года, ну, 5, а для развития не
только страны, но и успешного развития человека, его семьи, его даже карьеры, в
конце концов это очень короткий горизонт прогнозирования.
А если мы возьмём англосаксонский мир, где совершенно
спокойно профессор, да и не только профессор истории может рассказать о том, на
чьей стороне воевали его предки в Войне алой и белой розы, для нас это вообще
кажется что-то запредельно древнее, а совершенно нормально люди из рабоче-крестьянских
семей прекрасно знают, чем занимались их предки в XVIII-XIX веке. Для нас это тоже очень-очень
давно. Поэтому благодаря тому, что у них такая историческая память, у них и
горизонты планирования на будущее намного больше. Они в этом плане более конкурентоспособны
становятся, более успешны, не говоря уже о китайской цивилизации, где
историческая память меряется тысячелетиями. И, соответственно, горизонт планирования
у них тоже ого-го.
И здесь надо что-то менять, потому что XX век со
всем его драматизмом, конечно, очень сильно переломал наш русский мир, сделал
его, конечно, во многом хаотичным, разнонаправленным, у нас кого только, каких
взглядов мы только можем ни найти. Но в результате все старались забыть о
прошлом о своей семьи или о своих дедушках, бабушках, чтобы обезопаситься от
каких-либо радикальных, репрессивных или каких-то других мер со стороны не
только государства, но иногда и общества, потому что общество иногда бьёт
больнее государства. И нам надо, конечно, эту традицию оставить в XX веке
и всё-таки развивать нашу историческую память, чтобы обеспечить себе будущее.
Денис Фомин-Нилов: Надо развивать нашу историческую память, чтобы обеспечить себе будущее