"Москва собирает друзей!"  - под таким девизом организаторы фестиваля "Спасская башня" провели  международный музыкальный фестиваль  "Москва - детям!". На фестиваль приехало  более 1000 участников из разных стран мира. Ключевым событием фестиваля этого года стал Международный конкурс "Парад ударных инструментов "Drums-fest-Russia" с участием известных российских и зарубежных исполнителей.  О роли фестиваля в деле популяризации оркестровой музыки среди детей и молодежи, о художественном воспитании молодежи и сохранении традиций коллективного исполнительства, рассказывает  директор Международного культурного центра "Спасская башня", член Правления Федеральной Палаты культуры РФ Сергей Смирнов.  В программе использованы эксклюзивные съемки  ОТР из Александровского Сада и Соборной площади Кремля. Сергей Смирнов: Иностранные участники фестиваля открывают для себя Россию, открывают для себя нас. В этом очень большая роль "Спасской башни" Георгиевский зал Большого кремлевского дворца, Красная площадь, Соборная площадь Московского Кремля. Выступить на одной из этих площадок – большая часть даже для взрослых состоявшихся артистов и профессиональных коллективов. С недавних пор такая возможность появилась у юных талантливых музыкантов в рамках ряда общероссийских и международных конкурсов, которые организует международный культурный центр "Спасская башня". Сергей Смирнов: У нас в стране масса увлеченных детишек, занимающихся в различных спортивных секциях, занимающихся в каких-то музыкальных школах и так далее, и так далее, занимающихся творчеством. Но, я думаю, вы со мной согласитесь, очень важный момент – стимулирование ребенка. Ему надо дать возможность, как когда-то нас родители перед гостями ставили на табуретку, для того чтобы прочитать стишок. Им надо давать эту возможность. Только эта табуретка сегодня (слава богу, есть такая возможность) – это Красная площадь, это Соборная площадь, это Воробьевы горы, это Москва. Сергей Николаевич Смирнов, директор международного культурного центра "Спасская башня" и руководитель дирекции фестиваля "Спасская башня". Член правления федеральной палаты культуры, генеральный директор Гильдии поставщиков Кремля. Сергей Смирнов: Сейчас выросло поколение детей, для которых звуки за углом духового оркестра означают то, что там за углом либо похороны, либо парад. А между тем когда-то (я об этом уже много раз говорил) звуки духового оркестра были точно такой же приметой наступления лета, весны в России, как прилет птиц. Я помню концерты, выступления духовых оркестров в парках. Я помню выступления духовых оркестров перед каждым началом киносеанса. В некоторых кинотеатрах было. Потом наступило затишье. Потом все это рухнуло и развалилось. Так вот, мы хотели бы от всей души возвратить эту традицию. Духовые оркестры являются хранителями гигантского пласта культуры. Это не только военные марши, а им по силам, им по рукам абсолютно все многообразие музыкальной культуры от классических произведений до каких-то… тяжелый рок, наверное, сложно с помощью духового оркестра передать. Но когда духовые оркестры на Спасской башне исполняют попурри из произведений "Beatles", "Deep Purple", "Rolling Stones", публика рыдает. Фестиваль "Спасская башня" дает возможность познакомиться с музыкальной культурой самых разных стран мира, с музыкальными традициями различных официальных церемоний, потому что традиционно в фестивале участвуют (примерно половина от состава) церемониальные подразделения разных государств, которые в своих выступлениях показывают то, как это делается у них. Это одна сторона медали. Вторая сторона медали состоит в том, что даже одно и то же произведение в исполнении разных оркестров звучит совершенно по-разному. Конечно же, любой человек, а тем более – ребенок, попавший на это мероприятие, впитывает, как губка. Дети, известно, именно так устроены. И, конечно, здесь есть и образование, здесь есть и воспитание, здесь есть, если хотите, и некое обучение. Изначально мы строили некий детский городок, где родители, пришедшие на вечернее представление, могли бы хоть на какое-то время оставить своих детишек, для того чтобы они там чем-то развлеклись. Но потом это все переродилось. Уж коли есть площадка, уж коли эта площадка находится на Красной площади, возник этот проект конкурса детских музыкальных коллективов, прежде всего, конечно, духовых детских оркестров, детских церемониальных подразделений (уже есть и такие даже). И на этой площадке на протяжении 4 лет проходят конкурсы духовых оркестров. И это сегодня, в общем-то, такая изюминка, с моей точки зрения, фестиваля. Да, красиво, конечно, когда, скажем, хороший детский профессиональный калининградский оркестр блестит и красуется у себя в пределах родного Калининграда и Калининградской области, принимает участие в каких-то публичных мероприятиях. Согласитесь, совсем другое дело – собрать этих ребятишек в Москве и уже дав им возможность выступить на главной площади страны. Когда идут конкурсы в рамках площадки "Спасская башня - детям", собирается море зрителей, доступ свободный туда. И то, как они принимают детей, то, с каким выражением лиц они просто следят за происходящим на сцене – это очень для них важно. Детей надо хвалить. Детей надо поощрять. И мне кажется, что мы такой незатратный механизм поощрения придумали и активно его эксплуатируем. Сегодня к этому мероприятию, я имею в виду "Спасская башня - детям", добавилось еще одно мероприятие. Речь идет о детском конкурсе "Москва - детям", в котором принимают участие коллективы из 19 стран. В общей сложности это почти тысяча ребятишек-исполнителей. Если к этому добавить их родителей, поскольку без них никуда, то это получилось такое грандиозное мероприятие, достаточно сложное технически. Коль скоро есть слово "конкурс", значит, есть конкурсное жюри. К нашему удовольствию, это мэтры музыки, преподаватели, действующие музыканты, композиторы из шести стран. То есть в конкурсном жюри, помимо российских педагогов, музыкантов, представлены Соединенные Штаты, Израиль, Канада, Франция. Конечно, это отборы, это прослушивания. Но при этом это еще и мастер-классы. То есть если ты занял последнее место, то тебе объяснят, почему ты занял последнее место и в чем именно была твоя ошибка. Победители конкурса, да и все участники конкурса имеют возможность выступить в Москве. Это концерты в Александровском сквере, на Поклонной горе, на Соборной площади в Московском Кремле. - Мы целый год готовили этот номер. На Cоборной площади мы выступаем в первый раз. Это очень значимое для нас событие. И мы очень этому рады и гордимся собой. Сейчас модно говорить о различных социальных лифтах. Вот это такой мы придумали музыкальный лифт для творческих детишек, для музыкально одаренных детей. Сергей Смирнов: Этот конкурс не имеет никаких этапов региональных, муниципальных. Это дети, которые занимаются музыкой, занимаются творчеством, которые могут, всего лишь подав заявку, оказаться сразу в Москве. Сейчас модно говорить о различных социальных лифтах. Вот это такой мы придумали музыкальный лифт для творческих детишек, для музыкально одаренных детей. Мы не ставили никаких ограничений и не создавали каких-то специальных правил, как это бывает, например, на серьезных взрослых конкурсах. "Пришлите аудио-, видеозапись, какое-то жюри его отсмотрит, отберет, вас потом пригласят. И если вы как-то приглянетесь…". Здесь мы просто разместили объявление: "Приглашаем всех желающих". 41 российский город представлен. Да, представлена Москва, представлен Санкт-Петербург. Но в основном это настоящая российская глубинка. И детишки, приехавшие оттуда, должны познать все прелести общественного признания. - Понравилось то, что нам были все рады. - Я хочу, чтобы мой коллектив выступил осенью на "Спасской башне". Сергей Смирнов: Великая проблема – это сегодняшнее состояние нашего общества, это расслоение нашего общества. И если есть возможность, ее обязательно нужно дать детям – по максимуму реализовать себя. Вот пусть этот дитенок, приехавший на конкурс, никогда не станет профессионалом. Ну, не станет он профессионалом в силу каких-то проблем, осложнений, не знаю, чего-то еще. Но по крайней мере хотя бы раз, хотя бы однажды ему скажут: "Ну какой же ты молодец! Ну какой же ты талантливый парнишка! Вперед, к звездам!". По-моему, это стержень того, чем занимаемся мы во всяких этих детских музыкальных конкурсах, фестивалях и прочее. "Мелодика поколений" – этот конкурс уже ориентирован на детишек, интересы которых, прежде всего, находятся в области классической музыки, исполнения классической музыки. И там как раз мы собираем детей, которые прошли предварительный отбор. То есть это, опять же, международный конкурс. И ориентирован он прежде всего на детишек. - Это для меня очень большая честь, чтобы выступать здесь. И я очень люблю Москву и Кремль вообще. - Акустика хорошая. Звук летит. Публика хорошая. Многие люди кричали "Браво!". В общем, понравилось выступать. Оркестр очень хороший. - Я никогда не выступала в таких больших залах. Для меня это очень важно. Спасибо им большое за то, что они мне дали такую возможность поиграть в таком красивом зале в Кремле. - Я не ожидала, что Москва окажется такой красивой. Мы здесь всего несколько дней, но уже успели увидеть много интересного. Организовано все просто отлично. Не только проживание и питание, но и культурная программа. Много экскурсий, познавательных мероприятий. Сначала я переживала, что могут возникнуть трудности в общении с другими ребятами. Ведь английский язык я знаю не очень хорошо. Но благодаря переводчикам и с этим не было проблем. Среди победителей и участников международных фестивалей "Мелодика поколений" и "Москва - детям" есть те, кому удастся еще раз выступить в Москве этой осенью уже на Красной площади в рамках фестиваля "Спасская башня - детям" и побывать на вечернем мероприятии – международном военно-музыкальном фестивале, в котором примут участие более 1500 музыкантов и которое увидят более 50 000 зрителей. Сергей Смирнов: Несмотря ни на что, ни на какие экономические кризисы, внешнеполитические проблемы, праздник должен быть. У людей должна быть отдушина. Хотя бы для того, чтобы с минимальными потерями пережить эти трудные времена. Хотя бы для этого. Фестиваль "Спасская башня" крайне важен еще и потому, уж простите за пафос, что это своеобразный ответ на все заокеанские и зарубежные рассуждения об изоляции России. Фестиваль иногда делает больше для отношений между странами, чем упорная годичная работа целого сонма сотрудников дипломатических ведомств, миссий, посольств и так далее. Несмотря на санкции, на фестивале представлена Европа, Азия, Дальний Восток – все многообразие мировой музыки. Творчество политической окраски не имеет. И да, действительно, любят повторять знаменитую фразу: "Когда говорят музы, пушки молчат". С этой точки зрения, я не буду называть фамилий, но очень высокопоставленные чиновники МИДа, в общем-то, безо всякого ерничества говорили о том, что фестиваль иногда делает больше для отношений между странами, чем упорная годичная работа целого сонма сотрудников дипломатических ведомств, миссий, посольств и так далее. И, вы знаете, я этому верю. Очень важный момент. Это собственный взгляд на Россию, на ее ситуацию. Не секрет, все об этом знают: информационная кампания против России развязана оголтелая по-настоящему. И для меня, например, крайне приятно, когда зарубежный коллектив, побывав в России, увидев нашу жизнь, а поскольку в процессе фестиваля они имеют и свободное время, они имеют возможность просто свободно по городу общаться и перемещаться, одно обстоятельство: у них открываются глаза. И я готов десяток писем процитировать, пришедших уже по завершению фестиваля от самых разных коллективов, где военные люди впрямую об этом говорят. Люди открывают для себя Россию. Они открывают для себя нас. В этом очень большая роль. Кстати, спасибо зрителям нашим, спасибо Москве, москвичам. Знаете, какая любимая моя фотография? Фестивалю 10 лет. Неимоверных размеров британский волынщик в килте, во всех этих побрякушках, с волынкой, с какой-то немыслимой леопардовой шкурой через плечо – в нем роста, наверное, под два метра, веса, наверное, живого килограмм 130-140. Но у него на руках сидит шестеро детишек, повисших на нем. А еще двое пытаются залезть по его килту наверх. Это Москва. Это так встречают. И именно это ощущение увезет иностранный военный к себе в страну и хотя бы своим родственникам расскажет, что да, он был в этой ужасной России, он все это видел своим глазами – и, знаете, уж ладно – нет там медведей на улицах и не каждый второй с балалайкой в руках ходит". Это очень важно. С очень многими побывавшими у нас в России руководителями коллективов у нас по-настоящему дружеские отношения – добрые, теплые, человеческие, дружеские отношения. На уровне просто личность-личность, глаза в глаза сохранить эти отношения, поддержать эти отношения даже в этих сумасшедших условиях, о которых мы говорили с вами, для меня крайне важно. И именно поэтому я считаю, что фестиваль – это очень серьезный, очень мощный инструмент, которым просто надо пользоваться.