Государственному центральному театральному музею им. А.А. Бахрушина исполняется 120 лет. За это время музей сохранил и пополнил уникальную коллекцию экспонатов. Как пополняется коллекция музея? Как ее удалось сохранить в годы революции и гражданской войны?  Генеральный директор Государственного театрального музея Дмитрий Родионов - об истории музея, его создателе Алексее Александровиче Бахрушине и о планах на будущее.  Крупнейшему театральному музею мира - Государственному центральному театральному музею им. А.А. Бахрушина - в этом году исполняется уже 120 лет. Музей был основан 29 октября 1894 и был назван в честь своего основателя – крупного промышленного деятеля и мецената столицы Алексея Александровича Бахрушина. В музее собрана одна из самых уникальных коллекций театральных реликвий. В особняке Бахрушина бывали Шаляпин и Станиславский, Немирович-Данченко и Ермолова. Все они и многие другие были завсегдатаями так называемых "бахрушинский суббот". В выходной вечер в усадьбе коллекционера собирался весь бомонд, чтобы посмотреть на его домашний музей. Впоследствии Бахрушин передал всю собранную коллекцию театральных предметов в дар Императорской Академии наук. И в наши дни музей продолжает удивлять своих посетителей новыми выставками и экспозициями. Жизнь уникального музея продолжается. Дмитрий Родионов: Наша сфера влияния на культурное пространство все время расширяется в России и за рубежом. Конечно, это требует постоянной концентрации сил всего коллектива, постоянного творческого напряжения, но это работа радостная, творческая, и мы стараемся выполнять ее достойно и на профессиональном уровне. Дмитрий Родионов – генеральный директор Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина. Окончил театроведческий факультет Государственного института театрального искусства и Академию государственной службы при Президенте РФ, доцент кафедры менеджмента сценических искусств, член Союза театральных деятелей России, член жюри Национальной театральной премии "Золотая маска", главный редактор журнала "Сцена". Дмитрий Родионов: 29 октября 1894, такова легенда, живущая внутри музея, что именно в этот день Алексей Александрович в первый раз показал своим друзьям свою театральную коллекцию, которую он за несколько лет до этого начал активно собирать. Воспитывался он в семье старообрядческой, был страстным поклонником Малого театра и страстным балетоманом. Очень любил балетное искусство Большого театра. Даже дарил всем балеринам балетной труппы Большого театра каждый Новый год по золотому жетончику на память о прошедшем годе. Он был поклонником страстным, постоянным, верным, и это выражалось не только в любви к артисту, но и в любви к истории театра. Он первым в России стал собирать театральные раритеты, начиная с конца 18-го века, по современное ему время – конец 19-го. Благодаря его усилиям, его прозорливости, художественной интуиции, сегодня Россия имеет лучшую коллекцию театральных раритетов в мире, пожалуй, по истории, естественно, русского театра. Может быть, в меньшей степени, но тоже весьма представительную, по истории мирового театра, в первую очередь европейского. Алексей Александрович был бизнесменом или олигархом, если говорить современным языком. Все, что касается театра, его буквально интересовало. Современники и СМИ тогдашние над ним даже потешались и издевались, что он ради подтяжки Михаила Семеновича Щепкина готов продать один из своих заводов, например. Так по-доброму шутили современники, но это его не смущало. Он методически собирал, собирал, покупал, ездил за границу, у него были агенты в Петербурге, в Казани, в Нижнем Новгороде, которые ему поставляли все материалы, которые связаны в той или иной степени с театром и с театральными деятелями. В 1913 г., наверное, благодаря своей какой-то колоссальной интуиции, он вдруг решил, что его коллекция не может принадлежать только ему одному, что она должна принадлежать народу российскому. Он возбудил ходатайство о передаче своей коллекции государству. Московская городская Дума отказала ему в этом намерении, потому что они почли для себя это слишком большой и хлопотной затеей после Третьяковской галереи, с которой они страшно намучались, как они говорили. И тогда возникла идея передачи его коллекции Императорской Академии наук. Великий князь Константин Романов, который был попечителем Академии наук и прекрасно относился к Бахрушину, всячески поддержал эту идею. И вот в 1913 г. в этом доме [ред. - Москва, ул. Бахрушина, 31/12] в соседней комнате состоялся торжественный акт передачи коллекции Алексея Александровича Императорской Академии наук. При этом сам Алексей Александрович получил статус пожизненного директора этого музея и попечителя. Но он передал не только коллекцию Академии наук, но передал и дом этот, и землю, на которой находится этот дом, т.е. практически всю свою усадьбу здесь в Замоскворечье. Время показало мудрость этого его решения. Благодаря этому коллекция фактически была и спасена. В смутное революционное время, когда в Москве полыхали пожары и звучали выстрелы, народные массы всячески выражали свое недовольство бывшими экспроприаторами. Вы знаете, что происходило с фабриками, заводами, с усадьбами – все сжигалось, растаскивалось и т.д. Но Анатолий Васильевич Луначарский, знавший с дореволюционных событий Алексея Александровича как одного из основателей Русского театрального общества, пришел в это трудное время ему на помощь. Вокруг музея была выставлена специальная охрана, которая не позволила народным массам ворваться в этот особняк и растащить все, что здесь по разным углам. Музей был спасен. Через какое-то время советская власть закрепила статус государственного музея за театральным музеем и опять Алексею Александровичу присвоили звание пожизненного директора этого музея, а музею дали его имя. То есть советская власть это начинание, эту коллекцию всячески сохранила и оберегала. Алексей Александрович был директором музея до самых своих последних дней. Музей, конечно, неимоверно вырос в смысле коллекции. Сегодня коллекция одна из крупнейших в Российской Федерации – у нас почти 1,5 млн. предметов. Коллекция пополняется каждый год на порядка 15-20 тыс. предметов. Входят они по-разному, а в основном это дары актеров, режиссеров, художников, неизвестных нам людей, которые присылают посылки из разных концов света, из разных стран с желанием, чтобы это попало в наш музей. Приходят удивительные посылки, уникальные. Например, в 90-х гг. мы получили несколько ящиков из посольства России во Франции, в которых были декорации Константина Коровина к спектаклю "Золотой петушок" русской оперной труппы, которая работала во Франции в 30-х гг. Декорации подлинны, рука мастера очевидна. Мы много лет не могли достать эти декорации, чтобы их посмотреть в натуральную величину – просто у нас нет пространства, специального хозяйства штанкетного, чтобы это сделать. Но вот в прошлом году, когда мы отмечали 100-летие передачи коллекции Императорской Академии наук, договорились с театром Петра Наумовича Фоменко с его директором, что они дадут нам на один день сцену. Мы привезли туда эти ящики, открыли, рабочие сцены театра Фоменко помогли это повесить на штанкетные подъемы, мы подняли эти декорации и впервые за последние 80 лет, с 34 года, они были предъявлены публике в полном своем великолепии. Это было удивительное событие. Декорации, как ни странно, в прекрасном состоянии оказались. Видимо, были какие-то особенные краски, технологии, которые помогли сохраниться этой живописи. Таких случаев можно рассказывать много. Отрадно, что музей пользуется заслуженным уважением в кругу интеллигенции, и мировой в том числе. Например, на днях в музее Виктории и Альберта в Лондоне мы открывали выставку, посвященную русскому театральному авангарду, и князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский познакомил меня со старейшим мировым балетным критиком Клементом Криспом, которому практически 100 лет, но он здравствует, бодрствует, прекрасно себя чувствует. Тут же он нам начал рассказывать всякие легенды про русский балет. Он изъявил намерение завещать нам тоже часть своей коллекции. Это было очень приятно и отрадно, что люди из разных уголков мира знают русскую культуру, любят русскую культуру и пытаются ее сохранить, в том числе и благодаря нашему музею. У нас планы достаточно наполеоновские, я бы так сказал. Благодаря нашей активной деятельности в последние годы в российских регионах к нам стали поступать предложения об открытии наших филиалов в России в разных городах, на что мы с радостью откликаемся. Конечно, это непростая задача и технически, и организационно, а иногда и финансово, что, как всегда, является чаще всего определяющим в нашей жизни. Но, тем не менее, мы находим такие формы, когда вот эти препятствия удается преодолевать и получать удовольствие от этой работы. Например, в конце года, в декабре мы открываем наше представительство в городе Ульяновске в музее-заповеднике "Родина В.И. Ленина". Это большой музей, колоссальное количество объектов и памятников, которые находятся в их ведении. На подходе открытие филиала нашего в Подмосковье в другом музее-заповеднике, который называется "Горки Ленинские". Руководство музея передает нам под постоянную экспозицию, временные выставки, полностью южный флигель главного дома этого музея. Одно из центральных событий, приближения которого мы ждем, и к которому готовимся несколько лет – это открытие нашего филиала в городе Зарайске Московской области. Зарайск – это родной город семьи Бахрушиных. В 1851 дедушка Алексея Александровича на телеге из Зарайска перевез свое семейство в Москву, где основал небольшое кожевенное производство, которое потом переросло в целый концерн фабрик и заводов. С Зарайском они никогда не теряли связи. Когда они приезжали в Зарайск уже спустя многие годы, их встречали колокольным звоном, потому что для Зарайска они сделали очень много: построили церковь, построили детский дом, больницу, очень много в плане благотворительности и поддержки города они сделали. И вдруг, полтора года назад собрание местных депутатов передает нам здание бывшей гимназии в центре Зарайска под открытие нашего филиала. Вот это такая ниточка возращения к Алексею Александровичу через Зарайск – это замечательно и, как говорится, в жизни не придумаешь, как все это складывается. Прямо в день рождения музея, в его 120-летие, только можно низко поклониться Алексею Александровичу и сказать: "Дорогой Алексей Александрович, спасибо большое".