Протоиерей Димитрий Смирнов: Все Евангелие - это праздник души, ищущей Бога
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/dmitrii-smirnov-18571.html
19
января все православные христиане отмечают один из главных праздников –
Крещение Господне, или Богоявление. Подробное описание этого события дано у
всех четырех евангелистов, а также во многих стихирах и тропарях праздника.
Димитрий
Смирнов: Изначально праздник, который мы празднуем, так и
именовался – Богоявление. Потому что Рождество Христово – это и есть
Богоявление. И праздновали одновременно и пришествие в мир Христа Спасителя, и
его жизнь внутри Святого семейства, и потом выход на проповедь, который начался
с Крещения в водах Иордана. И поэтому святки как раз знаменуют то, что этот
праздник един: он не прерывается, он идет от Рождества до Крещения. Все это
один и тот же праздник, по-гречески "феофания" – явление Бога в мир.
Отец
Димитрий Смирнов, священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный
протоиерей, известный церковный и общественный деятель, настоятель Храма
свидетеля Митрофана Воронежского на Хуторской и еще 7 церквей в Москве и
Московской области, ведущий многочисленных теле- и радиопрограмм на
православных каналах. На протяжении 12 лет с 2001 по 2013 годы руководил
Синодальным отделом по взаимодействию с вооруженными силами и
правоохранительными учреждениями. В настоящее время является руководителем
аппарата Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства.
Димитрий
Смирнов: Праздник, у которого есть две точки, две кульминации.
Первая – Рождество, а вторая – Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Что не
менее важно. Потому что когда он родился, это было явлено только волхвам и
пастухам. А когда он входил в воду Иордана, это было явно уже всем ищущим
истины ученикам Иоанна Предтечи.
И он указал на Христа – вот агнец божий. И когда Христос
входил в воду, между ними произошел очень знаменательный диалог, потому что
Иоанн ужаснулся: мне следует от тебя креститься! А Господь говорит: нет, надо
исполнить всякую правду. Потому что он давал пример всем будущим своим ученикам
вплоть до нас с вами, что жизнь во Христе начинается с крещения.
В
этот день вне зависимости от уличной температуры и погодных условий тысячи
верующих в разных городах нашей страны приходят к водоемам, чтобы совершить
крещенское купание.
Димитрий
Смирнов: Как проходило крещение? Откуда это вошло в наш народный
быт? Есть группа деревень, 10-15 деревень. В центре этой группы стоит село. Чем
село отличается от деревни? Да, тем, что есть храм. В храме есть поп. И поп
совершает службу. Служба на Богоявлении заканчивается освящением воды. Народ,
староста и другие мужики готовятся к этому. Народу с 15 деревень стекается
довольно много – от 1.5 до 5 тысяч человек. Бывают большие деревни, большие села.
Он берет большую купель в виде креста в реке, пилят пилой, вырубают топорами. И
с каждого конца креста уже ведрами черпают и разливают по тем емкостям, которые
люди принесли с собой. Ведра, крынки и всякого другого рода сосуды. Особенно
ревностные, особенно молодые парни еще три раза окунаются в воду, потому что
хотят благодать воспринять от купели крещения, тем самым уподобляясь
основоположнику нашей веры.
И плюс тут такое молодецкое ухарство, что, вот, мол,
мороз там -20, все трещит, а я ничего не боюсь. И так это все очень мне хорошо,
мило и памятно до следующего года. И было такое народное действие. И сейчас,
когда опять препоны все сняты, потому что раньше даже молодежи на Пасху в
церковь ходить препятствовали всякие комсомольские кордоны, то теперь этого
нет: пожалуйста, наоборот, городские власти всячески этому стараются
содействовать. И много купелей бывает в городах. Но уже в небольших селах, если
у мужиков еще они не совсем уже 80-летие, то они делают для себя такую купель.
Тем более, сейчас бензопилы есть. Никаких с этим проблем вообще нет.
Источники есть и в Европе, в которых люди все эти
омовения совершают. Но на Руси это как-то больше развито. Я никогда не был на
Богоявлении в других странах, но мне трудно себе представить, чтобы где-нибудь
в Греции люди погружались. Скорее всего, просто кропятся святой водой, и то
достаточно. Но это действительно на самом деле достаточно. Ведь дело же не в
объеме воды, а дело в объеме веры, если можно так выразиться.
Символическое
значение воды описано еще в Ветхом завете. Вода – это начало жизни. Водой
Великого Потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое. Слово
"крещаю", "крещу" в переводе с греческого означает
"погружаю в воду".
Димитрий
Смирнов: Для людей, которые когда-то родились в православии, это
совершенно неистребимое желание, потому что они убедились в благодатной силе
освященной на великом освящении воды. По-гречески так и называется - "Великая
агиасма", что значит "Великая святыня". Ее принимают только
натощак, относятся с благоговением и целый год хранят в доме, для того чтобы
освятить какую-то новую вещь или при каких-то трудных обстоятельствах, при
какой-то разбушевавшейся ссоре в доме. После этого, чтоб утихомирить, освящают,
кропят помещение. Освящают еще стада. Если заболела домашняя скотина или птица,
кропят крещенской водой с молитвой.
Сто лет назад и дальше вглубь веков воду освящали,
конечно же, один раз. И это совершалось в Сочельник. А уже во времена советской
власти, когда количество храмов было весьма невелико, оставалось всего на весь
СССР уже в послевоенный период около 6000 церквей, то приходилось дважды
совершать этот чин.
Во-первых, советскому человеку трудно было объяснить,
что есть богоявление на вечере, само богоявление. Раз есть богоявление, есть
крещение, значит, воду освящают. Это обыкновенный чин великого освящения.
Например, на реке Иордан его совершают паломники всегда, когда туда приходят.
Это может быть и в апреле, и в мае, и в сентябре, и когда угодно. То есть это никак
не связано с датой. Просто мы молитвенно переживаем то событие, Крещение
Господне, и посвящают этому чин, которым освящают эту воду. Можно два подряд ее
освящать. От этого достоинство воды не меняется никоим образом. И не может
меняться.
Согласно
учению православной церкви, после обряда водоосвящения вода обретает божье
благословение и становится целебной, святой. Ее используют при освящении храмов
и жилых домов. Ей окропляют верующих при совершении молебнов, и в первую
очередь – в таинстве крещения, которое и делает человека членом церкви.
Димитрий
Смирнов: Крещение и все церковные обычаи, которые слились с
народным пониманием – это не есть мода, потому что мода – это что-то очень
краткое. Некоторая мода задерживается. Например, на джинсы, на бейсболки и на
кроссовки. Потому что удобно так. Сначала, конечно, это шло от некоторых
спортивных упражнений. А тут нет. Все говорят: модно стало в церковь ходить.
Сколько человек ради моды раз сходит в храм, чтобы отстоять трехчасовую службу?
Тем более, если человек 10 лет из года в год трижды погружается в ледяную
речную воду – это что, мода? Нет, это не мода. Это просто такое событие в его
жизни. Он понимает, что это событие связано каким-то образом с небом. Каждый
год он что-то слышит о Христе, что-то оседает в его голове, а что-то
принимается сердцем. По крайней мере, он хотел бы, чтобы это передалось его
детям и так далее. То есть это никакая не мода. Это есть определенный такой
язык общения человека с Богом. Он хочет Богу засвидетельствовать, что он не
чужой, что его предки, они в этом хорошо разбирались, каждый говорит: моя
бабушка была очень верующей. Я чувствую, что я не такой, но уровень моего
понимания – это опуститься в воду, и я это совершаю, для меня это просто.
Дальше, извините, моя развитость не позволяет. Но это нельзя назвать
"мода". Мода – это то мини, то макси, то в один цвет волосы
покрасить, то в другой, то выбрить полголовы, то сделать какую-то лошадиную
прическу, чем-то накрасить лицо, потому что без этого нельзя. Все накрашены, а
ты какая-то бледненькая. Вот это мода. Это может меняться. Это зависит от тех,
кто является законодателем мод. Они прямо объявляют, что в следующий сезон
модно гороховый цвет. Все в гороховом цвете. А тут не мода. Тут ничего не
меняется. Наоборот, меняется только усвоение и осмысление великого события.
Праздник в церкви – это есть переживание события через
службу. Это определенный язык. Как мы идем в зал Чайковского и слушаем музыку. Есть
определенный ритуал. Я покупаю билет, потом иду в гардероб, потом прихожу в
зал, потом ищу свое кресло, потом сажусь, потом тишина, потом выходит дама и
говорит: выключите мобильный телефон. Потом играется увертюра, и мы погружаемся
в музыку, первое отделение. И мы начинаем воспринимать, что хотел нам сказать
композитор без слов. Он хочет рассказать нам о той красоте, которая его
волновала, о том, как устроена музыка, и мы в этом участвуем через сотни лет.
Это он 200 лет назад нам сказал, а мы сейчас это воспринимаем. Богослужение –
это то же самое. Конечно, когда человек придет, он дальше "Спартак -
Динамо" и какая погода, и жвачки в зубах дальше ничего не воспринимал.
Конечно, он ничего сразу не воспримет. А также музыка – скучнейший из шумов.
Что он может сказать? Это надо лет 15 потратить на то, чтобы воспитать в себе
вкус, чтоб различать, чтобы освоить язык. Это очень непросто. Но зато это очень
такая благодарная вещь. Ум, сердце человека расширяются. А от религиозности
расширяются чрезвычайно.
Религия поднимает человека до неба. Это повыше, чем на
параплане летать или на каком-то сверхзвуковом самолете, высший пилотаж. Это
выше, чем космические корабли. Что там 200 км от земли? Это ерунда. поэтому это
очень глубокие вещи. И вот человек постигает это постепенно.
Для
верующих Крещение Господне – не только событие евангельской истории, но и день
основания одного из важнейших христианских таинств. Всего их 7: крещение,
миропомазание, причащение, покаяние, таинство священства, таинство брака и
соборование. Согласно православной церкви, крещение – это первое таинство,
дающее человеку право участвовать в других священнодействиях.
Димитрий
Смирнов: Что-то я не встречал, чтобы человек, если он крестил
своих детей, это забыл. Наоборот, как доказательство своей веры человек
говорит: а у меня все дети крещенные. Шаг сделал, а он считает, что он этим
приобщил. Но придет время – и он сделает другой шаг или не сделает. Но по
крайней мере он сделает все то, что его смысл может охватить. Это не акт моды,
а именно акт такого обращения к Богу.
Конечно, нас как христиан это не очень устраивает. Мы
хотели бы, чтобы человек сделал не шаг, потому что за один шаг ты никуда не
придешь, ты даже не выйдешь из своего села. Всегда нужно несколько сот шагов
минимум пройти, чтобы выйти за околицу. А чтобы доехать до другой страны – это
нужно сотни километров. Или на другой континент – это уже тысячи. И так далее,
и так далее. А если ты уж хочешь с нашей грешной земли взойти на небо, это
очень серьезное усилие. Да вообще очень желательно для любого человека, чтобы
прежде чем он что-либо делал (например, крестит своего внука), он бы знал,
зачем он это делает. Или венчается со своей избранницей. Зарегистрировал брак в
ЗАГСе, потом идет венчаться. Неплохо бы, чтоб он знал, зачем он это делает.
Вообще голова человеку для этого нужна, чтобы он осмысливал всякие свои
действия – что, зачем, почему так, а не иначе. И это очень важно. Но это и есть
дело церкви – найти тот язык и, как теперь говорят, такие форматы общения,
чтобы человеку это донести до сведения.
Богослужение
и проповеди – это лишь малая часть жизни современной православной церкви.
Обучение, культурно-просветительские программы, конкурсы, даже
музыкально-театрализованные представления – вот новые формы работы и новые
способы рассказать юным и взрослым прихожанам о главных христианских ценностях
и праздниках.
Димитрий
Смирнов: Праздники мы и различаем, и чередуем. Но надо понимать,
что все Евангелие – это праздник души, ищущей Бога. И все, что относится к
явлению Христа на землю – все важно: каждое слово, каждый жест, каждое событие.
И это имеет только катехизическое значение. Сначала было это, потом было это,
потом было это. Для того, чтобы народ научить. Но в целом мы изучаем пришествие
Христа на землю и его воплощение. То есть это событие по своему масштабу ни с
чем не сравнимо. Разве что с двумя вещами: создание жизни как таковой,
уникальная такая вещь, и еще создание человека. Вот это тоже. И следующее по
масштабу, даже превосходящее его – Бог стал человеком. Большее приближение Бога
к человеку невозможно. И это соединение навсегда. То есть благодарное
человечество начало отсчитывать новую эру. Потому что до того человечество было
отдельно от Бога. А теперь через Христа по крайней мере любой член человечества
может соединиться с божеством. Ему дана такая возможность через церковь.
Поэтому если бы люди это понимали, к каждому храму,
которые существуют на земле, все 7 млрд выстроились бы в очередь. Люди до
некоторого времени это не понимают. Только отдельным открывается. Господь зовет
всех, но не все понимают, насколько Господь близок, к сожалению. Но все равно
это свободный выбор. Господь никогда не говорил, что все пойдут за ним. Человек
должен настроить арфу своей души. Тогда сердце исторгнет божественные гимны. Но
для этого нужны известный труд, любовь, понимание. Как и в любом деле.
Ничего человек не может освоить без любви и труда. И
духовная жизнь – то же самое. Путь проложен. Любой россиянин из 180 народов,
достаточно руку протянуть к этому сокровищу – и он может им владеть так же, как
им овладел князь Владимир и все последующие поколения. Этот путь к крещению
Руси был долгий. И сейчас он тоже продолжается, потому что советские люди, как
нас учили в школе, возникла новая общность – советский народ. Я готов
присягнуть. Это совершенно, действительно, новая общность. И язык похож на язык
русских людей. Я имею в виду все 180 народов. Но по своему строю жизни, по
тому, что они исповедуют как ценность, многое вообще поменялось местами. И то,
что люди считают ценностью – это прямо порой бывает вражда против Бога. Но те
люди, которым Бог открылся, они очень легко восстанавливают свою церковность. И
для них не составляет труда. Потому что все-таки половина России была
безграмотна. А сейчас практически 100% населения в техническом плане. Конечно,
та грамотность искомая, которую мы бы хотели видеть в своем народе – она,
конечно, много превышает то, что есть сейчас. Но все-таки этого достаточно,
чтобы прочесть любую книгу и освоить. Но надо приложить некие усилия.
Всем своим собратьям во Христе, всему крещеному люду я
бы хотел пожелать более глубокого погружения не только в воду, но и в Священное
писание.
Протоиерей Димитрий Смирнов: Все Евангелие - это праздник души, ищущей Бога