Всенародно любимому актеру, режиссеру, педагогу, продюсеру, общественному деятелю, руководителю двух театров и собственной театральной школы, неповторимому и обожаемому миллионами зрителей не только в России, но и далеко за ее пределами, народному артисту Советского Союза Олегу Павловича Табакову исполнилось 80 лет. Но что значит цифра 80 для такого неугомонного человека, как Олег Павлович Табаков? Это всего лишь два раза по 40. И все же удивительно, как Табакову удается добиться успеха во всех делах, за которые он берется. В чем секрет? Сегодня от первого лица, то есть от себя лично Олега Павловича поздравят его коллеги, ученики и друзья. И поделятся впечатлениями от работы и общения с этим невероятно обаятельным и талантливым человеком. Авангард Леонтьев: Какой Олег Табаков артист, знают все. И что тут еще можно сказать? Любимый артист народный на самом деле. Я помню, как в гостинице мы жили с Олегом Павловичем. И уборщица в буфете, это было время дефицита, советское время, она говорила: "Олех, как ты Штирлиха сыграл! Я тебе палочку колбасы оставила". Владимир Меньшов: Я его обожал всегда и поэтому всегда искал для него роли в кино. Я не знаю, вообще у него в практике есть отказы, они, наверное, очень редки. От ролей в кино. Вообще от ролей. Он жаден на роли, на поиски, на пробы. В "Москва слезам не верит" он меня просто выручил, потому что мне нужен был актер со шлейфом, когда, как он только возникает, все сразу понимают, что это роль вроде небольшая, но что это какая-то значительная личность, этот любовник Катерины. Когда у меня начал образовываться фильм "Ширли-мырли" и там стала потихонечку, не совсем ожиданно выписываться роль этого персонажа по фамилии Суходрищев, я подумал: "Боже мой, это Табаков, это я Табакова возвращу в свою любовь". Авангард Леонтьев: Его обожали студенты. До такой степени они были влюблены в Табакова, что были все на него похожи: и девочки, и мальчики играли так, как Олег Табаков. Потом они преодолевали этот период и превращались в самостоятельных художников. Анатолий Белый: Я помню, после "Обрыва", после премьеры спектакля "Обрыв" очень тяжело выпускался спектакль, я очень неуверенно чувствовал себя в роли. И Олег Павлович, опять же таки, проходя мимо в коридоре, сначала улыбнулся, поздоровался со мной, и я с ним, естественно. И он остановил меня пальцем и сказал буквально, смотря на меня, улыбаясь, я почувствовал невероятную любовь, во-первых, идущую от него, и он сказал только одно: "Слушай, ну ты же ее любишь". И все, и я понял, про что он говорит. Я понял про ту сцену в начале, которая не идет, которая не шла и с которой все начинается. И он говорит только одно слово: "Послушай, ну ты же ее любишь". И у меня все паззлы встают на места. Евгений Миронов: А он по-прежнему для нас стена. Вот, то, что я просыпаюсь, я знаю, что Олег Павлович сейчас тоже проснулся, наверняка наворачивает, ест какую-нибудь очень вкусную штуку, за обе щеки у него там все это набито, как у хомяка. Счастье, понимаете, что он рядом со мной, стена. Это стена какого-то жизнелюбия. Мы все разные очень люди. У него студенты все разные мы были. Кто-то более депрессивно настроен, кто-то мучается, художник. А Олег Павлович – такой яркий пример небывалого состояния человека вообще, жизнелюбия. Он любит жизнь во всех ее проявлениях, в том числе даже трагических. Я это много раз видел. Я видел, как он выходит, как феникс из пепла, в сложнейшей ситуации. Причем, очень простым путем. Из ступора, из которого я не буду рассказывать подробности, что случилось, а случилась беда практически. Но каким-то образом понимая, что жизнь мудрее нас, и съев порцию прекраснейшего борща, у него светлеет глаз, и так оно и случается. Поэтому его Бог любит. Авангард Леонтьев: Он когда руководитель, он замечательно руководит, потому что он обо всех помнит и потихонечку он всех приподнимает, дает рольку туда, сюда, растит, сам смотрит, сам делает такие замечания, которые никто не сделает, кроме него. Владимир Меньшов: Вообще, когда берешься за какое-то серьезное дело, то в первую очередь около тебя объявляется целая армия людей с очень хорошим вкусом. Они все понимают, "это безвкусица", "ну зачем". И вот преодолеть это сопротивление, чтобы сказать "да пошли вы все к чертовой матери, ребята". Будет этот спектакль, будет эта пьеса, будут играть эти артисты, будет этот режиссер. Вот эти решения он принимал ежедневно и принимал их, надо сказать, талантливо. Потому что, во-первых, достаточно быстро он добился, что это стал самый посещаемый театр. То есть там посещаемость близка к 100%. Билеты распроданы. Во-вторых, премьер много. Сколько он режиссерам дал там попробовать, причем, опять же, хулиганам, которые могут и завалить спектакль, завалить в том смысле, что его выпустить нельзя просто, из хулиганских соображений много чего. Это было и с Серебрениковым, это было и с Богомоловым, и с другими. Но он пробует, пробует, дает пробовать, дает молодежи, верит в молодежь. Ирина Пегова: И не забывайте, пожалуйста, что у вас тысячи ваших учеников, ваших птенцов, которых вы пригрели под свое крыло. Пожалуйста, мы вас очень любим, мы вас крайне благодарим, кланяемся вам в землю. Будьте, пожалуйста, таким же хулиганом, таким же потрясающим руководителем, который держит все в своем кулаке, при этом так нас бесконечно любящим. Олег Павлович, я вас очень люблю. И вообще благодарна вам за то, что вы меня так сильно любите. Все. Алла Сурикова: Олег Павлович, дорогой, мне так приятно, что у меня есть возможность поздравить вас с днем рождения. Я вас очень нежно люблю. И как артиста обожаю, все-таки две картины - "Московские каникулы" и главное - "Человек с бульвара Капуцинов", ваш бармен перекрыл все возможные рекорды любви. Но самое главное, наверное, то, чего, по-моему, нет ни у кого. По-моему, никто не умеет это делать. Когда мне предстояла операция одна, небольшая, но все-таки операция перед картиной "Человек с бульвара Капуцинов", вы мне позвонили и сказали: "Чем тебе помочь?". Это бывает очень редко, а с артистами практически не бывает, при всей моей нежной любви к ним. Сегодня жизнь сложна. И очень многие люди проверяются на подлинность отношений именно в таких сложных ситуациях. Будьте здоровы, будьте счастливы. Ваша Алла Сурикова. Елена Проклова: Человек, у которого есть абсолютно все: и творчество, и новый театр, и молодежь, которая его боготворит, и студенты, и люди, которые с ним работают сейчас на сцене, в кино, пожелать что-либо трудно, но очень хочется. Знаю этого человека как человека-мотор, человека, который всегда, чего бы он ни достиг, ищет нового и не успокаивается ни на чем. Я как одна из его "воспитуемых", как он называют людей, в которых он вложил свой талант, свою душу и свое мастерство, я тем не менее знаю, что пожелать: Олег Павлович, пусть много-много поворотов будет еще в вашей судьбе, даже тех, которых вы не ждете. Пусть никогда вы не останавливаетесь ни на чем, потому что то количество таланта, которое вам отмерено, оно какое-то неземное уже, на мой взгляд, оно вам дано горой. И поэтому я жду еще и ваших новых ролей, и ваших новых поворотов в судьбе. Улыбайтесь этой жизни и каждое мгновение будьте счастливы. Люблю вас, как все остальные.