Ефим Шифрин: Отдых – самое страшное наказание, которое можно было бы для меня придумать
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/efim-shifrin-19593.html
Ефим
Шифрин. 40 лет назад имя талантливого выпускника Государственного училища
циркового и эстрадного искусства уже было широко известно в кругах, может быть,
и узких, но безусловно замечательных, среди театральной и эстрадной элиты. Еще
бы: Шифрин, окончивший мастерскую тогда еще молодого, но очень перспективного
режиссера Романа Виктюка, играл у него же в театральной студии МГУ в спектаклях
"До свиданья, мальчики" и "Ночь после выпуска". Пройдут
годы, и всенародно любимого эстрадного артиста Ефима Шифрина, чьи монологи
цитировала вся страна, зрители увидят совершенно иным: драматическим,
лирическим, иногда даже трагическим. Появилось уже поколение зрителей, влюбленных
в нового Шифрина – глубокого, задумчивого, иногда даже совсем не эстрадного.
Сегодня в актерской карьере Ефима Шифрина, отмечающего 60-летний юбилей,
безусловно, наступил период Ренессанса. Он невероятно востребован, любим, все
так же жаден до ролей, азартен в работе и беспощаден к себе.
Ефим
Шифрин: Вообще принято так делать, во всяком случае, в нашей
среде я не раз с этим сталкивался, людей творческих на людей первой половины
жизни, когда самое важное, самое значительное случается в молодости, и на людей
второй половины, когда первая – это вроде такой разбег, а потом роли, книги, в
зависимости от рода занятий все случается во второй половине жизни. Я,
безусловно, человек второй половины жизни. Вопрос для актера трагический в том,
что самые выигрышные роли репертуара и самая активная часть аудитории – это молодые.
Вот "Ромео и Джульетту" смотрят молодые. И
играть… это когда нет разбега по полю, а сразу надо взмывать.
Стараюсь сейчас не ошибаться. Во всяком случае, в том,
что касается выбора. Сейчас появился выбор какой-то: антрепризы, какие-то
спектакли, присылают сценарии…Присылают с расчетом, что я вообще их оплачу и
поставлю. Вот странные люди. У меня нет таких возможностей. Я артист и человек
довольно зависимый от чужого выбора и от чужих решений. Но неважно. Главное,
что присылают, главное, что есть какая-то востребованность. Она меня радует. Но
это уже чаще дяди, папы, дедушки, некие люди без возраста. Я понимаю, что тут я
уже через себя не переступлю. Я должен играть то, что предлагает мне мой
возраст, то, что разрешает мне мой возраст.
С эстрадой что-то не случилось. Там разом ушел весь
эшелон авторов, с которыми я был связан долгим творческим сотрудничеством. Как
ушел? Слава Богу, живы. Они ушли в том смысле, что перестали писать. Вот это мне
жалко, потому что этот жанр на самом деле требует высокого профессионализма,
знания жизни. А молодая поросль, пишущая для КВНовских команд и для молодежных
групп (stand-up comedy), с ними мы как-то пока не
встретились. Возможно, потому что они не знают, что такое эстрадный монолог.
Это жанр, который я ценю больше всего. Это монолог в образе. Это когда на 10
минут возникает персонаж, который сейчас, как сгусток, на моих глазах обретет
человеческие черты и потом уйдет. Но при этом он должен успеть рассмешить нас
всех, заставить задуматься.
Я смотрю, все эти молодежные команды хором говорят –
коллективно шутят, коллективно все придумывают. Мне нравится такой способ. Это
мозговая атака, которая рождает много всяких хороших решений. Но человека нет.
Я хочу, чтоб со мной поговорил человек, так, как говорил когда-то Райкин, чтоб
я увидел персонажа, которого бы цитировал, запомнил, который жил бы со мной
какой-то период жизни, как какой-то виртуальный образ, чтоб я вспоминал его,
рассказывал, шутил. Так все знаменитые эстрадные персонажи жили в мое время.
Сейчас так, как есть. Мы должны или смириться с этим, или как-то этим
противостоять. Но я уверен, что в искусстве, даже в массовых развлечениях,
ничего не бывает просто так: случилось почему-то – значит, на это есть
общественный спрос. Или какие-то другие причины. Например, цензура. Что тоже
возможно. Ведь возникающий продюсер как фигура (слово новое) – это тоже
цензура. Ее масштабы измеряются его вкусом, его представлением о том, что
хорошо или плохо. Сейчас уже не бывает непродюсерских программ. Но продюсер –
это вчерашний дядя из худсовета. Только дядя из худсовета был назначен
государством, чтобы что-то крамольное не проскочило в эфир, а продюсер
руководствуется уже вообще своими соображениями о безопасности, о своих связях
с каналами. Мы должны констатировать, что эстрада сейчас такая. Ее даже уже
эстрадой не называют. Ее называют шоу-бизнесом. Слово "бизнес" очень
мешается в этом словосочетании, потому что любой способ познакомить публику с
собой все равно связан с бизнесом. Да, художник продал картину, артист исполнил
монолог, собрал публику. Но раньше это слово как-то не торчало, а теперь оно
становится главным в этом словосочетании. Сначала в этом шоу-бизнесе
предъявляется товар, который может найти покупателя, а за этим уже вырастает
какая-то цепочка из торгового коммерческого словаря, и непонятно – раскрутка,
вся эта фигня, с которой никак не могу смириться. Но вот это смещение акцентов и
вот это исчезновение самого слова "эстрада" из нашего культурного
словаря что-то меня огорчает.
Я так думаю, что любому некрологу должно предшествовать
какое-то благодарственное письмо, чтобы человек успел его сочинить при жизни, в
котором не забыл вспомнить всех тех, кому он обязан. Я часто думаю об этом.
Потому что мне кажется, что люди, благодаря которым я сделался таким, какой я
есть, и если я такой, какой я есть, кому-то нравлюсь или вызываю интерес, то я
обязан вспомнить их.
Я получил внешность и все свои задатки от своих
родителей. Я в одинаковой степени похож на маму и папу. Степень моей
благодарности им ни с чем не соизмерима, потому что все, что со мной случилось
в жизни, случилось благодаря этому очень короткому периоду, когда я рос с ними.
Я поздний ребенок. И знал своих родителей, так вышло, что недолго. И очень
недолго был дома. Я жил дома до 19 лет, а потом отправился в это плаванье, в
котором уже не было родителей. А оказывается, они были. Они сидели ангелами у
меня на плечах. И я понимаю, что там, где они не смогли меня уберечь от опасных
каких-то поступков и от поступков, за которые мне до сих пор стыдно, в которых
я раскаиваюсь, то они, во всяком случае, уберегли меня от еще более некрасивых
и страшных вещей, отмерив мне своим воспитанием, своим примером хотя бы те
флажки, за которые я в жизни никогда не заходил. Никогда не украдывал ничего ни
у кого. Не помню того, что люди называют воспитанием. Не было никаких лекций,
не было никаких внушений мне, никто не читал нотаций. Я этого не помню.
А жизненный пример у них довольно убедительный. Потому
что они встретились в серьезном возрасте, когда люди уже начинают нянчить
внуков. У них родились дети: сначала мой старший брат, потом брат, который не
выжил и умер при родах, и я. Я появился у мамы, когда ей шел 42 год. Это очень
многое определило, потому что, во-первых, они очень дорожили нами. А,
во-вторых, умели это не показывать. В-третьих, не уча, научили тому, что без
головы нельзя жить. Нельзя жить эмоциями, словом "хочу". Это ничего
не дает. Я очень много читал благодаря родителям. В маленьком поселке на Колыме
у нас полдома занимала библиотека. Это очень важно. Книга – это книга. Ее надо
было еще раздобыть. Это потом уже соберешь сколько-то килограмм бумажек, пойдешь
и купишь Дрюона, например. А у нас никакого Дрюона не было. И надо было всеми
возможными ухищрениями записываться на подписные издания. Слава Богу, там не
так уж много было соискателей на них.
Во-первых, слушайте, на них нужны были деньги. Потом, в
магазинах что было? "Соль земли" Георгия Маркова. Это было в
свободном доступе. А вот что-нибудь, даже классика – во всяком случае, в
ограниченном количестве. Окруженность книгами, мне кажется – это все
определившая часть воспитания, вот этого невидимого, незримого. Я очень много
читал. И жизнь для меня складывалась отчасти из каких-то виртуальных
впечатлений. Я, войдя во взрослую жизнь, уже был вооружен опытом чужих людей,
персонажей.
В чем крепость нашей классики? Она про жизнь, она про
то, как жить надо. И ставя себя на место каких-то персонажей, я каждого из них
проживал по-актерски, еще не будучи актером, потому что я всех играл. Все равно
литература ничему не научит. Надо все равно обжечься на молоке, потом дуть на
воду. Но, во всяком случае, таких ожогов у меня уже не было много. Я все равно
сначала немножко дул.
А потом уже пошли преподаватели, которые научили меня
профессии, то есть, собственно, тому, чем я сейчас занимаюсь: это и Виктюк,
главный преподаватель в моей жизни, главный режиссер, и Владимир Иванович
Точилин, и Нателла Бритаева. Я никогда не играл героев. Эстрада меня напрочь
связала с маской. Мне казалось, что я могу только изображать смешных людей,
фриков, людей недалеких, беспомощных - всяко разно, но не героев. Театр открыл
какие-то другие возможности. У Казакова просто самому смешно – герой-любовник,
он мне передал роль Гарри Эссендайна в спектакле "Цветок Смеющийся", в
котором много лет играл сам.
Я понимал, что для этого еще мне что-то освоить надо,
какую-то краску, которой у меня никогда не было. Где-то я ее должен найти в
своей внутренней палитре. Этого обольстителя, уверенного в себе мужчину.
Понятно, что всех этих героев я наделял своими чертами. Понятно, что ни голос
их, ни походка, ни манера не брались из воздуха. Все равно рабочий материал для
любой роли – это твои возможности, твои нервы, твои краски.
Потом идут режиссеры, с которыми я работал, которые мне
выпали в виде какого-то подарка с неба. Потому что с чего бы мне так повезло?
Мирзоев, Казаков, Кончаловский.
Сегодня,
спустя почти 10 лет после выхода на экраны фильма "Глянец", режиссер
Андрей Кончаловский вновь пригласил Ефима Шифрина в свой теперь уже театральный
проект - "Преступление и наказание". Рок-опера на сцене Театра
мюзикла по мотивам романа Достоевского на музыку Эдуарда Артемьева – главная
премьера нынешнего театрального сезона.
Ефим
Шифрин: Когда возникает такая фигура на горизонте твоей жизни,
как Артемьев, ты понимаешь, что все определения вообще уже не имеют значения. Как
назвать все, что выходит у него на нотном стане? Это феноменальный композитор и
удивительный автор. Слышите, сейчас как раз песня Шарманщика из спектакля, в
котором мне предстоит выйти на сцену - "Преступление и наказание".
Это не рок-опера. Это чистый фолк такой.
Осваивать
неизведанные жанры для Шифрина стало делом привычным. Актер не боится ничего
нового, смело вгрызается в сложнейшую партитуру и не стесняется роли ученика,
впитывая все, словно губка. Умение постоянно учиться, будучи давно уже мастером
– это ли не истинный талант всенародно любимого актера Ефима Шифрина?
Ефим
Шифрин: Вокальная манера, в которой поет мой персонаж Порфирий
Петрович, я вообще не знаю, как называется. Оперный речитатив возникает из
обычного, драматичного разговора. У него есть очень красивый романс по ходу
спектакля. Добавьте к этому то, что к проекту подключаются два таких титана –
Юрий Ряшенцев и Андрей Кончаловский. Ряшенцев с его опытом, огромным опытом
написания мюзиклов, музыкальных фильмов. А здесь "Преступление и наказание".
Консервативному человеку трудно будет, наверное, первые 15 мин привыкать к
почерку этого спектакля каждого из этих троих титанов. Но придется, потому что
это не иллюстрация к роману, это не буквальное его прочтение, это не школьное
изложение. То есть Достоевский – это как бы призма, как я понимаю этот проект,
призма, через которую можно рассматривать нынешний мир.
Все мои театральные работы, киношные первые – я знаю,
что это набрать воздух и пережить этот месяц. А дальше, когда пойдет смотреть
зритель, уже можно начать что-то исправлять. Будучи вооружен опытом этой
критики, этих писем, я всегда пытаюсь найти – а что мне из этого пригодится? Не
понравилось то-то и то-то. А что я могу сделать, если это мнение становится
общим, что я могу сделать, для того чтобы его переменить?
Полноценная жизнь для меня – это однозначно отсутствие
отдыха. Как только появляется возможность отдохнуть, значит у меня не будет на
этой неделе работы. Это паника. Я не смогу без работы. Отдых – это самое
страшное наказание, которое можно было бы для меня придумать.
То,
что Ефиму Шифрину 60 лет, поверить невозможно. Всегда свежий, подтянутый,
спортивный – он даст форму многим более молодым коллегам. Сегодня на Шифрина
очередь. А значит он дождался своего звездного актерского часа. И пусть этот
час продлится как можно дольше.