Евгений Князев: Те, кому удалось поймать за хвост "Щуку", составляют славу российского театра и кино
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/evgenii-knyazev-te-11937.html
Щукинское училище – один из тех китов, на которых
держится современный русский театр. Вот уже 100 лет "Щука" творит
историю, вписывая в нее все новые имена талантливых актеров и режиссеров.
"Щукины дети" – так, шутя, называют себя знаменитые выпускники и нынешние
студенты. В театральном институте имени Бориса Щукина все по-человечески, без
всякой официальщины – здесь так принято с того октябрьского дня в 1914 г.,
когда любительская театральная студия провалила свой первый спектакль, и ее
лидер Евгений Вахтангов зашел к расстроенным студийцам со словами: "А
теперь давайте учиться". И провел первое занятие по системе Станиславского.
Так 100 лет назад в арбатских переулках родилась своя "фабрика
звезд".
Этот коридор [ред. – коридор Театрального института
имени Бориса Щукина] знаком десяткам тысяч абитуриентов, потому что дверь
оттуда ведет в небольшой зал, где и решается судьба будущих артистов: возьмут -
не возьмут. До сих пор конкурентов десятки и даже сотни. В стенах alma mater побывали сотни
талантливейших актеров и преподавателей, познавших, по словам основателя
Евгения Вахтангова, настоящий праздник чувств.
Евгений
Князев: Я
считаю, что театр должен быть проводником в потепление отношений между
народами.
Евгений
Владимирович Князев – актер театра и кино, театральный педагог, ректор
Театрального института имени Бориса Васильевича Щукина, народный артист Российской
Федерации, лауреат Государственной премии РФ.
Евгений
Князев: Для
нас огромная дата - это столетие нашего института, нашей вахтанговской школы,
нашего Театрального института имени Щукина, нашего Театрального училища имени
Щукина. Знаменитая "Щука" - как нас никогда не велели наши учителя
называть, но все нас называют "Щукой" - и она продолжает оставаться
той самой знаменитой, и те, кому удается поймать за хвост эту "Щуку",
те кто поступает сюда, кто выпускается из этой "Щуки, становятся часто
очень известными, большими артистами, которые составляют славу российского
театра, кино.
Я,
будучи ректором этого института, хочу поздравить всех-всех наших выпускников,
всех тех, кто мечтал поступить в наше
училище и не поступил, всех зрителей, которые приходят в театры, смотрят кино.
Вы видите нас на экране, на сцене, вы видите наших выпускников. И огромная
плеяда этих выпускников – выпускники щукинского училища. Я вас всех поздравляю
с этой знаменательной датой, замечательной датой.
Первую
лекцию Евгений Багратионович Вахтангов для студентов московских вузов прочитал
именно 23 октября, по новому стилю. Это случилось после того, когда эти
студенты пригласили режиссера Художественного театра, чтобы он поставил с ними
спектакль. Он очень быстро заставил работать педагогами молодых студийцев.
Когда они говорили: "Как мы можем преподавать, если сами еще ничего не
знаем." Он им отвечал, что если вы хотите чему-то научиться, нужно самим
начинать учить. Так потихонечку, шаг за шагом молодые артисты этой студии стали
преподавателями. И их преподавательская деятельность прошла через огромное
количество поколений.
Я,
выпускник 82-го года, встречался с
непосредственными учениками Евгения Багратионовича Вахтангова. Это Вера Константиновна Львова, она учила
всех, это Александра Исааковна Ремизова – это первые участницы спектакля
"Принцесса Турандот", того знаменитого, где они играли роли в
спектакле: одна – Скирину, другая – Зелиму. Я поступил в 78-ом г. В тот год мы
вошли сюда после капитального ремонта. 2 года училище было закрыто. Многие из
наших студентов учились на Курском вокзале. Мы даже там поступали. Нам была
выделена общеобразовательная школа, где мы учились. И вот мы вошли в эту
святыню святынь, нам рассказывали легенды о том, как это здание было закрыто на
капитальный ремонт, потому что кусок потолка обвалился именно в тот момент,
когда репетировал дипломный спектакль Владимир Абрамович Этуш, который
впоследствии был ректором этого института, а сейчас он является художественным
руководителем нашего института. Проработав 30 лет в Театре Вахтангова могу
сказать, что иногда и вахтанговская сцена кажется не такой большой, какой она
казалась когда-то, когда только поступил в театр. Я вспоминаю, когда мы вошли
сюда из маленьких аудиторий на большую сцену, то казалось, что это огромное
пространство, которое никогда невозможно освоить. Какое же количество людей
знаменитых, великих, которые посвятили всю свою жизнь театру, выходило на эту
сцену. Эта сцена помнит и Ульянова, и Яковлева, и Борисову, и Захаву, она
помнит всех тех, кто учился в нашем институте. Они проходили через эту сцену,
здесь они играли дипломные спектакли.
Мы же
не единственная театральная школа в Москве, есть 4 основных театральных школы:
ГИТИС, Школа-студия МХАТ, Щепкинское училище и наша школа. Никогда между нами
никаких конфликтов не существовало. Есть такой вопрос, который нам часто
задают: "Чем отличаются ваши ученики от выпускников другой школы?"
Талантливые выпускники той или иной школы не отличаются друг от друга. Талант –
везде талант. Но у нас есть свои особенности, которыми мы гордимся. Например, у
нас кафедральная система преподавания: у нас каждый преподаватель работает с
каждым студентом. У нас не бывает так, что мы набрали в мастерскую, где
работает только 2 педагога по актерскому мастерству. Такой принцип работы был
как бы неким завещанием Вахтангова или в большей степени Бориса Евгеньевича
Захавы, который был учеником Вахтангова, потому что он говорил, что нужно
студентов поставить под "перекрестный огонь" всех педагогов. Все - люди, и преподаватели тоже люди, и может
быть такое, что у кого-то из студентов не складываются отношения с кем-то из
преподавателей, тогда он может найти себе другого педагога, которого сможет
назвать своим преподавателем по жизни. У нас все предметы являются основными, и
они тоже называются у нас "Актерское мастерство", " Актерское
мастерство сценическая речь", "Актерское мастерство сценическое
движение", "Актерское мастерство танец" – это все те необходимые
предметы, без которых артист не может существовать. У нас это не
вспомогательные дисциплины, а основные, с которыми выпускник выходит.
Но чем
хотелось бы, чтобы наши студенты отличались от других – это гордостью за свою
школу, чтобы они помнили, что они носят славное имя выпускника вахтанговской
школы щукинца. Есть даже какие-то такие пустяковые вещи вахтанговского стиля,
которым мы рекомендуем научиться владеть каждого нашего студента. Это особенный
стиль: уметь не выпячиваться, но быть умелым в профессии, быть небрежным в
поведении, но небрежность не должна граничить с распущенностью, чтобы острота
была у тебя всегда на кончике языка, чтобы ты умел всегда уместно ее бросить,
чтобы ты умел заплакать сухими глазами и зарыдать глубиной сердца
по-настоящему, настоящими слезами, чтобы ты был молодой и не брюзжал, что ты
старый и немощный. Но когда ты уже в возрасте, чтобы ты всегда ощущал себя
молодым, что и доказывают многие наши выпускники, и в данном случае артисты
Вахтанговского театра. Я хочу, чтобы мы гордились нашей школой, только это и
может держать на поверхности. Наша традиция – 23 октября, когда выпускники
приходят, собираются в этом здании, и мы каждый год празднуем
юбилей кратный нынешнему год, в этом году четверки – 2014, 1994, 1984, и т.д..
Мы собираем всех ныне здравствующих выпускников, приглашаем их в театр, и
вызываем на сцену. Слышали бы Вы, какие слова благодарности говорятся этими
почтенными, знаменитыми, прославившими себя и страну людьми! Вот, например,
когда Олег Стриженов поднялся на эту сцену, он сказал: "Вы не поверите, я стою на этой
сцене, и не могу вспомнить, чему меня учили, но я отчетливо помню, что нас
здесь любили". А любовь обязательно находит отклик в душе каждого
человека. Даже в семье, когда тебя любят, ты открыт душой. Если не любить
ребенка, то он зажимается, закрывается и может оказаться на улице и потеряться
в этой жизни. Все взаимосвязано, поэтому я говорю как ректор института –
научить практически ничему нельзя, можно только самим научиться, если ты сам
этого хочешь. Полюби учебу, а мы в свою очередь, будем любить тебя за то что ты
любишь учиться.
Я желаю всем студентам не забывать своих педагогов. Все, что
вы делаете сейчас, конечно, это ваш талант, но мы вас за ваш талант и выбирали.
А то чему вы научились, вы научились в этих стенах. Не забывайте тех людей,
которые помогли вам сделать первые шаги.
Евгений Князев: Те, кому удалось поймать за хвост "Щуку", составляют славу российского театра и кино