Геннадий Парошин: Работник культуры отличается от представителей других профессий тем, что он бессребреник
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/gennadii-paroshin-zasluzhennii-14267.html День работника культуры России является
профессиональным праздником. Ежегодно отмечается 25 марта. История образования
этого дня берёт своё начало весной 2007 года, когда президент России Владимир
Путин подписал указ о Дне работника культуры, таким образом, придав ему государственный
статус и объединив все ранее действующие праздники в области искусства и
творчества в один профессиональный.
День работника культуры празднуется
всеми людьми творческих профессий, занятых в области кинематографии, книгоиздании,
искусстве, полиграфии, туризме, спорте и средствах массовой информации – всеми,
кто вносит неоценимый вклад в духовное развитие общества и популяризацию
культурного наследия страны.
Геннадий Парошин: Хотел бы поздравить всех работников
культуры, занятых в сфере культуры. Их более 600 000 человек. Мы же
объединяем 440 000 членов профсоюза, занятых в сфере культуры, искусства,
печати.
Геннадий Павлович Парошин, заслуженный
работник культуры Российской Федерации, более 20 лет занимает должность
председателя Российского профсоюза работников культуры. За эти годы ему удалось
не только сохранить эту мощную и дееспособную организацию, но и повысить её
авторитет в обществе.
Геннадий Парошин: Если у кого-то возникает вопрос "Зачем вообще нужен профсоюз, зачем мне
платить копейку с рубля, если у меня и зарплата - кот наплакал, условно
15 000 (в районных учреждениях)?", я могу так
ответить: конечно, вправе работник быть вне профсоюза. Но в случае наступления
так называемой страховой ситуации, его подвели под сокращение, он идёт к
платному юристу, если хочет судиться, или просто ждёт своей участи.
В случае члена профсоюза у
него есть структура от профкома, горкома, обкома до ЦК. Мы можем этому человеку
помочь, в том числе и представляя его в суде. То есть за него есть некая гора,
которая может человеку помочь, независимо, хочет он судиться или нет. Если
нарушены права, за него есть люди в нашей структуре, которые могут ему помочь
бесплатно. Учитывая, что он платил взносы.
Но время, когда профкомы
распределяли колбасы и какие-то дефицитные вещи, прошло. То есть мы сейчас
полноценная правозащитная организация в сфере труда и занятости.
Имеем соглашение о
социальном партнёрстве с Союзом театральных деятелей, с Союзом журналистов, с
Союзом художников. Они имеют права в сфере гражданского законодательства. Мы
имеем полномочия в сфере трудового законодательства. Только профсоюзная
организация и полномочный представитель трудового коллектива, как написано в
Трудовом кодексе, могут представлять интересы, права и защитные функции.
Творческие союзы занимаются творческими процессами, хотя Союз журналистов занимается
и защитой прав журналистов, но не трудовых прав журналистов: допуска
журналистов в горячие точки и так далее, право на информацию, у них есть свой
закон о СМИ. У театралов есть программа развития театрального дела до 2020
года. Они занимаются развитием творческого процесса.
Кстати, с Роспечатью
удалось в результате дружественных переговоров установить минимальную
заработную плату для работников в сфере роспечати – 10 000 рублей в месяц
на 2015 год. МРОТ в Российской Федерации составляет 5965 рублей, то есть почти
в 2 раза больше.
Суть нашей профсоюзной
работы: в тезисе – дойти до каждого работника, члена профсоюза, чьи трудовые
права и интересы каким-либо образом были ущемлены. И речь идёт о том, чтобы не
сидеть при этом по кабинетам, а действовать. Под действиями я понимаю
выдвижение законных требований, понуждение работодателя или других каких-то
структур к диалогу, переговорам, и, наконец, добиться, хотя частично, на
основании переговоров тех требований, которые были выдвинуты.
Закон
о профсоюзах даёт достаточно широкие права реагировать на решения работодателей
в плане организации труда, найма, увольнения и охраны труда. И реакция может
быть и адекватной, и неадекватной. Мы за то, чтобы взаимодействовать с
работодателями, с нашими партнёрами на основании социального партнёрства,
принципе социального партнёрства, диалога, заключения коллективных договоров, а
не идти на приостановку работы, на забастовку. И такое право у нас есть. Наш
профсоюз – не забастовочный. Мы считаем, что лучше решать вопросы за круглым
столом, нежели чем выдвигать какие-то незаконные требования, тем более –
приостанавливать работу.
На
сегодняшний день главным, и это отмечалось на январском пленуме центрального
комитета, является введение или перевод работников культуры на так называемый
эффективный контракт. Термин "эффективный контракт" появился в майских указах президента
2012 года, но в трудовом кодексе это понятие отсутствует. Поэтому некоторые
работодатели использовали этот термин, для того чтобы в массовом порядке осуществлять
не совсем законные действия, а именно: отменялись действующие индивидуальные
трудовые договоры относительно работников и заменялись более жёстким, "эффективным"
контрактом. Действия эти – незаконные.
Мы обратились в
правительство по этому вопросу, к нашему партнёру Министерству культуры, с тем
чтобы и они проводили мониторинг, не допускающий такие нарушения, связанные с
введением эффективного контракта.
Мы буквально вымучили
приказ Министра образования, в соответствии с которым наконец-то установлена
единая часовая недельная нагрузка на ставку преподавателей музыкальных школ. К
этому шли, не поверите, 18 лет. Шла длительная переписка, отписки. Наконец-то
такой приказ состоялся. И в настоящее время в 6000 музыкальных школах искусств,
в художественных школах сейчас должны быть пересмотрены учебные планы,
нагрузки, положения об оплате труда. И это должно происходить буквально сегодня
и завтра.
И я надеюсь, что эти
процессы будут безболезненными и никто не пострадает. Тем более, что норма в
пользу работников культуры. Это тоже, я считаю, победа профсоюза, но и
Министерства культуры, мы, как альпинисты, действовали здесь в связке, добились
этого успеха. И работа такая уже идёт сегодня.
Очень болезненным вопросом
является присвоение почётных званий, допустим, заслуженного работника культуры
Российской Федерации в настоящее время. Министерство культуры Российской
Федерации приняло решение ужесточить требования для лиц, которые претендуют на
это звание. Если это звание "заслуженный работник культуры Российской
Федерации", значит, мы считаем, на это звание может претендовать любой
добросовестный работник культуры, занятый в сфере культуры Российской
Федерации. К сожалению, это не так. Для того чтобы выдвинуть кандидатуру,
необходимо иметь ряд регалий местного значения, регионального значения не ниже
губернаторской награды. Вот такие сейчас установлены прямым текстом рогатки. И
для того чтобы пробраться в Министерство культуры Российской Федерации, это
только могут быть герои Российской Федерации.
Мы набрали протест по
этому поводу, в связи с изменением регламента выдвижения работников культуры на
это почётное звание. Поскольку это волнует всех. Ещё раз говорю, любой
добросовестный работник культуры имеет право претендовать на это звание. Квот,
конечно, никаких нет на эту награду. Но право-то есть.
Когда спрашивают "чем
отличается работник культуры от работников других профессий? ", моя более
чем тридцатилетняя практика подсказывает мне, был я в территориях, в
командировках: у нас работники культуры, в отличие от других – бессребреники. Что
имеется в виду? Когда спрашиваешь на профсоюзных собраниях – что вы выбираете:
вам повысят зарплату на 100 рублей, или лишь бы сохранилось рабочее место? Они
отказываются от повышения зарплаты ради своей работы. И те, кто поступают в
вузы, для того чтобы потом работать в культуре – они не за длинным рублём
гонятся, они это для души делают. Поэтому мы не забастовочный профсоюз.
Были времена, я припоминаю
2003 год, было довольно тревожно, наши работники культуры - никто не побросал
работу, все они остались, где и работали. И теперь, к сожалению, идёт массовое
сокращение. А когда стабилизируется ситуация, дай Бог, с финансированием,
кризис минует, а он минует в любом случае, поскольку всё движется по синусоиде,
найдём ли мы их потом, вернутся ли они? В этом большая трагедия. Но путём
сокращения финансирования в отрасли культуры ничего не получится. То есть пока света
в конце туннеля я не вижу в плане развития, если идёт недофинансирование
отрасли. Должно быть рублёвое повышение финансирования, поскольку всё дорожает.
И то, что культура, к сожалению, имеет 0,6% от расходной части федерального
бюджета – вот мы на каком находимся месте. Притом, что здравоохранение – 8%,
образование – 6%, а культура по деньгам на сегодняшний день – падчерица.
И эта сумма до 2018 года
не будет расти. Да, есть точки роста в отрасли культуры. В Тамбове - новый
театр, в Ижевске - новый цирк. Но это точки роста. Процесса развития пока нет,
но точки роста есть.
Геннадий Парошин: Работник культуры отличается от представителей других профессий тем, что он бессребреник