Георгий Натансон: Как-то раз на лекции Сергея Эйзенштейна я заснул...
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/georgii-natanson-20397.html
Есть
фильмы, которые хочется пересматривать снова и снова. Несомненно, над созданием
таких картин работали целые творческие коллективы. Но, бесспорно, если бы во
главе всего процесса не стоял человек талантливый и гениальный, такого бы
успеха добиться не удалось.
На
фильмах этого режиссера
выросло не одно поколение зрителей. Ведь его жизнь всегда шла в ногу с историей
советского кинематографа. Его картины открыли дорогу в киноискусство многим
известным и ныне прославленным артистам.
Георгий
Григорьевич Натансон, выдающийся мастер неореализма. Его фильмы призывают к
добру, учат человеческому достоинству, милосердию, справедливости, уважению и
преклонению перед женщиной.
Георгию
Григорьевичу всегда приходилось бороться за свое кино. Да и сама его жизнь могла бы
послужить основой для захватывающей киноповести. Однако, несмотря на все
трудности и неприятности, Георгий Натансон в свои 95 лет по-прежнему влюблен в кино и готов снимать и дарить новые
фильмы своим зрителям.
Георгий
Натансон: Я думаю, что здесь только одно – делать хорошие фильмы,
которые полюбили простые зрители. Ведь наше крестьянство не видит фильмов. Ведь
в советское время были передвижки. "Кино приехало!", - кричали
мальчишки и девчонки. И я никогда не забуду, как картина "Валентин и
Валентина" была показана на родине Лермонтова. Не забуду, потому что был небольшой
зал. И мальчишки, и девчонки, лежа на эстраде, смотрели картину в 2-3 метрах от
экрана. Я только могу пожелать нынешним режиссерам, чтоб такое было.
Георгий
Григорьевич Натансон, советский, российский кинорежиссер. Сценарист и драматург. Народный артист
России. Заслуженный деятель искусств, лауреат государственной премии СССР. За
большой вклад в развитие отечественного киноискусства и многолетнюю творческую
деятельность награжден орденом
"За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Георгий
Натансон: В жизни все очень неожиданно. Я учился в школе, которая
была рядом с кинотеатром "Ударник". Все премьеры я старался посещать.
И мне посчастливилось, что я посетил премьеру "Веселых ребят". Я
решил поступать во ВГИК. Во ВГИК был прием только на актерские. Я все выучил,
басню, стихотворение, прозу. Вошел в аудиторию, где сидел великий Сергей
Михайлович Эйзенштейн, а рядом с ним – Лев Владимирович Кулешов, а рядом с ним
– Хохлова, его жена и великолепная актриса. Прочел очень бодро. И когда на
следующий день я приехал узнать результаты, посмотрел на список, и в списке
меня не было.
И вдруг идет Лев Владимирович Кулешов. И почему-то
обратил на меня внимание и сказал: "Что, расстроился?". Я говорю:
"Очень. Но я хотел на режиссерский поступать". – Да, у нас не было
приема. – А когда будет? – Не знаю.
И через полгода я получаю открыточку за подписью Льва
Владимировича Кулешова "Приходите на экзамены. У нас прием на режиссерский
факультет". И я сдал экзамен. И стал учиться. И мастером моим был Лев
Владимирович Кулешов. Но занятия Георгию Григорьевичу пришлось прервать в связи
с призывом в Красную Армию. Началась Вторая мировая война. После одного учения
заболел двухсторонним воспалением легких. После выздоровления дважды проходил
военно-врачебную комиссию. Заключение - "К воинской службе не
пригоден". И Георгию Натансону пришлось продолжить учебу уже в Алма-Ате,
куда был эвакуирован ВГИК в ноябре 1941 года. Алма-Ата очаровала. Город у
подножия Алатау, покрытый снегом. Какие-то военные действия. Нас не отвлекали
от учебы. И вот так я решил пойти работать. И я попал к режиссеру Дзигану,
который снимал картину "Секретарь райкома". Эпизод не понравился
худсовету. И передали эту картину Ивану Александровичу Пырьеву. И вот вошел Иван
Саныч, ко мне: "А вы кто такой?". Я говорю: "Иван Саныч, я
студент 3 курса режиссерского факультета ВГИКа". – Ну и что, будете
работать? А учиться? Я говорю: "Я буду совмещать, потому что мне надо
помогать маме, сестре, которые здесь тоже в эвакуации". – Кем вы хотите
быть? – Я хочу быть вашим ассистентом по актерам и выполнять ваши режиссерские
задания на съемках. - У нас будет много пиротехники, картина военная. Будете у
меня ассистентом по пиротехнике.
Пырьев кричал: "Жора, правее!". Конечно, я бежал налево. И вертелся, все – невпопад
Начались съемки. И мне выдали палку, на конце был
гвоздь, на гвоздь надевали немецкую дымовую шашку. Шашка горела черным дымом. И
Пырьев кричал: "Жора, правее!". Конечно, я бежал налево. И вертелся,
все – невпопад. Но Пырьев как-то ко мне очень стал хорошо относиться из-за моего
старания. Часто мы снимали ночью. Потому что днем все алматинское электричество
шло на заводы, фабрики. Как-то раз, придя утром на лекцию Эйзенштейна, а на его
лекцию пришла не только режиссура, а и сценаристы, и художники, потому что все знали,
что это великий режиссер. И вот на этой лекции я заснул. И Сергей Михайлович,
когда увидел, что меня расталкивают, сказал: "Не будите Натансона. Он с
Пырьевым всю ночь снимал". Я ему отдельно расскажу о вертикальном монтаже.
Вот, какие были эпизоды.
В
1944 году ВГИК вернулся в Москву. Молодому режиссеру Георгию Натансону пришло время защищать
диплом. Это был фильм по расскажу О. Генри "Гроза". Комиссия под
председательством Пудовкина принимала дипломную работу. После добрых
высказываний Эйзенштейна, Хохловой и Кулешова Георгию Григорьевичу поставили
пятерку. Итак, он стал
дипломированным режиссером.
Георгий
Натансон: Я как молодой режиссер мечтал о самостоятельной работе.
Тогда еще из моего поколения или даже младше, из молодых никто не ставил. И я
пришел к Пырьеву, поскольку у нас были такие добрые отношения. Я говорю:
"Иван Саныч, у меня есть заявка на фильм "Все остается людям".
Написал это хороший драматург Самуил Алешин". – Оставь сценарий. Через
несколько дней худсовет.
Мне, тогда еще совсем юноше, посчастливилось работать с великим Черкасовым. Работа была безумно интересной
И выступал первый такой режиссер… и сказал: "Ну
какая из этого может быть картина? Многословная пьеса". А следующим
выступил Пырьев: "Жора, - он всегда говорил сначала тихо, а потом доходил
до крика. - Жора. Жорочка. Георгий Григорьевич! Как же вы могли мне подсунуть
эту многословную пьесу? Здесь одна болтовня!". И вот счастье, что Алешин
был в Ленинграде, пришел к директору Ленфильма Киселеву, дал нам почитать, и
Киселеву понравилось. И меня вызвали на постановку. И мне, еще тогда совсем
юноше, посчастливилось работать с великим Черкасовым. Работа была безумно
интересной. И Черкасов ко мне относился как к тем мастерам, с которыми он
работал – Эйзенштейном, Александровым. Это была его последняя роль в кино.
С Дорониной я решил снимать. Прочел пьесу "Старшая сестра"
и обратился к Володину. Его еще никто до меня не экранизировал. И он дал
согласие. И я стал подбирать актеров. И первое, что я сделал – поехал в
Ленинград в БДТ. И все с Таней Дорониной, конечно, посмотрел. И решил ее
пригласить. Так родилась кандидатура Тани. А потом я в Театре ленинского
комсомола увидел Наташу Тенякову, которая мне очень понравилась. Из-за кулис
пришел к ней и предложил сняться в роли младшей сестры. Худсовет
"Мосфильма" – Таню Доронину никто не утверждает. "Этой девочке
кино противопоказано". И утвердили Тенякову. Я горевал. И пошел к
Романову, министру кино. Он меня принял очень быстро. Это было советское время.
Сейчас демократическое время. К министру или председателю департамента кино не
попадешь. И вдруг мне Роман говорит: знаете, что, Георгий Григорьевич, у нас
через неделю съезд всех министров кино всех союзных республик. Приносите свою
пленочку-пробу.
Когда я принес коробочку, в зале, где происходит смотр,
были все министры. И вышел Романов первый. Улыбается, говорит: "У вас
прекрасные пробы. Наше высокое собрание, все министры, его утвердили".
В Риме Доронину сравнивали с Монро и Мазиной, а сам фильм "Старшая сестра" – с работами великих итальянских режиссеров
И я ее показываю Романову. И Романов говорит:
"Какую вы замечательную сделали картину. Мы вас посылаем в Италию на
декаду советского кино в Рим и Милан". Так что картина впервые была в
Италии. И был безумны успех. Татьяну Васильевну сравнивали с Мэрилин Монро, с
Джульеттой Мазиной, а фильм – с великими итальянскими режиссерами. Я уже даже
боюсь называть их фамилии. Потому что скажут: "Ну заврался Натансон".
И когда пошла картина уже в России, очереди были в кассы на улицах. Родилась
новая Татьяна Доронина – звезда.
А потом возникла картина "Еще раз про любовь".
И на эту картину впервые я пригласил Татьяну Васильевну, конечно, и Высоцкого.
И были хорошие пробы. Но как-то не очень монтировался Высоцкий с Таней. И тогда
возник Сашка Лазарев. И снялась картина, в которой впервые была сцена любви в
кровати.
Эта картина пользуется
грандиозным успехом. И Татьяна Доронина стала любимицей. Одевались под
Доронину, причесывались под Доронину. Вот такая была ее судьба. И она никогда не
забывала, что, в общем, я ей открыл кино.Мы снимали в Швеции в Стокгольме. Это картина о Коллонтай. Там Юлечка Борисова изумительно сыграла. А какой Кторов! И Романов
сказал, когда кончилась картина: "Замечательная картина. Только, Георгий
Григорьевич, езжайте на "Мосфильм" и вырезайте финал – Парад Победы".
Я говорю: "Как?!". – Георгий Григорьевич, Жуков – бонапартист. Он
хотел свергнуть советское правительство. Я говорю: "Я этого не сделаю. Жукова
все безумно любят как героя победы". – Я у вас картину не приму.
Какая-то толика восстановления "Парада Победы" лежит и на мне
И прошло почти два месяца. И меня вызывает Романов,
улыбается: "Вы знаете, в ЦК картина понравилась. И Жукова решили
оставить". Так что какая-то толика восстановления Парада Победы лежит и на
мне.
Мне важно, что мои картины в основном были
сделаны по пьесам, и никакой в этом хитрости не было. Я просто выбрал себе
такой жанр. Любой режиссер, бери, снимай - и получай миллионы зрителей. Не потому
что я старик. Но я хочу просто нынешним режиссерам, которые даже получают
премии на международных фестивалях, задать только один вопрос с вышины своей
старости: "Где ваши зрители? Где ваши миллионы зрителей, которые смотрели
советские картины?".
Георгий Натансон: Как-то раз на лекции Сергея Эйзенштейна я заснул...