Владимир Малышев: ВГИК пока не страдает от недостатка абитуриентов, хотя это очень серьезная проблема, и скоро она будет проявляться
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/gost-programmi-12380.html
Владимир Малышев: Мы те же врачи: они тело лечат,
а мы души. Но нельзя выкидывать 95 лет традиций. Бывает, человеку уже 40
лет, говорят, вот, молодой кинематографист.
Всероссийский
государственный университет кинематографии имени Сергея Герасимова (ВГИК) –
главная кузница кадров киноиндустрии. На один только актерский факультет ВГИКа
ежегодно подают документы тысячи желающих, а бюджетных мест, как правило, не
более двух десятков. Но станут ли даже те счастливчики, которым удалось
оказаться в списках на зачисление, востребованными специалистами после обучения,
зависит в большей степени от них самих.
Владимир Малышев: По-разному
сложится судьба. Здесь очень хорошую картину сделал, допустим, двухчастевку, а
вышел в большое кино – растерялся. Потому что одно дело 20 минут картина, 3-4
актера, да и съемочная группа, а там все в 10 раз больше: и длина фильма, и
нагрузки, и все. Естественно, человек может потеряться и не проявить себя в
большом кино. Поэтому все это дальше непредсказуемо. Хотя, если мы смотрим дипломные,
курсовые работы уже ныне известных таких наших мастеров, то в принципе и тогда
уже можно было отметить, что это даровитые товарищи.
Владимир Малышев –
ректор Всероссийского государственного университета кинематографии имени Сергея
Герасимова. В жизни Владимира Сергеевича переплетены разные пути и дороги,
педагогические и продюсерские, управленческие и литературные. Он профессионал
до мозга костей, досконально знающий технологию кинопроизводства. Безусловной
заслугой Малышева является спасение Госфильмфонда России, ставшего крупнейшим
киноархивом мира. Находясь в разное время на разных должностях, пройдя путь от
выпускника экономического факультета ВГИКа до заместителя министра культуры,
Владимир Сергеевич всегда доводил до конца поставленные задачи. Сегодняшней
главной темой его жизни, безусловно, является ВГИК – один из старейших ВУЗов
страны, отметивший в этом году свое 95-летие.
Владимир Малышев: ВГИК пока не страдает от
недостатка абитуриентов, хотя это очень серьезная проблема, и она в ближайшие
годы будет еще больше проявляться. Проходил съезд Союза ректоров России,
и выступал там министр образования Дмитрий Викторович Ливанов. Вот он такие
поведал цифры, что буквально еще пару лет назад был выпуск школьников где-то
1 миллион 400 тысяч, а сейчас уже 600 тысяч, то есть в два с лишним раза меньше – такая
демографическая яма. Он сказал: готовьтесь, что еще в течение нескольких лет
будет все меньше и меньше. С этим можно бороться только одним: давать
качественное образование, быть привлекательным. Для этого должны яркие мастера
преподавать. Если мастера у нас уйдут, тут же возникнут проблемы, будет
серенький такой киновуз, которых достаточно много сейчас развелось. Поэтому это
одна проблема. Вторая проблема – потеря качества образования в школе. Абсолютно
неприемлемый вариант, допустим, вот с этим ЕГЭ. По существу там 100 баллов, а
40 баллов считалось двойкой. Нам разрешалось принимать только, чтобы минимум
был 41 балл там по русскому языку, литературе, истории. И вдруг в этот раз была
жесткая проверка министерства по сдаче ЕГЭ, и обнаружила, что абсолютное
большинство смогло только там где-то 24 балла и ниже. Но вроде бы это
преподносится с гордостью такой: вот, мы такие принципиальные, мы сильно стали
проверять. Ну а кто допустил до такого качества образования? Представляете, нам
пришла бумага из министерства: в этом году разрешаем проходной балл по ЕГЭ
принимать по русскому языку 28 баллов. Если 40 баллов - двойка, то это единица
с плюсом по-старому. Как это мы на драматургов, на режиссеров абсолютно безграмотных
людей будем принимать?
Бывает, человеку 40 лет уже, а говорят, вот, молодой
кинематографист. У нас долгое время было такое установлено негласное правило - давать
деньги на производство фильмов одним и тем же. И они так – безусловно, яркие,
талантливые - получали, получали, и потихонечку лет им прибавлялось. А кино -
это ведь не только творчество, но и производство. И, как ни крути, но возраст
все-таки сказывается, за редким исключением. Все-таки самые яркие творческие
картины люди до 50-60 делают. Сейчас кого-то явно обижу, но это просто на мой
взгляд, это не закон: у каждого состояние организма – он и в 50 может быть
стариком, и уже потерять творческие дарования какие-то свои. Сейчас у нас вот
эта плеяда ярких - она там старшего-старшего поколения - безусловно, уже
отходит на заслуженный отдых. Дальше идут такие яркие режиссеры, но их можно на
пальцах двух рук, если уж говорить о ярких, а дальше такой провал, в общем, и
волей-неволей государство же будет давать деньги на такое количество картин.
Волей-неволей продюсеру придется все-таки рисковать и брать новых, молодых
ребят. Единственное, что, на мой взгляд, и я часто говорю с продюсерами,
руководителями компаний, – просто не хотят, потому что и так, мол, есть, чем
заняться. Но хорошие продюсеры должны были с первого курса интересоваться работами
студентов. Берешь, выхватил, посмотрел первые картины, смотришь, яркая, ну,
возьми студента на заметку, помогай ему, какую-нибудь стипендию плати, помоги
ему снять учебную работу, там, добавь каких-нибудь денег. Надо как-то связь нам
более плотную, тесную иметь. Сейчас даже вышло постановление правительственного
совета по развитию отечественного кино, что те продюсеры, которые получают
деньги на производство фильмов от государства, должны наших студентов обязательно
приглашать на практику. Если студенты варятся у нас на учебной студии, то,
конечно, им трудно будет вживаться в большое кино, им обязательно надо
поработать в большом кино. В советское время так и было. Я помню, у нас
полугодичные практики были на старших курсах, и мы, собственно, уже до мелочей
знали кинопроцесс и доучивались уже, понимая, что нам потребуется в большом
кино.
Нельзя занимать вот такую позицию, как, там, продюсер или
кинематографист, который нас иногда критикует: вот вы нам подготовьте, а мы
возьмем, что-то они не очень подготовлены к кинопроизводству большому. Я уже
150 раз говорил, с медициной тоже вот сравниваешь. Сейчас он выйдет, закончил
факультет хирургом, а ему говорят: будешь на следующий день переставлять сердце
человеку. Его до аппендицита не допустят в первое время. А мы - те же врачи:
они тело лечат, а мы души. Поэтому нельзя быть такими наивными. А потом раз,
приходит, да он там не может отснять за два часа одну серию телевизионную.
Если вы заинтересованы – надо объединять усилия. Всех наших
критиков я приглашал и приглашаю, говорю, ребята, приходите во ВГИК, набирайте
мастерскую, предлагайте изменения в учебных программах – никто не боится этого,
наоборот, все ждут. Но просто вот тот говорит с кондачка, а вот, плохие
студенты, а вот плохо готовят. Но это извините.
При чем люди говорят, а 15-20 лет уже здесь не были. Ребята, не знаю,
может я до мозга костей ВГИКовец, и всю жизнь гордился, что поступил, мне очень
нравилось и нравится жить в этой среде. И до сих пор приезжаешь на
международный фестиваль разного поколения - ВГИКовцы все равно: "привет,
привет". Как какая-то семья. Хочется эти такие традиции во ВГИКовцах
сохранить. Как Сережа Соловьев говорит, что во ВГИКе можно учиться, чтобы
научиться, а можно не учиться, а просто быть в этой среде, и тоже научиться, в
общем. То есть, здесь много значения играет сама среда, здесь нестандартные
отношения такие. В другом каком-нибудь ВУЗе педагог сказал: смирно там это, а у
нас студенты - как младшие товарищи мастеров, педагогов. От этого, конечно,
атмосфера совсем другая.
Владимир Малышев: ВГИК пока не страдает от недостатка абитуриентов, хотя это очень серьезная проблема, и скоро она будет проявляться