Легендарный Академический большой концертный оркестр имени Юрия Васильевича Силантьева – живая история нашей эстрады. Выдающийся оркестр был создан в победном 1945-м. Его становление связано с именами замечательных музыкантов Виктора Крушельницкого и Григория Столярова. Но подлинное признание коллектив завоевал именно в силантьевский период. 25 лет под руководством легендарного музыканта, выдающегося дирижeра, народного артиста СССР Юрия Васильевича Силантьева стали золотой эпохой в истории оркестра. Все звeзды советской эстрады первой величины считали за честь работу с оркестром Силантьева. Сам дирижeр был настолько популярен в стране, что его в буквальном смысле носили на руках. Известный случай, когда толка поклонников в Сочи после концерта подняла тяжeлую "Волгу", в которой сидел Юрий Силантьев, этому пример. Только музыканты знают, что стояло за этим бешеным успехом. Они не помнят, чтобы за все годы своей работы Юрий Васильевич хоть раз взял больничный. Менялись названия оркестра, но неизменным оставалось главное – создание отечественной музыкальной культуры самого высокого уровня. В 2007 году в оркестр пришeл новый руководитель – композитор и дирижeр Александр Клевицкий. Открылась новая страница в истории коллектива. Сегодня, как и много лет назад, звучание оркестра Силантьева невозможно перепутать ни с каким другим, и это кредо главного дирижeра – маэстро Александра Леонидовича Клевицкого. Один из самых востребованных в стране, коллектив находится в блестящей профессиональной форме, сохраняет традиции, заложенные Юрием Силантьевым, а также ищет новые пути творческого выражения современного музыкального искусства. Александр Клевицкий: Это замечательный возраст для оркестра, потому что сегодня он не просто жив, а радует публику, радует телезрителей, радиослушателей. У нас громадьe планов, мы востребованы. И мы ещe очень много что можем и сделаем обязательно. Поверьте, будет в ближайшее скором времени. Александр Леонидович Клевицкий, художественный руководитель и главный дирижeр Академического большого концертного оркестра имени Юрия Силантьева Российского государственного телерадиоцентра. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Композитор, аранжировщик, продюсер. Член правления Союза московских композиторов, вице-президент авторского совета Российского авторского общества. Александр Клевицкий: Я пришeл в оркестр Силантьева почти 10 лет тому назад. И когда меня приняли на работу и назначили художественным руководителем и главным дирижeром, конечно, у меня где-то, с одной стороны, тряслись поджилки, потому что я, будучи ещe достаточно молодым музыкантом, но уже известным композитором прихожу в коллектив, которым руководил сам Юрий Васильевич Силантьев. Для меня это было настолько ответственно с одной стороны. С другой стороны, я был очень горд, что судьба так выпала, что именно я вдруг продолжаю вот это дело. Тем не менее, когда я пришeл в оркестр, он был в достаточно унылом состоянии. Меня представили оркестру, и на меня взглянуло 32 пары каких-то голодных грустных глаз. Потому что все боялись, что пришла новая метла, она по-новому метeт, кого-то, наверное, уволит. Знаете, как обычно, когда становление нового художественного руководителя и так далее. Я всем пообещал, что работайте столько, сколько хотите. Единственное, конечно, возраст музыкантов был достаточно большой. Средний возраст музыкантов был где-то около 70 лет. Понимаете, когда музыкант уже играет в оркестре на исходе своих возможностей, качество игры падает. И оркестр какое-то время был не очень востребован. Постепенно, не сразу, честно могу сказать, я пытался найти своe звучание, я пытался найти тот репертуар, который бы заинтересовал как музыкантов, нас, так и зрителей, которые будут приходить на концерты, или радиослушателей и телезрителей, которые будут его слушать. И мы за эти годы сыграли достаточно обширный репертуар. Мы сыграли много классической музыки, мы сыграли очень много джазовой музыки, рок, джаз-роковой музыки. То есть мы прошли через все основные стили и жанры музыки, которые популярны у аудитории. Оркестр вырос. Стабилизировался состав. Пришло много молодой крови. Я стал подбирать музыкантов, сам лично их прослушивал, подбирал единомышленников. Состав оркестра не меняется за очень-очень лeгким исключением. Это очень здорово, потому что музыканты чувствуют друг друга, они сыграны сегодня. В принципе не страшен никакой, самый тяжeлый репертуар. Недавно был юбилей у знаменитого, может быть, великого отечественного композитора Эдуарда Артемьева, который по жизни является моим очень большим другом и наставником в какой-то степени. У него очень тяжeлые партитуры. Тяжeлые в смысле техники игры, самой музыки. Очень интересная музыка с развитием, где надо показать всe то, чему тебя учили и тот опыт, который ты приобрeл. И мы здорово справились с этой работой. И на музыке Артемьева очень сильно наш коллектив вырос. Существует несколько подходов к своему делу. Существует американский подход, существует японский подход. Американский подход – это когда всe очень жeстко, когда хозяин давит, он говорит, что давай работай, я от тебя требую то-то. Японский подход мягче. То есть моя работа, мой бизнес – это моя семья, я ко всем отношусь, я требую, но требую как глава семейства. У меня по отношению к оркестру, который я возглавляю, такой семейный подход. То есть музыканты – это члены моей семьи. Бывает всякое. Но изначально ко всему у меня очень добрый подход, несмотря на то, что дирижeр и руководитель должен быть жeстким. Во мне эта жeсткость есть. И в отношении искусства я, наверное, даже бываю и деспотичен. Без этого не бывает. Искусство не терпит амeбности. Должно быть точное понимание твоей цели, что ты хочешь добиться, ты каждый день музыкантам должен доказывать, что ты понимаешь, что ты от них требуешь, это рождает уважение к тебе. У меня такой роман с оркестром, если можно сказать. Бывает концерт с оркестром, а у меня роман с оркестром. Мы действительно очень любим друг друга, мы друг друга очень понимаем. За эти почти 10 лет моего руководства было большое количество самых различных акций, концертов, выступлений. Но такого действительно знаменательного, как наш юбилейный концерт, пожалуй, наверное, не было. Настолько он был какой-то светлый, солнечный, пришли знаменитые солисты – Иосиф Давыдович Кобзон, который тоже начинал в оркестре Силантьева когда-то, это его альма-матер, и Лев Лещенко, и тоже это его альма-матер. И много молодых солистов, которые сегодня работают в оркестре. Я очень много ездил на гастроли и знаю, что если не нравится музыка или не нравится артист, то даже при самом коротком концерте публика не досиживает до конца, встаeт и уходит. Я очень не люблю длинные концерты, потому что мне кажется, что, во-первых, надо пожалеть зрителя, который должен высидеть большое количество времени, это просто физически тяжело. Ещe выслушать. Это же эмоциональное состояние у зрителя. У нас был концерт почти 4 часа. И не то, что никто не ушeл. А в конце весь огромный зал встал и долго нас не отпускали аплодисментами. Вот это был действительно показатель того, что мы действительно хорошо отработали, мы хорошо выступили. И это был действительно за все эти годы… у нас все концерты проходят очень интересно, но это был наш апогей. Понимаете, на данном этапе мы действительно поняли, что мы на каком-то правильном пути.