Игорь Степанов: Если профессия будет жить – будет жить и Дом журналиста
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/igor-stepanov-esli-14046.html
Знаменитому
Центральному Дому журналиста – 95 лет. В далеком 1920 году в Москве на
Никитском бульваре открылся Дом печати, он разместился на месте дворца-усадьбы
князей Гагариных. Неоднократно перестроенный, сегодня он известен как
Центральный Дом журналиста. С первого дня членом правления Дома стал Владимир
Маяковский. В 1920-е годы в Доме печати проходили литературные дискуссии,
выступали Брюсов, Ивнев, Мариенгоф, Шершеневич.
Новое
название – Центральный Дом журналиста – Дом печати получил в 1938 году. Его
быстро сократили и стали называть Домжур. Сегодня Домжур – одно из
популярнейших мест Москвы, причем не только у журналистского сообщества. Теперь
вход сюда открыт для всех. Здесь ежедневно проводятся различные
пресс-конференции, семинары, выставки, концерты, фестивали, устраиваются
презентации новых книг, творческие вечера писателей, журналистов и музыкальных
коллективов.
Игорь
Степанов: Этот дом для того, чтобы здесь согревались сердца,
чтобы человек чувствовал, что не только от него общество что-то берет и
потребляет, а что и для него тоже что-то делает.
Игорь
Степанов – директор Центрального Дома журналиста, член Союза журналистов
России, директор Гильдии кинорежиссеров России, генеральный продюсер
международного кинофестиваля "Сталкер", член Союза кинематографистов
России.
Игорь
Степанов: История у нашего Дома журналиста очень богата,
интересна и многообразна. Этому зданию более 200 лет. Свою историю наш дом
берет с прихода Александра Сергеевича Пушкина сюда, так как рядом на Никитском
бульваре проходило венчание. Жил он на Старом Арбате, а здесь жили его друзья.
Он приходил и в этом каминном зале читал стихи, танцевал на балу и, наверное,
хорошо проводил время за бокалом вина.
Когда пришла советская
власть в 1920 году, это здание передали под Дом печати. Тогда у нас министром
был Луначарский, который подписал распоряжение о передаче Дому печати. Дом
служил местом для сбора литераторов, поэтов, писателей, журналистов – людей,
которые имели какое-то отношение к литературе и писали всевозможные произведения.
С тех пор это стал знаменитый дом. Здесь выступали Блок, Луначарский. Здесь
Есенин читал свои стихи. К сожалению, буквально через несколько дней он
скончался, и отсюда его хоронили, прямо отсюда на руках несли его на
Ваганьковское кладбище, где он похоронен. В общем, место очень знаменитое для
всех. В годы войны прямо отсюда на фронт уходили журналисты. У нас во дворе
стоит памятник, посвященный погибшим журналистам.
Это очень интересное
центральное место в городе, которое привлекает людей как и старшего, так и
молодого поколения, которым интересен сам особняк, его история, его жизнь. И
нам, конечно, почетно и приятно, что дом принадлежит журналистам, что
журналисты чувствуют себя здесь, как дома. Для них здесь созданы все условия:
есть залы для проведения пресс-конференций, есть свой ресторан, есть свои
каминные комнаты, интернет-зал, кинозал. То есть в полном объеме можно
проводить много интересных мероприятий.
Сегодня
в Москве более 20 факультетов журналистики. Мы стараемся делать все, чтобы студенты
приходили, посещали мероприятия.
Живем мы тем, что
стараемся привлечь молодую аудиторию в наши стены. Так уж сложилось, что наше
прекрасное здание, находясь в центре города, тем не менее немножко отпугивает
людей, – потому мы находимся за красивым чугунным забором, и люди думают, что
это какое-нибудь посольство или какое-то представительское здание. Поэтому на
все свои мероприятия мы стараемся привлечь как можно больше молодых людей и
молодежь, которая учится на факультетах журналистики в Москве. Сегодня у нас в
Москве более 20 факультетов журналистики. Мы стараемся делать все, чтобы они приходили,
посещали мероприятия.
Здесь проходят самые
престижные пресс-конференции, концерты, фестиваль бардовской песни "Поют
журналисты России". Мы проводим свой кинофестиваль "Профессия –
журналист". Это фестиваль, рассказывающий о людях этой профессии – не о
том, что они снимают, а как они снимают, в каких трудных условиях они снимают.
Очень хорошая традиция у нас есть – Галерея памяти погибших журналистов. Каждый
год 15 декабря мы собираем детей и семьи погибших журналистов, делаем для них
специальный праздничный ужин, вспоминаем тех, кто даже в мирное время уходит из
жизни в горячих точках.
Еще надо сказать, что у
нас очень много времени уделяется ветеранам журналистики. Это и ветераны войны,
которые прошли Вторую мировую войну, прошли горячие точки, и ветераны труда,
которые находят время, чтобы собраться и поделиться своими воспоминаниями. Мы
стараемся создать видеолетопись истории нашей журналистики для мультимедийного
музея. У нас помещение не позволяет разворачивать большую экспозицию, поэтому
сегодня очень современная форма – мультимедийные элементы мы используем,
записывая воспоминания наших ветеранов журналистики, которые очень интересные
истории рассказывают. Ведь каждый из них с кем-то общался, каждый из них
частичку жизни своей отдал кому-то из великих людей, о которых узнала страна.
Мы очень много общаемся
с фотографами многих газет, которые сегодня не могут нигде выставить свои
работы. У них собрались большие архивы фотографий, но они никому не нужны, и
нет больших площадей, чтобы их выставить. Мы стараемся тоже в мультимедийном
формате делать слайд-шоу и показывать историю нашей страны через фотографии.
Есть детский клуб для
семей журналистов, дети могут приходить и проводить здесь свое время. Мы
проводим встречи с авторами детских журналов "Мурзилка",
"Веселые картинки", которые до сих пор живут. С удовольствием можно
прийти и познакомиться с теми, кто делает эти издания.
Сегодня
время так устроено, что журналисты днем работают, а ночью более-менее свободны,
у нас есть идея – сделать "Ночной приют журналиста".
Надо сказать, что Дом
журналиста еще славен тем, что мы стараемся наладить круглосуточную работу. Так
как сегодня у нас время так устроено, что журналисты днем все работают, а ночью
все-таки более-менее свободны, у нашего председателя Союза журналистов есть
такая идея – сделать "Ночной приют журналиста". Чтобы ночью могли
журналисты приехать сюда, поработать с компьютером, с Интернетом, выпить
чашечку кофе, может быть, назначить какое-то свидание и т.д. То есть дом бурлит
своей активной и интересной жизнью.
У нас есть ресторан и
своя оригинальная кухня. До сих пор наши старожилы вспоминают, как приходили
знаменитые журналисты и давали рекомендации: какие должны быть блюда, как нужно
готовить жаркое по-суворовски, уху по-богдановски и т.д. Был такой журналист
Бовин, бывший посол в Израиле – он любил кушать бутерброды с борщом. Он
требовал, чтобы были бутерброды с борщом. Эту историю помнят.
Журналисты сюда
приходят. Кто-то вспоминает раков. В чем сейчас отличие сегодняшнего Дома
журналиста от того времени? В советское время сюда можно было прийти только по
членским билетам, только элита могла попасть. И вот пришли в ресторан, покушали
– раки, пиво. И все были счастливы. Я уже здесь пять лет директор Дома
журналиста, и мне все время говорят: "Ой, ты директор того дома, где
раньше были раки всегда, дома, в который не пускали?" Так вот, сегодня в
наш дом пускают, мы открыты для всех. Мы считаем, что должны не только
журналисты приходить к нам в дом, а все желающие.
Мы на всех наших стенах
размещаем картинки художников. Ведь еще у всех журналистов есть какие-то хобби.
Мы стараемся использовать наше здание, чтобы открыть эти хобби. Мы не ведем
кружковую работу, но предоставляем свои помещения, чтобы журналисты могли петь,
рисовать и показывать свои картины, выставлять свои фотографии. А может быть, еще
какие-нибудь виды искусства.
На самом деле никто не
знает, каким должен быть журналист. Потому что институты, которые готовят
журналистов, к сожалению, они их теоретически накачивают информацией, а вот
практически мало кто может нормально работать: сформулировать вопрос, спросить
так, чтобы был действительно интересный разговор. Сегодня у нас педагоги,
которые набирают на факультеты журналистки и режиссуры, жалуются, что приходит
молодежь, которая не подготовлена. Они не знают, что такое классика. Вот мы
говорим: "В этом доме был Блок, читал Маяковский свои стихи". Сейчас
спроси у молодых, кто такие Блок и Маяковский – они не скажут, кто это такие.
Не скажут просто-напросто, они их не знают. Не знают и других знаменитых людей
– увы, к сожалению. Поэтому сейчас сложно говорить о журналисте как о личности.
Сложно говорить о том, что они могут из себя представлять. Вот когда жизнь
после обучения в институте их вытолкнет, и они начнут уже лбом биться туда-сюда
– они начинают понимать. Жизнь заставляет что-то почитать, чем-то
поинтересоваться.
Никто
не знает, каким должен быть журналист. Институты, которые готовят журналистов,
к сожалению, теоретически накачивают информацией, а вот практически мало кто
может нормально работать.
У нас был такой интересный
случай про кино. Есть режиссер Вадим Юсупович Абдрашитов, и я молодых
журналистов попросил взять у него интервью. Я спрашиваю журналистов: "Вы
знаете, кто такой Абдрашитов?" – "Да, мы знаем, конечно". Я,
чтобы им подсказать, говорю: "Вадим Юсупович снял такие картины, как
"Магнитные бури", "Остановился поезд", "Парад
планет". И режиссер, который у него берет интервью, говорит: "Да, я
понял. Это режиссер научно-популярного кино". Журналисты не готовятся
сегодня, не знают, с кем они говорят: "Скажите, что вы хотите рассказать?
Расскажите о себе".
Был такой случай, когда
я проводил фестиваль, и у одной знаменитой актрисы журналисты захотели взять интервью.
Очень знаменитый журналист подходит ко мне и говорит: "Я хотел бы взять
интервью у такой-то актрисы". Подхожу к актрисе и говорю: "У вас
хотели бы взять интервью". Она говорит: "При одном условии – пусть
сначала журналист скажет, какая была моя первая роль в театре и какая сейчас у
меня роль в театре". Журналист: "Э-э… М-м…" – "Так что же я
буду вам давать интервью?" И она отказалась давать ему интервью.
Беда всей журналистики
и беда тех, кто дает задания журналистам, в том, что сейчас интересует только
информация: с кем спишь, как спишь и с кем живешь. А вот что-то другое не
интересует. Редактор говорит: "Так, быстренько пойди и узнай, что сегодня
происходит, почему у него исчезло обручальное кольцо на руке. Выясни! Вот это
мне интересно, это войдет потом во все издания". Вот в чем дело – на что
толкают и провоцируют.
На самом деле
интересные материалы, какие-то выражения мыслей со стороны журналистов сейчас
никого не интересуют. Ты должен писать телеграфным текстом о событии, и что-то
такое обязательно необычное должно быть. На это ориентируют сегодня в основном
все главные редактора журналистов. И журналист уже думает: "Какую же
горячую новость принести? Скорее бы на моих глазах кто-нибудь в метро упал на
рельсы – и тогда я точно получу премию". Правильно? Надо честно об этом
говорить.
Мы хотим все в этом
доме сделать, чтобы, наоборот, журналисты о чем-то задумались, посидели,
захотели написать какое-нибудь эссе об истории страны, какие здесь люди бывали.
Но в жизни так не происходит. Смотришь в окно – котлован с одной стороны, толпа
с другой стороны, грязь с третьей стороны. И думаешь: о чем же писать?
Время немножко другое
стало – все спешат. Все дома строились для того, чтобы можно было не спеша
посидеть, поговорить, подумать. Сейчас немножко другое время: прибежал, выпил
кофе, провел беседу, деловую встречу и побежал дальше. Сориентировался
немножко, вдохнул этого воздуха старого особняка – и ворвался в современную
Москву.
Мы
хотим все в этом доме сделать для того, чтобы журналисты о чем-то задумались,
посидели, захотели написать какое-нибудь серьезное эссе.
Тем не менее какая-то
святость духа Дома журналиста осталась, конечно. Когда заходят и говорят:
"Ой, а здесь был и этот, и этот. Как это было?" – конечно, очень
трогательно и приятно нам это ощущать. И то, что у журналистов есть свой дом –
это ко многому обязывает. Потому что иногда говорят: "А как понять, где
эти журналисты. Сколько у нас их – много, мало?" У нас более 100 тысяч журналистов
в нашей организации. И когда есть такой дом не только в Москве, но и в регионах
России – это очень важно. Журналисты могут прийти и занять свой досуг. Ведь для
чего такие дома создавались? Это профильные дома для людей этой профессии,
чтобы люди проводили свое свободное время в своем родном доме со своими
коллегами.
Какие перспективы?
Конечно, мы строим планы, чтобы как-то дом модернизировать, надстроить, сделать
еще медиацентр. Может быть, чтобы SPA-салон для журналистов был какой-то свой. То есть, расширить
площади. Но само помещение, архитектурный памятник, не дает такой возможности.
Поэтому будем просто хотя бы сохранять этот очаг культуры для журналистов,
чтобы оставалось что-то святое для них. А будущее простое: если профессия будет
жить – будет жить и Дом журналиста.
Игорь Степанов: Если профессия будет жить – будет жить и Дом журналиста