Игорь Желтов: Немецким пехотинцам за уничтожение Т-34 полагалось две недели отпуска на родине
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/igor-zheltov-nemetskim-14363.html Ровно
75 лет назад, 31 марта 1940 года, Государственным комитетом обороны был подписан
протокол о серийном производстве нового танка Т-34. Тогда, за год до начала войны,
конструкторы и рабочие секретного завода № 183 еще и предположить не могли, какая
судьбоносная роль будет уготована именно этому танку. С первых дней войны фашистская
армия действовала подобно адской безостановочной машине. Ее стальные таранные зубья
– танковые клинья – пробивали слой за слоем оборону наших войск. Вермахт катил по
советской земле. Однако и в эти дни немцы столкнулись с неожиданной для них опасностью,
полное значение которой оценить тогда смогли немногие. Этой угрозой оказался новейший
советский танк Т-34, о существовании которого немецкий генштаб даже не догадывался.
В годы Второй мировой войны нашими конструкторами было создано немало легендарных
образцов оружия, но эту войну невозможно представить без него – танка-солдата, танка
нашей Победы, танка Т-34.
Игорь
Желтов: Главное достижение Т-34 – то, что наши конструкторы
впервые сделали – это был танк, в котором гармонично сочетались три основных боевых
свойства танка: высокая огневая мощь, защищенность и подвижность.
Игорь Желтов – танкист, полковник запаса,
автор исследований по истории танкостроения, заместитель директора по научно-исследовательской
работе музейно-мемориального комплекса "История танка Т-34".
Игорь
Желтов: Дело в том, что само существование или противоборство
воюющих сторон всегда предполагает оружие для нападения и оружие для защиты. Поэтому
уже с первых армий, которые всегда существовали, у нас были какие-то средства нападения
и средства обороны. Но с появлением такого мощного огнестрельного автоматического
оружия, как пулемет, появилась большая проблема: каким образом защитить солдат на
поле боя? Надо было кардинально менять виды оружия и тактику боевых действий, поэтому
назрела необходимость создания новой боевой машины.
К тому времени уже были
созданы и гусеничный движитель, и двигатель внутреннего сгорания, и броня уже была
на кораблях испытана, броненосцы уже существовали. Поэтому в нескольких государствах,
включая Россию, начались интенсивные работы по созданию такой специальной боевой
машины, которая могла бы преодолеть проволочные заграждения, защитить людей, которые
находятся в этой машине, за счет броневой защиты и своим огнем поразить эти страшные
для пехоты пулеметы и артиллерию противника.
Появление танка Т-34 связано
с тем, что был взят за основу танк А-32, на котором усилили броневую защиту – и
дальше начали его уже испытывать. Этот танк А-32 под индексом Т-34 был принят на
вооружение нашей Красной Армии 19 декабря 1939 года. А 6 марта 1940 марта в 16 часов
дня два танка, в составе экипажей которых был главный конструктор Харьковского завода
№ 183 Михаил Ильич Кошкин, отправились в рамках войсковых испытаний в Москву. 17
марта эти танки были приведены в более приглядный вид на заводе, и уже в 10 часов
утра состоялся в Кремле показ этих двух машин. Секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович
Сталин сказал: "Это первые ласточки наших танковых войск". Его слова оказались
пророческими. Было принято решение о срочном выпуске этих танков в массовом количестве.
Мы знаем, что 1 сентября
1939 года уже началась Вторая мировая война, и немцы вплотную приблизились к нашим
границам. Мы торопились. А дело в том, что поставить на серийное производство такую
сложную машину не так-то просто. Танки Т-34 создавались в эпоху, когда Народный
комиссариат внутренних дел зорко следил за сохранностью секретов. Большая часть
сознательных и конструкторов, и военных – они как раз и соблюдали требования, которые
предъявляются при работе с секретными образцами, объектами и т.д. Утечки информации
не было.
Когда танки начали поступать
в войска (а мы знаем, что порядка 80 танков только в 1940 году было отправлено в
войска, а на 22 июня 1941 года уже 1066 танков Т-34 находились в войсках), было
интересное распоряжение наркома обороны: запретить лишний раз показывать даже мирному
населению, особенно в приграничных районах, что у нас имеется такая машина. Поэтому,
как правило, передвижение этих танков производилось с полигона на полигон или на
учебные места только ночью, или машины закрывались брезентом.
Как
правило, передвижение танков Т-34 производилось в режиме особой секретности: с полигона на полигон или на
учения только ночью, или машины закрывались брезентом.
Т-34 по своим характеристикам
значительно превосходил те танки, которые были у немцев, но немцы еще об этом не
знали. Почему? Потому что и немецкий генеральный штаб, и сам Гитлер считали нас
с вами Untermenschen
–
недочеловеками. Те данные, которые у них были, которые выходили в справочниках,
говорили о том, что у нас в основном танки Т-26 и БТ – это практически фанерная
броня, которая будет легко поражаться пушкой калибра 37 миллиметров. Это была недооценка.
Еще больший шок для немцев
был тогда, когда они узнали, что эти недочеловеки создали то, что не смогли создать
лучшие конструкторы нацистской Германии. Уже на второй день Великой Отечественной
войны начальник генерального штаба Гальдер записал в своем дневнике: "У русских
появляется новый тип танка". Для них это было "приятной" неожиданностью.
А отдельные танкисты так и писали, что появление этого танка на них производило
просто эффект разоравшейся бомбы. И немцы были вынуждены в 1941 году для борьбы
с танком Т-34 ставить на прямую наводку свои зенитные пушки калибра 88 миллиметров.
А немецкому пехотинцу предписывалось очень интересное средство, например: с помощью
топора снаружи танка воздействовать на отдельные элементы; или взять два ведра бензина,
залезть на танк, налить в область, где находится моторно-трансмиссионное отделение,
и поджечь – за это две недели отпуска на родину.
Появление
Т-34 стало шоком для немцев. Наши инженеры создали то, что не смогли создать
лучшие конструкторы нацистской Германии.
Первое массовое применение
именно Т-34, о котором известно – это непосредственно под Москвой. Как раз полотно,
которое находится за моей спиной – это начало контрнаступления Красной Армии в битве
под Москвой. В ближайшем рубеже от Москвы, в так называемом Лобненском рубеже Т-34
уже принимали участие. И благодаря именно высокой проходимости по снегу "тридцатьчетверки"
как раз и обеспечивали окружение противника и разгром его группировок. Его неслучайно
называют "танк-победитель", "танк Победы", "оружие Победы".
Почему? Потому что во всех операциях, которые были проведены Красной Армией в годы
Великой Отечественной войны, принимали участие Т-34 – начиная с самого юга и заканчивая
на самом севере. Этот танк, собственно говоря, и создавался в основном для ведения
наступательных операций. В оборонительных операциях он тоже принимал участие, но
он в основном применялся для нанесения контрударов по прорвавшимся танкам противника.
Сам по себе танк – это на
первый взгляд холодная груда металла массой 27 или 32 тонны. На самом деле в этой
броне уже есть душа. Наши сталевары, когда выливают броню, с душой подходят. Я на
заводах промышленности был и честно скажу: даже когда варят броневую сталь, это
делается с любовью, это видно. Они по цвету пламени определяют, какие еще туда надо
легирующие элементы добавлять и т.д. Это процесс творческий, душа уже туда входит.
При сборке танков то же самое происходило. Мало того, ведь мы забываем, что все-таки
было очень много и женщин, особенно в начальный период и в середине войны. Это жены,
это матери тех, кто воевал на этих машинах. Они свою частичку души уже вкладывали
в этот танк. Очень много было фронтовых бригад.
Конечно, наукой официально
еще не доказано, но мне кажется, что на каком-то нейронном уровне все равно существуют
какие-то связи, эти атомы, которые находятся внутри бронированной машины. Даже когда
на вождении бывал: "Ну, миленькая, не подведи!" – потому что ты являешься
составной частью. Когда ты ведешь машину, ты же в руках держишь рычаги – ты становишься
как единое целое. Или ты являешься составной частью машины, или она – составной
частью, может быть, продолжением тебя. Иногда ты даже забываешь, что это железо.
Это все вместе – и сама душа в танке как таковом, и непосредственно сам экипаж,
конечно.
Экипаж – это определенное
состояние души танкиста. Почему? Потому что танк – это оружие коллективное, поэтому
как минимум четыре (а в последующем и пять) человек экипажа работают как одно целое.
Если кто-то допустит ошибку – это будет чревато для всех остальных. Например, если
в волейболе плохо разыграли – все. Но волейбол – это спортивная игра. А здесь поставлена
на карту человеческая жизнь. Причем здесь еще надо понимать, что экипаж не только
внутри танка. Экипаж – это составная часть следующего элемента, взвода. Если даже
экипаж одного танка плохо сработает, то все – взвод может погибнуть. И эта взаимовыручка
у танкистов была во все времена, сколько существуют наши танковые войска.
Экипаж
– это определенное состояние души танкиста. Потому что танк – это оружие
коллективное, если кто-то допустит ошибку – это будет чревато для всех
остальных.
Я желаю, чтобы на наших
танках была броня по-прежнему крепка, а наши танки были по-прежнему быстры. Чтобы
наши механики-водители уверенно держали рычаги в руках, командиры уверенно управляли
своими подчиненными, а наводчики поражали цель с первого выстрела.
Игорь Желтов: Немецким пехотинцам за уничтожение Т-34 полагалось две недели отпуска на родине