Илья Вдовин: Сегодня мы одни из лидеров именно любительского спорта
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/ilya-vdovin-20272.html
Вот
уже 80 лет традиционное красное полотнище с литерой "Л" реет в авангарде
отечественного спорта - "Локомотив". Российское
физкультурно-спортивное общество и его пройденный путь – это путь труда,
созидания, великих достижений и красивых побед. За свою историю, которая
неразрывно связана с историей "Российских железных дорог",
"Локомотив" стал настоящей кузницей чемпионов. Общество воспитало
немало знаменитых спортсменах, которые успешно выступали на международном
уровне. К примеру, за все время выступлений на Олимпийских играх спортсмены-железнодорожники
завоевали 82 медали различного достоинства – 42 золотые, 28 серебряных и 12
бронзовых.
"Локомотив"
– это не только символ эпохи "Российских железных дорог", но и одно
из первых в стране физкультурно-оздоровительных обществ. Те славные традиции,
которые железнодорожники тогда еще Всесоюзного добровольного спортивного
общества заложили в далеком 1936 году, сохраняются и по сей день. И нет никаких
сомнений, что и в будущем еще много замечательных страниц будут вписаны в
летопись спортивной славы нашей родины.
Илья
Вдовин: Конечно же, нам есть, чем гордиться. Мы, Общество
трудового красного знамени, среди прочих регалий, наверное, таким наследием
нельзя не гордиться и нельзя никак допустить мысль о том, что им можно
пренебречь или что общество должно как-то последовать пути отдельных других
обществ, именно трудовым, Советского Союза, которые, к сожалению, на
сегодняшний день фактически утрачены.
Илья
Андреевич Вдовин, председатель Российского физкультурно-спортивного общества
"Локомотив". В 2003 году окончил факультет международных отношений
Московского государственного института международных отношений. После окончания
вуза занимал различные должности в коммерческих организациях, работал
начальником отдела маркетинга в хоккейном клубе "Динамо Москва".
Позже в ОАО "РЖД" занимал должность начальника отдела реализации
программ в области культуры и спорта. 29 мая 2011 года был назначен исполнительным
директором российского физкультурно-спортивного общества "Локомотив".
В феврале 2016 года на отчетно-выборной конференции РСФО "Локомотив"
был единогласно избран председателем общества.
Илья
Вдовин: Российское физкультурно-спортивное общество "Локомотив",
как оно называется сейчас, является правопреемником добровольного спортивного
общества "Локомотив", существовавшего при советской власти и
основанного 12 января 1936 года указом наркомата путей сообщения тех времен.
Все аббревиатуры, все названия еще совершенно другие: не министерства, не ОАО
"РЖД", как сегодня, а народный комиссариат путей сообщения. И,
безусловно, спорт на железной дороге был и до этого. Футбольный клуб
"Локомотив" недавно обнаружил свидетельства того, что в футбол играли
еще с начала 1920-х годов. Тем не менее, мы считаем, что одно дело – это
движение, которое шло снизу и самоорганизовывалось. Другое дело – это когда это
движение получило официальный статус и уже институционализировалось как
полноценное всесоюзное добровольное спортивное общество.
Самые большие, наверное, советские успехи общества я бы
отнес к тем мероприятиям для работников отрасли, которые имели место. Потому
что надо сказать, что, в отличие от более, может быть, прославленных высокими
спортивными достижениями обществ "Динамо", "Спартак" или
Центрального спортивного клуба армии, "Локомотив" всегда был рабочим
отраслевым обществом, где основной акцент был именно на то, что это все
работники железных дорог, члены их семей, которые занимаются спортом, из
которых дальше уже могут выйти профессионалы. И этой линии придерживались в
обществе всегда.
Можно вспомнить, что в советское время в принципе самым
большим достижением того же футбольного клуба "Локомотив",
упомянутого ранее, была победа в первом кубке СССР, который выиграл
"Локомотив". Впоследствии же таких грандиозных успехов команда не
добивалась. И всегда была именно крепким рабочим средним коллективом. Однако
именно массовость, именно детский спорт, который развивался всегда, он, конечно
же, приносил и плоды в виде того, что спортсмены-железнодорожники достигали
самых высоких спортивных достижений – подиумов, медалей.
Общество "Локомотив" продолжило и, к счастью,
имело возможность продолжить свою роль как общество одной конкретной отрасли,
поскольку все-таки железные дороги так или иначе не были приватизированы на
маленькие части, а сохранилась некая вертикаль, что "РЖД" – это
госкомпания. Пускай это уже и не министерство, а открытое акционерное общество.
И какие-то отдельные виды деятельности уже прошли через приватизацию и сегодня
находятся в частных руках бизнеса. Тем не менее, какая-то основная канва
осталась за все это время. И мы сохранили те советские традиции. Хотя, конечно
же, были вынуждены местами скорректировать наш вектор развития, поскольку все-таки
ОАО "РЖД", будучи коммерческой, а не бюджетной организацией, должно
зарабатывать деньги, должно более рачительно относиться к тому, на что оно их
тратит, и в этой связи при реформировании из МПС в "РЖД" были
переданы муниципалитетам все спортивные школы "Локомотив", которые до
этого были непосредственно на балансе "РЖД". И как объекты спорта, и
как организации, которые ведут эту деятельность.
Поэтому собственных спортивных школ на сегодняшний день
у нас нету. Они есть только при том или ином профессиональном клубе, которых у
нас на сегодняшний день – хоккей, футбол, баскетбол, волейбол и пляжный футбол.
И дети имеют возможность по этим видам спорта учиться в "Локомотиве"
и считаться воспитанниками "Локомотива". У нас есть еще ряд отдельных
проектов, где мы тоже поддерживаем именно детский спорт. Это и такие известные большие
по своей массовости и по общественному резонансу проекты, как Фестиваль футбола
"Локобол", в котором уже 10-й год (в этом году юбилейный), у нас
участвуют 45 тысяч детей каждый год по всей стране, даже в тех регионах, где
железной дороги нету. Это было принципиальное решение, что турнир открытый, и
любая, даже дворовая или школьная, или какая-то еще футбольная команда может
туда заявиться, и дальше все зависит от ее спортивных результатов.
Соответственно, будут побеждать – доедут до суперфинала, который традиционно
каждый год в День железнодорожника мы проводим на большом стадионе
"Локомотив". Трибуны тоже приветствуют победителей. То есть для детей
– это как, наверное, спортивный полет в космос, можно так это охарактеризовать.
Потому что даже мы, взрослые и уже много повидавшие люди, возвращаясь с этих
соревнований, что я, что руководители "РЖД", всегда на таких добрых
положительных эмоциях, которые сложно найти каждый день в нашей не самой
простой работе, которая связана больше с бумагой, чем с людьми. Здесь же ты
видишь проявления человеческих эмоций, что тоже мотивирует, и это хочется
развивать, делать лучше, делать больше. Как говорится, быстрее, выше, сильнее.
Только на корпоративный лад.
У нас есть также система грантов, которую мы направляем
на то, чтобы поддерживать спорт высших достижений. На сегодняшний день среди
наших грантополучателей есть и художественная гимнастика, и дзюдо, и синхронное
плавание, и ряд других видов спорта – как олимпийских, так и нет. Но особый акцент
мы стараемся сделать на спортсменах с ограниченными возможностями, спортсменах-паралимпийцах.
Потому что мы понимаем, что не имея собственной возможности воспитывать детей
по индивидуальным видам от колыбели до золотой медали Олимпиады, как такую
возможность имеют "Динамо" или "ЦСКА", мы можем где-то
точечно поддержать отдельных спортсменов, и прежде всего наше мнение, что
наиболее нуждающиеся в этом, а, с другой стороны, всегда достаточно высокорезультативные
с точки зрения медального результата – это, конечно же, наши паралимпийцы. И
можно говорить о том, что мы поддерживаем как ряд традиционных видов спорта,
так и, например, фактически недавно появившийся в России вид спорта под
названием "регби на колясках". Надо видеть мужество этих людей, их
волю к жизни, волю к победам. Действительно, что-то удивительное. Поэтому мы не
останавливаемся на том, что констатируем свои былые заслуги. Мы все-таки можем
совершенно точно говорить, что сегодня мы один из лидеров именно любительского
прежде всего спорта, потому что помимо этих упомянутых мероприятий, которые
носят открытый характер, или же спортсменов, которых мы поддерживаем очень
целевым, точечным способом, основная наша ежедневная работа – это спорт именно
железнодорожников или детей, это более 20 тысяч участников каждый год, это
команды со всей страны. У нас 16 железных дорог. Соответственно, обычно на
корпоративный чемпионат все 16 и приезжают, предварительно проведя аналогичные
чемпионаты дорожного уровня на каждой из железных дорог, соответственно,
сформировав сборные команды от того или иного нашего региона, они отправляются
на финалы, которые проходят тоже в разных местах. Например, только что
завершились шахматы в Петербурге. Тем более, что этот турнир является в том
числе отборочным к чемпионату мира среди железнодорожников, который, опять же,
мы в этом году проводим в Петергофе, куда приедут 14 стран. В основном это
страны Европы плюс Индия и Казахстан, которые там поборются за место самых умных
железнодорожников всего мира.
Дальше у нас в ближайших планах спартакиада детей и
работников железнодорожного транспорта в Сочи. Сочи, конечно же, после того,
как там появилась вся та инфраструктура, которая есть, стали, наверное, нашим
любимым местом проведения соревнований. Пускай другие наши регионы не сильно
обижаются на это. Потому что приехать на соревнования в Сочи, конечно же,
наверное, оставляет у людей чуть больше положительных воспоминаний, чем
приехать просто в какой-нибудь красивый город, где, как минимум, море и горы в
том масштабе, в том объеме, в той красоте, которые есть в Сочи, отсутствуют.
Поэтому наш календарь фактически построен так, что каждый месяц у нас проходит
одно из таких первенств. Все это работает именно на любителей. То есть это не
профессионалы. И мы каленым железом выжигаем попытки под видом
железнодорожников оформить в штат кого-то с хорошим спортивным опытом, чтобы
удовлетворить амбиции того или иного руководителя, как это порой бывало и
вызывало у обычного железнодорожника, кто приехал, а его обыграли с разгромным
счетом, конечно же, не самые лучшие впечатления. Потому что одно дело –
профессиональный спортсмен, который может этому посвящать весь день. Другое
дело – когда весь день ты на железной дороге, а вечером (3-5 раз в неделю в
зависимости от желания, любви к этому хобби и возможностям) ты занимаешься
спортом. Конечно же, ставить их друг против друга, наверное, не совсем честно.
Поэтому мы исключили такие перегибы. И на сегодняшний
день можно с уверенностью говорить, что люди приезжают, люди получают от этого
большое удовольствие. Уровень команд очень подравнялся. Потому что, с одной
стороны, среди миллиона железнодорожников, конечно же, можно найти тех, кто
умеет заниматься тем или иным видом спорта, играть в те или иные игры и делать
это достаточно профессионально. Многие же закончили спортшколу, например, но
потом не пошли по пути профессионального спорта, а пошли учиться и работать в
РЖД.
Поэтому из миллиона человек получается собрать
достаточно боевые коллективы. И здесь как раз показатель того, что это наше
решение об исключении злоупотреблений с профессиональными спортсменами под видом
любителей было правильным, можно констатировать, что мы в принципе остановились
за полшага до получения четырехлетнего трофея от международного спортивного
союза железнодорожников и заняли второе место, а первое заняла сборная
Болгарии. Тем не менее, раньше мы занимали обычно первое место, но в нечестной
борьбе. Теперь мы занимаем, хорошо, на полшага позади 1-2, но честно, для меня
оно дороже. Потому что я понимаю, что даже, может быть, где-то те, кто заняли
первое, они все-таки пустились в такие легкие подтасовки. Не могу сказать, что
они криминальные. Но все-таки всегда видно, насколько спортивный человек
приехал, кто занимается спортом с утра до вечера или кто занимается спортом три
раза в неделю.
Поэтому на наших медальных показателях это почти не
сказалось. Но зато вызвало на уровне международном к нам большое уважение,
потому что имидж русских, которые приехали победить любой ценой, сменился на
имидж русских, которые приехали поучаствовать и сделать все, чтобы победить. И
однозначно с точки зрения дружеского отношения, с точки зрения рабочего
уважения к нам стали относиться лучше, к нам стали относиться теплее, и это
тоже радует. Потому что по сути сама организация Международного спортивного
союза железнодорожников, ведущего свою историю с 1967 года, была призвана
решать задачу по тому, чтобы сплотить железнодорожников, сделать так, чтобы они
подружились, научить их общаться между собой, а не только просто повести
спортивную часть и на этом закончить.
Поэтому мне кажется, что достойно продолжаю начатое
нашими предшественниками и надеюсь, что будем иметь в дальнейшем ту поддержку,
которую имели доселе от "РЖД", ту поддержку от профсоюза, которую мы
также имеем и чувствуем. Потому что именно на этих трех столпах и строится и держится
железнодорожный спорт - непосредственно ОАО "РЖД", Российский
профсоюз железнодорожников и транспортных строителей и общество
"Локомотив", которое уже непосредственно всеми спортсменами, всеми
теми, кто занимается спортом, уже занимается и окружает их своей заботой и
вниманием.
Конечно же, отдельного упоминания заслуживают наши
ветераны. Мы стараемся объединить всех, кто может считаться в довольно широком
смысле железнодорожниками от детей до тех, кто уже своей отрасли дал и сегодня,
наверное, заслуживают определенного почета. И, конечно же, среди этих людей тоже
есть абсолютно выдающиеся личности. Скажу так, что у нас есть одна команда по
волейболу, выступающая в возрастной категории 75+, в том числе на международных
соревнованиях среди себе подобных. И, конечно, тут тоже, как и с детскими
соревнованиями, есть на что посмотреть, есть чем зарядиться в плане энергетики,
потому что действительно те, про которых поговорка, вернее, стих "гвозди
бы делать из этих людей". Что можно сказать про студенческий спорт?
Студенческий спорт, опять же, в советское время тоже был
частью работы общества "Локомотив". В 1990-2000-е в этом вопросе было
много путаницы, было много явлений, которые непонятно откуда произрастают и
почему происходят. В то же время сейчас выстраивается система спортивной
подготовки студентов в формате сдачи норм ГТО. Это тема, актуальная для всех
сейчас. И, безусловно, для нас тоже. И уже в этом году мы планируем все вузы
железнодорожного транспорта, которых 11 штук по всей стране, а в следующем году
все техникумы, которых более 40 штук, оснастить комплексами по приему всех
нормативов ГТО. Это и такие вещи, как электронный тир, и более традиционные
турники, скамейки и так далее.
Тем не менее, на базе каждого вуза планируется открытие центра
тестирования и, соответственно, возможность принимать нормы не только у
студентов, но и у наших работников "РЖД", которые находятся на
территориях, где расположены эти вузы.
У нас есть и начинание, которое достаточно молодое, но в
то же время очень интересное с точки зрения формата. Не так просто было найти
формат семейного соревнования. Старты под традиционным названием "Папа,
мама я – спортивная семья", конечно же, на сегодняшний день сложно было
сделать действительно современным качественным соревнованием. Поэтому мы пошли по
пути ближе к природе. А поскольку туризм – это тоже в принципе вид спорта в
определенном трактовании слова "туризм". И придумали соревнование под
названием "туриада". Замечательное соревнование. От каждой железной
дороги приезжает по 2 семьи. Люди упражняются в самых разных дисциплинах – как
более спортивных, так и более житейских. То есть это и развести костер, и
установить палатку на время, и поймать рыбу, и приготовить ее, и спортивное
ориентирование в лесу, которое тоже позволяет людям научиться выйти из леса.
При этом все это делается семьями. Атмосфера, которая на этих соревнованиях,
всегда особенная.
Расскажу один случай, когда пару лет назад мы проводили
это мероприятие на Сахалине. То есть мы стараемся, чтобы это было и интересно с
точки зрения поездки участникам, потому что, наверное, далеко не каждый в своей
жизни побывал на Сахалине. Был случай, когда одна семья не могла выйти из леса.
Мы как организаторы примерно понимали, где они, в чем они ошиблись и почему не
могут найти дорогу. И организаторы сказали: давайте, все команды уже отправляем
в автобус и на базу. Но команды отказывались уезжать на базу, бросив товарищей
в лесу. Все дружно пошли искать - 100 человек - нашли. В общем, такие вещи тоже
показывают правильный тимбилдинг, правильное сплочение коллективов и, наверное,
в том числе и пропаганду правильных семейных традиционных ценностей.
Конечно же, значительно выросли расходы на авиабилеты в
силу роста цен, на все импортные товары, а, к сожалению, пока что по части
импортозамещения в спорте не все доступно, что хотелось бы. Поэтому, конечно
же, рост цен имеет место при, скажем так, определенном снижении финансирования,
которое тоже имеет место. В то же время мы стараемся бороться с этим не столько
пропорциональным сокращением календарного плана, количества соревнований и
участников, сколько повышением внутренней эффективности и поиском каких-то дополнительных
средств. Мы привлекаем средства по линии тех или иных спонсоров, для того чтобы
насытить недостаток в тех или иных статьях бюджета, связанных с организацией
соревнований. В то же время не скажу, что для нас этот удар был очень сильным.
Мы смогли адаптироваться к новым реалиям. И, несмотря на легкий спад количества
участников (процентов на 10 в прошлом году по сравнению с предыдущими), в то же
время, наверное, 10% в кризис – это скорее успех, чем какая-то большая неудача.
Поэтому рассчитываем на то, что дальше все-таки ситуация
будет более стабильной. Может быть, когда-то и пойдет обратно вверх в обозримом
будущем. Поэтому стараемся просто хорошо делать свою работу, и все.
Спорт, наверное, на определенном этапе всегда
перерастает в патриотизм. А патриотизм для человека, который занимается спортом,
свойственен, потому что есть понимание: "я играю за свой клуб, за свой
район", "я играю за свою команду". И все это приводит к тому,
что у людей есть не только понимание "деньги-товар-деньги", а есть еще
какая-то идейность, назовем это так. И он отстаивает честь своей железной
дороги, своего депо, своего предприятия, в зависимости от уровня соревнований.
Поэтому мне кажется, что как раз спорт – это один очень правильных инструментов
для прививания патриотизма. Поэтому все-таки патриотизм, собственно, и
достижение. То есть я представляю свою страну – значит, я должен дать максимум,
на что способен. Наверное, это и есть то воспитание, которое нам хочется дать нашим
участникам без особого воспитания, подчеркну вот эту мысль. Мы не играем в
такой нарочитый патриотизм. Мы все прежде всего патриоты железной дороги,
патриоты Родины. И, наверное, железная дорога в целом – такая отрасль
полувоенная по тем механизмам управления персоналом, которые там работают. Конечно
же, мы сейчас не в МПС и не в советском МПС. Но в то же время все равно
дисциплина, порядок, чувство плеча товарища, командный дух – они всегда были на
железной дороге. Поэтому, наверное, у нас такая подготовленная аудитория,
которой не так сложно прививать патриотизм, как, может быть, каким-то другим
слоям населения порой бывает.
На соревнования, которые мы проводим, посмотреть может
точно любой человек. И здесь грех не воспользоваться ситуацией эфира и
пригласить всех желающих посетить наш сайт, посмотреть, есть ли соревнования в
их городе и прийти. Потому что удовольствие получат люди точно. И для меня
касательно эмоций и настроения, которое ты испытываешь на любительских матчах,
оно часто намного более приподнято и эти эмоции намного более яркие, чем смотря
на средний футбольный матч, например, профессиональной нашей премьер-лиги.
Потому что здесь у людей нет в голове контрактов, денег, покупок машин и
квартир за миллионы. Здесь люди пришли дать максимум за как раз-таки букву или
аббревиатуру той железной дороги, на которой они работают. И с точки зрения
накала страстей, это зачастую не уступает, так же как и уровень, который многих
людей действительно приятно удивляет. Когда тот или иной руководитель, например,
довольно далекий от спорта, приезжает на любительское соревнование, думая, что
сейчас здесь не будут попадать по шайбе или не будут знать, как ходит конь в
шахматах, видят уровень, достойный почти что профессионалов. Поэтому добро
пожаловать на все соревнования как профессионалов, так и любителей под маркой
"Локомотив".