Иосиф Дискин: Каждое поколение должно переживать проблему российского единства заново
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/iosif-diskin-kazhdoe-pokolenie-dolzhno-perezhivat-problemu-rossiyskogo-edinstva-zanovo-32578.html
Ежегодно
в ноябре весь мир отмечает День толерантности, который еще называют Днем
терпимости. Инициатором создания праздника выступила международная организация
ЮНЕСКО. Согласно Декларации принципов терпимости, утвержденной в 1995 году, под
толерантностью понимается уважение к богатому многообразию культур мира,
правильное понимание различных способов проявления человеческой
индивидуальности и форм самовыражения, признание того, что люди, хотя и
различаются по внешнему виду, поведению, речи и ценностям, обладают равным
правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Толерантность – не
уступка или снисхождение. Это отношение, которое формируется на основе
признания прав и свобод человека.
Иосиф
Дискин: Присоединяясь к мировому движению, отмечая День
толерантности, мы его рассматриваем в цветах национального флага России: с учетом
нашей специфики, нашей истории и нашего понимания соответствующих приоритетов.
Иосиф
Дискин, председатель Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений Общественной палаты Российской Федерации, член редакционного совета
журнала "Гражданский диалог". Заместитель председателя научного
совета открытого акционерного общества "Всероссийский центр изучения
общественного мнения", сопредседатель межрегиональной общественной
организации "Совет по национальной стратегии".
Иосиф
Дискин: Празднование дня толерантности началось после того, как
в ряде стран зародилось такое движение. Что произошло? После Второй мировой
войны и крушения целого ряда колониальных империй большое число людей переехало
в свои метрополии, начали возникать межнациональные, межрелигиозные конфликты,
культурные традиции разных стран стали сталкиваться. И в целом ряде стран
гражданское общество выступило с инициативой проведения праздников
толерантности, дней толерантности и так далее. Потом в итоге это движение обобщалось,
и в итоге Организация объединенных наций провозгласила День толерантности во всем
мире. И сегодня это уже стало общепризнанным и знаковым моментом, когда во
многих странах это поддержано государством, во многих странах это движение
гражданское общества. И это постепенно уже входит в массовое сознание.
Осознание проблем толерантности было связано еще с
дискуссией о том, как решать эти проблемы. Долгое время, например, в Соединенных
Штатах действовала концепция плавильного котла. Известное выражение Эйзенхауэра
о том, что есть межнациональные коллизии, он говорил, что это плохо сваренные
американцы. Идея была такая, что все граждане США вне зависимости от расы,
религии, культурных и эмоциональных корней должны стать подлинными
американцами.
Но в 1960-е годы, как мы помним, в том числе и в
результате движения за гражданские права, часть этого движения, те, кто говорил
о необходимости верности своим культурным корням, и афроамериканцы, и
испано-американцы, и другие начали говорить о том, что необходимо взращивать
свою национальную, религиозную, культурную идентичность. И это начало усиливать
коллизии. И в академическом сообществе начали думать о том, как это делать. И
кинулись в другую крайность: была провозглашена концепция мультикультурализма,
о том, что культуры должны развиваться параллельно, необходимо культивировать,
взращивать и поддерживать национальную, религиозную и культурную идентичность.
Дело дошло до того, что в школах США стали преподавать этноматематику. Например,
ту математику, которую изучали майя. Все это издержки этого. Аналогичные
процессы были во Франции. И мы помним достаточно недавно серьезные коллизии.
Серьезные проблемы в Германии. Но концепция толерантности выросла в результате
академического осознания и предложения решения проблем за счет
мультикультурализма. И именно праздник толерантности тесно связан с этой
академической концепцией.
Когда мы обсуждаем проблемы России, мы должны понимать,
что у нас своя история, свои традиции решения межнациональных проблем. И нам
проблема толерантности, в общем, чужая. Почему? Потому что и в Российской
империи было несколько периодов больших миграций. Сегодня про это довольно
странно вспоминать, но вторая половина XIX века была связана с большой миграцией
татар в Москву. Были некие коллизии. Но сегодня об этом говорить довольно
смешно, потому что московские татары, наверное, являются образцом русскости,
сохранения русских традиций. При этом многие из них сохраняют и свои
национальные, религиозные и культурные традиции. Был советский период, когда были
совсем другие подходы. И идеи братства народов… толерантность – это все-таки
слово "терпимость, взаимная терпимость". А речь шла о братстве
народов, и это было не пустое слово. Нужно понимать, что из Великой
отечественной войны вышла действительно новая историческая общность – советский
народ. Социологи это хорошо знают.
Сегодня в России можно продолжать говорить о братстве
российских народов. Мы видим ценности, объединяющие людей. Мы видим ценности
патриотизма, ценности социальной справедливости, ценности российского
суверенитета и свободного развития людей. Наша позиция: укрепление
общероссийской гражданской нации на основе того наследия, которое несколько
столетий складывалось; учет культурной, исторической и религиозной специфики в
духовном развитии; и учет социальной и религиозной специфики в области
социальных отношений. Мы ведь в школе преподаем предметы, связанные с разной
религиозной и секулярной этикой. Мы учитываем национальные и религиозные
особенности в целом ряде социальных отношений: возраст вступления в брак и так
далее. Это все происходит. Нужен просто аккуратный анализ того, где мы можем
учитывать, а где должны быть общероссийские стандарты.
Лозунг "Россия для русских" имел за собой две
совсем разные составляющие. Первая – в большой степени естественная реакция в
условиях больших миграционных потоков, когда люди резали баранов на улицах
городов, когда не очень соблюдали общепринятые нормы, когда грубо нарушали
просто общепринятые культурные и исторические традиции в нашей стране, это была
в значительной мере реакция. Но надо понимать, что она не была бы такой острой,
если бы этим не воспользовались политиканы, которые на этом хотели накопить
политический капитал. И нужно прямо сказать: эти политиканы готовы были
рисковать единством страны ради своих политических выгод.
Сегодня, особенно в условиях общественных перемен,
патриотического подъема после Крыма, и, конечно, бессмертный полк тут сыграл
свою роль, сегодня сильно снизилось значение межнациональных отношений. Все
социологические исследования фиксируют. Но, конечно, бдительность нужно
сохранять. Каждое поколение должно переживать проблему российского единства
заново. И нужно сохранять бдительность и поддерживать президентский курс на
формирование общероссийской гражданской нации, для того чтобы не дать
развалить. Но при этом, конечно, нужно уделять большое внимание развитию всех
национальных и культурных традиций.
Теперь вопрос: а как? Для этого нужно четко понимать,
что в разных секторах нашей жизни действуют разные правила. Там, где речь идет
о национальных праздниках, там, где речь идет об исторических традициях, о
похоронах, действуют, конечно, наши традиции народа, предания наших дедушек,
бабушек, и мы это бережно храним. И, кстати говоря, Советский Союз был
колыбелью наций и делал многое, для того чтобы сохранять культурные традиции
народностей.
В социальной сфере нам предстоит пройти непростой путь –
найти грань, где мы учитываем национальные и религиозные традиции, а где мы
сохраняем общероссийские гражданские стандарты. Но в
государственно-политической области действуют только граждане России. Там нет
места никакому разделению ни по национальному, по религиозному признаку. И
попытки переносить в государственно-политическую плоскость все эти очень важные
идентичности – это прямой путь к распаду страны. Здесь гражданское общество
должно объединиться, быть достаточно бдительным и давать жесткий отпор таким
поползновениям.
Если обсуждать мировые проблемы, нужно понимать, что
участие России в сирийском конфликте – это была просто защита огромных по
масштабу, имеющих миллионные измерения, двух меньшинств в Сирии: алавитов и
маронитов. Алавиты – это часть шиитской ветви, которую до сих пор радикальные
исламисты, псевдоисламисты вообще не признают за ислам. Вообще считают, что это
поклонники чуть ли не Сатаны. А марониты – это ветвь христианства. И им в
случае краха режима Асада просто угрожал геноцид. И Россия просто отвела нож от
горла сотен тысяч, если не миллионов людей.
Все, что связано с псевдоисламистскими движениями – это
всегда угроза физическому уничтожению меньшинств. Мы видели, что происходило с
христианами в Сирии, мы видели, что происходило с меньшинствами в Ираке. Мы
видели, что происходило с религиозными меньшинствами в Афганистане. Именно
поэтому в Общественной палате создана рабочая группа по
борьбе с псевдорелигиозным экстремизмом. И возглавляет ее муфтий Москвы, видный
религиозный деятель. Мы считаем, что с псевдоисламским движением должна
бороться прежде всего исламская умма. Она должна консолидироваться и давать
отпор тем, кто пытается использовать значимые для всего российского общества,
святые для мусульман ценности в целях просто нечеловеческих.
Иосиф Дискин: Каждое поколение должно переживать проблему российского единства заново