Ирина Коробьина: Современные строительные технологии удобны и экономичны, но из-за них мир становится слишком одинаковым
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/irina-korobina-sovremennie-16914.html
Роль
архитектуры в жизни общества чрезвычайно важна. Как наука и искусство, она
пришла в нашу жизнь еще с древних времен. Вначале архитектура имела
исключительно практические функции. Но сегодня к ним добавились еще и
эстетические. Благодаря стилю, в котором выполнено здание или комплекс зданий,
можно определить не только кто автор шедевра, но и к какому периоду принадлежит
данное творение.
Сегодня
с помощью архитектуры люди создают удивительно красивые и комфортные города и
даже целые государства. А потому вклад такой сложной и удивительной науки, как
архитектура, очень важен для развития жизни всего человечества.
Но
сегодня у архитекторов всего мира и ценителей архитектурных шедевров
профессиональный международный праздник – Всемирный день архитектуры, который
принято отмечать в первый понедельник октября. Этот праздник был учрежден
Международным союзом архитекторов, а его выбранная дата имеет символическое
значение. Она приурочена к Всемирному дню жилища, проводимого под эгидой
Организации объединенных наций. Оба этих праздника идеологически очень близки и
исповедуют общие цели – повышение комфорта и эргономики населенных пунктов и
мест проживания.
Ирина
Коробьина: Люди судят о том, что такое архитектура, допустим, по
тому, как выглядит фасад. Фасад – это важно. Но это, в общем, вопрос №5 или 10
в процессе организации жизненного пространства. И хорошая архитектура служит
человеку, она делает жизнь человека не только удобнее, не только осмысленнее,
но и счастливее.
Ирина
Коробьина, директор Государственного научно-исследовательского музея
архитектуры имени Алексея Викторовича Щусева, архитектурный критик,
действительный член Международной академии архитектуры, советник Российской
академии архитектуры и строительных наук, член Союза архитекторов России,
лауреат президентской стипендии.
Ирина
Коробьина: В архитектуре мы рождаемся. И вся наша жизнь проходит в
окружении архитектуры, потому что искусство архитектуры – это искусство
организации жизненного пространства. И я абсолютно верю в то, что в каком
пространстве живет человек, что это пространство если не определяет, то не в
маленькой степени влияет на его судьбу. Потому что если нас окружают
гармоничные пропорции, то внутреннее состояние, даже если мы этого не замечаем,
оно и выстраивается гармонично. А если мы живем в каких-то ужасных условиях,
если нас окружает бесчеловечная среда - глазу не за что зацепиться. Жители этих
типовых окраин… Я помню, был такой забавный случай, мы с компанией архитекторов
были в каком-то типовом районе. И дедушка, который гулял с внуком, рассказывал,
как хорошо жить в типовом районе: направо – магазин, налево – детский сад,
пивной ларек, все рядом. И детям хорошо. И тут мы видим, как его внук отчаянно
колотит кошку. А это было не вчера. И это было еще в советское время. И тогда среда
этих типовых жилых районов была совсем унылой.
Сейчас мы видим какие-то попытки сделать ее человечнее.
И никто не думал о качестве этой среды тогда. Сейчас об этом думают больше. И
вот она, иллюстрация.
Если бы был соблюден принцип преемственности развития
городов, то неповторимость каждой городской среды неизбежна. Другое дело –
современные технологии, мир становится слишком одинаковым. Потому что
глобализация оптимизирует некие технические и индустриальные процессы. И,
допустим, какие-то типовые строительные детали, которые производятся в Турции –
они там дешевы. Или в Китае. Где дешево. Они как-то распространяются по миру,
их охотно все используют. И строительные технологии какие-то, которые удобны,
экономичны и решают определенные задачи. К ним все прибегают.
И поэтому действительно вот это своеобразие городов и
даже стран немножко нивелируется, оно стирается. Потому что оно накапливалось
веками, когда не было этих типовых технологий, когда мир не был глобальным.
Когда вы приезжаете в Италию, маленькие городки, которые находятся рядом, и нет
никаких границ. Но, переезжая из города в город, вы поражаетесь, насколько они
отличаются друг от друга. И вы понимаете, что, наверное, было какое-то
соревнование, что каждый старался развивать какую-то свою линию, идею и быть
лучше соседа.
Когда мир становится глобальным, решаются другие задачи.
Такой потребности и таких идей, которые человека заставляют развивать традиции,
которые человека заставляют думать и понимать, что такое свое, думать о своей
идентичности, поддерживать ее, опираться на нее – они уже становятся не такими
актуальными. И вот это нивелирование и типология помогают решать вот эти задачи
современного мира. И, к сожалению, действительно многим приходится жертвовать.
Я помню, нас в свое время потрясло: когда славный город
Казань готовился к своему юбилею, было принято волевое решение – целыми улицами
сносилась историческая деревянная застройка. И, с одной стороны, мы все были в
ужасе, мы это расценили как варварство, как непонимание того, что гибнет
неповторимое, и как город решился на это. А, с другой стороны, я была в Казани,
и я говорила с жителями этих домов, которые их ненавидели, потому что там не
было элементарных удобств, они были в ужасном состоянии. В глазах приезжих
архитекторов - прекрасные, а для тех, кто там жил – ужасные хибары. И когда их
переселили в какие-то типовые дома на окраине Казани, для них это был праздник.
А для всех архитекторов и для всего какого-то культурного сообщества – великая
скорбь. Где правда, в чем правда?
Проблемы сохранения исторического наследия – они самые
мучительные во всем мире, не только в России. Но в принципе культурный мир
научился их решать, опять же, платя за это очень большую цену. Правда, за
рубежом я встречалась с девелоперами, которые занимаются такого типа частным
бизнесом. И, как правило, в его основе какие-то государственные гранты. Но и
девелоперы, которые получают эти гранты и ставят для себя целью и задачей
возрождение таких проблемных памятников, приведение их в кондицию, нахождение
для них новой функции, их нового смысла. И для них самое большое счастье – не
заработать побольше денег, а решить такую проблему и преобразовать какой-то
городской фрагмент или архитектурный комплекс, возможно прекрасный, но
разваливающийся. Это почти руины, это памятник.
Весь мир считает главным вкладом России в культуру XX века советский архитектурный авангард.
И действительно удивительное явление, потому что разруха, послереволюционное
депрессивное состояние экономики, голод. И начинается такой подъем мысли,
таланта, может быть, даже гения. И много появляется таких людей, просто
титанов, каждый проект которых – это открытие, это прорыв в мышление, это
прорыв в понимание, как организовывать пространство жизни человека. Идеологи
конструктивизма утверждали, что честность структуры, честно конструктивного
решения сама по себе эстетична. Это новая эстетика, это новое отношение к тому,
что красиво, что считать прекрасным.
Вот этот опыт до сих пор вдохновляет передовых
архитекторов всего мира, которые приезжают в Москву, и они ведь в принципе,
когда приезжают в первый раз и что-то хотят понять про город, про страну, они
не просят отвести их в Кремль или, допустим, в Большой театр. Конечно, они
культурные люди, это их интересует и волнует. Но они приезжают, для того чтобы
посмотреть памятники советского авангарда. Они просят отвезти их в Дом
Мельникова, увидеть Дом Наркомфина. Их поражает, почему Дом Наркомфина до сих
пор находится в руинах. Какому-то европейскому сообществу это непонятно.
Тот самый новый человек XX века переосмыслил категории прекрасного.
И они изменились. И сегодня, мне кажется, говорить о каком-то стиле, в общем,
неактуально. Сейчас появляется новое поколение тридцатилетних, которые, на мой
взгляд, потрясающе интересно работают. Что меня очень радует, они все-таки
находятся в поиске какой-то собственной российской идентичности. Они уже обращают
внимание на какие-то особенности российской архитектуры, которые не
растиражированы в мире. И я не хочу сказать, что они на них опираются. Они ищут
себя и удивительным образом находят. Я очень люблю работать с архитекторами
этого возраста. Я стараюсь привлекать их в музей, чтобы они для нас работали,
чтобы они делали дизайн наших выставок, дизайн нашей каллиграфии. Дизайн нашего
внутреннего дворика – это работа народного архитектора молодого бюро, и, мне
кажется, она прямо отличная. И каждый раз результат превосходит мои ожидания.
Ирина Коробьина: Современные строительные технологии удобны и экономичны, но из-за них мир становится слишком одинаковым