Правительством Российской Федерации был принят годовой антикризисный план на 2015 год, который должен помочь экономике и людям пережить этот год, не растеряв главное: устойчивую финансовую систему и социальную стабильность. План рассчитан примерно на один год. Но в нем также предусмотрена подготовка новых структурных реформ для того, чтобы мы имели новое качество госуправления, новое качество бюджета, с тем, чтобы мы сохранили наши резервы и не потратили их за один-два года. Все ресурсы, которые будут выделены на реализацию этого плана, будут найдены за счет антикризисного резерва, объем которого составляет около 170 миллиардов рублей. Столь важный для всех россиян план предполагает сокращение большинства категорий расходов на 10%. Главным образом сокращения коснутся расходов на обеспечение в государственной власти. К примеру, будет учтено уменьшение количества услуг повышенной комфортности. Иван Капитонов: Финансирование предложенных направлений осуществляется за счет сокращения расходов в 2015 году и, по всей видимости, в 2016 году, и также за счет Фонда национального благосостояния. Иван Капитонов, кандидат экономических наук, специалист по экономической безопасности, заместитель заведующего кафедрой государственного регулирования экономики Международного института государственно службы и управления (МИГСУ) Российской академии народного хозяйства и Государственной службы (РАНХиГС) при Президенте Российской Федерации. Иван Капитонов: Антикризисный план правительства, представленный в январе текущего года, ожидался давно. Это план, который вынашивался, наверное, на протяжении последних трех месяцев, не менее, и представляет собой комплекс программ, направленных на компенсацию отрицательного влияния санкций и негативного влияния текущей нефтегазовой ценовой ситуации. Также на секторальную поддержку экономики. Данный план представляет собой структурно 4 блока, 2 из которых направлены на активизацию развития экономики в целом и поддержку отдельных отраслей экономики. Один блок направлен на социально-экономическую сферу. И четвертый блок направлен на контроль выполнения предыдущих трех блоков, что также, мы понимаем, необходимо в текущих условиях. Как показывает анализ, предлагаемые направления достаточно актуальны и представляют собой, при анализе направлений именно внутри блоков, достаточно сбалансированные решения между готовностью общества и бизнеса воспринимать инновации как таковые и необходимостью эти инновации претворять в жизнь. Мы можем наблюдать стремление правительства поддержать сектора экономики, которые способны оперативно откликнуться на призыв правительства. То есть это малый и средний бизнес, в том числе инновационный бизнес, там отдельно прописаны малые инновационные предприятия, методы их поддержки. План может быть диверсифицирован и дополнен при изменении каких-то параметров. А параметры, безусловно, будут изменяться, в зависимости от изменения во внешнеполитических сферах. Может быть, произойдет отмена санкций. Но на это рассчитывать особо не стоит. Почему именно малый и средний бизнес занял отдельную строчку в плане правительства? Дело в том, что мы можем с вами точно сказать, что малый и средний бизнес наиболее активно развивается и способен наиболее оперативно откликнуться на какие-либо благоприятные факторы. Относительно отраслей тоже отдельно прописывается, какие отрасли наиболее интересны для того, чтобы с ними заниматься. В первую очередь это, конечно, сельское хозяйство и отрасли, которые способны к импортозамещению. Именно на эти отрасли будет направлено усиленное внимание всех министерств и ведомств подконтрольных. Малый и средний бизнес наиболее активно развиваются и способны наиболее оперативно откликнуться на какие-либо благоприятные факторы. Мы должны с вами обсудить природу кризиса как такового и понять, что кризис, к примеру, в восточной культуре пишется двумя иероглифами – это угроза и возможности. С одной стороны, мы всегда привыкли видеть угрозу и отсутствие возможности, а сейчас нам с вами открывают даже больше возможностей, чем мы могли бы иметь без предложений правительства. Эти возможности можно и нужно разглядеть. Инвестировать, если есть деньги, в малый бизнес. Облегчение налогового режима, снятие излишних проверок и т.д. способствует тому, чтобы люди с предприимчивым складом характера могли и смогли, самое главное, это сделать. Это для тех людей, кто могут и способны. Для тех людей, кто не способен брать на себя предпринимательские риски, в данный момент лучше всего переждать. Переждать, если есть финансовая возможность, лучше в банке. Опять-таки обратите внимание, ставки по депозитам выросли, депозиты гарантируются государством – храните в рублях, в той валюте, в которой вы зарабатываете. Мы же живем в России – мы зарабатываем все в национальной валюте. Вкладывайте в банки под высокий процент. Сейчас депозиты у нас доходят до 18% - это очень высокий процент, который способен покрыть инфляцию, и люди без предпринимательской жилки способны переждать именно так. Для тех людей, у которых, в общем-то, есть сложности и сберегать нечего, нужно в настоящий период времени просто переждать. Все возможности для того, чтобы переждать есть. Максимальные гарантии, которые способно было правительство предоставить им в этих условиях, они уже предоставлены. Возможно, они в дальнейшем будут усилены какой-то группой мер, и мы будем видеть синергетический эффект. Вполне возможно, что по выходу из кризиса мы будем видеть меньше людей незанятых в связи с тем, что они перепрофилируются, они найдут себе работы на подъеме экономики на выходе из кризиса. Соответственно, мы с вами будем видеть положительные сдвиги. Храните сбережения в рублях, в той валюте, в которой зарабатываете. Мы когда говорим с вами о структурной перестройке экономики, нам необходимо понимать, что так или иначе сырьевая направленность экономики, которую мы с вами наблюдаем последнее время, она должна быть трансформирована и диверсифицирована. Об этом говорят многие, говорят много. И вот сейчас в том числе мы видим последовательность в политике поддержки диверсификации в том смысле, что инновационному малому и среднему бизнесу открываются дополнительные возможности привлечения финансирования по линии грантов и  привлечения кредитов непосредственно. Открывая возможности для развития, правительство конкретно не выделяет предприятия из секторов экономики. Это очень правильно, потому что кто способен развиваться, тот должен развиваться и здесь, в общем-то, неолиберализм действительно весьма эффективен в данном смысле. Те подходы, которые мы можем наблюдать, касательно банковской сферы, они также способны дополнить подходы по секторам производственным. В частности, предусматривается санация банковской сферы, а также поддержка банков, которые имеют проблемные активы. На это направляются значительные средства. Поэтому не надо волноваться, банки у нас устоят при любых экономических потрясениях. Меры правительства по страхованию вкладов уже были приняты, они действуют достаточно давно, как мы с вами знаем. Однако были расширены страховые выплаты. Теперь страховые выплаты составляют 1 миллион 400 тысяч рублей. Это весьма существенно и далеко не все граждане имеют подобные вклады в одном банке. Я вам напоминаю, это вклад лишь в одном банке. Вы можете несколько, диверсифицировать свои вклады. Так что это весьма эффективная на самом деле мера по страхованию вкладов, и она уже стопроцентно работает. Поэтому мы можем с вами констатировать, что граждане у нас защищены. Что касается защиты социально необеспеченных граждан, наиболее уязвимой части населения, правительство и тут предусмотрело блок рекомендаций, которые, действительно, способны, так или иначе, компенсировать кризисные проявления. Это касается и тех слабо защищенных граждан, подверженных кризисным воздействиям, которые взяли ипотеку и теперь не могут ее выплатить по каким-либо причинам. Этим гражданам государство, так или иначе, снизит выплаты по ипотеке. Это будет компенсировано из средств, направляемых на антикризисные меры. Также будет компенсирована потеря в пенсиях. То есть это все будет приведено в соответствии с инфляцией в норму, и, в общем-то, мы можем наблюдать комплексный подход правительства к разрешению большинства из кризисных проявлений. Не надо волноваться, банки у нас устоят при любых экономических потрясениях. Меры правительства по страхованию вкладов уже приняты, они действуют достаточно давно. Социальному блоку посвящено несколько мер, и расходы на этот блок составляют 0,3 триллиона рублей, это весьма существенно. Здесь необходимо сказать, что непосредственно на меры по трудоустройству граждан направляется порядка 52 миллиардов рублей, на меры по компенсации безработным личностям направляется 30 миллиардов рублей. Это существенные суммы, и этих сумм хватит вполне для компенсации всех негативных проявлений по социальной сфере. Безусловно, те направления, которые озвучиваются, сейчас подвергаются критике, так или иначе. Здесь необходимо отметить подход Шувалова Игоря Ивановича, касательно открытости для дискуссии, он готов воспринять любые, соответственно, и правительство в целом готово воспринять любые предложения касательно данного плана, лишь бы они носили позитивный характер, а не были бы просто огульной критикой, как это принято, к сожалению, в последнее время. Это, конечно же, неправильно. В данном случае Шувалов открыт для диалога. И это говорит о том, что дальше план может быть диверсифицирован и дополнен какими-либо пунктами при изменении каких-то параметров. А параметры, безусловно, будут изменяться, потому что мы вами видим изменения во внешнеполитических сферах. Может быть, произойдет отмена санкций. Но на это рассчитывать особо не стоит, безусловно, но опять-таки это как пример того, что может измениться во внешнеполитической и внешнеэкономической сфере. Вполне возможно, что произойдет движение цены нефти вверх, что также приведет к изменению внешнеэкономических условий в положительную сторону. Кстати, мы с вами наблюдаем последнее время рост цены на нефть, что не может не сказываться положительно на экономике России. В связи с этим предложенный план будет адаптироваться, дорабатываться, и мы видим с вами, в общем-то, хорошую базу, которая позволит дальше строить более устойчивую экономику.