Иван Осташко: Предприятие с такой важной целью, как быстрое, удобное и безопасное перемещение пассажиров по городу, будет вечно молодым
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/ivan-ostashko-15013.html
Самая
красивая подземка мира, Московский метрополитен, празднует свой 80-летний
юбилей. Каждый день более 6 млн москвичей и гостей столицы спускается под землю
с единственной целью – добраться до места назначения максимально быстрым
способом. Но надо сказать, что Московское метро – это не только удобный и
быстрый транспорт, но и настоящий исторический символ столицы. Еще в 1931 году,
выступая перед товарищами по партии, первый секретарь московского комитета ВКПб
Лазарь Каганович ратовал о скорейшем строительстве метро в столице страны
советов. Предполагалось, что будущая подземка пройдет неглубоко под землей. Но
в условиях Москвы эта идея оказалась трудновыполнимой.
Расчеты
молодого инженера Вениамина Маковского, ратовавшего за прокладку метро
глубокого заложения, были одобрены в Кремле. И уже в 1932 году указ о
строительстве метро был подписан Сталиным.
15
мая 1935 ровно в 7 часов утра по московскому времени было открыто движение
поездов от станции Сокольники до Парка культуры с ответвлением на Смоленскую.
Сотни москвичей и гостей столицы с ночи занимали очередь у дверей вестибюлей,
чтобы стать свидетелями этого поистине исторического события.
Московский
метрополитен стал неотъемлемой частью жизни столицы. А потому отпраздновать
свой юбилей подземка планирует вместе со своими пассажирами. Юбилей – это не
только повод вспомнить лучшие страницы истории, но еще и отличная возможность
узнать о сегодняшнем дне московского метро и его будущем.
Иван
Осташко: Мне кажется, когда метрополитен будет отмечать 90-летие
или даже 100-летие, он будет отмечать свою молодость. Потому что такое огромное
предприятие с такой важной целью, как быстрое, удобное и безопасное перемещение
пассажиров по городу, будет вечно молодым. Метрополитен будет всегда
развиваться, будут строиться новые станции, прокладываться новые пути.
Иван
Осташко, начальник службы внешних связей Московского метрополитена. Окончил
Московский государственный университет имени Ломоносова по специальности
"политология", а также Российский экономический университет имени
Плеханова по специальности "финансы и кредит". С 2006 года работает в
транспортной области, возглавляет службу внешних связей Московского
метрополитена.
Иван
Осташко: Когда было принято решение о строительстве метро именно
глубокого заложения, то, конечно, это было ноу-хау. Не было окончательного
понимания, как технологически правильно будет отстроен процесс. Не хватало
технологий, не хватало оборудования. Были особенности ландшафта, породы,
которую приходилось метрополитеновцам приходить иногда буквально по
сантиметрам. И все-таки в уникально короткие сроки метрополитен был построен и
запущен. Когда открылся метрополитен, для граждан, для пассажиров это было
что-то сказочное. Целый город под землей. Вы представляете, когда люди ступали на
эскалатор и ехали больше минуты, тем более куда-то глубоко под землю, а там их
ждал целый действительно дворец с куполами, с мозаикой, с колоннами. И еще с
такими передовыми на тот момент средствами, как поезд под землей. Это, конечно,
поражало всех. Сегодня Московский метрополитен перевозит до 8,2 млн пассажиров
в день в рабочие дни. Конечно, это огромный пассажиропоток. И наша задача –
сделать перемещение пассажиров удобным и, конечно же, безопасным.
В то же время метрополитен не может стоять на месте, мы
развиваемся, мы внедряем новые сервисы, мы делаем так, чтобы пассажир не только
пользовался транспортной услугой в метрополитене, но также и использовал все
современные возможности как связи, например, Wi-fi в метро, так и возможности по другим
современным сервисам. В частности, например, виртуальная библиотека, когда,
скопировав QR-код
с плакатов, расположенных на станциях метрополитена, наши пассажиры совершенно
бесплатно могут скачать и изучать русскую классическую литературу.
Активно внедряется современная навигация, так называемая
интуитивная, в рамках которой схемы, информационные стелы, указатели,
специальные панно с указателями выходов, а также пятиминутной зоной доступности
ближайших зданий к тому или иному выходу из метро - расположены на этой
навигации.
Одной из важнейших особенностей навигации является нумерация
выходов из метро и линий. То есть если вы кого-то встречаете в метрополитене,
вам не нужно объяснять, у какого выхода вы находитесь. Достаточно назвать
номер. Информацию о расположении станций Московского метрополитена, о новых
сервисах, конечно, наш пассажир может черпать из интернета. Но лучше живого
общения, как мы знаем, ничего нет. Поэтому мы активно внедряем и специальные
справочные службы, которые помогают на той или иной станции помочь пассажиру
при живом общении.
В частности, такая справочная стойка уже работает на
станции Комсомольская. Пассажиры подходят, задают вопросы, часто не касающиеся
даже метрополитена. И мы понимаем, что им очень важно узнать здесь и сейчас о
том, как пройти до аптеки в городе, как добраться на том или ином другом виде
транспорта до нужной им точки. Одна из сложностей, которая всегда волновала
пассажиров метрополитена – это были очереди в кассы в часы пик. Сейчас эта
проблема активно решается. На глазах очереди тают, потому что современная
система оплаты проезда позволяет использовать такие билетные носители, которые
существенно сокращают очереди в кассах.
Мы обязательно будем внедрять такой способ оплаты, как
банковская карта. Уже сейчас пилотный проект успешно действует на Ленинском
проспекте. Мы активно помогаем маломобильным гражданам. В метрополитене
работает центр обеспечения мобильности пассажиров. Более 300 инспекторов центра
готовы помочь лицам с ограниченными физическими возможностями, пожилым людям,
мамам с колясками, людям с тяжелым багажом. Можно оставить заявку на сайте
метрополитена. И наши инспекторы с радостью встретят вас на станциях
метрополитена, проведут, пересадят и проводят.
Сейчас активно реализуется программа благоустройства
вестибюлей и подуличных переходов, охватывающая 96 станций Московского
метрополитена. В рамках этой программы заменяются потолки, стены, освещение, а
также торговые галереи. Несмотря на то, что с часу ночи метрополитен закрыт, на
самом деле работы не заканчиваются. С тем огромным пассажиропотоком, который принимает
метрополитен каждый день, нам необходимо ночное время, для того чтобы проверить
работу всей инфраструктуры, путей, подвижного состава.
Поэтому, конечно, сейчас не может быть и речи о том,
чтобы поезда курсировали круглосуточно.
Всегда поражают подвиги, которые совершаются простыми
людьми в простых житейских ситуациях. И, конечно же, метрополитен знает
огромное множество таких примеров, когда машинисты вовремя останавливали поезда
перед опасностью, когда простые пассажиры спасали незнакомых людей, когда
спасали даже животных. А какое бесчисленное множество ситуаций, в которых люди
возвращали себе потерянные вещи. Немудрено, что в таком потоке пассажиров можно
что-то забыть, что-то оставить, какие-то вещи теряются. И, конечно, помощь
сотрудников метрополитена здесь очень нужна.
На станции метро "Университет" находится склад
забытых вещей, туда можно позвонить, если вы что-то забыли, пожалуйста. Более
того, мы приглашаем всех наших пассажиров участвовать в проекте по сбору экспонатов,
связанных с метрополитеном. У нас есть Музей метрополитена. И если вам хочется
принести что-то, связанное с метрополитеном, в наш музей, мы с радостью это
примем и отметим как экспонат того или иного нашего пассажира.
Метро – это огромный организм, в котором работают
несколько десятков тысяч человек. Разные службы, разные профессии, очень
нужные, очень важные, прежде всего связанные с безопасностью. Мы хотим, с одной
стороны, поздравить жителей города, а с другой стороны и сами с радостью
отмечаем этот праздник, праздник 80-летия метрополитена, для реализации
которого каждый сотрудник сделал свой пусть небольшой, но вклад.
Московский метрополитен подготовил целый ряд праздничных
мероприятий для наших пассажиров, реализован проект "Краски метро", в
рамках которого наши пассажиры участвовали в конкурсе на лучший дизайн-макет
поезда.
И действительно один из поездов будет к 20 числу
забрендирован и выпущен на линию с тем дизайном, который предложил победитель данного
конкурса.
15 мая был запущен парад поездов на Кольцевой линии
метро. Пассажиры могут увидеть подвижные составы метрополитена, которые
курсировали на линиях в разные годы. Открылась выставка ретровагонов на станции
Партизанской. И через несколько дней, 18 мая, пассажиры смогут увидеть на
станции Партизанской выставку хозяйственной техники Московского метрополитена.
Очень интересный проект "Метроквест", в рамках
которого начиная с 1 мая в течение месяца наши пассажиры смогут играть в игру в
самом метрополитене. Скачав специальное приложение через интернет, можно находить
те или иные подсказки, идти дальше по игре. И тот, кто как можно быстрее найдет
выход, тот и победит. Этот победитель в конце месяца будет определен. Конечно,
насыщенность мероприятий в последние 2 месяца связаны именно с праздником
Московского метрополитена, с 80-летием. Но это далеко не значит, что после
окончания праздника метрополитен не будет радовать своих пассажиров новыми
акциями, новыми мероприятиями, привлекать позитивных, улыбчивых людей в наше
подземное царство.
Мы с радостью поздравляем еще раз наших пассажиров и
сотрудников с большим праздником, мы желаем вам всего самого хорошего, и всегда
ждем вас на станциях и поездах метрополитена.
Иван Осташко: Предприятие с такой важной целью, как быстрое, удобное и безопасное перемещение пассажиров по городу, будет вечно молодым