"Дайте детям книги – и вы дадите им крылья". Знаменитая фраза немецкого писателя и общественного деятеля Йеллы Лепман, обращенная ко всем людям доброй воли из поверженной послевоенной Германии, стала призывом не забывать о том, что дети нуждаются в хороших книгах не меньше, а, может быть, даже и больше, чем взрослые. Дюймовочка, Колобок, Карлсон или Буратино – у каждого из нас в детстве был свой сказочный друг, сформировавший наши представления о добре и зле, о самом важном, что мы храним в наших сердцах и передаем будущему поколению. В 1967 году впервые был отмечен Международный день детской книги. Проводить его решили в апреле, так как именно в этом солнечном весеннем месяце родился один из самых продаваемых и читаемых, а главное – любимых сказочников детворы всего мира Ганс Христиан Андерсен. Именем Андерсена названа и самая престижная премия в области детской литературы. Ее лауреатам дается право в Международный день детской книги обратиться с посланием к маленьким жителям Земли – своим читателям, всегда открытым к восприятию нового и неизведанного, ожидающим интересных историй, сказок и приключений. Ксения Драгунская: Детскую литературу, конечно, не задушишь и не убьешь. Например, если что-то случится, и детские книги не будут издавать вообще, то мы просто все разбредемся по школам, городам, весям, библиотекам и будем читать детям вслух свои истории – и дети будут нам только рады. Ксения Драгунская – популярный российский драматург и прозаик, член Попечительского совета Республиканской государственной детской библиотеки, руководитель проекта "Живые и настоящие", член Союза писателей и Союза театральных деятелей России. Если в городе есть театр, то там обязательно шла или идет детская пьеса Драгунской. Одна из самых популярных – "Вверх тормашками", написанная более 20 лет назад. По рассказам Ксении Драгунской ставят школьные спектакли, записывают аудиокниги. Ее произведения включены в школьные учебники и хрестоматии для внеклассного чтения. Ксения Драгунская: Кто написал первую детскую книгу? Я, например, не знаю. Наверное, это был какой-то очень положительный и чудаковатый человек. Он-то сам думал, что он пишет для взрослых. И вот он все это написал – а понравилось детям. В общем, наверное, никакого социального заказа не было, это было просто именно движение какого-то писателя. Или, может быть, он даже не был писателем, а был каким-нибудь волшебником, алхимиком, кем-нибудь еще. Пушкин, мне кажется, тоже не для детей писал свои сказки. Пушкин вообще писал все именно потому, что у него оно так расцветало, как какие-то дивные цветы. Как морковка в погожее хорошее лето вылезает из земли, так же и у него все эти сказки дивные. Это чистое вдохновение. В результате и взрослые, и дети могут читать эти сказки. Это, кстати, основа. Мне кажется, что любой человек, живущий в России, на каком бы родном языке он ни разговаривал, все равно должен знать хоть одну строфу из каких-нибудь сказок Пушкина. Толстой писал специально для детей: у него все такое дидактичное, все такое назидательное. А Чехов, мне кажется, писал взрослым о детях, потому что рассказы очень мрачные, страшные – так же, как Гарин-Михайловский, Леонид Андреев. "Петька на даче", "Кусака", "Гуттаперчевый мальчик" – ведь это нас раньше заставляли в школе читать. Ребеночек, который просыпается затемно, по холодной Москве или где-нибудь в Ленинграде, в Мурманске идет в школу – а там еще к тому же этот весь ужас: "Гуттаперчевый мальчик" или "Петька на даче", "Кусака", "Дети подземелья". С одной стороны, это читают дети, это даже было включено в программу. Но все-таки это взрослым о детях, уж больно оно какое-то мрачноватое. Конечно, надо детям читать и приучать их к чтению, потому что не читать и не приучать ребенка к чтению – это неприлично, не комильфо. И ребенок, который читает, имеет огромные преимущества перед тем, который не читает. Это уже некий уровень, некая определенная компания. Трудно попасть в хорошее общество, если ты не читал какого-то минимума к какому-то возрасту – ты не можешь поддержать беседу, бедненький сидишь, как чужой, мекаешь, бекаешь, как-то изворачиваешься. Это ужасно. Поэтому, чтобы ваш ребенок не попал в такую ситуацию, приучите его, пожалуйста, читать, чтобы он обладал каким-то минимумом прочитанного к тому времени, когда он начнет уже сам ходить в разные компании. Чтобы он там себя чувствовал как рыба в воде, надо уже сызмала читать ему и объяснять, что читать – это круто и хорошо. Я знаю семьи, где совершенно прекрасно все дети упакованы гаджетами, Интернетом, но они дерутся за новую книгу. Там надо всегда приносить несколько книг во избежание осложнений. И дети читают. Все зависит от семьи. Если вы читаете, то и ваши дети будут читать. Если они вас видят с книгой, то они тоже полюбят книгу, и книгу хорошую. Можно будет привить им вкус к литературе. Это все в наших руках, абсолютно. И как раз родителям, которые сами любят читать, у которых есть какой-то багаж прочитанного в детстве, очень важно вырастить собеседника, с которым можно будет потом обмениваться впечатлениями о книгах. Я знаю семьи, где все дети упакованы гаджетами, Интернетом, но они дерутся за новую книгу. Все зависит от семьи. Если вы читаете, то и ваши дети будут читать. Это все в наших руках. Есть же семьи, где разговаривают вообще книжными цитатами. И ребенок должен понимать, что имеют в виду родители, когда они говорят какими-то цитатами. Допустим, если я сейчас говорю просто абстрактно из Чехова про крыжовенное варенье, "А сколько жалованья получает синодальный певчий?", то ребенок понимает, что это из пьесы "Чайка". Так что, на самом деле, все не так плохо. Действительно, есть семьи, где есть такие пароли, где разговаривают именно цитатами, например, из русской классики или цитатами из детской классики. Надо, чтобы дети знали и детскую классику. Корнея Чуковского и Аркадия Гайдара никто не отменял и не отменит никогда. Но в то же время сколько сейчас у нас прекрасных детских писателей! Почему они менее известны? Непонятно. Этого стола просто было бы мало, чтобы здесь представить, показать телезрителям все самые лучшие книги. Их очень много. Действительно, это так. Сейчас просто какой-то бум идет. Но почему? Может быть, потому, что общество вообще перестает быть литературоцентричным. Тем не менее, эти писатели есть. Не оскудеет земля русская, наша российская земля, и всегда будут появляться какие-то люди, которые будут очень хорошо и интересно писать для детей. Также миф о том, что якобы дети не читают – это тоже полная ерунда, это какие-то происки недоброжелателей. Посмотрите на эти картинки, изумительные эти рисунки – чудесно! Это иллюстрации детей к рассказам и стихам Артура Гиваргизова. Ему исполнилось 50 лет, и дети, его читатели, таким образом его поздравили. Понятно, что это сделано совершенно добровольно. Кто из-под палки будет рисовать этих драконов? Сразу видно, что дети делают это с любовью к этим стихам и рассказам Артура. Я не знаю, есть ли у меня звание детского писателя. Я как-то совершенно не пыталась его заработать, завоевать, заслужить. Дело в том, что я вообще не планировала ничего писать для детей никогда. Но когда у меня родился сын, то что-то случилось, какие-то гормональные всплески – и вдруг я стала сочинять какие-то детские истории, совершенно не собираясь их вообще нигде показывать. Но как-то так получилось, что сначала какие-то детские журналы заинтересовались, журнал "Трамвай". Потом я написала детскую пьесу, называется "Вверх тормашками". Она написана больше 20 лет назад и до сих пор идет, можно сказать, пожаром по стране. Если в городе есть театр, то там или шла, или идет пьеса "Вверх тормашками" или пьеса "Все мальчишки – дураки". Я не знаю, есть ли у меня звание детского писателя. Я совершенно не пыталась его заработать. Дело в том, что я вообще не планировала ничего писать для детей никогда. Я ничего серьезного не планировала, не собиралась делать из этого свой основной род занятий. Поэтому, когда вдруг ко мне в Тамбове подошла учительница и сказала: "А мы с детьми играем ваших героев", – я была просто ошарашена, потому что я ничего такого не планировала абсолютно. А так всегда и бывает, кстати. Когда ты пишешь именно не специально, а понарошку, то вот тут и получаются самые хорошие результаты. Как-то ребенок это чувствует, когда ему как-то норовят угодить умозрительно или с какими-то корыстными целями: "Дай-ка я эту пьесу напишу, ее поставят 200 театров – и я поправлю материальное положение, куплю кровлю для строительства дома". Как писал Паустовский про Андерсена: "Если у тебя в голове рождается сказка, то как-то удушить, уничтожить, не написать ее – это все равно что убить живое существо. Ты обязан, чтобы она на бумажке сначала обрела какие-то очертания, чтобы ее кто-нибудь услышал". Мне кажется, что Паустовский очень прав в этом случае, это именно так. Дети очень ценят… Особенно подростки, то есть люди уже старше восьми, даже семи лет, сформировавшиеся. Пошел в школу – все, уже взрослый человек, абсолютно самоценная личность. Они ценят, когда с ними общаются, как с взрослыми людьми, а не как с какими-то малявками на горшочках, с какими-то недолюдьми. И, конечно, современная детская литература должна готовить ребенка к тому, что жизнь не сахар. Но все равно хороших людей больше, чем плохих. Потому что, если бы плохих людей было больше, чем хороших, мир просто перестал бы существовать. Поскольку мир еще существует, солнышко светит, троллейбусы ездят, кошки и собаки бегают, молочко доится, учителя приходят в школу учить, дети ходят по улицам, – значит, хороших людей больше, чем плохих. И с помощью хороших, умных, может быть, даже не слишком добрых, но порядочных и честных взрослых можно преодолеть любые преграды. Дети, особенно подростки, то есть люди уже старше восьми, даже семи лет, очень ценят, когда с ними общаются, как с взрослыми людьми, а не как с какими-то малявками на горшочках. Дети из деревни – это вообще как с другой планеты. Это две разных планеты. Или проблемы детей из центра Москвы и проблемы, которые возникают у детей из каких-то маленьких городов. Но все равно у всех детей есть одна даже не мечта, а то, чего им не хватает, и то, по чему они скучают, может быть, даже сами этого не формулируя вербально – что придет какой-то добрый и веселый человек, какой-то хороший взрослый, который им поможет. Это то, чего не хватает действительно им. И, может быть, имеет смысл нашим писателям такого героя сперва сконструировать в книжке, чтобы он был заразительный, и чтобы именно взрослые захотели бы стать таким героем для детей. Поэтому я все-таки возлагаю надежды именно на какую-то совершенно неангажированную книгу, которую напишет какой-то писатель (или, может быть, не совсем писатель, а человек, который неожиданно напишет книгу) совершенно бескорыстно, искренне. Бескорыстие – это главное. Именно такой человек может принести нам нового героя, за которым пойдут дети.