Маквала Касрашвили: Моя мечта была – спеть "Турандот". И я первый раз "Турандот" спела в 60 лет, представляете?
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/makvala-kasrashvili-19812.html
Маквала
Касрашвили - имя этой легендарной певицы, покорившей своим вокальным и
актерским даром весь мир, неразрывно связано прежде всего с Большим театром.
Народная артистка Советского Союза по званию и, безусловно, истинная
примадонна. Примадонна совсем даже не по характеру, а по статусу, абсолютно
заслуженному. Ведь Касрашвили – это давно уже не просто оперная певица. Она
настоящий бриллиант, наше национальное достояние. Вот уже 50 лет Маквала
Филимоновна выходит на сцену родного Большого театра. И сегодня, как и полвека
назад, на нее идут зрители, чтобы встретиться с великой певицей, услышать ее
несравненный голос.
Маквала
Касрашвили: Бог дает голос, дар. А дальше очень много
зависит от того, если человек сам осознает, что он должен служить своему дару и
развиваться, а это со мной так и получилось, потому что вокруг меня были люди,
которые услышали меня в очень молодом возрасте, еще мне было 13 лет, и толкнули
меня на то, чтобы я серьезно занялась пением.
Грузия,
любимая, теплая и солнечная, она словно создана для пения, и ее талантливые
жители всегда отличались особой музыкальностью. В Грузии поют все. И, казалось
бы, ничего необычного в том нет, что маленькая Маквала запела. Но запела как-то
по-особенному, как настоящая большая певица.
Маквала
Касрашвили: У меня был младший брат. И когда мне было 9
лет, мы с матерью жили, и отец нас бросил. И фактически я за братом ухаживала,
и, конечно, в бедности жили. У нас тогда не было телевидения. И очень часто по
радио транслировали оперы и записи итальянских певцов, и даже грузинских и
русских певцов. Все грузинские оперы, все отрывки из грузинских опер я пела,
были это мужские арии или женские. Но вдруг я почувствовала, что у меня голос
как-то становится более женским, и я хотела подражать оперным певцам. Я пришла
к матери и сказала, что я хочу уехать в Тбилиси учиться пению. Она испугалась, конечно…
Как я могла поехать. Надо было это оплачивать. Она сразу меня взяла в
музыкальное училище кутаисское, и я там как раз четыре года проучилась с 13
лет.
Кутаисское
училище оказалось для Маквалы не самым лучшим местом, где обучают вокалу.
Практически потеряв голос, она бросилась на поиски того педагога, кто поможет
его вернуть и научит правильно петь. Путь лежал в Тбилисскую консерваторию, где
преподавала легендарная певица, солистка Большого театра Вера Давыдова.
Маквала
Касрашвили: И я хотела попасть только к ней. И она
сказала – зачем она мне нужна, такая квадратная, как мой стол, и безголосая?
Тратить силы, энергию, свои знания на человека, в котором ты не видишь
перспективы. И она потом, когда видела, что я сижу каждый день на лестнице у ее
дверей в квартиру, она сжалилась и согласилась меня взять в класс.
Напор
Маквалы и педагогическая мудрость Давыдовой принесли свои плоды. Вернулся
голос, а вместе с ним и появилось предвкушение будущих побед.
Маквала
Касрашвили: Я не пропускала ни один ее урок. Она по
нотам вытаскивала из меня звук. И я ходила на все уроки, не только на свою
специальность, а ходила с другими студентами, которые занимались с ней. Я
сидела. И потом она меня называла "ах ты, моя обезьянка", потому что
я впитывала все, что она говорила. И в течение года она мне вернула голос. Она
просто меня хвалила за маленький проблеск в понимании пения. И хвалила,
лелеяла. Я даже помню, мы с подругой снимали в подвале комнату, и когда мы
приходили к ней домой, она нас кормила, и когда я уходила, я иногда находила у
себя в сумке деньги. Не говоря, она просто мне… И она была очень внимательная.
Просто я благодарна, потому что фактически она мне дала основу, с чем меня
взяли в Большой театр. Кстати, в Большой театр не брали просто так. Значит,
что-то во мне они услышали и увидели.
Пройдет
всего несколько лет, и голос студентки 5 курса Маквалы Касрашвили будет
известен всему Тбилиси. Рождалась будущая звезда. И тут помог Его Величество Случай.
На выступлении Маквалы в зале оказался руководитель оперной труппы Большого
театра Анатолий Орфенов, потрясенный талантом молодой певицы. Эта девочка
просто обязана петь в Большом театре, - строго сказал он.
Маквала
Касрашвили: Это свыше, это судьба, потому что это
стечение обстоятельств. Не мог приехать, допустим, и оказаться в тот день,
когда я пела с заведующей оперной труппой Большого театра – я бы не попала
сюда, неизвестно, как сложилась бы моя судьба. Мы приехали с моим педагогом.
Она меня сопровождала. И когда мы шли мимо колонн Большого театра, и там было 1
февраля, я поскользнулась и упала. Это, говорят, хороший знак. И потом я через
час уже стояла на сцене Большого театра, пела, даже не помню, как это все
прошло, потому что я вышла, и в огромном зале не было света. Эта темная
огромная дыра. Я пропела, ушла, сижу около оперной канцелярии. И ко мне
подходит Тамара Синявская. Это была первая наша встреча. И она с улыбкой,
добрая, подошла и поздравила меня. Она на 2 года раньше меня пришла в Большой
театр, еще моложе, чем я. И пришел тоже Атлантов, который оказался в зале, слушал
меня, подошел и поздравил. И через час уже мне сказали. Меня даже не отпустили
в Тбилиси. Меня оставили. И я могу похвастаться, что я на сцене Большого театра
дебютировала в партии Татьяны и в партии Наташи Ростовой под руководством
Мстислава Ростроповича. Представляете, я с ним работала, готовила эти партии.
Естественно, и Галина Павловна мне помогала. И это была огромная школа для
меня.
Вокруг были прекрасные певицы, у которых я училась на
сцене Большого театра. Тогда блистали Ирина Архипова, Галина Вишневская, Тамара
Милашкина и Зураб Анджапаридзе. Я чувствовала внимание с их стороны тоже. И я
могла к ним обратиться, если что-то… Меня интересовало, что можно еще дальше
расти, осваивать сложнейший оперный репертуар. И выдающийся оперный режиссер Борис
Покровский, с которым фактически я сделала все свои роли на сцене Большого
театра. И они иначе меня воспитали. Не просто как певицу, которая может красиво
пропеть какую-то фразу или арию, даже спеть целый спектакль, но с пониманием, о
чем ты поешь и какая у тебя… "Ты должна найти интонацию каждой роли".
Я в довольно молодом возрасте, в 29 лет, спела
"Тоску" на сцене Большого театра. И многие очень скептически к этому
относились и говорили, что погибнет. Но я хочу сказать, что как-то расти певцу
технически, профессионально все-таки надо через сложности, идти через сложные
партии. И это показывает, что тебе не хватает и чему надо научиться и набраться
умения, мастерства, как можно так долго звучать и быть в форме. Это зависит от
того, что ты служишь своей профессии и потом не останавливаешься на
достигнутом, в смысле учишься у всех, как надо и как не надо.
Умение
учиться у великих, впитывать все, как губка и трудиться день и ночь принесли
свои плоды: Маквала Касрашвили стала большой певицей. Ее голос редкой красоты и
огромного диапазона, теплый лирический и в то же время очень мощный занял
достойное место в табели о рангах мирового вокала. Певица вошла в золотой
оперный состав Большого театра.
Маквала
Касрашвили: До "Метрополитен", конечно, мы,
советские певцы и молодые ездили… Я пела и в Праге, и в Софии, в
демократических странах выступали очень часто. А после гастролей Большого
театра я получила там очень хорошие рецензии, и они пригласили меня и Юрия
Мазурка на их постановку "Евгения Онегина". Значит, в 1979 году я
спела в 9 спектаклях Татьяну с большим успехом. И после этого я получила
приглашение в "Ковент-Гарден" через год на донну Анну в "Дон
Жуане" Моцарта. Колин Дэвис тогда был музыкальным руководителем
"Ковент-Гардена", и он мне прислал приглашение.
А когда я второй год в 1980-м приехала, уже я пела
Татьяну и страховала Катю Риччарелли в "Бал-маскараде", это была уже
итальянская опера, которую мне доверили. И когда я пришла, там был дирижер,
который дирижировал "Бал-маскарадом" Джузеппе Патане, известный дирижер.
Он меня позвал поработать со мной. И я ему спела Амелию. И потом он попросил
меня спеть, не знаю ли я "Тоску". Я сказала, что я пою
"Тоску". И там со мной работал тогда Юджин Кон. Он известный дирижер.
Тогда он работал ассистентом Ливайна в "Метрополитен" И мы ему спели
"Тоску". Когда он меня услышал, он мне сказал: "У вас
семья?". Я была не замужем, у меня не было семьи. Я говорю:
"Нет". Он знал ситуацию. "Вы можете остаться здесь и сделать
потрясающую карьеру. В вашем возрасте с такими данными мало молодых.
Оставайтесь", - он мне сказал. Но я вообще не могла представить, как я
могла бросить и остаться в Америке.
Кроме всего прочего, не говоря о Родине, о друзьях и о
Большом театре, у меня мама, самый любимый человек, которая меня родила,
воспитала и страдала из-за меня, в общем, отдала всю свою жизнь и здоровье мне,
как я могу бросить своих близких? Конечно, абсолютно об этом… Но это было. Они
мне предлагали остаться.
Но,
несмотря на отказ певицы эмигрировать в Америку, "Метрополитен"
ангажировал Касрашвили на будущие сезоны. И тут в дело вмешалась политика. Ввод
советских войск в Афганистан на целых семь лет прервал культурные связи двух
стран.
Маквала
Касрашвили: Вот эти семь лет я потеряла, потому что я
могла в "Метрополитен" петь почти каждый сезон, потому что так все
шло. Но слава Богу, что появился в "Ковент-Гарден", и выступила в
"Ковент-Гардене" в 1981 году с партией донны Анны.
Это
был настоящий триумф. Искушенная лондонская публика стоя аплодировала советской
певице, поразившей слушателей не только мощным и красивым голосом, но еще и
умением филигранно петь Моцарта. Такого никто не ожидал от советской певицы.
Ведь на западе считалось, что русские Моцарта хорошо петь не могут. И это был
настоящий культурный шок – событие, о котором говорила вся Англия.
Маквала
Касрашвили: Моцарт – это, конечно, не Чайковский, не
Пуччини, не Верди. Моцарт – это особый композитор. И когда меня пригласил дирижер
Колин Девис приехать на неделю, чтобы послушать. А я партию выучила со своим
потрясающим другом и пианистом, концертмейстером Лией Могилевской. Я приехала.
И когда мы с ним встретились, я ему спела всю партию. Он просто сиял. И через
уже два месяца я уже приехала, пела спектакли. И три сезона я донну Анну спела
в "Ковент-Гардене". Последний раз это был в 1988 году. И я сказала,
что с Америкой все на 7 лет прекратилось, но продолжилось это все в Европе. Я
пела в… дебютировала в "Аиде", пела на "Арена ди Верона", в
Венской опере, в Гамбургской опере.
А
еще это были Германия и Финляндия, Италия и Франция, и, конечно, 50 золотых лет
в Большом – в главном театре нашей страны, театре, на сцену которого Маквала
Касрашвили выходит и по сей день. Немногие оперные примадонны могут
похвастаться таким творческим долголетием. И то, в каком прекрасном состоянии
находится этот уникальный голос, можно без преувеличения назвать настоящим
чудом. Подтверждением тому служит триумф Касрашвили в опере
"Турандот".
Маквала
Касрашвили: Моя мечта была всегда – спеть
"Турандот". И я первый раз "Турандот" спела в 60 лет,
представляете? Мечтала. И вдруг поставили в Большом театре. И поставила режиссер,
с которой я работала в Америке – Франческа Замбелло. И через уже год я вошла в
этот спектакль. Но предшествовала этому то, что мы в классе с моим
концертмейстером пробовали. В один день получалось, когда я была в идеальной
форме, а в другой раз чуть-чуть, если что-то другое получалось, то это нет,
никак. Как брать, допустим, отдельно верхнюю крайнюю ноту не с силовым приемом,
а просто технически правильно. И вдруг я пришла в один прекрасный день к тому,
что я искала, что я могу это спеть и свободно, я нашла прием, как держать
верхнюю тесситуру. И когда я просто пришла к дирижеру, дирижировал Александр
Ведерников, главный дирижер Большого театра, и он сказал, что надо спеть. И я
вошла в спектакль в 60 лет.
Кстати, Лена Образцова, с
которой мы дружили всю жизнь, редко уже потом, когда она была занята, приходила
на мой спектакль. И "Турандот", это был юбилейный мой спектакль
какой-то, мы на новой сцене, она пришла. На второй день она мне звонит: "Я
не могла спать. Не слушала и не ожидала, что ты в 100 лет еще поешь".
Маквала
Касрашвили – легенда Большого театра. Она, как и 50 лет назад, все также полна
творческих планов, задумок и новых проектов. Будучи много лет заведующей
оперной труппой театра, продолжает реализовывать идеи, воспитывает молодое
поколение оперных певцов.
Маквала
Касрашвили: Вообще 50 лет пролетели так, как будто за
один день. Я счастлива, что я нахожусь в стенах моего любимого театра. Потому
что это моя жизнь. Я не представляю, как могу существовать и жить без Большого
театра. Но, наверное, придет какой-то момент, когда я уйду. Но я очень рада,
счастлива, что я сейчас занимаю должность помощника и советника главного дирижера,
музыкального руководителя. Спасибо за доверие могу сказать.
Маквала Касрашвили: Моя мечта была – спеть "Турандот". И я первый раз "Турандот" спела в 60 лет, представляете?