Михаил Боярский: Я не анализирую степень любви к себе. Любят – спасибо, не любят – все равно я не брошу эту работу
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/mihail-boyarskii-ya-13245.html
Не каждому актеру в нашей стране удалось пережить
такую славу и сохранить эту странную, иногда слишком потребительскую, а порой и
просто навязчивую, но порой и просто необходимую каждому актеру зрительскую
любовь. Михаилу Боярскому - 65. Но и сегодня, как и много лет назад, когда
снимались легендарные картины, ставшие классикой советского кино, ему все также
не дают прохода преданные поклонники.
Михаил Боярский:
То меня "пора, пора" зовут, то "такси" мне кричат,
"каналья", что им захочется. Самое главное не отвечать. Пусть они
себе празднуют, что хотят. Улыбнуться и пройти мимо.
В 1972 году после
окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и
кинематографа, молодого актера заметил знаменитый режиссер Игорь Владимиров и
пригласил в труппу одного из самых лучших театров страны – "имени
Ленсовета". За 40 лет работы в театре Боярским было сыграно множество
ролей, но особое отношение у актера сложилось с кинематографом. Еще бы! Яркий,
музыкальный, обаятельный, темпераментный – таких героев-любовников камера
обожает. Не случайно в багаже Боярского появились фильмы, которые сделали его
всенародным любимцем: "Соломенная шляпка", "Собака на
сене", "Старший сын", ну и, конечно же, "Д’Артаньян и три
мушкетера", ставший визитной карточкой Михаила Боярского.
Михаил Сергеевич
Боярский – популярный актер театра и кино, певец и телеведущий, народный артист
России. На актерском счету Боярского десятки театральных работ, более 70-ти
ролей в кино, множество вокальных партий в мультфильмах и мюзиклах, четыре
сольных виниловых альбома и тринадцать компакт-дисков. Михаил Боярский награжден орденом "За
заслуги перед Отечеством" IV степени за большой вклад в
развитие отечественного театрального и кинематографического искусства.
Михаил Боярский: Люди,
которые сыграли в моей жизни очень серьезную роль – это Владимир Яковлевич
Баллон, мой друг, который ушел из жизни, к сожалению. Это мои, может быть, школьные друзья, это партнеры по театру
"Ленсовета": Алиса Фрейндлих, Равикович. Ну а остальные встречи были
любопытные – от Пола Маккартни до Евгения Павловича Леонова. Но это все такие
вспышки, которые оставили след, но не значительный. Я считаю, что все, что не
случается, случается не случайно. Значит,
именно те люди, которых я повстречал, и необходимы мне были. Как, допустим,
Казаков Михаил, с которым я очень долго и интересно беседовал. С которым говорю,
даже несмотря на то, что его нет. Ну, и, конечно, это родители, бесспорно, тоже
в диалоге с ними нахожусь постоянно.
Нравственные устои основания моего мировоззрения заложили,
конечно, родители, начиная от походов в баню с отцом и кончая хождением на
стадион: совместные уроки, чтение книг, разговоры после праздников, до
праздников, серьезные беседы с родными о воспитании, о школьных занятиях, до
шуток и похождений в цирк и капустников, розыгрышей и так далее. Это все
целиком и полностью называется детство, отрочество и юность. Это складывалось у
Толстого, который описал это все. А у меня без всяких записок одинаково, как у
всех, по идее. Ну, конечно, друзья еще серьезная вещь: двор, школа, армия. Там
есть свои плюсы и свои минусы, но, тем не менее, все-таки ориентируешься на
заветы родителей в основном.
Основная школа – это практика. И когда я вышел на сцену, я уже серьезно следил за своими партнерами и набирался мастерства, учился ремеслу.
Я учился в музыкальной школе при консерватории, поэтому там
была довольно образованная публика, знающая классическую музыку, с хорошим
вкусом, с пониманием гармонии, с потрясающим владением инструментами. Многие из
них лауреаты конкурсов всевозможных. Сейчас это профессора, разбросанные по
всему миру. К сожалению, они были более серьезными людьми, потому что они в
перспективе предполагали занятие музыкой. А я уже где-то после 8-го класса
решил, что оттуда нужно уходить куда-нибудь, где попроще, полагая, что в
театральном институте мое место. Это спонтанное решение, достаточно
необдуманное. Я полагал, что все очень просто: выучил текст и все. Это не
сложно. В общем, из-за лени я ничего не умел, так что пошел в театральный по
хитрости своей. Мне хотелось не столько быть артистом, сколько попасть в ту
компанию, которую я хорошо знал. Я ходил по всем театрам, в основном по
закулисью. И там были веселые, азартные такие молодые ребята и красивые
женщины, актрисы молодые. Вот, думаю,
туда: гастроли, гостиницы. На крупные роли я не рассчитывал, а в эпизоде, я
думал, я что-нибудь смогу сделать. В общем, по таким соображениям. А потом уже
понял, что это совсем не легко. Тем более, когда я попал из театрального
института в театр "Ленсовета", где были серьезные артисты: Равикович,
Фрейндлих, Петренко, Солоницын, Владимиров и многие другие. И пришлось
подтягиваться, доучиваться тому, чему я не доучился в театральном институте.
Мне кажется, что основная школа – это практика. И когда я вышел на сцену, я уже
следил серьезно за своими партнерами и набирался мастерства, учился ремеслу.
Насколько это глубоко и профессионально – судить не мне. Но, в общем, по-моему,
я ухитрился не испортить спектакли, в которых участвовали все эти артисты, где
главным режиссером был Игорь Петрович Владимиров, которого я считаю основным
своим вожаком, который всю нашу стаю актёрскую театра "Ленсовета" вел
к премьере.
Я не отношусь к тому роду актеров, которые анализируют
степень любви к себе. Любят – спасибо, не любят – все равно я не брошу эту
работу. Самое главное сделать профессионально то, чем я занимаюсь. Каждый
должен делать свое дело профессионально. Вот и все. А любят меня за это или не
любят. Может быть, хирург оперирует больного не для того, чтобы ему
аплодировали после того, как он его вылечит. Ему абсолютно все равно, как
относятся к этому родственники или сам больной пациент. Ему нужно зайти так,
чтобы никто не мешал, сделать свою работу так, чтобы больной выжил. Все. Это
его личное удовлетворение. Получилась операция и все. А с цветами его встречают
после операции или со свистками… Он уйдет в сторону, это его не касается. Это
правильно. Нужно делать свое дело и не ждать от этого благодарности. Ведь помимо
театра драматического и эстрадного существует еще и телевидение или кино, где
после того, как говорят "стоп", никаких зрителей нет, тишина, и ты
один на один сам с собой, с режиссером, который либо доволен, либо нет. А экран
покажет, насколько это было сделано профессионально. Мне кажется, что вот эти
восторги и крики из зала кого-то вдохновляют. Я спокойно к этому отношусь.
Мне так хочется побыть нормальным человеком. Самое лучшее: делать свою работу, а что я, где я, с кем я – кому какое дело?
Фоткаться все любят. Где угодно: в туалете, в бане, в машине.
Могут или по дороге вот так машину развернуть, выйти из машины и сказать:
"Сфоткаемся?" Я говорю: "Друг дорогой, ты же создал аварийную
ситуацию на дороге. Как же тебе не стыдно, мой хороший?" Он, конечно,
сразу понимает, что он не прав, вежливо извиняется. Я ему желаю всего
наилучшего, семье, маме особенно. И мы разъезжаемся в разные стороны. Я не
люблю, когда меня беспокоят не по существу. Мне так хочется побыть нормальным
человеком. Вообще, по идее, это самое лучшее: делать свою работу, а что я, где я,
с кем я – какое ваше дело! Футболист вышел, забил гол один, второй, третий –
молодец! "Сколько он получает?" - "Какое ваше дело". "А
с кем ты спишь?" - "Не твое собачье дело". "А где ты будешь
играть?" - "Где захочу. До
свидания, ребята. Я пошел голы забивать". И ходит опять забивает. Вот
молодец. А другой и про семью, и про то, что обокрали его, и какая у него
машина, как у него нога левая болит. Он выходит и ничего. Так что самое главное
– грибник - собирай грибы, рыболов - лови рыбу. А кому ты ее относишь, с кем ты
делишься – это все не ваше дело.
Я получаю удовольствие от детей, внуков. Это мной посажено, я за этим ухаживаю. Это меня привлекает больше всего.
Как бы я наелся всего этого уже. И, в общем, понимаю, что
это не самое главное оказалось. А вот с созданием семьи стали постепенно
прорастать те плоды, которые мне приносят огромное удовольствие. Такое
ощущение, что это ты сам вырастил. Как получает удовольствие крестьянин от
колосящейся ржи, так я получаю удовольствие от детей, внуков. Это мной
посажено, я за этим ухаживаю. Это меня привлекает больше всего. Я, так сказать,
семейный крестьянин такой, и по выращиванию семьи. Я все-таки верю в судьбу.
Так как сложилось, так, видимо, угодно Богу. Гневаться нельзя, нужно
воспринимать жизнь такой, какая она есть. А что-то менять в ней глобально я не
собираюсь.
Михаил Боярский: Я не анализирую степень любви к себе. Любят – спасибо, не любят – все равно я не брошу эту работу