Михаил Федотов: Для частного телевидения зритель – это потребитель. Для общественного телевидения зритель – это гражданин
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/mihail-fedotov-15179.html
Общественное
телевидение России – новый федеральный телеканал, который начал свое вещание 19
мая 2013 года. Основными целями и задачами нового российского канала стали
развитие гражданского общества в нашей стране, просвещение и образование,
пропаганда общечеловеческих моральных ценностей. Телеканал "Общественное
телевидение России" стал новой площадкой для обсуждения самых актуальных
проблем, волнующих общество. Особенность программной политики Общественного
телевидения России состоит в том, что вещание строится преимущественно на
активном взаимодействии с аудиторией. Значительной внимание в эфире уделено
освещению жизни регионов.
Михаил
Федотов: Сегодня Общественное телевидение России может отметить
вторую годовщину своей работы в эфире. Это большое событие. Два года у нас есть
в стране общественное телевидение. Для меня лично - это огромная победа,
огромная радость. Потому что еще в 2002 году я написал этот проект, проект
закона об общественном телерадиовещании. И мы бились много лет с нашими
парламентариями, со специалистами в области телевидения и радио, обсуждали,
каким может быть общественное телевидение.
Я приведу слова Эдуарда Михайловича Сагалаева, главы
Национальной ассоциации телерадиовещателей. Он тогда в 2002 году сказал: "Я
сразу хочу сказать, что считаю идею общественного телевидения утопией".
Тогда, в 2002 году, мы с ним даже поспорили на ящик коньяка: общественное
телевидение будет или не будет? Я сказал: будет. Он сказал: не будет. Сейчас я
могу с него стребовать ящик коньяка. Но я этого делать не буду. Пусть лучше мы
отметим следующий уже юбилей общественного телевидения. Через 3 года будем
отмечать 5 лет Общественного телевидения России. Ну и так далее.
Общественное телевидение родилось. И родилось, конечно,
не совсем таким, каким оно задумано нами было в 2002 году. В 2002 году мы
исходили из тех правил, которые были записаны в типовом законе об общественном
вещании, который был разработан ЮНЕСКО и Международным союзом электросвязи.
В этом замечательном документе говорится: "В
соответствии со своим названием, общественное вещание – это вещание,
предназначенное для общества, финансируемое обществом, контролируемое обществом".
И если говорить в положительном смысле, общественное вещание предназначено для
всего общества, для всего населения, то говоря в отрицательном смысле, оно не
предназначено ни для правительства, ни для парламента, ни для президента, ни
для каких-либо политических партий, церквей, любых других групп интересов или
держателей акций. Оно должно быть независимым от всех них, служа только
интересам населения, людей как граждан, а не как потребителей. В этом смысле
общественное телевидение отличается и от государственного телевидения, и от
чисто коммерческого частного телевидения. Потому что для частного телевидения зритель
– это потребитель. Для общественного телевидения зритель – это гражданин.
И вот уж в чем точно наше Общественное телевидение
России не вполне укладывается в общие мерки общественного телевидения, которые
установлены вот этим модельным законом ЮНЕСКО и Международного союза
электросвязи – это телевидение, финансируемое обществом. Потому что, конечно, у
телеканала есть возможность, и юридическая возможность, и даже возможность
техническая, на сайте Общественного телевидения России можно внести деньги в
поддержку телеканала. В той же Америке уже много десятилетий существует общественное
телевидение, которое объединяется в такую структуру PBS (Public Broadcasting Service). И основной финансовый
источник для PBS – взносы
телезрителей.
Правда, в Америке для этого существует и определенный
бонус для граждан, которые вносят свои деньги на поддержку общественного
телевидения. Эти деньги вычитаются из налогооблагаемой базы, из налогов. Но
давайте вспомним, что и в нашем налоговом кодексе тоже есть такая норма. Если
вы вносите деньги, свои личные деньги в какие-то благотворительные фонды или на
Общественное телевидение России, то эти средства вычитаются из вашей
налогооблагаемой базы, это так называемые ваши социальные вычеты.
Для Общественного телевидения России нужно укрепить его
правовую базу. Сегодня правовая база – это указы президента Российской
Федерации. Но нет до сих пор закона об общественном телевидении. А нам хотелось
бы, чтобы такой закон появился. И чтобы там были прописаны более подробно,
более детально правовые основы функционирования общественного телеканала.
Самое главное – мы там должны прописать возможности для
создания общественных телеканалов в регионах России. И я уверяю вас, что у
такого телевидения будет больше авторитет именно потому, что оно контролируется
обществом. Оно предназначено для общества. Может быть, оно не такое
развлекательное. У нас есть масса других телеканалов. Пусть они будут
развлекательными.
Во всем мире существует общественное телевидение. У нас,
к сожалению, оно одновременно существует с государственным телевидением. Но
государство просто не готово отказаться от своего влияния на общество с помощью
телевидения, поэтому существуют у нас государственные телеканалы. Но я думаю,
что рано или поздно они тоже станут общественными телеканалами. Именно по этому
пути шло развитие телевидения во многих странах Европы.
Может быть, этот опыт нам тоже надо бы учесть и поэтому
в рамках Общественного телевидения России больше внимания уделять образовательным
программам, воспитательным программам, просветительским программам? Потому что
наша задача – сделать наше общество более просвещенным, более продвинутым,
более современным. Потому что мы же хотим, чтобы наши граждане были более
свободны, чтобы у них не было иждивенческих настроений, чтобы они были более
самостоятельны в своем выборе.
Это гарантирует для нашей страны более быстрое развитие,
более эффективную экономику, более эффективную социальную политику, культурную
политику и так далее. То есть нужно смотреть вперед, двигаться вперед и
двигаться самостоятельно. Но этому надо научиться.
Задача общественного телевидения – как раз помочь людям
овладеть этими навыками, чтобы в каждом доме, в каждом подъезде у нас
находились люди, которые могут организовать общественность. У нас ведь огромное
количество проблем, которые надо решать, решать общими усилиями, решать совместно,
решать на основе принципа социальной солидарности. И пусть нам в этом помогает
общественное телевидение. Конечно, есть еще огромное количество
общегосударственных, региональных вопросов. И поэтому, конечно, общественное
телевидение не должно уходить от политической проблематики.
Но очень важно: общественное телевидение должно быть
политически нейтральным. Оно не может занимать какую-то одну позицию. Потому
что иначе оно перестает быть общественным телевидением, оно становится
партийным телевидением или государственным телевидением. А оно должно быть
именно независимым, оно должно быть нейтральным. И, предоставляя слово представителю
правящей партии, оно должно одновременно предоставить слово и представителю
оппозиционной партии. Так это принято во всем мире, где есть общественное
телевидение. Почему так сделано? Для того чтобы это телевидение было именно
телевидением для общества, контролируемым обществом и финансируемым обществом.
И я снова напоминаю, что сегодня день рождения Общественного телевидения
России. Коллеги, давайте подарим нашему общественному телеканалу наши маленькие
подарки. А кто может подарить большие подарки – честь ему и хвала.
Дорогие друзья, я уверен, что Общественное телевидение
России, которому сегодня исполняется два года, будет существовать еще
много-много-много лет. Я уверен, что государство будет поддерживать
Общественное телевидение России, но еще больше я надеюсь на поддержку со
стороны общества, на нашу с вами поддержку. Потому что, вы знаете, с миру по
нитке – голому рубаха.
Вот давайте сложим наши нитки и сошьем новую рубаху
нашему Общественному телевидению России. Самое главное: если у него будет
экономическая независимость, у него будет и независимость в его программной
политике. У него будет возможность делать новые фильмы, делать новые интересные
телевизионные форматы. И самое главное – помните, дорогие мои, это наше с вами
телевидение. Поэтому давайте делать его вместе. Поэтому так важно появление
новых интерактивных форматов. Я надеюсь, когда-нибудь появится на этом канале и
такая передача, которую мы придумали, она называется общественная приемная
президента. И я как глава президентского совета по правам человека надеюсь
принять участие в этой передаче, чтобы мы с вами могли обсудить наши с вами насущные
вопросы в прямом эфире.
Михаил Федотов: Для частного телевидения зритель – это потребитель. Для общественного телевидения зритель – это гражданин