Кинематограф. Сегодня без него невозможно представить массовое современное искусство. А ведь его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или театра коротка. Вместе с тем миллионы зрителей ежедневно заполняют залы кинотеатров во всем мире – и это не случайно. Ведь кино не оставляет равнодушным, оно дает пищу для новых размышлений, оказывает мощное воздействие на сердце и ум человека. А началось все 120 лет назад. Когда братья Луи и Огюст Люмьер запатентовали уникальный аппарат, позволяющий фиксировать изображения в движении. Авторы разработки, показавшие всему миру прототип будущей кинокамеры, стали первооткрывателями нового жанра искусства − кинематографа. С этого момента началась увлекательная история мирового кино, продолжающаяся и по сей день. Конечно, современные модели кинокамер полностью отличаются по своим функциям и принципу работы от той, которую запатентовали браться Люмьер. Но без того прототипа нынешних цифровых устройств развитие кинематографа было бы невозможно. Николай Изволов: Что делали братья Люмьер? Они догадались снимать изображения, догадались приделать скачковый механизм, что очень важно для проекции, придумали проецировать изображения на большой экран в темном помещении, где собирается много людей, и брать за это деньги. Вот если убрать хоть одну составляющую вот этого комплекса, то кинематографа нет. Николай Анатольевич Изволов, окончил киноведческое отделение сценарно-киноведческого факультета Всесоюзного государственного института кинематографии. Сначала 90-х годов преподает во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссеров. В сферу научных интересов Николая Изволова входит компьютерная реконструкция так называемых "погибших" фильмов. С 1997 года заведующий отделом истории отечественного кино в Научно-исследовательском институте киноискусства. В 2001 году на кинофестивале Госфильмофонда России "Белые столбы" признан лучшим киноведом года. Николай Изволов: У истоков русского кинематографа, как и у истоков всякого другого кинематографа, стояли браться Люмьер. Дело в том, что именно в 1896 году состоялись массовые, если можно так выразиться, выезды кинематографистов, операторов братьев Люмьер по всему миру. И они не пропустили не одного из событий, происходивших при королевских дворах того времени. Потому что хроника и показ жизни царствующих особ была очень привлекательна для зрителей. А в то время состоялась коронация последнего русского императора Николая II, это произошло в мае 1896 года. Именно для сьемки коронационных торжеств приехали операторы братья Люмьер и именно они были первыми, кто показал русской публике движущиеся ленты. Именно с этого момента и началось распространение кинематографа в России: появились первые фотографы-любители и фотографы профессионалы, именно операторы, потому что они знали техническую сторону дела, люди, которые покупали камеры и проекторы, начали производить сьемки, показывать их публике. Таким образом, кинематограф в России стал распространяться. А собственное производство в России началось уже после революции 1905 года, примерно в 1906-1907 году, когда появились, во-первых, отделения французских компаний "Пате" и "Гомон" в Москве, которые производили сьемку русской хроники. Во-вторых, появились первые русские предприниматели, которыми были Александр Осипович Дранков и Александр Алексеевич Ханжонков. Вот эти две фигуры наверное самые показательные для кинематографа того времени. Именно эти люди сняли первый русский фильм, им считается фильм "Стенька Разин" или "Понизовая вольница" на сюжет известной песни "Из-за острова на стрежень". Именно Ханжонков был фигурой настоящего очень образованного предпринимателя, который создал, если так можно выразиться, инфраструктуру кинематографического производства, процесса. Он первый придумал строить съёмочные павильоны, он набрал штат специальных сотрудников, он первый стал выпускать кинематографические журналы. На его студии возникала система звезд, он придумал летние сьемки производить в Крыму. Ялтинская киностудия − это наследие кинематографической студии Ханжонкова. На его студии стали сниматься первые русские научно-популярные фильмы, которых тогда никто не снимал, поскольку они были нерентабельны, как, впрочем, и сейчас. Он сознательно шел на финансовые траты для того, чтобы русская публика могла смотреть русские научно-популярные фильмы. На его студии начинали работу, наверное, все звезды дореволюционного кино. И Вера Холодная, Иван Мазжухин, Евгений Бауэр, знаменитый режиссер, Лев Кулешов, знаменитый советский теоретик. Многие операторы, художники начинали работу на студии Ханжонкова. На студии Ханжонкова  снимались первые русские научно-популярные фильмы, которых тогда никто не снимал, поскольку они были нерентабельны, как, впрочем, и сейчас. Впервые заговорили о том, что кинематограф является настоящим искусством, сравнимым с другими изящными искусствами, примерно в 10-е годы XX  века, причем не только у нас, но и в Европе. В Америке, пожалуй, нет. В Америке кино всегда было больше промышленностью, таким развлечением. А в Европе в Старом Свете, где культурная традиция была тысячелетней, к кинематографу стали быстро присматриваться, к его возможностям и выразительным свойствам люди, которые занимались теорией и практикой других искусств, скажем, театра, литературы или живописи. И вдруг обнаружилось, что кинематограф действительно очень много наследует у вот этих старых искусств. Он изобразительное искусство, поэтому он может быть сравним с живописью. Он наследует драматургическим структурам, поэтому он может быть сравним с театром. Его сюжеты не должны укладываться в драматургические нормы, поэтому он может быть сравним с литературой. Появилось огромное количество экранизаций. Литература была очень серьезным поставщиком сюжетов для кино. И поскольку русская литература была очень велика и разнообразна, то в русском кино количество экранизаций было, я думаю, больше, чем во всех других кинематографах мира. Серьезные люди стали приходить в кино где-то уже лет через 15 после его появления. Поначалу никто не хотел сотрудничать с каким-то балаганом, где показывают какие-то странные картинки несколькоминутные. Но когда длина фильмов увеличилась, когда появились серьезные продюсеры, когда появились киностудии, когда продюсеры, такие как Ханжонков, стали заботиться о том, чтобы появлялись новые литературные сюжеты: они стали приглашать литераторов, сценаристов, известных писателей, специальных авторов, стали приглашать театральных художников, стали приглашать театральных актеров, даже театральных режиссеров. Уже крупные режиссеры того времени, такие например как Всеволод Мейерхольд уже в 1915 году  работали в кинематографе и ставили фильмы. Таким образом уже до Октябрьской революции где-то в 1914-1916 годах кинематограф стал всерьез анализироваться, изучаться как средство художественной выразительности, и люди, работавшие в искусстве того времени с удовольствием стали переходить в кинематограф. Поначалу никто не хотел сотрудничать с каким-то балаганом, где показывают какие-то странные картинки. Серьезные люди стали приходить в кино лет через 15 после его появления. Конечно, поначалу их привлекали гонорары, потому что это казалось легким способом заработка. Но потом выяснилось, что действительно они могут применить свои таланты в совершенно новой сфере. Таким образом, они двигали вперед не только кинематограф, но и собственные рассуждения об эволюции художественных средств искусства. Я считаю, что это было очень плодотворным соединением. К сожалению, многие фильмы того времени погибли. Старое кино вообще погибло в огромных количествах, потому что войны, революции, пожары, отсутствие государственных хранилищ приводило к гибели фильмов. Но даже то, что мы знаем по описаниям, по фотографиям, по каким-то маленьким фрагментам из того, что сохранилось от того периода, показывает нам что действительно кино было очень важным и серьезным полем деятельности для настоящих художников. Таким образом, когда в 20-е годы появилось советское кино, то молодые режиссеры, пришедшие на развалины вот этого царского кинематографа, это были люди уже ориентированные не просто на производство коммерческих лент, но и люди, которые всерьез занимались размышлениями об искусстве и принесли в кинематограф начало высокого искусства. Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко и Кулешов, и Вертов, и многие другие советские режиссеры, они действительно двигали вперед именно искусство, а не промышленность. Государственная сеть производства, когда они были не обязаны каждый день выдавать определенный полезный метраж и работать на износ, как на конвейере, приводило к тому, что советское кино действительно считалось таким оазисом настоящего искусства, где работают настоящие художники. Но эта иллюзия довольно быстро прошла, но тем не менее,  20-е годы прошлого века были временем удивительного взлета искусства именно в Советском Союзе. Когда сейчас мы об этом времени рассуждаем как о времени художественного авангарда, это и музыка, и живопись, и фотография, и театр было временем настоящих авангардных экспериментов, светское кино в этом ряду занимает одно из самых интересных и одно из самых достойных мест. Из-за войн, революций, пожаров, отсутствия государственных хранилищ погибло множество ранних кинофильмов. Искусство − это не просто слепок реальности, искусство − это преображение человеческой фантазии, определенным набором художественных средств, они всегда условны. Например, когда вы идете в театр, вы же миритесь с тем, что деревья нарисованы на каком-то холсте сзади, вас это не раздражает, вы принимаете эту меру условности. Вы принимаете как меру условности то, что актеры выходят на авансцену и начинают нарочито громким голосом так, чтобы его слышали на заднем ряду произносить какие-то монологи. Обычно он так не делает в повседневной жизни, он говорит простым голосом. Но в театре вас это не раздражает, согласитесь. Так вот и кинематограф тоже имел свои условности. Например, именно кино привело к возникновению такого важного средства воздействия на зрителя как монтаж, монтаж изображений. Можно ведь снять все одним куском, и мы знаем примеры таких фильмов, когда все снято как бы одним кадром. И зрителям это не очень нравиться, потому что не бывает так, например, чтобы какой-то человек 8 часов произносил монолог − его перебивают вопросами, в жизни что-то происходит − так не бывает. Для человека ведь важно сочетание таких вещей как не только жизнеподобие, но и достоверность. Если все это очень реально, но ты видишь, что тебя обманывают – зачем тебе это? Нормальный живой человек, который тебе врет, и ты понимаешь это − это реальность. И вот когда я смотрю, например, современные сериалы, я вижу, что мне врут оттуда. Потому что актеры говорят вот такими голосами (высокими), они все говорят, не глядя друг на друга. Режут монтажеры там, где резать не надо. Оператор не осветил лицо, поэтому оно черное. И все вот такое. Нужна ли мне такая реальность? Когда я смотрю современные сериалы, я вижу, что мне врут оттуда. Наверное, нет. Я вижу, что здесь просто халтура и любительщина − это нельзя назвать реализмом. А вот когда мы смотрим фильм, скажем, Бондарчука "Война и мир", где, конечно же, снимаются солдаты Советской армии, переодетые в какую-то одежду, где ходят какие-то актеры, таращат глаза и все − вдруг возникает ощущение какой-то правды, какой-то реальности и кажется, что именно так и было. А ведь для того, чтобы это было, была проведена огромная подготовительная работа: рельсы, камеры, вертолеты, пиротехники, конный полк специально был создан на "Мосфильме". Приведены армейские подразделения, которые должны были где-то жить, питаться, по команде выходить, выстраивать какую-то мизансцену, которой командовал оператор, одновременно и пиротехники, нужно было следить за погодой и разгонять тучи. То есть огромнейшая работа только лишь для того, чтобы достигнуть ощущения какой-то реальности. Поэтому безыскусность, простота, дилетантизм и любительщина − я не думаю, что это наша перспектива. Они всегда были, просто мы этого не помним. И во времена Эйзенштейна были бездарные режиссеры, и во времена Толстого были бездарные писатели − просто они не остались в истории. Их можно найти где-то, их можно посмотреть, но зачем, это удел исследователей − простому зрителю это не нужно. Простому зрителю нужно ощущение правды и эмоционального сопереживания − вот это именно то, что людей заставляет прикасаться к искусству.