Кремль – сердце России, олицетворение ее государственности. Но не только дворцы, храмы и уникальные музейные ценности делают его сокровищницей многовековой национальной культуры. В 2015 году отмечает свое 25-летие театр "Кремлевский балет" Государственного Кремлевского дворца Управления делами президента Российской Федерации. За четверть века плодотворной работы постановки этого коллектива стали символом высочайшего мастерства классического балетного искусства не только в России, но и за рубежом. Николай Троицкий: Мы стараемся, чтобы зрители увидели вот это пространство, в котором живет "Кремлевский балет": и костюм, и декорацию, увидели размах и масштаб, чтобы они поняли, что искусство балета – это искусство настолько классическое. Не жестко, но оно классическое, и сердце всегда открывается навстречу подлинному искусству. Николай Сергеевич Троицкий, директор театра "Кремлевский балет" Государственного кремлевского дворца Управления делами президента Российской Федерации; выпускник режиссерского факультета театрального училища имени Щукина; в прошлом – главный режиссер Калужского театра юного зрителя. Николай Троицкий: История "Кремлевского балета" по-своему уникальна. Как-то об этом не очень говорится. Но история этого театра укладывается в рамки одного поколения людей. Нам 25 лет. Что такое 25 лет? Для артиста балета это настоящий расцвет. Для людей среднего возраста это такая прекрасная молодость. Так вот, "Кремлевский балет" – это прекрасная молодость нашей страны. Это даже еще не зрелость. Потому что вся история "Кремлевского балета" напрямую связана с Государственным кремлевским дворцом Управления делами президента Российской Федерации. То место, где мы с вами находимся – удивительное, уникальное, прекрасное место. Это нынче большая концертная площадка, одна из самых крупных в Европе, с совершенно фантастическим оборудованием – звуковым, световым, просто по комфорту, который здесь есть, по месту, где находится. И вот известная история Государственного кремлевского дворца, Кремлевского дворца съездов. В то время этот дворец делил площадку с Большим театром. То есть спектакли Большого театра шли и здесь тоже, на этой огромной сцене известные балеты шли. Но наступил такой момент, когда Государственный кремлевский дворец стал обретать свой нынешний статус большой концертной площадки. Большой театр вернулся к себе на историческую сцену. А Андрей Борисович Петров, который отвечал от Большого театра за работу в Государственном кремлевском дворце или во Дворце съездов, остался здесь руководить вот этим огромным комплексом. И тогда появилась идея и желание создать новый театр. Это было действительно революционно тогда, как можно в истории балета, которая связана с такими прославленными именами, как Большой театр, Мариинский театр, Театр Станиславского и Немировича-Данченко, музыкальный театр, и вдруг создать новую труппу. И это произошло. Вот тогда в 1990 году появились люди, я думаю, что с небольшой сумасшедшинкой. И тогда возник сразу спектакль, который был перенесен из Большого театра – это постановка Владимира Васильева "Макбет". Но уже на следующий год появился спектакль здесь свой – это был "Руслан и Людмила", это 1992 году. И спектакль идет до сих пор. Иногда бывает вопрос – как долго живут спектакли? 1992 год - "Руслан и Людмила". Дальше появилось "Лебединое озеро", которое тоже живет до сегодняшнего дня. Дальше пошел серьезный отбор в труппу. Надо же было найти действительно тех танцовщиков, которые с нуля придут, и такие люди пришли, и некоторые продолжают работать здесь уже в качестве заведующего труппы (Вадим Кременский), педагога-репетитора (Жанночка Богородицкая), люди, которые стояли у истоков, и, конечно, Андрей Борисович Петров как создатель этого театра, бессменный руководитель. На этой сцене и Майя Михайловна Плисецкая была, здесь и Андрис Лиепа был, здесь и Владимир Васильев, который и танцевал в "Золушке" Мачеху, и он же поставил здесь "Дон-Кихота", который идет до сих пор. Здесь же работала до последнего дня Екатерина Максимова – великая танцовщица, великий педагог. Те педагоги, которые работают сейчас, прежде всего Людмила Михайловна Чарская – это ученица Максимовой. И это традиция настоящего, подлинного отношения к профессии, профессионализм. Это все несется сейчас сюда. Этими судьбами пронизана история "Кремлевского балета". Ну а Юрий Григорович. Ведь он же здесь поставил замечательный "Ромео и Джульетта", который идет до сих пор, один из моих любимых спектаклей, блистательная постановка, такая интересная, такая мощная, такая сильная. Я даже не только про музыку, но и про то, что происходит на сцене, вот эта грандиозная история. Она разворачивается и как драматическая, она разворачивается и как музыкальная история. Потом, знаете, нынешнее существование "Кремлевского балета" – я думаю, что это часть истории мирового балета. Потому что уже четвертый год в наших стенах в рамках фестиваля "Мировые звезды балета" в спектаклях театра "Кремлевский балет" привлекают звезд со всего мира. И мы таким образом видим каждый сентябрь, каждую осень панораму замечательных артистов мира. Мы видим звезд и из Ковент-Гардена, мы видим и из Дрездена, и из Канады, и Кубы, и Норвегии. То есть то, что, находясь здесь в Москве, посмотреть практически невозможно. А у нас идут наши спектакли, но с участием этих замечательных звезд. Название "Кремлевский балет", конечно, ко многому обязывает. Помимо того, что мы находимся на территории, где располагаются службы президента этой страны, правительство этой страны, что очень важно, помимо той ответственности, которую несут артисты, когда входят сюда через Кутафью башню, каждый день приходят сюда, начинают день здесь и уходят, когда уже смеркается, конечно, это большая внутренняя ответственность. И это большая ответственность в наших гастролях, прежде всего заграничных гастролях. Мы представляем Государственный кремлевский дворец. И, конечно, слово "кремлевский" родилось с самого начала, потому что а как еще должен был называться коллектив, который обрел свой родной дом здесь, в Государственном кремлевском дворце. И нынче это театр балета Государственного кремлевского дворца "Кремлевский балет". И, конечно, это и дисциплина, внутренняя дисциплина, и внешняя дисциплина. Многие продюсеры отмечают: приятно работать с "Кремлевским балетом", нет никаких проблем. Мы всегда находим общий язык, у нас очень дисциплинированная, очень красивая, очень выдержанная труппа. Нынче в труппе у нас сейчас 70 артистов. Поэтому у нас нет таких мощных дублей, чтобы один спектакль идет, а в другом составе другой спектакль. Меняются солисты. Естественно, в кордебалете какие-то передвижения. Но у нас постоянно действующая такая труппа, очень мобильная, очень сильная труппа, в которой есть и народные артисты, и заслуженные артисты, лауреаты международных конкурсов, всероссийских конкурсов. Балет в Кремлевском дворце – это настоящее произведение искусства в любом проявлении: от самой постановки до танцовщика, до его обуви. до атмосферы даже здесь, внутри дворца. "Кремлевский балет" настолько подвижен, что он принимает самые разные веяния. Мы не занимаемся только, условно говоря, современной хореографией, потому что наш театр исповедует принцип классического искусства, классического балета. И даже если это какие-то авторские произведения, как, например, "Фигаро" (на музыку Моцарта и Россини), "Снегурочка" (на музыку Чайковского), "Волшебная флейта" (на музыку Моцарта и на основе оперы, но это балетное произведение), даже та же самая "Эсмеральда" (версия Андрея Петрова), то все равно в этих произведениях будет основа классическая, основа классического балета. Но при этом театр открыт для новых исполнителей, для солистов со всего мира. И, в частности, такой проект, который существовал долгие годы – это сотрудничество Государственного кремлевского дворца, "Кремлевского балета" и Фонда имени Мариса Лиепы, который возглавляет блистательный Андрис Лиепа. Андрис поставил перед собой задачу воссоздания "Русских сезонов" – балетов, которые составляли славу русского балета, прежде всего за границей, даже не здесь. И вот здесь в России "Русские сезоны" только благодаря Андрису вдруг стали возникать, мы стали ездить по разным городам и показывать эти одноактные балеты. Вообще просто, знаете, в структуре восприятия российского зрителя одноактные балеты… Гала-концерт – это все-таки не то, к чему стремится душа русского человека. Нам же нужно прийти, какую-то историю перед собой видеть, чтобы сопереживать, проживать. А Андрис Марисович взял вот эти одноактные балеты, которые могут продолжаться 45 минут, 35 минут: "Жар-птица", "Шахерезада" - это жемчужины русского балета, которые блистали на Западе. Эти жемчужины вспыхнули там настоящим ярким светом. И он поставил задачу воссоздать это здесь на основе театра "Кремлевский балет" с солистами мирового уровня, с солистами из Москвы, из Санкт-Петербурга, из разных других городов мира. Но все равно эта основа оставалась за театром "Кремлевский балет". Это был наш совместный проект. Будем смотреть. Мы уже очень много поставили. Было уже 12 балетов таких в рамках "Русских сезонов" поставлено. Мы с радостью, с удовольствием работали, мы побывали в самых разных театрах от Эмиратов до Парижа, до Лондона и так далее. Это очень красивый проект. В действующем репертуаре сейчас 14 балетных спектаклей. Это много. Но генеральный директор дворца Петр Михайлович Шабалтай, который поддерживает театр и очень его двигает и продвигает, выстроил политику так, что мы вписываемся в репертуарный график этого дворца. Я неслучайно, когда приглашаю кого-то на спектакль или говорю о наших спектаклях, или разговариваю с продюсером, я говорю, что наши спектакли – это праздник, потому что наши спектакли – это очень яркие краски. Помимо музыки, помимо артиста, это блистательные костюмы. Долгие годы театр сотрудничал с Ольгой Дмитриевной Полянской – великолепным дизайнером мирового уровня, которая очень хорошо чувствует не просто природу музыку, но она очень хорошо чувствует артистов, она очень хорошо чувствует Андрея Петрова как постановщика, и она знает специфику балетного костюма. Очень важно. И, конечно, декорации. Знаете, когда начинает звучать оркестр… Сейчас мы работаем с замечательным оркестром радио "Орфей". Он сопровождает наши спектакли. Замечательный Сергей Кондрашов, главный дирижер этого оркестра, руководитель, уже очень хорошо чувствует балетного танцовщика, уже очень хорошо понимает какие-то нюансы. Начинает звучать оркестр, открывается этот колоссальный, огромный занавес Государственного кремлевского дворца, а там – фантастические декорации художника Бенедиктова, художника Таира Салахова, "Тысяча и одна ночь". Это же какая-то фантастика. Это смена этих планов, это смена одежды, сцены – совершенно разной, удивительной, расшитой, расписанной. Это какое-то отдельное творение. Вы знаете, мы посчитали в связи с нашим юбилеем, что нас посмотрело примерно 5 млн зрителей. Это же колоссальное количество. И "Кремлевский балет" – это радость, это всегда феерия, это искрящееся искусство. Я отвечаю за свои слова.