19 мая 2013 года был дан старт вещанию нового федерального телеканала – Общественного телевидения России. По опросам фонда "Общественное мнение", более 35% граждан нашей страны активного возраста с воодушевлением восприняли появление ОТР в эфире страны. 3 года. Казалось бы, небольшой период в жизни. Но за это время мы успели не только найти свое место в российском информационном пространстве, встав на 9 кнопку в первом мультиплексе, но самое главное – обрести своего зрителя. - Я смотрю общественное телевидение России, потому что очень много интересных программ, очень много спектаклей, постановок и фильмов, которые не на всех каналах увидишь. - Мне нравятся программы о регионах и новостные программы, и вообще программы, в которых рассказывается о людях. - Вообще все передачи хорошие у вас идут. Познавательные передачи мне очень нравятся. Так что дерзайте, все у вас впереди. - Я смотрю Общественное телевидение и считаю, что очень своевременное и правильное телевидение. Это на мой взгляд. С первых дней работы Общественное телевидение России старается максимально соответствовать изначально поставленным перед телеканалом целям и задачам – развитию гражданского общества, просвещению и образованию населения, пропаганде общечеловеческих ценностей. ОТР – это открытая площадка для обсуждения самых актуальных проблем, волнующих общество. Это канал прямого взаимодействия между властью и гражданами нашей страны. Алексей Слаповский: Мне, конечно, нравится, что канал старается, как минимум, представить умных людей – беседы умных людей. Некоторые ток-шоу, которые даже не ток-шоу, скорее, диспуты, дискуссии и так далее – все это интересно. Лев Зеленый: Мне очень ценно, конечно, что на вашем канале много науки. Это очень правильно. В стране, к сожалению, ученых знают гораздо хуже, чем деятелей шоу-бизнеса, футболистов. Может быть, это правильно. Но это не везде так. Александр Ослон: Общественное телевидение в самом своем названии несет этот важнейший маркер. Общество – это то пространство, тот мир, который мне интересен, потому что я его часть. Формирование гражданского самосознания – одна из важнейших задач Общественного телевидения  Михаил Федотов: Формирование этого гражданского самосознания – одна из важнейших задач Общественного телевидения. Никакой другой канал этим не занимается. Им это не интересно. Потому что это не дает рейтинг. Значит, не дает рекламных прибылей. А для вас, для Общественного телевидения, главная прибыль – это доверие зрителя. Мне кажется, что мы можем сейчас с уверенностью сказать, что Общественное телевидение в России появилось. Оно родилось. Оно уже три года вполне хорошо развивается. Ребенок вполне правильно развивается. И уже вполне может сказать, что из ясельного возраста мы переходим в детсадовский. Конечно, это еще не такое мощное общественное телевидение, каким является, например, BBC или ZDF, или ARD в Германии. Мы оказались здесь в арьергарде. Мы догоняем. Но это и хорошо, потому что мы можем использовать опыт тех, кто прошел этот путь раньше. Поэтому мы можем взять все лучшее и уберечь себя от ошибок. Общественное телевидение в нашей стране – сначала были попытки его создать на региональном уровне. Но они, к сожалению, успехом не увенчались. Потом, помните, была история господина Березовского, который создавал ОРТ. Оно называлось Общественное российское телевидение. Хорошее название. Но на самом деле оно никаким общественным не было. А общественное телевидение характерно тем, что там всем заправляет в первую очередь общественный совет, то есть представители общественности, которые избраны именно для того, чтобы помогать творческому коллективу точнее выполнять свою функцию – функцию общественного телевидения. Александр Ослон: Очень интересный вопрос (и вопрос этот для общественного телевидения особенно интересный) – конечно же, "зачем люди смотрят телевизор?". На первом месте находится желание ориентироваться в текущих событиях в нашей стране. Быть частью общества – это означает знать, что происходит вокруг. Притом, что эта информация, это знание с точки зрения рациональности по большей части бессмысленно. Зачем знать, что происходит сегодня во Владивостоке? А мне любопытно. А почему любопытно? А потому что там живут такие же, как я. Здесь, разумеется, есть и профессиональные, и какие-то семейные, какие-то традиционные, какие-то мировоззренческие особенности. И вполне естественно, что в этом мире образуются ниши. И Общественное телевидение России – это нишевое телевидение. На первое место выходит, конечно же, качество аудитории. Поскольку приходят только те, кому хочется приходить. Они, имея множество возможностей, выбирают вас. И здесь, стало быть, между ними и вами есть какая-то связь. - Мне нравится общественное телевидение. Поднимаются актуальные проблемы, вопросы. Поэтому интересно смотреть вас. - Очень много новостей. И все правдиво. - Чтобы ту информацию, которую людям несете, чтобы она действительно соответствовала той действительности, которая на самом деле есть. - Я больше сейчас интересуюсь психологией просто. Поэтому хотелось бы какие-нибудь психологические программы. С профессорами общение чтобы было. - Мне бы, например, хотелось каких-то больше исторических программ, которые рассказывали бы о нашей России, о ее истории, с какими-то интересными фактами. - Больше мира. - Добрых новостей, как это было в советском прошлом. "Строим, делаем". А сейчас все время что-то взрывается, убивается. И хочется какого-то позитива. Михаил Федотов: Общественное телевидение России, по сути дела – единственный телеканал, который рассказывает о России. Потому что в основном наши телеканалы или рассказывают про то, что происходит за рубежом, или о том, что происходит в больших городах. Или президент поехал в какой-то город – вот телевидение поехало вслед за ним. И так мы узнаем, оказывается, что такой город существует. А Общественное телевидение России рассказывает о жизни малых городов и даже маленьких городков, и даже поселков, сел. И это правильно. Потому что Россия живет не только в Москве. И за пределами Московской кольцевой дороги она не заканчивается. Она там только начинается. Поэтому очень важно, чтоб мы понимали, как живет наша страна. У нас большая страна. И она очень разная. И живет она очень по-разному: где-то легче, где-то труднее, а где-то совсем тяжело. И мы должны видеть это, мы должны понимать, как люди живут, и сопереживать этим людям, и стараться им помочь. Тогда у нас все получится. Лев Зеленый: Я могу сказать. Я нечастый зритель телевизора. Но в 2013 году появление вашего канала для всех ученых сыграло большую роль. Оно совпало примерно по времени с печально известным законом о реформировании Российской академии наук. И хочу еще раз воспользоваться случаем поблагодарить канал за то, что он абсолютно бескомпромиссно, четко и однозначно поддержал Академию наук в этот трудный момент. Не всего, что мы хотели, добиться удалось. Но многое все-таки положительного произошло. И особо острые углы этого неприятного закона все-таки удалось смягчить, в том числе и благодаря поддержке вашего канала. Думаю, что все российские ученые… Это один из любимых наших каналов. Хотя бы потому (хотя не только поэтому), что там нет рекламы. Поэтому ничто не отрывает от просмотра передач. Алексей Слаповский: Насколько я вижу, в тех рамках, в которые поставлены ваши сотрудники, они делают, конечно, все, что могут – и связь с общественностью, и помощь каким-то общественным организациям. Это здорово, хорошо, это прекрасно. Но при этом не надо забывать, что надо же говорить, просто бить по темечку государственной системе: "Ребята, эти акции не заменят систематической необходимой работы". Михаил Федотов: Я хочу, чтобы были прямые эфиры из парламента, прямые эфиры с брифингов президентской администрации, с заседаний постоянных комиссий нашего совета. Пожалуйста. Все должно быть максимально открыто, чтобы люди видели, как работает власть, как работают общественные организации, как работают общественные палаты, как работают общественные советы при министерствах и ведомствах. Все же это очень важно, для того чтобы, как минимум, понять: эти общественные структуры реально работают, или это просто такие муляжи? И для этого существует Общественное телевидение России. Потому что показывать всякие музыкальные фестивали, показывать всякие музыкальные шоу и ток-шоу, где раздаются крики и истерики – для этого большого ума не надо. А вот для того, чтобы делать такое телевидение, нужна и решимость, и спокойствие, мудрость и понимание собственной ответственности перед зрителем. Алексей Слаповский: Конечно, надо учитывать, и я это понимаю, что массового зрителя при таких форматах не будет. Массовый зритель привык к более развлекательным формам. Но что делать? Я вам сейчас скажу вещь неприятную, опять-таки. Я профессиональный зритель, конечно же, уже давно. В том числе потому, что я сотрудничаю с телевидением, потому что я понимаю, как что делается. И когда я вижу эти передачи, при всем уважении к людям, которые их делают, и приглашенным людям, я понимаю: "Ох, ох, ох". Телевидение ваше, конечно, канал ваш бедный. И это видно. И это понятно. Будем говорить начистоту. Никакое у вас не общественное телевидение, извините за прямоту, и это вы наверняка вырежете. Какое оно к шуту общественное вообще в наше время? Где оно? Для того, чтобы было общественное телевидение, нужно два пункта: а) сформировавшееся гражданское общество, у которого водятся какие-то денежки, на которые оно может спонсировать б) отдельные, достаточно богатые люди, которые могут себе позволить не только выделять средства, но и быть достаточно самостоятельными во всех смыслах, чтобы им не ударили по рукам, упаси боже, если они будут спонсировать телевидение, которое может в перспективе быть действительно общественным. А что такое действительно общественное? Это значит допускающее разные, в том числе полярные, очень полярные точки зрения. Михаил Федотов: Я когда-то изучал общественное телевидение в Америке. И встречался там с конгрессменами. И спрашивал их, как они оценивают работу общественного телевидения. Конгрессмены-республиканцы всегда говорили: "Нет, нам не очень нравится общественное телевидение, потому что это канал, в котором засилье демократов". Когда я спрашивал конгрессменов-демократов, они говорили: "Нет, нам не очень нравится общественное телевидение, потому что там засилье республиканцев". Но когда мы начинаем смотреть социологию, то мы видим, что среди зрителей примерно треть оказываются сторонниками одной партии, треть – сторонниками другой партии, а оставшаяся часть придерживается нейтралитета. То есть на самом деле общественное телевидение должно предоставлять слово всем участникам дискуссии, в том числе политической борьбы, политической конкуренции – всем. А не только тем, кто находится у власти. Потому что сегодня у власти находятся одни, завтра будут другие. Конечно, кому оно не должно предоставлять слово, и никогда, надеюсь, этого не будет – это людям, которые просто пропагандируют экстремистские взгляды, фашистские взгляды, человеконенавистнические взгляды. Это просто невозможно. Это противоречило бы закону. А во всем остальном, на мой взгляд, самое главное – это поддержание нейтралитета. Чтобы сторонники оппозиции говорили, что вы прокремлевский канал, чтобы сторонники кремлевских партий говорили, что вы оппозиционный канал. И тогда все будет нормально. Он должен быть нейтрален, спокоен, равноудален от всех участников политической конкуренции. Это азы общественного телевидения. - Конечно, знаю ваш канал. Иногда попадаю на него, смотрю с удовольствием. Поздравляю. Желаю долгих лет, процветания, побольше зрителей. - Поздравляю вас с превеликим удовольствием с пожеланиями ни в коем случае не повторять кого-то, особенно тех, кто говорит неправду. Не измените себе, как говорится. Так и идите в этой правде. Я вижу, что вы отражаете правду, истину. Вот мое видение. - С удовольствием смотрю вашу передачу, желаю вам успехов, удачи, хороших благодарных зрителей. И развиваться Общественному телевидению. - От всей души желаем вас успехов в вашем замечательном продолжении. И чтобы Россия росла, богатела и преумножалась. Алексей Слаповский: Перспективы телевидения напрямую связаны со страной. Я не обольщаюсь и не думаю, что это у нас из-за того, что кризис и с телевидением кризис. Я понимаю, что это везде так. Везде. Состояние телевидение, наличие независимых кабельных каналов, которые иногда популярнее и рейтинговее, чем государственные. Это зависит от состояния страны: будет страна жить богаче, будет страна жить разнообразнее в смысле форм политической деятельности, общественное деятельности – будет разнообразнее то телевидение, которое мне нравится. В том числе, конечно же, и развлекательное. А будет страна устойчивее в экономическом смысле – телевидение будет интереснее. Мы с вами прекрасно понимаем, что хорошую передачу без хороших денег не организуешь никак. Она технологична. То есть нужны хорошие камеры, хороший свет, хороший звук. А все хорошее стоит денег. Лев Зеленый: Я думаю, что тот зритель, который попадет на ваш канал и посмотрит несколько передач, у него уровень поднимется. Но проблема в том, что если умственное усилие для него затруднено, он щелкнет кнопкой, и дальше вы сами понимаете, что будет с его уровнем. Мне кажется, в этой программе должны быть какие-то манки. Вы, может быть, не совсем используете это. Люди, которые вас любят, они и так любят. Но вам еще надо бороться за дополнительную аудиторию – людей, которые просто включат, подсядут на это и уже не уйдут с канала. Это вы еще пока не умеете делать. Это, может быть, то, что и есть такая реклама ваших передач, вашей продукции, которую зритель, который пока не является вашей целевой аудиторией, который должен ею стать. Михаил Федотов: Наш зритель совсем не такой, каким хотят его представить себе некоторые наши деятели телевидения. Он умный, он тонкий, он деликатный. И он хочет такое умное, тонкое, деликатное телевидение. Это тон спокойного разговора, спокойной неангажированной дискуссии – дискуссии, в которой нет места истерикам, нет места крикам, нет места провокациям, нет места всяким шокирующим подробностям, которые, к сожалению, наше коммерческое телевидение ставим превыше всего. Потому что это якобы дает рейтинг. На мой взгляд, для общественного телевидение главное не то, что называется рейтингом. Для него главное – индекс цитируемости, и еще важнее – индекс доверия. Если наши зрители скажут, что Общественному телевидению они доверяют гораздо больше, чем другим телеканалам, это будет лучшая оценка работы Общественного телевидения России. - Знаете, так бывает, что телевидение очень часто опускается до зрителя, удовлетворяя его низменные интересы. Я желаю Общественному телевидению оставаться таким неповторимым, как оно есть сейчас, и поднимать своего зрителя до своего высокого интеллектуального и ценностного уровня. - Удачи и развития. Это самое главное. - Мы вас поздравляем от всей души, чтоб вы дальше развивались, расширяли свой спектр программ, чтоб большая зрительская аудитория у вас была. Ну и всего самого хорошего. - Хочу пожелать роста, конечно, процветания, и чтобы все складывалось так, как вы хотите. Лев Зеленый: Я хочу поздравить дорогой нам всем канал с юбилеем. Трехлетие – это еще такой младенческий возраст. Но мне кажется, что за 3 года канал набрал сил. Он действительно начинался, может быть, несколько неуверенно. Но за эти годы он стал зрелым, но еще не заматеревшим и не успокоившимся в своих поисках. Я хочу эту вечное сочетание зрелости и юности, которое мне нравится в канале, поддерживать, сохранять. И мы все, ваши зрители, участники ваших программ, будем вам в этом помогать. Алексей Слаповский: А поскольку оно имеет такое прекрасное название, на мой взгляд, одно из лучших названий, которое может быть - "Общественное телевидение", я желаю процветания в ближайшем времени, насколько это возможно. Александр Ослон: И хочется пожелать, чтобы сообщество людей, которым необходимо Общественное телевидение России, было удовлетворено. То есть желаем хорошей работы. Михаил Федотов: Население у нас почти 150 млн. А граждан значительно меньше. К сожалению, пока сегодня граждан меньше. И общественное телевидение – это телевидение для граждан. Не для населения. Для граждан, то есть для тех, кто делает страну, для тех, кто развивает страну, для тех, кто вкладывается в страну, вкладывает собственные силы, собственные деньги. Вот это для них. А их с каждым годом будет все больше, больше и больше. И тогда Общественное телевидение станет самым массовым телевидением, а совсем не нишевым. Это не ниша. Это кто-то хочет нас загнать в нишу. Но попробуйте загнать в нишу всех российских граждан. Это не получится. Это никому не под силу. Поэтому это телевидение не для массового зрителя. Это телевидение для граждан Российской Федерации. Для всех граждан. - Я поздравляю Общественное телевидение с трехлетием, желаю процветания, успехов, чтобы вас знала вся страна. - Поздравляю вас с этой датой. Она уже, наверное, все равно круглая. Три года – это много. И желаю вам дальше процветать и успехов во всем всей вашей бригаде и всему вашему коллективу. - Процветания. И чтобы вас всегда любили. - Общественному телевидению России, которому исполняется скоро 3 года, желаем самого наилучшего, успехов в работе и чтобы всегда у вас были прекрасные передачи и такая же улыбка, как сегодня. Михаил Федотов: Дорогие зрители Общественного телевидения России, я поздравляю вас с тем, что уже три года мы с вами имеем возможность смотреть самый лучший телеканал, самый лучший в нашей стране телеканал. Общественное телевидение существует во многих странах мира. Наверное, наше общественное телевидение – самое молодое, самое неопытное, самое начинающее. Но это говорит только о том, что у него все еще впереди, что ему все еще предстоит. Все главные награды впереди. А самая главная награда для нашего общественного телевидения – это любовь зрителей, наша с вами верность нашему любимому телеканалу. Поэтому я желаю вам, мои дорогие телезрители, чтобы наш с вами любимый телеканал радовал нас каждый день.