Старейшее российское издание ежедневное общественно-политическая газета "Московский комсомолец" отмечает свое 95-летие. Ее история началась 11 декабря 1919 года: в этот день вышел первый номер под названием "Юный коммунар". Газета несколько раз меняла свое название, она была и "Юношеской правдой", и "Молодым ленинцем". Но 85 лет назад, в 1929 году закрепилось то название, которое живо и по сей день – "Московский комсомолец". Аббревиатура "МК" – это пароль к острому и откровенному разговору. Не случайно известные журналистские расследования газеты всегда вызывали живой отклик в обществе. Вслед за днем рождения "МК" 10 декабря в мире отмечается День прав человека, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. И это символично. Ведь и сегодня "Московский комсомолец" продолжает стоять на страже интересов своих читателей, защищая права и свободы граждан нашей огромной страны. Павел Гусев: Дайте высказать разные точки зрения – в спорах рождается истина! Дайте людям говорить! Дайте людям писать! Дайте людям сегодня мыслить! Павел Гусев – главный редактор газеты "Московский комсомолец", председатель Союза журналистов Москвы, член Общественной палаты Российской Федерации, член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, окончил Московский геологоразведочный институт имени Орджоникидзе и Литературный институт имени Горького. С 1975 года работа в Краснопресненском райкоме ВЛКСМ города Москвы и в Центральном комитете ВЛКСМ. С 1983 года главный редактор газеты "Московский комсомолец". Павел Гусев: Сегодня не так уж много печатных средств массовой информации, которые могут похвастаться такими датами, которые сохранились, которые остались на плаву, которые значимые для читательской, прежде всего аудитории. 95 лет – это, конечно же, большой срок. Мы существуем, мы работаем, и мы будем работать, при этом используя новые технологии. За 95 лет в жизни "Московского комсомольца" было масса интересного. Осип Мандельштам заведовал отделом поэзии в газете "Московский комсомолец". Ну, разве это не потрясающий факт, уникальный факт! За 95 лет было масса интересного в жизни "Московского комсомольца". Это история, которая зиждется, прежде всего, на людях и на читателях. Посмотрите, Осип Мандельштам заведовал отделом поэзии в газете "Московский комсомолец". Ну, разве это не потрясающий факт, уникальный факт! Ведь я думаю, что очень многие газеты хотели бы, чтобы у них такой факт был бы в их биографии в жизни. Или 18-летний паренек, которого звали Шолохов, фамилия у него была. Так вот этот Шолохов принес свои первые рассказы куда? В "Московский комсомолец". Юрий Трифонов, я считаю, что это великий писатель, уникальный писатель, в своих последних воспоминаниях он написал, вернее, там было интервью с воспоминаниями вместе, и ему задали вопрос: самое значимое событие в вашей жизни? Первая публикация в газете "Московский комсомолец". Вы знает, мы таких открытий делали массу. Кто мог подумать, что на страницах "МК" в середине прошлого века на первой полосе будет маленькая фотография девочки, которая стоит у рояля. И знаете, кто это была? Это Шура Пахмутова, 11-летняя девочка, которая стала победителем. Как мы ее опубликовали? Как мы ее заметили? Это же не по блату. То есть мы были в тех точках, которые дальше становились историей. Я всегда хотел делать интересную газету, такую, чтобы мне как главному редактору было интересно ее читать. Чтобы я просто получал удовольствие, когда утром открываю эту газету. Когда я пришел в 1982 году, вы знает, я пришел как читатель, сразу сказал тогда нашим журналистам, тогда их не так много было, что, ребята, я хочу сделать интересную газету, такую интересную, чтобы мне как главному редактору было интересно ее читать. Чтобы я просто получал удовольствие, когда утром открываю эту газету. Более того, я применил методику, не знаю, делал ли кто-то раньше это, тогда же по всей Москве, это была советская власть, на бульварах, на Бульварном кольце такие стенды стояли, на которых под стеклом вывешивались газеты. И вот я, как сейчас помню, у Кропоткинской такой стенд был, садился на лавочку и часа полтора-два сидел и смотрел, как подходят люди к стенду "МК" и что они читают. Тогда я мониторил вот так, для себя, как главный редактор: с чего начинают, с последней страницы или с первой, или с середины, какой текст больше читают. Я для себя это смотрел и вот так менял газету, менял ее содержание. Тогда нужно было понимать, что это было довольно жесткое цензурное время: у нас в 711-м кабинете сидел цензор, который - пум печать  -и все, тогда ты можешь спать спокойно. Когда искусство только на четвертой полосе, на пятой, а спорт вообще на последней странице – это неправильно. Условия игры были достаточно простые. Ты прекрасно должен был понимать, что в 7.30 утра приходила такая разблюдовка из ТАСС, "тассовка", как бы ее называли. Там было все написано – там думать не надо было. На первой полосе в правом углу - сообщение о Пленуме ЦК КПСС. Посередине – речь товарища Брежнева на встрече с доярками или кем-то еще. Я сказал, давайте мы будем менять, давайте мы на первой полосе сделаем, как раз там кто-то что-то выиграл в спорте, крупную фотографию нашего спортсмена, эта победа - это тоже достижение, что наш спортсмен победил, и распишем, как он тренировался, интервью с ним и прочее. Они говорят, вы что, Павел Николаевич, это же смерти подобно – это нельзя делать, это каюк. Говорю, давайте попробуем. Прошло. Потом еще прошло. И мы начали менять газету, потому что, когда говорят, что искусство только на четвертой полосе, на пятой, а спорт вообще на последней странице – ну, неправильно. Мы оказались на острие демократических преобразований в начале 90-х годов. Когда был обстрел Белого дома, и вот те боевики, которые там были, шли через нашу типографию, здесь была дикая стрельба. Она была на 2 или 3 дня тогда закрыта, была заблокирована типография и по сути дела приостановлен выпуск. Тогда мы нашли ротаторы, такие принты и печатали на листках газету в виде листовок, и бесплатно раздавали. Я сам раздавал, у Министерства иностранных дел стоял на Смоленке. И замминистра тогда проходил и говорит, Паша, ты что здесь делаешь? Говорю, вот, раздаю газеты. Он взял листок, взял еще несколько, говорит, что раздаст другим. Это был период, когда мы понимали: или мы побеждаем, ими мы становимся "никто" и вообще исчезаем как журналистика, как класс. Но сейчас вместо того, чтобы в СМИ дать возможность людям выговориться, обсуждать самые разные темы, проводить разные дискуссии – мы четко лупим одну и ту же идею, позицию и не дай Бог тебе свильнуть с дороги. Конечно, не должно быть экстремизма, хамства в отношении других национальностей, но дайте высказать разные точки зрения. В спорах рождается истина!  Еще совсем недавно казалось, подумаешь, у человека другая точка зрения, да пусть говорит, ну что тут такого. Сейчас это воспринимается как враг Отечества, ты враг идеи патриотизма страны. Поэтому сегодня, конечно, очень сложно работать в журналистике. Если ты не поешь в унисон, если ты вдруг начал выбиваться из общего хора голосов и хочешь сказать что-то свое – значит, ты безнадежно отстаешь, как считают те, кто этот хор организовал, от общего процесса. А если ты отстаешь – отойди. Тебе начинают это запрещать – ты оказываешься вне игры и это очень плохо.  Я считаю, что некоторые чиновники, которые находятся при власти, разрушают информационное поле страны, разрушают информационную безопасность страны.  Вы знаете, я думаю, я это утверждаю, везде говорю, что чиновники сегодня некоторые, которые находятся при власти, разрушают информационное поле страны, разрушают информационную безопасность страны. Они ее приводят к краху, и это может стать большой проблемой. Я считаю, что наоборот, нужно говорить: ребята, откройте дверь, пусть либералы, конечно, не должно быть экстремизма, хамства в отношении других национальностей, оскорблений, это другой вопрос, но дайте высказать разные точки зрения. В спорах рождается истина! Это же придумали не нынешние поколения, а эта аксиома жила тогда, когда еще никто не родился из нынешнего поколения. Дайте людям говорить! Дайте людям писать! Дайте людям сегодня мыслить! Я 30 с лишним лет у руля, и ощущения, что я устал - нет, нет ощущения, что перерос . Мне кажется, что я еще многое не сделал, ощущения, что занимаюсь не тем – наверное, это бы тоже была неправда. Есть постоянный творческий поиск. А самое главное, ты хочешь работать, потому что вокруг тебя очень-очень мощное ядро ребят, которые вот, когда я пришел, одним из первых моих постулатов было для редакции внутренних, что я хочу делать именную газету. То есть не газету, которую правит Гусев под себя, под партию, под какую-то линию государства, а именно что должны быть минкины, калинины и многие-многие, Меринов Алексей. Должны быть многие имена, которые работают как имя. Я могу соглашаться, не соглашаться, могу спорить с ними о материале, но просто грубо править я не должен. Я приучаю и редакторов так же работать с журналистами: дать возможность журналистам проявить "я" – я творческий человек. Творчество в журналистике – один из главный моментов, мотивов, которые должны сегодня двигать журналистику.