Павел Гусев: Творчество – один из главных мотивов, который сегодня должен двигать журналистику
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/pavel-gusev-tvorchestvo-12935.html
Старейшее российское
издание ежедневное общественно-политическая газета "Московский
комсомолец" отмечает свое 95-летие. Ее история началась 11 декабря 1919
года: в этот день вышел первый номер под названием "Юный коммунар".
Газета несколько раз меняла свое название, она была и "Юношеской
правдой", и "Молодым ленинцем". Но 85 лет назад, в 1929 году
закрепилось то название, которое живо и по сей день – "Московский
комсомолец". Аббревиатура "МК" – это пароль к острому и
откровенному разговору. Не случайно известные журналистские расследования
газеты всегда вызывали живой отклик в обществе. Вслед за днем рождения "МК"
10 декабря в мире отмечается День прав человека, провозглашенный Генеральной
Ассамблеей ООН в 1948 году. И это символично. Ведь и сегодня "Московский
комсомолец" продолжает стоять на страже интересов своих читателей, защищая
права и свободы граждан нашей огромной страны.
Павел Гусев:
Дайте высказать разные точки зрения – в спорах рождается истина! Дайте людям
говорить! Дайте людям писать! Дайте людям сегодня мыслить!
Павел Гусев – главный
редактор газеты "Московский комсомолец", председатель Союза журналистов
Москвы, член Общественной палаты Российской Федерации, член Совета при
Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, окончил
Московский геологоразведочный институт имени Орджоникидзе и Литературный
институт имени Горького. С 1975 года работа в Краснопресненском райкоме ВЛКСМ
города Москвы и в Центральном комитете ВЛКСМ. С 1983 года главный редактор
газеты "Московский комсомолец".
Павел Гусев:
Сегодня не так уж много печатных средств массовой информации, которые могут
похвастаться такими датами, которые сохранились, которые остались на плаву,
которые значимые для читательской, прежде всего аудитории. 95 лет – это,
конечно же, большой срок. Мы существуем, мы работаем, и мы будем работать, при
этом используя новые технологии.
За 95 лет в жизни
"Московского комсомольца" было масса интересного. Осип Мандельштам
заведовал отделом поэзии в газете "Московский комсомолец". Ну, разве
это не потрясающий факт, уникальный факт!
За 95 лет было масса интересного в жизни "Московского
комсомольца". Это история, которая зиждется, прежде всего, на людях и на
читателях. Посмотрите, Осип Мандельштам заведовал отделом поэзии в газете
"Московский комсомолец". Ну, разве это не потрясающий факт, уникальный
факт! Ведь я думаю, что очень многие газеты хотели бы, чтобы у них такой факт
был бы в их биографии в жизни. Или 18-летний паренек, которого звали Шолохов,
фамилия у него была. Так вот этот Шолохов принес свои первые рассказы куда? В
"Московский комсомолец". Юрий Трифонов, я считаю, что это великий
писатель, уникальный писатель, в своих последних воспоминаниях он написал,
вернее, там было интервью с воспоминаниями вместе, и ему задали вопрос: самое
значимое событие в вашей жизни? Первая публикация в газете "Московский
комсомолец". Вы знает, мы таких открытий делали массу. Кто мог подумать,
что на страницах "МК" в середине прошлого века на первой полосе будет
маленькая фотография девочки, которая стоит у рояля. И знаете, кто это была? Это
Шура Пахмутова, 11-летняя девочка, которая стала победителем. Как мы ее
опубликовали? Как мы ее заметили? Это же не по блату. То есть мы были в тех
точках, которые дальше становились историей.
Я всегда хотел делать
интересную газету, такую, чтобы мне как главному редактору было интересно ее
читать. Чтобы я просто получал удовольствие, когда утром открываю эту газету.
Когда я пришел в 1982 году, вы знает, я пришел как читатель,
сразу сказал тогда нашим журналистам, тогда их не так много было, что, ребята,
я хочу сделать интересную газету, такую интересную, чтобы мне как главному
редактору было интересно ее читать. Чтобы я просто получал удовольствие, когда
утром открываю эту газету.
Более того, я применил методику, не знаю, делал ли кто-то
раньше это, тогда же по всей Москве, это была советская власть, на бульварах,
на Бульварном кольце такие стенды стояли, на которых под стеклом вывешивались
газеты. И вот я, как сейчас помню, у Кропоткинской такой стенд был, садился на
лавочку и часа полтора-два сидел и смотрел, как подходят люди к стенду
"МК" и что они читают.
Тогда я мониторил вот так, для себя, как главный редактор: с
чего начинают, с последней страницы или с первой, или с середины, какой текст
больше читают. Я для себя это смотрел и вот так менял газету, менял ее
содержание. Тогда нужно было понимать, что это было довольно жесткое цензурное
время: у нас в 711-м кабинете сидел цензор, который - пум печать -и все, тогда ты можешь спать спокойно.
Когда искусство
только на четвертой полосе, на пятой, а спорт вообще на последней странице – это
неправильно.
Условия игры были достаточно простые. Ты прекрасно должен
был понимать, что в 7.30 утра приходила такая разблюдовка из ТАСС,
"тассовка", как бы ее называли. Там было все написано – там думать не
надо было. На первой полосе в правом углу - сообщение о Пленуме ЦК КПСС. Посередине
– речь товарища Брежнева на встрече с доярками или кем-то еще. Я сказал,
давайте мы будем менять, давайте мы на первой полосе сделаем, как раз там
кто-то что-то выиграл в спорте, крупную фотографию нашего спортсмена, эта
победа - это тоже достижение, что наш спортсмен победил, и распишем, как он
тренировался, интервью с ним и прочее. Они говорят, вы что, Павел Николаевич,
это же смерти подобно – это нельзя делать, это каюк. Говорю, давайте попробуем.
Прошло. Потом еще прошло. И мы начали менять газету, потому что, когда говорят,
что искусство только на четвертой полосе, на пятой, а спорт вообще на последней
странице – ну, неправильно.
Мы оказались на острие демократических преобразований в
начале 90-х годов. Когда был обстрел Белого дома, и вот те боевики, которые там
были, шли через нашу типографию, здесь была дикая стрельба. Она была на 2 или 3
дня тогда закрыта, была заблокирована типография и по сути дела приостановлен
выпуск. Тогда мы нашли ротаторы, такие принты и печатали на листках газету в виде
листовок, и бесплатно раздавали. Я сам раздавал, у Министерства иностранных дел
стоял на Смоленке. И замминистра тогда проходил и говорит, Паша, ты что здесь
делаешь? Говорю, вот, раздаю газеты. Он взял листок, взял еще несколько,
говорит, что раздаст другим.
Это был период, когда мы понимали: или мы побеждаем, ими мы
становимся "никто" и вообще исчезаем как журналистика, как класс. Но
сейчас вместо того, чтобы в СМИ дать возможность людям выговориться, обсуждать
самые разные темы, проводить разные дискуссии – мы четко лупим одну и ту же
идею, позицию и не дай Бог тебе свильнуть с дороги.
Конечно, не должно
быть экстремизма, хамства в отношении других национальностей, но
дайте высказать разные точки зрения. В спорах рождается истина!
Еще совсем недавно казалось, подумаешь, у человека другая
точка зрения, да пусть говорит, ну что тут такого. Сейчас это воспринимается
как враг Отечества, ты враг идеи патриотизма страны. Поэтому сегодня, конечно,
очень сложно работать в журналистике. Если ты не поешь в унисон, если ты вдруг
начал выбиваться из общего хора голосов и хочешь сказать что-то свое – значит,
ты безнадежно отстаешь, как считают те, кто этот хор организовал, от общего
процесса. А если ты отстаешь – отойди. Тебе начинают это запрещать – ты
оказываешься вне игры и это очень плохо.
Я считаю, что некоторые чиновники, которые находятся при власти, разрушают информационное поле страны, разрушают информационную безопасность страны.
Вы знаете, я думаю, я это утверждаю,
везде говорю, что чиновники сегодня некоторые, которые находятся при власти,
разрушают информационное поле страны, разрушают информационную безопасность
страны. Они ее приводят к краху, и это может стать большой проблемой. Я считаю,
что наоборот, нужно говорить: ребята, откройте дверь, пусть либералы, конечно,
не должно быть экстремизма, хамства в отношении других национальностей,
оскорблений, это другой вопрос, но дайте высказать разные точки зрения. В
спорах рождается истина! Это же придумали не нынешние поколения, а эта аксиома
жила тогда, когда еще никто не родился из нынешнего поколения. Дайте людям
говорить! Дайте людям писать! Дайте людям сегодня мыслить!
Я 30 с лишним лет у руля, и ощущения, что я устал - нет, нет
ощущения, что перерос . Мне кажется, что я еще многое не сделал, ощущения, что
занимаюсь не тем – наверное, это бы тоже была неправда. Есть постоянный
творческий поиск. А самое главное, ты хочешь работать, потому что вокруг тебя
очень-очень мощное ядро ребят, которые вот, когда я пришел, одним из первых моих
постулатов было для редакции внутренних, что я хочу делать именную газету. То
есть не газету, которую правит Гусев под себя, под партию, под какую-то линию
государства, а именно что должны быть минкины, калинины и многие-многие,
Меринов Алексей. Должны быть многие имена, которые работают как имя. Я могу
соглашаться, не соглашаться, могу спорить с ними о материале, но просто грубо
править я не должен.
Я приучаю и редакторов так же работать с журналистами: дать
возможность журналистам проявить "я" – я творческий человек.
Творчество в журналистике – один из главный моментов, мотивов, которые должны
сегодня двигать журналистику.
Павел Гусев: Творчество – один из главных мотивов, который сегодня должен двигать журналистику