День молодежи – национальный праздник, который отмечается в Российской Федерации ежегодно 27 июня. Юность и молодость – это не только прекрасные периоды в жизни каждого человека, но еще и особое состояние души. Это время терзаний, поисков, открытий и реализации самых смелых надежд. В России забота о молодом поколении является важной частью социальной политики. Молодежь – это самая активная и мобильная часть общества. От ее стремления принести пользу своему отечеству во многом зависит прогрессивное развитие нашей страны. Сегодня Россия особенно нуждается в хорошо образованных, инициативных и творческих людях, умеющих принимать смелые нестандартные решения. И именно поэтому один из приоритетов государственной молодежной политики – дать молодым людям возможность раскрыть свой потенциал, найти достойное место в жизни, ярко проявить в государственной и общественной деятельности, а также в науке и культуре. Евгений Мартынов: История праздника началась 7 февраля 1958 года. Сначала это был день советской молодежи. Зародился он в Советском Союзе и отмечался в последнее воскресенье июня. И так было до 24 июня 1993 года, пока первый президент Борис Николаевич Ельцин по предложению государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи и национального совета молодежных и детских объединений не поменял эту дату и не учредил 27 июня как официальный национальный праздник молодых людей. Евгений Вячеславович Мартынов, президент межрегионального общественного фонда "Мир молодежи", руководитель комиссии социальной платформы партии "Единая Россия" по молодежной политике. Заместитель председателя национального экспертного совета по социальным коммуникациям. Евгений Мартынов: На мой взгляд, молодежь сегодня – самая настоящая, честная, искренняя, очень активная, целеустремленная, амбициозная, по-хорошему наглая и напористая. Сегодня время вызовов. Мы живем в век скорости. Поэтому очень важно, чтобы сегодня каждый молодой человек использовал свой шанс, не останавливался на достигнутом, шел вперед, саморазвивался. Сегодня молодежь уделяет огромное внимание дополнительному образованию. Они берут то, что им нужно, то, что им необходимо. Они сами творцы своей жизни. Это здорово. 2009 год стал стартом для реализации, для продвижения, для развития многих проектов. Мы в 2009 году видели стартовые площадки, такие как Инновационный конвент. Появились программы "Ты предприниматель", "Молодежный туризм" и многие другие. Нужно делать вместе с молодежью. Нужно творить вместе, проводить мозговые штурмы. Поэтому и появилась идея создать общественный фонд, который мог бы быть оргкомитетом для реализации, продвижения различных социокультурных федеральных проектов. В 2009 году прошел первый образовательный интеллектуальный форум, который сплотил очень много молодежи – это "Селигер". И, наверное, "Селигер" стал той площадкой, которая послужила для развития дальнейших форумов по федеральным округам Российской Федерации. На самом деле 2009 год был объявлен в Российской Федерации годом молодежи. Что касается меня, на протяжении всей студенческой жизни и в тот момент, когда учился в институте, защищал кандидатскую, я был председателем студенческого совета, принимал очень активное участие в развитии социокультурных проектов, межвузовских, своего вуза. Занимался в том числе и КВН со студентами. То есть мне всегда была интересна молодежь. И сегодня мы очень часто говорим о том, что многие программы, многие проекты реализуются для молодежи. Это неправильно. Это заблуждение. И сегодня молодежь с этим утверждением не согласна. Нужно делать вместе с молодежью. Нужно творить вместе, проводить мозговые штурмы. И именно поэтому в 2009 году была идея создать общественный фонд, который мог бы быть оргкомитетом для реализации, продвижения различных социокультурных федеральных проектов. Принципиально важно было то, что эти проекты должны были быть бесплатны для молодежи. Они должны были быть настоящим социальным лифтом. И благодаря этим проектам молодежь могла бы получить первый профессиональный зачет в своей жизни. А дальше идти по жизни уже с этими маленькими наградами и попробовать себя на практике. Сегодня мы очень часто говорим и слышим от молодежи о том, что им не хватает профессиональных компетенций. Есть проблемы, связанные с тем, что не хватает практического опыта. Молодежь просит больше стажировок, больше практик, для того чтобы, выходя из вуза, чувствовать себя максимально развитыми, максимально востребованными и для того чтобы устроиться на работу. 26 мая 2009 года родился межрегиональный общественный фонд "Мир молодежи". Первым авторским проектом, который ему подали в объединенное министерство спорта, туризма и молодежной политики – проект "Единая молодежная информационная сеть". Это очень амбициозный проект, который должен был развиваться в рамках проекта "Россия 2020". Он должен был состоять из трех этапов. Сначала мы должны понять, что волнует молодежь, то есть провести широкомасштабные социологические исследования, опрос среди молодежи. Дальше мы должны были построить сеть информационных носителей на базе учреждения образования и здравоохранения, для того чтобы в самом сердце молодежи, а также в тех местах, учреждениях здравоохранения, куда приходят молодые родители, приводят своих детишек, именно в этих местах доносить самую важную социально значимую информацию – о мероприятиях, о государственных программах, о федерально-целевых программах, о тех возможностях, которые сегодня дает государство для молодежи. И на третьем этапе реализации этого проекта мы должны были создать единый молодежный федеральный портал, который бы оказывал юридическую помощь, давал правовую поддержку, информацию по различным видам жизнедеятельности молодого человека. И надо сказать, что сегодня этот сайт как раз реализуется. В дальнейшем, в 2009 году ближе к осени мы выступили автором и создателями всероссийского конкурса социальной рекламы "Новый взгляд". Это уникальный конкурс. Ему сегодня 7 лет. И надо сказать, что очень большое количество молодежи принимает в нем участие. Нами как оргкомитетом собрано на сегодняшний день 33 000 работ. Это видеоролики и плакаты на самые острые и актуальные социальные темы. Это не профессиональный конкурс, и это очень важно. Потому что каждый молодой человек, который имеет идею, которого волнует какая-то проблема. Неважно, из Москвы он или из города Елец, из самых удаленных уголков страны он может принять участие. Абсолютно бесплатно. И сегодня те субъекты, где созданы региональные комитеты, очень активны. Наиболее активные – это Москва, Московская область, республика Удмуртия, Тюменская область. Это те регионы, откуда приходит больше всего работ. Мы даже говорим о том, что мы иногда знаем о молодежи больше, чем ВЦИОМ, уважаемая организация. Мы шутим, конечно. Но, тем не менее, этот конкурс – это общественный срез. Это общественный срез тех проблем, которые волнуют молодого человека. Говоря о конкурсе "Новый взгляд", хочу также обратить ваше внимание, что отличительной особенностью 7 конкурса стало то, что мы ввели дополнительную номинацию для детишек и для подростков в возрасте от 7 до 13 лет. И сделали основной темой 2016 года тему "Герб семьи". Нам кажется это очень важным. Потому что именно родители вместе со своими детьми смогут изобразить и сформулировать для себя, что же такое герб семьи для них. Таких работ уже собрано более тысячи. В этом году будет финал в октябре. По доброй традиции в малом зале Государственной Думы со всей страны приедут ребята, которые обсудят проблемы в рамках социальной рекламы, социальной информации и, конечно, получат ценные призы, поделятся опытом, послушают и поучаствуют в интереснейших мастер-классах. И вот такая номинация сегодня есть, для того чтобы расширить возрастную аудиторию конкурса. Именно на базе этого конкурса рождаются другие проекты, не менее интересные, не менее значимые. Я могу продемонстрировать каталог конкурса социальной рекламы "Новый взгляд". Мы выпускаем каждый год. Лучшие работы, финалисты и победители попадают в этот проект. Здесь много интересных ярких работ. Например, очень часто мы собираем серии, посвященные победе в Великой отечественной войне. Наша задача как авторов и оргкомитета – эти работы популяризировать, чтобы социальная реклама заработала, чтобы она висела на улицах городов, транслировалась на федеральных телеканалах, висела в образовательных учреждениях. И это не профессионалы. Это люди, которые могут взять карандаш, взять листок бумаги и высказать свое отношение к той или иной проблеме – придумать слоган, придумать лозунг. Также надо сказать, что этот конкурс не настолько простой. В рамках этого конкурса мы поняли, что молодежи нужно рассказать о том, как работать с авторским правом, как не нарушать авторское право, как работать с плагиатом, что такое плагиат. Именно поэтому в рамках конкурса сегодня каждый год проходит школа социальной рекламы, где на нашем официальном сайте мы записываем различные видеолекции, видеоролики и рассказываем молодежи, как создать тот или иной пример социальной рекламы. С 2015 года на базе конкурса социальной рекламы "Новый взгляд" появился форум действий. Дело в том, что сегодня много проблем, с которыми надо бороться. Очень важно, чтобы мы были неравнодушны к этим проблемам. И не всегда социальная реклама, визуально обозначив проблему, может ее побороть. Она может привлечь внимание. Но, как нам показалось, нужно разговаривать с молодежью, нужно собираться, нужно действовать. Поэтому лозунгом нашего форума послужил "Пришло время действовать". Федеральный молодежный форум действий "Новый взгляд" сегодня проходит по различным регионам Российской Федерации. Первый форум прошел в Удмуртии 5 декабря 2015 года. Совершенно недавно мы вернулись из Тюменской области, из гостеприимной тюменской земли, где прошел второй форум действий. На территории Тюменской областной думы 300 человек молодежи, различные вопросы. И по теме социальных льгот, профессионального образования, по поводу профессиональных компетенций, карьеры, трудоустройства, поддержки талантливой молодежи. То есть очень много проблем, которые интересны молодежи. Мне показался наиболее важным и интересным для меня как для отца двоих детей на сегодняшний день вопрос поддержки молодых мам, которые сидят по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет. То, что женщины получают 50 рублей и то, что их пребывание дома, когда они всю свою любовь, тепло и ласку отдают своему малышу – это не идет в зачет, не идет в опыт, не идет в стаж. И если женщина воспитывает 2-4 детишек, то потом она выходит, и у нее в трудовой книжке лакуна в 10 лет. Это неправильно. И в рамках социальной платформы партии "Единая Россия" это предложение будет учтено, будет проработано. Потому что, конечно, такой подход – это просто издевательство над молодыми семьями, над молодыми мамами, которые хотят иметь больше детишек. Также я хотел бы рассказать об еще одном из наших проектов. Это очень интересный конкурс. Он не похож на другие. Он называется "Мисс молодежь". Но это не конкурс красоты. Это всероссийский творческий конкурс социально ответственных девушек. Мы все являемся поклонниками советского кинематографа. В этом году у нас год российского кино. В очередной раз пересмотрев замечательный фильм, замечательную добрую комедию "Кавказская пленница" и выслушав в очередной раз слова товарища Саахова "Спортсменка, комсомолка и просто красавица", мы подумали о том, что очень важно сделать конкурс, национальную премию и найти тот образ прекрасной, целеустремленной, обладающей лидерскими качествами молодой девушки, которая по примеру "А ну-ка, девушки" 1980-х годов могла бы не только соревноваться в своих профессиональных компетенциях и навыках, но и реализовывать различные социальные проекты и крупномасштабные социальные акции. В этом году проходит третий конкурс - "Мисс молодежь 2016". На сайте зарегистрировано более 5000 участниц. Очень много реализованных социальных акций. 7 июля 2016 года пройдет финал. Мы, пользуясь возможностью, всех приглашаем. Могу сказать, что для нас самое главное – не сцена. Это не культурно-эстрадная программа. Нам очень важно, чтобы девушка умела презентовать себя, рассказала о том, чего она хочет добиться в жизни, какой дорогой пойти, есть ли у нее друзья, что такое для нее друзья, кто такой патриот для нее, как она это понимает, почему она хочет жить в России и построить здесь свою карьеру, вырастить здесь своих детей. То есть это конкурс очень глубокий. Также она расскажет о реализованных акциях, мы посмотрим на то, сколько людей она привлекла в акцию, кем она была в этой акции – организаторов, соорганизатором, волонтером, какой эффект дала эта акция. Молодежь реализовывает очень много проектов. Но важно оценить задачу на точке входа, провести хотя бы примитивный опрос путем анкетирования, опроса, остановить людей на улице, поинтересоваться, что их волнует. Сегодня очень часто мы говорим о том, что много делается для молодежи. И молодежь делает и реализовывает очень много проектов. Но не все задумываются о том, что очень важно оценить задачу на точке входа, то есть понять, какая ситуация, провести хотя бы примитивный опрос путем анкетирования, опроса, остановить людей на улице, поинтересоваться, что их волнует. И после окончания кампании, проекта, акции тоже посмотреть, какие произошли изменения. Это очень важно, для того чтобы по назначению тратился бюджет, для того чтобы были выполнены самые амбициозные показатели эффективности. Мы очень редко об этом задумываемся, но это очень важно. Отдельно хочу сказать, что за последние годы, проводя различные форумы, конкурсы, очень часто всплывает проблема недостаточного информирования молодежи. Сегодня мы в рамках комиссии по молодежной политики партии "Единая Россия" создаем большую федеральную площадку, которая поможет молодому человеку и будет для него навигатором в жизни, расскажет ему о том, какие у него есть возможности, как получить льготную ипотеку, как получить кредит для открытия собственного бизнеса, где находится ближайший коворкинг-центр, куда ты можешь бесплатно обратиться и получить консультацию эксперта, воспользоваться тем же компьютером, бесплатным wi-fi, обсудить свой проект с единомышленниками. Это очень важно. И надо сказать о том, что эта информационная составляющая, недостаток информирования молодежи, притом, что огромное количество проектов и денег тратится сегодня в молодежной сфере – вот это очень важный момент. И очень важно в этом направлении принимать всяческие усилия. И в этом ключе хотелось бы рассказать об одном из наших проектов. Это экспертный журнал "Мы молодые родители", который мы выпускаем в течение уже 2.5 лет. Я как стал молодым папой, я понял, что такое радость отцовства, ответственность отцовства. И мне показалось очень правильным выпускать подобный журнал. На самом деле предпосылкой для его создания послужила ситуация. Я в течение 9 месяцев очень активно наблюдал за своей любимой супругой, которая сидела в интернете и пыталась как будущая ответственная мама найти различную информацию, как пеленать малыша, как за ним ухаживать, какие ему можно давать препараты, лекарства и так далее. И мы поняли, что очень мало источников открытых в интернете, которые не проплаченные, которые не заказные. Очень много заказных статей. И посчитали своим долгом сделать экспертный журнал, который был бы путеводителем и гидом для молодых мам и пап, который бы на своих страницах рассказывал о различных секретах воспитания детей. И посчитали правильным на обложку приглашать гостей, различных общественных деятелей, которые могли бы делиться секретами воспитания своих малышей, выбрали за модель тех родителей, у которых двое детишек и более. У нас в гостях побывал Сергей Смирнов, руководитель аппарата общественной палаты. У нас побывал Сергей Поспелов, глава федерального агентства по делам молодежи. И другие примеры. Конечно, надо сказать об уникальном опыте и о поддержке Светланы Сергеевны Журовой, олимпийской чемпионке, депутате Государственной Думы, которая была на обложке первого журнала, рассказала и поделилась секретами воспитания своих двух замечательных сыновей. И нам показалось очень важным, чтобы этот журнал распространялся бесплатно по учреждениям здравоохранения. Сегодня он распространяется в учреждениях родовспоможения в 38 субъектах страны. И каждая мама в выписной комнате при выписке получает этот журнал. Мы делаем бесплатные фотографии с малышом. Губернатор той земли, на которой родился малыш, подписывает и пишет личное поздравление. Мы интервьюируем молодых отцов, спрашиваем, как это важно и как ответственно быть папой. Мы считаем, что сегодня самое главное – это не принять участие в том, чтобы появился малыш на свет, а в том, чтобы папа не отошел, а принимал самое активное участие в воспитании ребенка. И, на наш взгляд, большинство проблем, которые сегодня есть у молодежи, родились именно из семьи. Поэтому сегодня нужно как больше уделять внимания воспитанию детей. Есть много различных соблазнов в жизни, интересных ресторанов, кино и так далее. Но если ты стал родителем, ты должен был ответственным родителем, ты должен уделять внимание своему ребенку, ты должен дарить ему ласку, тепло, заботу, быть внимательным, рассказывать о том, что тебе интересно, предлагать ему эту модель поведения. Это очень важно. Именно благодаря этому мы можем построить здоровую, крепкую, верную молодежь. Также хотел бы рассказать об одном из наших проектов, которые мы начали делать с 2009 года. Родился он именно на "Селигере" на профильном смене. Проект называется "Архитектурный образ России". Сегодня мы тоже выпускаем такой красочный каталог. А суть проекта в следующем. Дело в том, что сегодня мы все являемся свидетелями того, как меняется архитектурный облик городов, улиц, домов, памятник, исторического архитектурного наследия. И нам показалось очень правильным дать молодым архитекторам, дизайнерам, строителям, проектировщикам возможность высказаться, как они видят тот или иной объект социальной инфраструктуры или частной коммерческой застройки. Каждый год проходит этот конкурс. В каталоге мы рассказываем о лучших проектах молодежи. Сейчас у нас проходит пятый конкурс. Финал в этом году будет в Тюмени. Различные номинации. Есть номинации, привязанные к конкретному региону. В частности, два года тому назад была очень интересная номинация "Реконструкция правого берега реки Тура". А мы все знаем о том, что сегодня молодому архитектору, человеку, который ценит свое время, ему очень важно получить не только денежный приз как мотивацию за свою работу, но и чтобы его проект был воплощен и реализован. Поэтому мы начали с воплощения в жизнь малых архитектурных форм. Это было еще на примере Ульяновской области. А после этого мы поставили перед собой задачу и цель воплощать что-то более серьезное, солидное. В этом году у нас есть номинации по реновации исторических объектов. То есть это полупрофессиональный конкурс, который позволяет молодым людям, которые учатся на профессию молодого архитектора-дизайнера, получить свое первое признание и дальше устраиваться в архитектурные бюро, мастерские, дизайн-студии и дальше двигаться по карьерной лестнице. Говоря сегодня о различной проблематике, наверное, основная проблема в том, что все-таки молодежная политика, притом, что в нее инвестируются огромные средства, все-таки финансируется по остаточному принципу. Недостаточное финансирование. Очень много делается, очень многое реализовано, очень много сделано. Но молодежь хочет быть активнее. Молодежь хочет быть соучастнее. Молодежь хочет знать о том, что будет дальше. После того, как ты принял участие в форуме, после того, как ты завел новых друзей. Вот эта вся работа – для чего она? Должен быть дальше какой-то выхлоп. Знаете, институт наставничества. Мы сегодня в рамках комиссии очень активно об этом говорим. Те работы, которые получили поддержку в рамках форума действий "Новый взгляд" в Тюменской области, мы же каждый раз в рамках форума проводим конвейер молодежных проектов. И наиболее интересные идеи мы поддерживаем. Дальше мы берем их под свое крыло и стараемся эти проекты поддерживать организационно, административно и информационно. Очень важно, чтобы участие и вовлечение молодежи в тот или иной проект не было разовым. Чтобы он, заходя в проект, дальше получив поддержку на начальном этапе, мог этот проект сам вести, развивать и в любой момент обратиться к своему условному наставнику, который мог бы ему подсказать. Проблемы сегодня озвучиваются абсолютно разные. Если говорить про конкурс социальной рекламы, то очень много вопросов и предложений по поддержке талантливой молодежи, по развитию молодежного предпринимательства. Не каждый молодой человек готов работать на дядю или на тетю. Многие люди хотят работать на себя. Не у всех это получается. Не все понимают, как получить первоначальный капитал. А ведь сегодня на федеральном уровне существует огромное количество возможностей. Например, федеральные гранты, которые выдаются в рамках работы Общественной палаты. Я имею в виду президентские гранты. Сегодня 7 операторов. И если у тебя есть проект, если ты понимаешь социальную значимость этого проекта, ты можешь его оформить, составить смету, объяснить, на что ты хочешь тратить деньги, ты можешь поучаствовать, подать заявку и получить официальное компетентное обоснование или получить денежную премию, либо, соответственно, получить отказ, что тоже неплохо. Ты можешь дальше это переосмыслить, понять, где у тебя пробелы, недочеты и подать ее на следующий раз. Сегодня очень много возможностей. Говоря о проведении форумов, молодежь очень часто волнуют, вы знаете, такие проблемы на местах, проблемы, привязанные к конкретной локации. Не положен асфальт, яма возле дома, в подъездах грязно. Но мы, говоря с молодежью, говорим о том, что, ребята, вы должны относиться к этим проблемам не потребительски, вы должны быть соучастниками решения этих проблем. Не всегда кто-то в лице власти, администрации муниципального района придет и за вас что-то сделает. Вы объединяйтесь, вы создавайте различные проекты по сохранению экологической обстановки, по уборке мусора. Вы будьте более активны, более соучастны, вовлекайтесь, принимайте участие и делайте что-то сами. Поэтому те проблемы, которые приходят без путей решения проблемы, мы эти проблемы даже не рассматриваем. Не слушайте тех, у кого что-то не получается. Не ошибается тот, кто не работает. Вы должны понимать, что все зависит от вас. И кроме вас этого никто не сделает. Поэтому если вы чего-то хотите, если вы к чему-то стремитесь. Если вы понимаете, что это должно быть и у вас это получится, делайте это, будьте максимально открытыми, уделяйте время самообразованию. Занимайтесь и посещайте курсы дополнительного образования. Читайте, впитывайте информацию, анализируйте, обсуждайте ее с друзьями, приходите, высказывайте свою точку зрения, попробуйте устраиваться на различные виды работ, получайте опыт, берите от жизни каждый день что-то новое. И тогда все получится.