Сергей Курасов: В нашем профиле не может быть поточного образования. У нас исключительный, эксклюзивный продукт
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/sergei-kurasov-v-14472.html
Московская
государственная художественно-промышленная академия, легендарная Строгановка,
отмечает свой юбилей. 190 лет назад представитель известной фамилии богатейших
промышленников, русский государственный деятель, меценат и поборник просвещения
граф Сергей Григорьевич Строганов основал Школу рисования для одарённых детей.
Обучение и питание для большинства учеников были бесплатными. И в наши дни, как
и 190 лет назад, главным критерием при выборе абитуриентов является талант.
Сегодня
академия имени Строганова – это самый многопрофильный в России художественный
вуз. Здесь готовят художников по пяти специальностям и семнадцати
специализациям: проектировщиков интерьеров и мебели, разработчиков декоративных
и мебельных тканей, дизайнеров, историков и теоретиков искусства, художников
монументальной живописи и скульпторов, художников по металлу, керамике и
стеклу, реставраторов монументальной живописи, мебели и художественного
металла.
Сергей
Курасов: Строгановка – это не учебное заведение. Это,
скорее, диагноз. Диагноз очень хороший, позитивный, дающий право говорить о
высоком вкусе, о стиле, о чувстве, о профессионализме, связанном как раз с
искусством, с дизайном, с декоративно-прикладным, монументально-декоративным, с
искусствоведением – со всеми теми направлениями, которые делают нашу жизнь
красивее, правильнее, профессиональнее.
Сергей
Курасов, ректор Московской государственной художественно-промышленной академии
имени Строганова, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент
отделения архитектуры и дизайна Российской академии естественных наук,
вице-президент Фонда этнографических исследований "На грани миров" при Российском
географическом обществе.
Сергей
Курасов – выпускник Строгановской академии, действующий художник. Его работы
выставляются в России и Германии, Польше и Франции. Многие из них были отмечены
наградами на международных конкурсах.
Сергей
Курасов: Специфика Строгановской школы в том и заключается, что здесь
случайных людей нет. Все абитуриенты, которые выбрали для себя Строгановку как
главное учебное заведение, специально готовятся к поступлению в наш вуз,
знакомятся со спецификой и требованиями Строгановской школы, в первую очередь –
академических дисциплин: рисунка, живописи, композиции. Сюда нельзя просто
прийти с улицы, быть одарённым от природы, от Господа Бога, от родителей и
сразу одержать какой-то конкурсный результат и победить. Нужно подготовиться.
Точно так же как в музыкальной сфере нельзя просто иметь слух и прийти
поступать по классу скрипки, не владея инструментом. К этому нужно готовиться.
Но у нас есть все формы такой подготовки.
Самый маленький абитуриент у нас – шести лет. И занимаются ребята с
большим удовольствием. Мы специально открыли в разных вариантах дополнительное
образование, всевозможные формы как раз получения образовательного навыка,
который позволяет им расти поступенчато, постепенно поднимаясь по этапу от
младших курсов до уже серьёзного уровня абитуриентов Строгановки.
У нас существует и детская академия дизайна, у нас существует
детская художественная школа, у нас всевозможные курсы и дизайна, и
всевозможных направлений в искусстве, которые дают возможность получить
максимально качественное образование и одновременно познакомиться уже с
требованиями, со спецификой Строгановской школы академических дисциплин,
которые потом можно уже профессионально закрепить на наших же подготовительных
курсах, которые готовят абитуриентов непосредственно к поступлению в
Строгановку, к экзаменам. В этом есть некая заложенная даже сейчас нашим
законодательством именно системность подготовки и обучения. То есть у нас есть
такой принцип непрерывного обучения, который сейчас лежит в основе вообще наших
законопроектов в Министерстве образования. Сейчас мы говорим о том, что,
безусловно, такая система, связанная с творческой профессией, для нас тоже
важна и интересна, потому что тот самый замечательный продукт, где абитуриенты
подготовлены к тому, чтобы осваивать дальше образование в нашем учебном
заведении, он должен быть тоже правильно подготовлен и взращён. Мы это делаем здесь
на нашей площадке.
Несмотря на то, что сейчас, может быть, не очень востребована
специальность художника, все у нас мечтают быть банкирами, программистами,
достаточно успешными коммерсантами… Тем не менее, эта главная составляющая
духовной содержательной культуры, которая есть в учебных заведениях творческого
профиля направленности, естественно, в нашей Строгановке даёт нам право
говорить и надеяться на лучшую абитуриентскую группу и состав.
К нам приходят молодые люди со светлыми мыслями, с желанием
сделать нашу жизнь лучше.
У нас совсем недавно, буквально позавчера, прошёл замечательный
концерт. Мы контактируем с разными творческими коллективами. В Строгановке
очень активна не только образовательная и выставочная деятельность, но и такая
общегуманитарная, духовная и музыкальная, потому что мы приглашаем музыкальные
коллективы. У нас был замечательный коллектив Дмитрия Павловича Когана, который
выступал здесь со скрипичным концертом, благотворительная акция в честь как раз
Строгановки, в честь юбилея нашей академии.
Сегодняшние
студенты поступают к нам, не потому что модно, престижно, не потому что мама с папой
заставляют, они приходят с осмыслением своего выбора, с желанием получить
профессиональные навыки и хорошую специальность.
Так вот вы бы видели глаза этих студентов. Вы знаете, классическая
музыка, наверное, не всем интересно, это всё-таки не эстрада. И студенты сидели
завороженно. То есть никого не нужно было заставлять сидеть. Мы предполагали,
что, может быть, телефоны, смски, надо бежать срочно, какие-то дела, тусовки.
Ничего подобного. Это говорит об особенности как раз студенческого контингента
Строгановки. Хотя, конечно, люди разные, люди молодые, ищут, где интереснее,
где лучше. Но студент пошёл более подготовленный тем, что осмысленно подходит к
выбору специальности. Они не просто приходят, потому что модно, престижно, не
потому что мама с папой заставляют "иди учись, иначе мы тебя…", они приходят
с осмыслением этого выбора, с желанием получить профессиональные навыки и
получить хорошую специальность.
Вот это дорогого стоит. Тем более Строгановка имеет возможность
давать эти профессиональные навыки на высочайшем уровне. И, обучаясь на одной
из кафедр, студент у нас имеет возможность одновременно, если, конечно,
позволяет время, получать навыки и на других параллельных кафедрах. Бывают
такие случаи, приходит студент, говорит: я учусь на дизайне, а мне хотелось бы
ещё заняться керамикой и стеклом. Если есть такая возможность, нет у тебя
пробелов в учебном процессе по твоей основной кафедре – пожалуйста: приходи в
мастерскую, занимайся, тебе материал будет предоставлен, педагоги тобой
займутся. И очень интересные иногда получаются окончательные продукты из
студентов, когда студенты заканчивают.
У меня есть такие примеры. Кафедра дизайна, сейчас Светлана
Абрамова – замечательный ювелир, имеющая свои интересные направления реализации
и востребованности как художник ювелирного профиля. И таких примеров
очень-очень много.
В вузе сейчас 1500 студентов, плюс такое же количество в филиалах,
которых у нас 6 по стране, которые готовят и начальное, и среднее
профессиональное образование. Потом ребята имеют возможность поступать уже на льготных
условиях, уже с полным знакомством со спецификой требований Строгановской
школы, поступать уже в наш вуз продолжать обучение, получать его дальше в наших
стенах.
В нашем профиле, понимаете, не может быть поточного образования.
Поэтому нет конвейера, его не должно быть. У нас не бывает толп народа, у нас
тот самый исключительный, эксклюзивный продукт, который получается благодаря
тому, что с каждым студентом занимается очень большое количество
профессионалов: преподавателей, художников, методистов. Именно поэтому вуз у
нас исключительного, эксклюзивного образования, дающий возможность получить качественное
образование только небольшому количеству именно подготовленных и способных
людей.
В последнее воскресенье апреля традиционно в Строгановке проходит
день открытых дверей. Двери открываются в буквальном смысле: работают все
мастерские, все кафедры, все аудитории, все выставочные залы, музей и
библиотека. Это все показывается, все рассказывается, то, чем мы гордимся и чем
мы призываем наших студентов, наших будущих выпускников приходить сейчас.
У нас будут выставлены столы, мольберты, на которых студенты будут
показывать мастер-класс, то есть красить, рисовать, что-то делать на стекле, с
тканями как-то интересно демонстрировать свои навыки, что-то будет у нас на
гончарных кругах делаться. Какой-то интересный профиль, может быть, не такой
сложный, но тем не менее дающий представление об этой специфике Строгановской
школы, о мастерских, которыми Строгановка сейчас гордится.
Что
такое художник, для чего он работает, как это связано с реальностью сегодняшних
потребностей? Строгановка отвечает на эти вопросы.
Было такое мнение, когда-то существовавшее в советское время, что
художник – замечательный, интересный, красивый, умеет что-то живописать, умеет
делать красивые вещи, но живёт сам по себе. У него был свой мир, своя
мастерская, которая в подвале или на крыше расположена. И вот он своими
мольбертами, красками что-то живописал. В общем, как-то это было не совсем,
наверное, перспективно для сегодняшнего потребителя, для сегодняшнего студента,
который приходит к нам получить образование. Что такое художник, для чего он
работает, как это связано с реальностью сегодняшних потребностей? Строгановка
отвечает на эти вопросы. У нас прекрасная налаженная связь с предприятиями,
которые профильно заинтересованы в наших выпускниках. Это текстильные фабрики и
предприятия какой-то предметной направленности, производящие керамику, стекло и
ювелирные изделия.
Очень, конечно, непростой у нас диалог с автопромом, потому что на
сегодняшний день отечественный автопром – это белое пятно. И достаточно много в
нём вопросов. Тем не менее, студенты этого направления тоже также у нас
востребованы, к нам приезжают купцы, можно их так назвать, инженеры, дизайнеры
с крупнейших автоконцернов, которые смотрят, так или иначе курируют процесс
развития этой специальности на профильной кафедре и приглашают наших
студентов-выпускников участвовать в их уже каких-то более серьёзных
производственных процессах. Иногда и приглашают на работу наших студентов и
выпускников.
У нас
прекрасная налаженная связь с предприятиями, которые профильно заинтересованы в
наших выпускниках.
Мы об этом говорим как с гордостью, так и с некоторой печалью,
потому что наши выпускники всё-таки должны, конечно, отдавать свою
патриотическую составляющую, важную для отечественного производства, и навыки,
которые они получили в стенах Строгановской академии. Строгановская школа даёт
возможность получить максимально качественное профессиональное образование,
позволяющее потом работать совершенно в разных направлениях искусства и
дизайна, независимо от того, где изначально студент учился: на кафедре
текстиля, на кафедре мебели, либо на кафедре дизайна транспортных изделий. Те
профессиональные навыки, которые получают студенты, позволяют реализовываться
во всех областях в зависимости от того, куда жизнь кого закинет.
Сергей Курасов: В нашем профиле не может быть поточного образования. У нас исключительный, эксклюзивный продукт