Сергей Зернов: Киностудия Горького – это уникальный бренд, больше ни в одной стране мира нет студии детского и юношеского кино
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/sergei-zernov-kinostudiya-16571.html Старейшая
в России киностудия имени Горького отмечает столетний юбилей. За время работы
киностудии здесь было создано более тысячи фильмов, которые вошли в золотую
коллекцию российского и мирового кинематографа. "Семнадцать мгновений
весны", "Белый Бим Черное ухо", "Тихий Дон", "А
зори здесь тихие", "Три тополя на Плющихе". все эти фильмы
появились благодаря Киностудии Горького.
В
разное время здесь работали такие прославленные режиссеры, как Сергей
Герасимов, Василий Шукшин, Станислав Ростоцкий и Александр Роу, подарившие миру
десятки легендарных фильмов: "Молодая гвардия", "Они сражались
за Родину", "Доживем до понедельника", "Королевство кривых
зеркал"...
Шли
годы. Киностудия Горького постоянно развивалась, превращаясь в колыбель для нескольких
поколений российских кинодеятелей. Здесь сформировалась целая плеяда ярчайших
режиссеров, таких, к примеру, как Марк Донской и Татьяна Лиознова, ставших
настоящими звездами советского кино.
В
конце XX
века на студию Горького приходит молодое поколение кинематографистов. Фильмы
Валерия Фокина, Василия Пичула и Валерия Тодоровского снискали заслуженную
любовь зрителей и неоднократно завоевывали премии международных кинофестивалей.
И,
конечно, почти каждый ребенок 1980-х и 1990-х ждал и с удовольствием смотрел
выпуски детского юмористического журнала "Ералаш", который также был
создан на Киностудии Горького.
Сейчас
киностудия совершенствуется и развивается, продолжая традиции российского кино.
Сергей
Зернов: Киностудия Горького – это уникальный бренд, потому что
ни в одной стране мира нет киностудии с названием "детского и юношеского
кино". И не только в этом ее уникальность. Дело в том, что на киностудии
работали такие великие режиссеры и выпускались такие великие фильмы, которые
составляют золотой фонд российского кино. И это мы тоже должны учитывать, об
этом должны помнить и это наше наследие сохранять и развивать.
Сергей
Зернов, генеральный директор Киностудии имени Горького. Российский актер и продюсер,
кандидат экономических наук. Принимал участие в создании ряда советских и
российских фильмов и сериалов. В июле 2008 года был назначен директором
департамента кинематографии Министерства культуры Российской Федерации. С 1
декабря 2010 года является генеральным директором легендарной Киностудии имени
Горького.
Сергей
Зернов: История киностудии началась в 1915 году. Возникло
киноателье "Русь", которое возглавил купец Трофимов. У него
совершенно меценатские устремления были, потому что он к этому отнесся очень
серьезно, но все равно отнесся как к аттракциону, который он для населения
делает. И он говорил, что российские фильмы должны покорять зарубежного
зрителя. И у киностудии, конечно, богатое прошлое.
Самое начало XX века ознаменовано очень яркими событиями на киностудии.
И в первую очередь это связано с тем, что киностудия была всегда
экспериментатором, новатором в технологиях производства.
Был снят первый фантастический фильм "Аэлита"
в 1924 году. Первый звуковой фильм в 1931-м - "Путевка в жизнь". Первый
цветной фильм - "Груня Корнакова" - это уже 1936 год. И что самое
интересное, еще до войны в 1940 году вышел первый стереоскопический фильм. Это
новаторство положило в дальнейшем развитие фильмов, которые выходили уже в 3D-технологии. 3D-технологии, собственно, берут начало
именно с тех открытий, из тех опытов, которых удалось достичь в России в
стереоскопическом кино.
Самые активные и с творческой, и с организационной точки
зрения были послевоенные годы для студии. Появлялись первые сказки, появлялись первые
опыты в комбинированном кино. И, собственно, киностудия получила название "детских
и юношеских фильмов", потому что часть ее продукции была ориентирована на
детскую аудиторию. Собственно, эти годы – они такие показательные для
киностудии.
В дальнейшем, конечно, в кино входили новые технологии,
кинопроизводство надо было развивать, технологии надо было развивать. И студия
с этим успешно справлялась, потому что студия в своих начинаниях и рекордах не
останавливалась. Поэтому появилась картина "Пираты XX века", которая является самой
кассовой картиной за всю историю российского и русского кино. Тоже мы этим
очень гордимся.
1990-е годы ознаменовались сложным периодом. Во-первых,
самые годы Перестройки были для киноотрасли непростыми. Потому что разрушился кинопрокат.
И это самое печальное, что было в киноиндустрии. К концу 1990-х годов встала
проблема, как все-таки киноотрасль будет развиваться. И вот тогда возникла
идея, для того чтобы все-таки техническая база киноотрасли развивалась, в
студии были предложены акционирования. Что это означало?
Многие киностудии, за исключением "Мосфильма",
который остался в рамках государственного предприятия, были разделены на два
предприятия: на предприятие "Фильмофонд" и на производственную базу.
Для чего это было сделано? Для того чтобы именно производственную базу вывести
на рынок, чтобы привлечь инвестора к развитию производственной базы, к
реконструкции киностудии. В общем, студии акционировались, они пошли в рынок,
они оказывали услуги в кинопроизводстве. На нашей киностудии удалось сохранить
очень много направлений по услугам. Прежде всего, удалось переоборудовать
павильоны, превратить их в достаточно современные комплексы по предоставлению
услуг.
У нас сохранилась большая линейка исторических костюмов,
которые в свое время были закуплены. Целый ряд коллекций костюмов по эпохам. У
нас большая коллекция реквизита. У нас большая коллекция мебели, в том числе
исторической. Вот это основные направления, которые удалось сохранить.
Очень много лет не то что детское – семейное кино у нас
в России не снималось. И порядка 15 лет у нас пробел. Выросло целое поколение,
которое не смотрело национальное детское, семейное кино. И оно воспитывалось
только на зарубежных фильмах. Соответственно, и авторов таких нет. Режиссеры,
которые с таким материалом и с детьми умеют работать – их очень мало в стране.
Драматурги, которые пишут для детей и о детях, и могут успешно драматургически
разговаривать на языке детей – это тоже очень важно. Таких авторов тоже крайне
мало. Поэтому мы стараемся уделять и авторскому, и дебютному кино большое
внимание, для того чтобы выявлять новых авторов, которые в дальнейшем помогут
нам снимать семейное кино.
Вот, собственно, в год столетия мы не оставляем нашу
продюсерскую деятельность, несмотря на реорганизацию. И в год столетия мы,
конечно, спланировали целый ряд мероприятий, которые будут посвящены этому
юбилею киностудии.
В ближайшее время в середине сентября мы открываем Аллею
звезд. Что это такое? Мы хотели бы увековечить имена тех режиссеров, работников
студии, которые внесли неоценимый вклад не только в развитие студии, но и в
развитие всего российского кинематографа. У нас будет две выставки. Первая
выставка, которая в ближайшее время начнет работать – это выставка фотографий и
плакатов, которые мы делаем совместно с РЖД. Это на всех вокзалах Москвы в
великолепных выставочных витринах будут размещены плакаты лучших фильмов
киностудии Горького, будут фотографии из этих фильмов. И будет рассказана
история киностудии Горького.
Вторая выставка как раз посвящена историческим костюмам.
Мы ее делаем совместно с ГУМом. Нам удалось сохранить большое количество
костюмов. Эти костюмы сейчас нами отреставрированы, приведены в порядок. И они
будут выставлены на всеобщее обозрение. Более того, мы хотим эту выставку тоже
сделать интерактивной. Там будут экраны с фрагментами из фильмов, в которых эти
костюмы участвовали. Будут фотографии актеров и актрис, которые носили эти
костюмы в фильмах. Ну и также будет рассказана небольшая история о каждом
фильме. Вот такие последние мероприятия, посвященные столетию, нас ждут осенью.
Сергей Зернов: Киностудия Горького – это уникальный бренд, больше ни в одной стране мира нет студии детского и юношеского кино