Старейшая в России киностудия имени Горького отмечает столетний юбилей. За время работы киностудии здесь было создано более тысячи фильмов, которые вошли в золотую коллекцию российского и мирового кинематографа. "Семнадцать мгновений весны", "Белый Бим Черное ухо", "Тихий Дон", "А зори здесь тихие", "Три тополя на Плющихе". все эти фильмы появились благодаря Киностудии Горького. В разное время здесь работали такие прославленные режиссеры, как Сергей Герасимов, Василий Шукшин, Станислав Ростоцкий и Александр Роу, подарившие миру десятки легендарных фильмов: "Молодая гвардия", "Они сражались за Родину", "Доживем до понедельника", "Королевство кривых зеркал"... Шли годы. Киностудия Горького постоянно развивалась, превращаясь в колыбель для нескольких поколений российских кинодеятелей. Здесь сформировалась целая плеяда ярчайших режиссеров, таких, к примеру, как Марк Донской и Татьяна Лиознова, ставших настоящими звездами советского кино. В конце XX века на студию Горького приходит молодое поколение кинематографистов. Фильмы Валерия Фокина, Василия Пичула и Валерия Тодоровского снискали заслуженную любовь зрителей и неоднократно завоевывали премии международных кинофестивалей. И, конечно, почти каждый ребенок 1980-х и 1990-х ждал и с удовольствием смотрел выпуски детского юмористического журнала "Ералаш", который также был создан на Киностудии Горького. Сейчас киностудия совершенствуется и развивается, продолжая традиции российского кино. Сергей Зернов: Киностудия Горького – это уникальный бренд, потому что ни в одной стране мира нет киностудии с названием "детского и юношеского кино". И не только в этом ее уникальность. Дело в том, что на киностудии работали такие великие режиссеры и выпускались такие великие фильмы, которые составляют золотой фонд российского кино. И это мы тоже должны учитывать, об этом должны помнить и это наше наследие сохранять и развивать. Сергей Зернов, генеральный директор Киностудии имени Горького. Российский актер и продюсер, кандидат экономических наук. Принимал участие в создании ряда советских и российских фильмов и сериалов. В июле 2008 года был назначен директором департамента кинематографии Министерства культуры Российской Федерации. С 1 декабря 2010 года является генеральным директором легендарной Киностудии имени Горького. Сергей Зернов: История киностудии началась в 1915 году. Возникло киноателье "Русь", которое возглавил купец Трофимов. У него совершенно меценатские устремления были, потому что он к этому отнесся очень серьезно, но все равно отнесся как к аттракциону, который он для населения делает. И он говорил, что российские фильмы должны покорять зарубежного зрителя. И у киностудии, конечно, богатое прошлое. Самое начало XX века ознаменовано очень яркими событиями на киностудии. И в первую очередь это связано с тем, что киностудия была всегда экспериментатором, новатором в технологиях производства. Был снят первый фантастический фильм "Аэлита" в 1924 году. Первый звуковой фильм в 1931-м - "Путевка в жизнь". Первый цветной фильм - "Груня Корнакова" - это уже 1936 год. И что самое интересное, еще до войны в 1940 году вышел первый стереоскопический фильм. Это новаторство положило в дальнейшем развитие фильмов, которые выходили уже в 3D-технологии. 3D-технологии, собственно, берут начало именно с тех открытий, из тех опытов, которых удалось достичь в России в стереоскопическом кино. Самые активные и с творческой, и с организационной точки зрения были послевоенные годы для студии. Появлялись первые сказки, появлялись первые опыты в комбинированном кино. И, собственно, киностудия получила название "детских и юношеских фильмов", потому что часть ее продукции была ориентирована на детскую аудиторию. Собственно, эти годы – они такие показательные для киностудии. В дальнейшем, конечно, в кино входили новые технологии, кинопроизводство надо было развивать, технологии надо было развивать. И студия с этим успешно справлялась, потому что студия в своих начинаниях и рекордах не останавливалась. Поэтому появилась картина "Пираты XX века", которая является самой кассовой картиной за всю историю российского и русского кино. Тоже мы этим очень гордимся. 1990-е годы ознаменовались сложным периодом. Во-первых, самые годы Перестройки были для киноотрасли непростыми. Потому что разрушился кинопрокат. И это самое печальное, что было в киноиндустрии. К концу 1990-х годов встала проблема, как все-таки киноотрасль будет развиваться. И вот тогда возникла идея, для того чтобы все-таки техническая база киноотрасли развивалась, в студии были предложены акционирования. Что это означало? Многие киностудии, за исключением "Мосфильма", который остался в рамках государственного предприятия, были разделены на два предприятия: на предприятие "Фильмофонд" и на производственную базу. Для чего это было сделано? Для того чтобы именно производственную базу вывести на рынок, чтобы привлечь инвестора к развитию производственной базы, к реконструкции киностудии. В общем, студии акционировались, они пошли в рынок, они оказывали услуги в кинопроизводстве. На нашей киностудии удалось сохранить очень много направлений по услугам. Прежде всего, удалось переоборудовать павильоны, превратить их в достаточно современные комплексы по предоставлению услуг. У нас сохранилась большая линейка исторических костюмов, которые в свое время были закуплены. Целый ряд коллекций костюмов по эпохам. У нас большая коллекция реквизита. У нас большая коллекция мебели, в том числе исторической. Вот это основные направления, которые удалось сохранить. Очень много лет не то что детское – семейное кино у нас в России не снималось. И порядка 15 лет у нас пробел. Выросло целое поколение, которое не смотрело национальное детское, семейное кино. И оно воспитывалось только на зарубежных фильмах. Соответственно, и авторов таких нет. Режиссеры, которые с таким материалом и с детьми умеют работать – их очень мало в стране. Драматурги, которые пишут для детей и о детях, и могут успешно драматургически разговаривать на языке детей – это тоже очень важно. Таких авторов тоже крайне мало. Поэтому мы стараемся уделять и авторскому, и дебютному кино большое внимание, для того чтобы выявлять новых авторов, которые в дальнейшем помогут нам снимать семейное кино. Вот, собственно, в год столетия мы не оставляем нашу продюсерскую деятельность, несмотря на реорганизацию. И в год столетия мы, конечно, спланировали целый ряд мероприятий, которые будут посвящены этому юбилею киностудии. В ближайшее время в середине сентября мы открываем Аллею звезд. Что это такое? Мы хотели бы увековечить имена тех режиссеров, работников студии, которые внесли неоценимый вклад не только в развитие студии, но и в развитие всего российского кинематографа. У нас будет две выставки. Первая выставка, которая в ближайшее время начнет работать – это выставка фотографий и плакатов, которые мы делаем совместно с РЖД. Это на всех вокзалах Москвы в великолепных выставочных витринах будут размещены плакаты лучших фильмов киностудии Горького, будут фотографии из этих фильмов. И будет рассказана история киностудии Горького. Вторая выставка как раз посвящена историческим костюмам. Мы ее делаем совместно с ГУМом. Нам удалось сохранить большое количество костюмов. Эти костюмы сейчас нами отреставрированы, приведены в порядок. И они будут выставлены на всеобщее обозрение. Более того, мы хотим эту выставку тоже сделать интерактивной. Там будут экраны с фрагментами из фильмов, в которых эти костюмы участвовали. Будут фотографии актеров и актрис, которые носили эти костюмы в фильмах. Ну и также будет рассказана небольшая история о каждом фильме. Вот такие последние мероприятия, посвященные столетию, нас ждут осенью.