Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин: Когда человек осознает, кто он, зачем он в этом мире, он не будет просто сидеть. Он будет делать добрые дела
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/sheih-ul-islam-22214.html Талгат
Таджуддин: Как можно быть добрым человеком без веры? Раньше у нас
в магазинах было все одинаково. Хоть в центре города, хоть на окраине – везде.
И хлеб такая же цена, и сахар, и рис, и вермишель, и прочее. Сейчас не так.
Разница есть. Даже на одной улице цены могут быть разные. А уж по районам
города совсем другие. И если чуть-чуть подешевле в одном магазине, весь народ
туда идет, и сразу же узнают. Особенно пенсионеры. Потому что они каждому рублю
знают цену.
Добрый человек во имя чего может совершать? Кто-то за
то, чтобы похвалили или показаться добрым человеком. Какой-то интерес все равно
должен быть. Или сделать человеку добро, чтобы от него тоже добро получить. В
свое время пригодится. Это же корысть. И когда корысть есть, это от лукавого.
Всегда только выгоду искать.
А человек создан Всевышним и душа его дана
непосредственно им. И, несомненно, Всевышний знает, что есть в душе каждого
человека. Он говорит: "Небеса и земля не вмещают меня, но вмещает меня сердце
уверовавшего человека". В сердце каждого должен быть Бог. Если этого нет,
если он это не делает ради Бога, его добродеяния не примут у Господа и не
дойдут. Он получит воздаяние за них в этом мире, но радости и наслаждения
своими добродеяниями он может не получить. Искренне это должно быть.
Добродеяния, жить по-божески – для этого предостаточно целой жизни.
Ты
кому-то сделал добро с искренним пожеланием. И, несомненно, Всевышний вернет
тебе в этой же жизни или или твоим детям, твоим близким в самые трудные
времена.
Когда человек живет по-божески (хотя бы пытается), то каждый
момент его жизни, каждая минута, каждая секунда, каждый день – это есть доброе
дело. Даже когда он с детьми играет, с внуками, с соседом общается, в каких-то
мероприятиях участвует, через дорогу слепого перевел или старушку. Или услышал
о больном ребенке по телевидению – тоже по мере сил помог ему, какую-то сумму
перевел. Разве для этого время надо? Для этого просто желание надо.
И все в жизни взаимосвязано. Ты кому-то сделал добро с
искренним пожеланием. Главное не то, чтобы кто-то увидел, чтобы дали за это
почетную грамоту, медаль или орден. Чтобы Всевышним было принято. И,
несомненно, Всевышний вернет тебе в этой же жизни или непосредственно тебе или
твоим детям, твоим близким в самые трудные времена.
Пророк Мухаммед говорит: "Любое добродеяние и
молитва достигнет Всевышнего. Не отчаивайтесь. И творите вы ее, будучи
уверенными, что она будет принята. Или он моментально же примет ее и в этот же
час вернет вам добро. Или она будет отложена к вашему возвращению в мир
вечности. Или Всевышний этим добродеянием или вашей молитвой отвернет от вас
напасть, которая уже висела над вашей головой".
Он же говорит: "Добродетель никогда не пропадет, не
сгниет. Грех не забудется. А воздающий Господь вечно есть".
Роль духовенства (хоть мусульманской, любой традиционной
конфессии) одна и та же: призывать к добру и отговаривать от дурного, от плохих
поступков, от греховностей. Во все времена были посланники, божьи пророки. И
первым божьим посланником и пророком своим детям был Адам, наш праотец. За всю
историю человечества были сотни тысяч посланников божьих и пророков.
В Коране говорится: "Каждому народу посылали
посланника или пророка". Даже в святых книгах мы видим, что их было 124
тысячи. Из них 300 с лишним посланников, тем, которым даны были писания.
Пророки действовали по тем писаниям, которые были даны до них посланником
божьим. В Коране упомянуто более 20: и Адам, и Авраам, и Моисей, и Иисус
Христос. И завершитель миссий всех посланников божьих пророк Мухаммед. Больше
посланников не будет. Все. Появлялись лжепророки. Но они все канули в лету.
Только перед окончанием мира будет второе пришествие Христа, когда уверовавшие
вместе станут в борьбе против Антихриста.
А духовенство – они продолжатели святого дела посланников
божьих и пророков. Пророк Мухаммед говорил: "Ученые-богословы – они
наследники посланников божьих и пророков. Посланники божьи и пророки не
оставили ни золота, ни серебра. Они оставили знания. И вот эти знания и есть
наследство, которое от них осталось". И духовенство прежде всего своей
духовной жизнью должно быть примером для уверовавших и в искренности, и в
доподлинном изучении религии, святых писаний и доведения их до людей. Сейчас
эти возможности, слава Богу, есть.
Мечетей, церквей предостаточно, слава Богу. Только за
последние 15-17 лет мечетей построено более 7000. Десятки тысяч православных
храмов и храмов других традиционных конфессий строится. И, слава Всевышнему, во всех них и молитвы, и уроки
преподаются.
В этом году перед Рамазаном 21 мая в Древних Болгарах мы
заложили Болгарскую исламскую академию. Это будет высшее учебное мусульманское
заведение. На его строительство пройдет чуть больше, чем год. И возглавляет его
Минтимер Шарипович Шаймиев, государственный советник Татарстана и председатель
фонда "Возрождение". Одновременно возрождается и православный храм.
И сегодня нам нужны, несомненно, знания. Иначе под видом
и учителей, и духовенства сколько радикальных течений, экстремизма, ваххабизма
привнесено за прошедшие два десятилетия. "Каждый из нас есть пастух и
отвечает за свою паству", - говорит пророк Мухаммед. И поэтому роль
духовенства очень высока. Поэтому в нашей стране и создан Межрелигиозный совет
России, который возглавляет его святейшество патриарх Кирилл, где мы
периодически собираемся, обсуждаем наши проблемы. Вопрос не идет о том, чтобы
из наших религий какой-то компот сделать. Абсолютно. Мы обсуждаем вопросы
деятельности наших общин, взаимоотношения с органами государственной власти,
наши насущные проблемы, которые верующие поднимают, и доводим до государства.
Ведь в результате этого сейчас в школах уже с начальных
классах введен урок "Основы истории традиционных конфессий нашей страны".
Историю начали изучать наши дети, наши внуки. Даст Бог, пройдет время (3-5 лет)
– уроки нравственности будут. Потому что просто знать историю религий, когда
крестились или когда приняли ислам, и что потом было, только это знать – это
недостаточно. Наши дети, наши внуки, молодежь должны знать, кто мы в этом мире,
зачем живем, кто создатель. А если само собой, тогда зачем заводы строить,
фабрики строить? Все это они должны знать. Вера – это не просто обряды, не
просто соблюдение поста, молитвы, поклоны. Если ты веришь в Бога, чтить должен,
несомненно, мать и отца, бабушку и дедушку, с уважением относиться к старшим, к
своим братьям, сестрам, к старшим и младшим, к одноклассникам, к
соотечественникам. Не только к живому. К котенку и кутенку. Ко всем
окружающему. Кустик или цветок растет. Все это человек должен понимать: "Главное
– не навредить хотя бы". Если он уже это сможет, потом он не захочет
просто так сидеть, "не навреди". Вредить нельзя – главное. Никому. Ни
человеку, ни скотине, животному, ни окружающему миру. Сейчас это экология
называется. На это сколько средств тратится. А главное – не навредить. Но на
этом человек тоже не может успокоиться. Он существо такое беспокойное. А что
тогда делать? А вот делай так. Своих детей воспитывай такими, чтобы они и Богу
были угодны, и людям, и отчизне полезны. Чтобы каждый, кто его видит,
радовался. А не так: как увидел, в руке палка, во рту сигарета или бутылка – и
пошел. От него даже собаки шарахаются, не то что люди.
Когда человек осознает, кто он, зачем он в этом мире, он
не будет просто сидеть. Он будет делать добрые дела. Поэтому для нас нет
проблемы узнать, кто экстремизмом, терроризмом занимается. Это настоящие
бандиты. Верующий человек, тем более – мусульманин, этими делами не будет
заниматься. Пророк Мухаммед говорил: "Уверовавший, смиренный перед волей
Всевышнего мусульманин тот, от рук и языка и которого никто не видит вреда".
Таким он должен быть.
"Клянусь Богом, - говорит пророк Мухаммед,
неверующий тот человек, сосед которого боится его". Неверующий он человек,
- говорит пророк Мухаммед. Верующий человек не может никого ни оскорбить, ни
причинить ему вреда. Поэтому вера помогает нам жить и найти свое место в этой
жизни.
В
СМИ идет противопоставление и традиционных конфессий, и негатив об исламе и о
мусульманах, как будто ислам и мусульмане – все экстремисты, все террористы.
Откуда и зачем? Это совершенно ясно многим, у кого есть здравый разум. Это все
политика.
В средствах массовой информации и за рубежом очень часто
(да и в наших средствах массовой информации) не только проскальзывает, а такой
нитью иногда идет противопоставление и традиционных конфессий, и негатив об
исламе и о мусульманах. Представление, как будто ислам и мусульмане – все
экстремисты, все террористы. Откуда и зачем? Это совершенно ясно многим, у кого
есть здравый разум. Это все политика. В свое время были две системы – капитализм
и социализм. И на этом многое, что делалось. А сейчас как врага представляют
ислам. И первая причина – экстремизм и терроризм. То, что происходит и на
Ближнем Востоке, и псевдоисламское государство ИГИЛ. Но нужно посмотреть, кто
его создал. Это противостояние разведывательных спецорганов различных
государств.
Мы прекрасно видим, что это искусственное создание. И
прежде всего – для того чтобы опорочить сам ислам и мусульман. А затем уже противопоставить
мусульман, христиан, иудеев. На самом деле получается, что на Ближнем Востоке
еще будет осложняться обстановка. Кому это на пользу? Для дела мира – нет. Для
укрепления взаимопонимания между народами, для мира и стабильности во всем мире
– нет.
Значит, прежде всего будет идти товар какой? Смертоносный.
Видимо, кому-то так и хочется. Для того чтобы торговля шла. И марки машин
каждый год надо менять, и что-то в дизайне надо менять. Те же телефоны,
компьютеры и прочее. Изобретать, еще лучше делать, дополнять. А смертоносное и
сделанное 20-30 лет тому назад пойдет на рынке, можно сплавить это тоже. Это
одно.
Но такая политика может вернуться и к ее создателю. Мы
видим, что происходит в Сирии, в Ираке. Под надуманным предлогом целая коалиция
напала на Ирак. Мы какую демократию и какой новый образ жизни привнесли? До
сегодняшнего дня каждый день самое меньшее сотня людей погибает.
В Сирии и там в руки этих экстремистов и террористов вкладываются
такие дикие вещи, бесчеловечные акты вандализма. Слава Всевышнему, Россия была
вынуждена вмешаться. Не могла Россия на этот раз промолчать, как в Ираке. И
наши доблестные Вооруженные силы, Военно-космическая авиация. Почему? Потому
что это наша южная граница (рядом). И чем больше там разгорается пожар войны,
тем жарче у нас становится.
И подавляющее большинство многих наших единоверцев в
арабских и мусульманских странах только благодарны. Недавно на Рамазан в Казани
была конференция стратегической группы "Россия-Исламский мир". Из
многих стран ближневосточного региона, из многих арабских мусульманских стран
там были представлены. Ее возглавляет Рустам Нургалиевич Минниханов. И они с
благодарностью говорили о роли России на Ближнем Востоке.
Потому что нашей стране есть чем поделиться. И оказывать
помощь, и добрый пример взаимопонимания и сплоченности между народами нашей
страны и последователями традиционных конфессий. 193 народа и нации составляют
один единый российский народ. И веками уже, слава Всевышнему, вот эта
сплоченность помогает нам выдержать все эти санкции, все эти наглые притязания
и на нашу территорию, и на наше единство, и на богатство нашей отчизны.
Народы нашей страны веками вот эти духовно-нравственные
ценности выстрадали. Они нам очень дороги. И поэтому никакими санкциями или
угрозами не сломить воли народов России. И наши традиции и то, что передали нам
завет наших предков, помогают нам сохранять и уверенность, и укреплять волю.
Даже пост.
Мы верим в единого творца. Верим в Бога. По мере сил
пытаемся жить по-божески. У нас есть огромная страна, огромная отчизна, какой
нет ни у кого. Я только перед Рамазаном ездил на Дальний Восток в Хабаровск. 8
часов летели. Где такая страна есть? И нам, и нашим внукам, и нашим правнукам
еще, пока существует этот мир, осваивать и осваивать. Но в этом мире, даже у
тех, у кого ненависть и злоба переполняет сердце, у них тоже жизнь всего 60-70
лет. Чем в ненависти и в злобе проводить эту жизнь, лучше быть благодарными
Богу и жить по-братски. Пожелай другим то, что желаешь для себя. Дружба и сплоченность
всех народов нашей отчизны. Последователи традиционных конфессий. Мы уповаем на
Всевышнего, на милость его. Но и сами должны трудиться и делать все, для того
чтобы мир и спокойствие на земле нашей отчизны были, чистота и порядок – и на
улицах, и во дворах, и в городах и селах, и главное – в головах, чтобы мусора
всякого не было. С Богом жить по-человечески. И тогда и милость божья, и
благодать будет. Ведь не зря поется в гимне: "Богом хранимая отчизна наша".
Ва ассалам алейкум, ва рахматуллах.