Талгат Таджуддин: Дай бог, чтобы все страны мира единым фронтом противостояли международному терроризму. И молиться нужно, и действовать

Гости
Талгат Таджуддин
председатель Центрального духовного управления мусульман, Верховный муфтий России

Талгат Таджуддин: Дорогие соотечественники! Сегодня благословенный праздник Курбан-байрам. Сердечно приветствую и поздравляю вас, желаю мира, счастья и благоденствия.

Любой праздник встречается с радостью. Курбан-байрам – один раз в году. В это время все, кто имеют возможности, совершают паломничество (хотя бы раз в жизни) в святые места, где Адам и Ева впервые на Земле встретились и создали первую семью человечества. То есть это паломничество к первому отчему дому и к первому храму. А во всем мире мусульмане готовятся к этому празднику, положено принести жертвоприношение. Это и в благодарность Всевышнему за достаток, и это повод еще раз помочь бедным, неимущим и сиротам. Все больше и больше тех, кто исполняет этот обряд.

Но, конечно, к этой радости примешивается и тревога о том, что происходит на Ближнем Востоке. Это совсем близко от наших святынь – от святынь… всех мировых религий: и для мусульман, и для христиан, и для иудеев. Сейчас там, к сожалению, идет кровопролитная война. И мы, несомненно, в эти праздничные дни и на святых землях, и каждый у себя дома, и во время совершения обряда молим Всевышнего о мире и спокойствии на земле нашей, в Отчизне и во всем мире. Сегодня наша страна – Россия – действенно помогает установлению мира и законности на Ближнем Востоке. И дай бог, чтобы и другие страны осознали, чтобы все страны мира единым фронтом противостояли международному терроризму. И молиться нужно, и действовать.

Хаджсовершается с древнейших времен, со времен Адама: приезжали на верблюдах, на мулахили пешком в отчий дом. Это шло тысячелетиями, и это принято одним из столпов ислама, для того чтобы люди не забывали во время повседневных хлопот и о боге, и о том, что все люди равны перед богом, что мы все одна единая семья. Поэтому подтверждением нашей веры в действиях – это доброта и милосердие к людям. Об этом говорил и пророк Мухаммед: будьте милосердны к людям, и милость Всевышнего создателя не покинет вас. В различные времена осознание этого было не всегда конкретным. Многие времена паломников просто грабили.

Сейчас мир стал как одна большая деревня: в течение суток можно весь земной шар обогнуть. И все, что происходит в любом конце земного шара, все человечество моментально узнает об этом – это и Интернет, и средства массовой информации. И поэтому сейчас особенно ответственны должны быть верующие люди, чтобы о вере праздных слов не было, извращений чтобы не было. Мы говорим о сохранении традиций, потому что все это моментально разносится по всему миру. Мы видим, как извращаются и фундаментальные принципы ислама, используются в идеях экстремизма и терроризма. Этого нельзя допускать. Поэтому даже когда мы проводим праздничные богослужения, приносим жертвоприношение… Ведь этот обряд не придумал пророк Мухаммед,не придумали мусульмане – этот обряд идет со времен Авраама, в те времена, когда даже приносили людей, своих детей в жертву. А Всевышний отменил это Аврааму, который является вторым отцом всего человечества. И это жертвоприношение – ради бога, но в то же время Всевышний говорит: "Ни кровь, ни мясо ваших жертвоприношений не достигает Всевышнего, а достигает его благочестивость ваших сердец". И поэтому в эти праздничные дети только в святых землях миллионы жертв приносятся скота (овец, верблюдов, коров) и раздаются бедным и неимущим, замораживаются и в Африку, в бедные страны отправляются. И вот здесь, у нас в общинах сотни и сотни жертв приносятся. Так и так человек это совершает, делает, не все еще вегетарианцы. И притом одна треть мяса оставляется для семьи, одна треть родным и близким, соседям устраивается угощение, а хотя бы одна треть обязательно должна раздаться бедным и неимущим, сиротам. Это разве не благодеяние, когда люди за одним столом, когда даже в пропитании помогают друг другу? Это сближает людей; эти связи становятся не просто приятельскими – люди испытывают и родственные чувства друг к другу.

Например, у нас жертвоприношения не только во время Курбан-байрам. Ребенок родился – обязательно… принести в жертву барашка: если сын, то два, если дочь, одного. И это опять раздать бедным, и неимущим, и сиротам, чтобы рождение твоего сына или дочери не только в вашей семье, а чтобы и соседи, и друзья, все радовались, чтобы и бедный человек мог порадоваться твоей радости. Это, несомненно, один из поводов, чтобы сближать людей. Поэтому осмысление этих обрядов в каждую эпоху обновляется.

Сегодня на паломничестве уже не сотни тысяч людей, а 2.5-3 миллиона, даже из нашей страны. 70 лет мы были лишены возможности, когда всего по 15-16 человек ездили на паломничество, а с 1990 года уже тысячи, в этом году более 20 тысяч человек поехало на паломничество. Но в то же время, чтобы святость этого обряда не пропала, не превращать его в какую-то просто туристическую поездку: это не поездка куда-нибудь к морю, в задние страны, а и покаяние должно быть, и осознание того, почему этот обряд совершается.

Даже молитву – намаз – исполняем… Коллективных молитв воздается Всевышнему в 27 раз больше. Почему? Для того чтобы люди были терпеливыми друг к другу, чтобы сострадание и милосердие между ними всегда были, а не так, как волки-одиночки, в сторону, какие-то измышления свои, интерпретации, знания приобретать, детей этому учить – традиции, которые… в веках, и детям передавать. А в нашей стране тем более. Почти 200 народов – 193 народа – почти столько же, сколько государств в Организации объединенных наций. За века наши предки уже поняли друг друга, выработали золотой стержень взаимопонимания, радости и беды вместе делили – и все это передавать и детям, чтобы они не только в Интернете жили. Это очень хорошая вещь, но в то же время сколько небылиц, сколько измышлений через это передается? От реальности, от жизни молодежь может оторваться. А для этого и верующие, и духовенство современные осмысления о вере, о наших ценностях должны носить.

Пропаганда атеизма, борьба с религией началась. Тысячи и тысячи православных храмов, мечетей, синагог было разрушено. И думают, что с религией все покончено. Но вера – она ведь не только в храмах. Прежде всего она в сердце, в ощущениях человека, в его разуме. И уже с 1990-х гг., даже чуть раньше началось и возведение новых храмов, мечетей. Я помню, в 1980 году первую мечеть мы построили в Зеленодольске. И затем все это шло. В Советском Союзе в 1980-х гг. было всего 300 с лишним (во всем Советском Союзе, считая и Среднюю Азию, и Кавказ, и Закавказье), а сейчас уже 7.5 тысяч. И нет никакой проблемы построить новую мечеть: представляются органами власти бесплатные участки земли. Хотя в некоторых местах возникают какие-то трудности, недопонимание. Но решаются эти простоты постепенно. Строятся и православные храмы. Сейчас уже не десятками, не сотнями, а тысячами, слава богу. Их уже много. Сейчас вопрос стоит в наполнении их духовной жизнью. Благодать Всевышнего, слава богу, не покинула нашу Отчизну. Эти традиции в какой-то мере сохранены. Открылись и учебные заведения – российско-исламские университеты – их уже 7; около сотни средних учебных заведений по подготовке кадров. Более половины мусульманского духовенства – это люди преклонного возраста, от 75 до 90 лет. И этот вопрос важнейший. Даст бог, 4 сентября будет открыта Болгарская исламская академия. Но это уже высшая стадия – подготовка достойных кадров, чтобы возродить наше духовное наследие.

Мы должны опираться на свою традицию, сохранять свой мир, традиционный ислам – тот, который передавался из века в век нашими предками и дошел до нас. Это нужно возродить. Взаимопонимание между людьми, между народами, представителями традиционных конфессий – это все выработано в нашей стране. Мы сейчас видим и то, что происходит в Европе: мигранты, беженцы. Сколько из-за этого проблем возникает? Говорят о противостоянии цивилизаций. Люди веками, тысячелетиями жили и находили это взаимопонимание. Почему оно должно разрушиться? Пример – мир и согласие, взаимопонимание между народами нашей страны, которая составляет один единый российский народ. В веках этот сплав произошел, слава богу. Он достоин стать примером и для других стран. Не должно быть никакого диктата абсолютно. Это нужно передать и нашим детям, и чтобы все люди на самом деле это осознали. Мы живем 60, 70 лет, чуть больше до 80, до 90. Разве оставлять детям… противостояние, войны, раздоры? Тогда даже в промежутках между ними никакой радости в жизни не будет. Вот сейчас то, что произошло на Ближнем Востоке в Ираке, в Сирии, чуть-чуть не произошло в Египте – это же исправлять сейчас десятилетиями нужно. Не просто восстанавливать дороги и города, села, которые разрушены, а опять восстанавливать доверие между людьми, между различными слоями населения. Там и мусульмане, и христиане больше тысячи лет вместе жили и живут, и даже об этом вопроса не было. Поэтому мы надеемся, что все-таки это осознание придет, но не дай бог, чтобы на горьком опыте.

Верующим, вообще всем людям (даже атеисты верят, что этот мир есть, даже если в бога не верят): этот мир есть, жизнь дана им – значит, планы какие-то должны быть. Жить – а как жить? Если получается хорошо жить… Но самое главное, чтобы мир и спокойствие было. Только тогда возможно нормально жить. А если каждый день по телевидению или в средствах массовой информации вокруг слышать "Когда начнется война? – сегодня вечером или завтра утром?", "Когда начнут бомбить Корею? – когда Америка вздумает начать эту войну?" Нашу страну обвиняют во вмешательство в дела Сирии: так ее правительство, народ ее попросил. И это рядом с нами совершенно. И тысячи наших соотечественников там есть – обманутых. Когда рядом с твоим домом, у соседей происходит пожар, можешь спокойно ужинать и завтракать? Несомненно, должен помочь, чтобы этот пожар потушить. Вот в Ростове, в Волгограде, в Сибири лесные пожары происходят – может нормально, спокойно человек жить и быть счастливым? Это значит заботиться обо всем этом и не быть равнодушным. А для этого не ждать начала года: все, что в силах, делать и сегодня, и завтра; полагаться на Всевышнего, но все возможное делать; не давать использовать наших детей и самих себя в подлых целях противопоставления народов и государств. Наша страна не претендует ни на какие чужие земли, территории, мы не навязываем никакого диктата кому-то. Поэтому мусульмане нашей страны полностью поддерживают курс нашего государства на укрепление мира и международного права во всем мире.

Счастья, мира и спокойствия в эти праздничные дни, побольше радости и в семье, и на земле нашей Отчизны, и чтобы сбылось все, о чем мы мечтаем. Если сегодня не сбылось, надеяться, что завтра будет. И каждый день добротой и милосердием завоевывать сердца и знать, что эти наши праздники, жертвоприношения, все обряды и молитвы нужны прежде всего нам самим, для того чтобы мир и спокойствие, взаимное доверие к людям… И тогда Создатель Всемилостивый, Творец будет доволен. С праздником мира и счастья!