Сегодня в программе – интервью председателя Совета Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко о самых насущных вопросах внутренней и внешней политики нашего государства. Валентина Матвиенко: Волнует меня многое. Все я не могу перечислить. Что касается законов, то не бывает законов важных и неважных. Если закон неважный, его просто не надо принимать. Иногда отдельная, может быть, небольшая поправка в тот или иной закон серьезно влияет на жизнь людей, на их благополучие. Поэтому мы стараемся выбирать те законопроекты и те законы, которые, что называется, на злобу дня, которые в интересах общества, которые продиктованы регионами. Мы как палата регионов в первую очередь знаем, чувствуем, понимаем, держим руку на пульсе того, что происходит на Земле, что происходит в субъектах федерации. Учитывая короткий регламент нашей встречи, я скажу о главном, что нас сегодня беспокоит. Беспокоит то, что, на мой взгляд, пришло время менять основы региональной политики в Российской Федерации. 25 прошедших лет послужили общему делу, они были корректными. Но время не стоит на месте. Мы живем уже в новых условиях. Если посмотреть за последние пять лет, то, к сожалению, финансовое положение большинства субъектов федерации ухудшилось. Задолженность субъектов федерации выросла в два раза. Количество дефицитных бюджетов (76 регионов) существенно выросло, тоже практически в два раза   Задолженность субъектов федерации выросла в два раза. Количество дефицитных бюджетов (76 регионов) существенно выросло, тоже практически в два раза. Это говорит о том, что что-то в королевстве уже не в порядке и что-то нужно менять. Плюс нас беспокоит очень высокая дифференциация в доходах бюджетов, соответственно, и в доходах на душу населения. И эта дифференциация тоже растет. Понятно, что не бывает так, чтобы во всех субъектах федерации было одинаковое положение, но, тем не менее, растущая дифференциация в социально-экономическом развитии – это тревожный фактор для федеративного государства. Сейчас Совет Федерации работает вместе с Правительством над тем, чтобы подготовить новый вариант основы региональной политики, которая бы в большей мере отражала реальное положение дел. Что я имею в виду? Мы считаем, что нужно менять концепцию межбюджетных отношений. На сегодня 35% всех доходов (это средняя цифра, понятно, плюс-минус) остается в регионе, 65% уходит в федеральный бюджет. Это неправильно. Нужно больше доходов оставлять все-таки в субъектах федерации, потому что это приводит к тому, что руководители регионов теряют мотивацию для развития, они больше времени тратят на выбивание денег из федерального бюджета в виде субсидий, трансферта, дотаций, нежели наращиванием собственной экономической базы. Вообще так не должно быть в федеративном государстве. Понятно, что есть цели и задачи, которые должны решаться на федеральном уровне, они должны быть обеспечены финансированием, это армия, полиция и вопрос обороны и внешней политики. Это понятно. Но, тем не менее, сейчас уже наметился такой явный перекос в сторону федерального центра. Это надо менять. Мы провели научно-экспертный совет с участием ведущих руководителей регионов. Мы провели очень много мероприятий с экспертами, специалистами, институтами, экономистами. И мы готовим на заседание совета безопасности наше предложение, как нам поменять региональную политику таким образом, чтобы успешно развивались регионы, чтобы создать мотивирующие условия для их развития, потому что потенциал регионов очень большой. Я абсолютно уверена, если будет сильным каждый регион, будет сильна Россия. Пришло время для этого. И это, я считаю, важнейшая концептуальная задача для Совета Федерации, Палаты регионов. Мы строим наше предложение, аналитику, проект решения Совета безопасности, конечно же, в консультациях с главами субъектов федерации, с председателями региональных парламентов, и внесем наше предложение. Рассчитываем, что они будут в основном поддержаны. Мы также выходим из той концепции, что немножко в последнее время при принятии законов крен сместился в сторону федерального центра. То есть излишняя зарегламентированность законов сковывает инициативу субъектов. Это для федеративного государства неправильная тенденция. На уровне государства нужно создавать правовые основы, должно быть единое правовое поле, но в принципиальных вещах, а остальное могут и должны принимать парламенты региональные, исходя из специфики того или иного региона, его возможностей, его потенциала, его национального состава и так далее. Из Москвы все зарегулировать невозможно. Такие попытки приводят к плохим результатам Из Москвы все зарегулировать невозможно. Такие попытки приводят к плохим результатам. Это тоже одно из положений, которые, я считаю, нужно концептуально менять. Третье очень важное положение, то, чем занимается правительство, и мы в этом активно участвуем – это полный анализ существующих полномочий разного уровня власти – федеральной, региональной, муниципальной власти. Первое – это анализ. Далее, публичные реестр полномочий, которые закреплены за разными уровнями власти, чтобы он был публичный и любой гражданин России понимал, кто отвечает за то или иное направление: кто отвечает за ремонт домов, кто отвечает за уборку улиц, а кто отвечает за уровень зарплаты и так далее. И не только реестр как таковой. Сейчас в правительстве ведут обсчет каждого полномочия, имея в виду, сколько стоит выполнение этого полномочия, возложенного на субъект Российской Федерации и соответствие выделяемых субсидий и трансфертов, если эти полномочия были переданы с федерального центра на их исполнение. К сожалению, в последнее время все больше и больше полномочий передается субъектам Российской Федерации, но без постоянных источников финансирования. Это потребует (анализ, реестр, обсчет стоимости этих полномочий) и изменения, возможно, и налоговой системы страны, которая тоже, на наш взгляд, нуждается в модернизации. Имея в виду, что не надо увеличивать трансферты, субсидии, а надо больше постоянных источников налогов передать субъектам, чтобы они могли рассчитывать на свои силы, планировать свой бюджет и свое развитие. Конечно, мы не сможем в полной мере отказаться от системы выравнивания бюджета, но не в такой мере, как это сегодня. То есть 76 субъектов дефицитные. Субъектов-доноров осталось всего ничего. Это говорит о том, что система уже дает сбои и нуждается в изменениях. То есть это такие комплексные, концептуальные вещи, которые мы хотим подготовить. Понятно, что это не произойдет завтра, но, тем не менее, этим надо заниматься, принимать новые основы региональной политики, давать больше свободы регионам, но, безусловно, с сохранением определенной централизации с точки зрения, чтобы мы не разорвали единое правовое пространство, единое экономическое пространство, единое гуманитарное пространство. Это, конечно, недопустимо, потому что это вопросы национальной безопасности страны. Помимо проблемных зон внутренней, в особенности региональной политики, будни председателя Совета Федерации заняты решением вопросов продуктивного межгосударственного сотрудничества. 7-8 июня в Минске прошел третий форум регионов России и Белоруссии, организаторами которого выступают Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь. Валентина Матвиенко: Между Россией и Белоруссией привилегированные, особые отношения. Мы строим союзное государство. Для этого есть главная воля глав наших государств и мы последовательно все глубже и глубже интегрируем наши экономики, нашу общественную жизнь, нашу гуманитарную сферу. И в этом смысле сотрудничество субъектов Российской Федерации и регионов Белоруссии, соглашение между субъектами федерации и правительством Белоруссии играют очень важную роль. Восемь субъектов нашей страны взаимодействует с Белоруссией, это уже говорит о многом. Региональное сотрудничество, приграничное сотрудничество имеет очень прагматическую основу. Оно лишено бюрократизма, оно лишено излишних согласований со столицами. Там, что называется, регионы глаза в глаза по актуальным вопросам экономического сотрудничества, по реализации совместных проектов, по развитию сотрудничества в сфере науки, в гуманитарной сфере, они строят свое сотрудничество на конечный результат на конкретной практической основе. Мы уже хорошо знаем, что настолько проросли связи регионов России и Белоруссии, настолько они многогранны, что уже трудно даже отличить, где белорусская часть, где российская. Очень высока степень кооперации между промышленными предприятиями. Очень мощно развивается сотрудничество в аграрном секторе, в сфере сельского хозяйства, переработки продукции и так далее. Поэтому проведение таких форумов, которые уже стали традиционными – это хорошая площадка обсуждения того, где мы находимся, чего мы добились, какие сферы и направления могут быть приоритетными, что мешает реализации тех или иных законов, как нам гармонизировать наше законодательство, чтобы создать более благоприятные условия для сотрудничества бизнеса и лучшие условия для жизни наших граждан. И тот факт, что эти форумы проходят под патронатами президентов России и Белоруссии, говорит о том, что главы государства уделяют очень большое внимание этому направлению, видя большую практическую отдачу от него. Более 70% взаимного товарооборота между Россией и Белоруссией собирается именно за счет регионов, за счет регионального и приграничного сотрудничества  По оценкам экспертов, более 70% нашего взаимного товарооборота собирается за счет именно регионов, за счет регионального и приграничного сотрудничества. Причем, мы не говорим комплементарные вещи, мы обсуждаем проблемы. И нам как Совету Федерации, верхней палате Российского Парламента и сенату Белоруссии, собственно, мы палаты регионов, это крайне важно слышать, понимать и думать, как нам дальше снимать барьеры, препятствия, как совершенствовать наши законодательства. Форумы уже показали себя такой эффективной, зарекомендовавшей площадкой. А межрегиональное сотрудничество набирает из года в год обороты. На каждом форуме подписываются новые соглашения дополнительные, не только между регионами и правительством Белоруссии, но и коммерческие проекты. Мы ставим реализацию этих соглашений на контроль. Мы завели практику ежегодных отчетов на форумах, как были приняты те решения, рекомендации, которые были одобрены участниками этих форумов за год. То есть это такая конкретная, предметная работа, которая дает очень большой эффект и очень большую отдачу. Вот мы были на выставке "БелАгро", открытие которой было приурочено к нашему форуму, там уже трудно различить, этот трактор, машина или другая продукция – это белорусского производства или российского. Практически это продукция союзного государства. Потому что высочайшая степень кооперации. В одном тракторе 60% российского,  40% белорусского, в другом изделии – наоборот. В России очень большой популярностью пользуются сельскохозяйственные продукты белорусского производства. Они по вкусу натуральные, по качеству соответствуют всем требованиям – и экологическим, и санитарным, и иным. И ассортимент этих продуктов (мясных, молочных и иных) достаточно большой. И я много езжу по субъектам федерации. Вот приезжаешь – обязательно во всех городах увидишь товары Белоруссии. Это здорово. Поэтому первое – это продовольствие. Это направление очень важное и перспективное. Белоруссия во многом заполнила те ниши, кроме наших сельхозпроизводителей, конечно же, которые тоже нарастили объемы производства, она заполнила очень многие ниши, которые были пустыми после введения нами контрсанкций. Это на самом деле хорошего качества натуральные ткани, одежда, текстиль, трикотажные изделия. На самом деле разбирают их, они по цене доступны и по качеству достойны. Что касается сельскохозяйственной техники - белорусских тракторов, они также вытесняют все импортные образцы, поскольку они ничуть не хуже других западных образцов. Главное, что это уже наше совместное производство. Это не только трактора. Это низкопольные автобусы, которые активно закупаются субъектами федерации, это уборочная техника, которая крайне нужна практически во всех городах, и многое другое. Строя единое государство, союзное государство, мы понимаем, что мы не должны конкурировать друг с другом, а наши экономики должны дополнять друг друга. Это позволяет делать кооперацию с белорусскими нашими коллегами и определение тех сфер, где более сильная Белоруссия, где более сильна Россия, чтобы, не дублируя, дополняя друг друга, получать мощный импульс развития наших экономик. Этот форум, кроме экономических вопросов, мы рассматривали вопросы гуманитарного сотрудничества, сотрудничество в сфере образования, науки, культуры. Это не менее важная сфера, потому что в конечном итоге мы развиваем экономику, для чтобы люди жили лучше в наших государствах. В рамках союзного государства единый рынок труда, то есть любой гражданин России или Белоруссии может спокойно трудоустроиться на том или ином предприятии. Студенты Белоруссии и России получили свободное право выбора, где учиться. Предоставлена такая возможность во всех учебных заведениях. Мы хотим добиться таких единых неснижаемых социальных стандартов обеспечения наших граждан. Очень важно сотрудничество в сфере здравоохранения. И также возможность предоставления и оказания равных медицинских услуг для наших двух стран и многое другое. И форум с каждым годом становится все более представительным. В этот раз было 40 делегаций из субъектов Российской Федерации, более 250 участников, которые приехали в Минск не просто провести время, ни у кого свободного времени нет, а которые уехали с форума, я уверена, обогащенные опытом. Это тоже очень важная составляющая – обмен опытом между людьми. Которые приобрели новых партнеров, которые приобрели новое понимание наиболее перспективных проектов и направлений сотрудничество. И настроение в зале было приподнятым, потому что это на самом деле это особые отношения – братские, дружеские. Исторически наши страны связаны и горем, и радостью, и победой в Великой Отечественной войне, и памятью о тех, кто отстоял независимость, освободил мир от фашизма. Это очень тесно нас связывает. Россия и Белоруссия здесь занимают одинаковую позицию о недопустимости переписывания истории, умалении роли нашего народа в освобождении мира от нацизма. Мы хотим сделать сейчас больший акцент на молодежных обменах, на работе с молодежью, на более активном вовлечении в сотрудничество молодых людей, потому что им продолжать эти традиционные отношения дружбы, взаимопонимания, взаимовыгодного сотрудничества. Мы также говорили о том, что хорошо было бы создать единое визовое пространство для привлечения туристов в наших странах, может быть, по единому туристическому пакету, чтобы наши иностранные партнеры могли приехать по единому маршруту в Белоруссию, в Россию и имея одну визу, чтобы не надо было оформлять две визы. Это открывает новые возможности для развития как внутреннего туризма, так и туризма с зарубежными государствами. Появилось очень много таких интересных идей и мыслей, над которыми мы сейчас будем работать. И президенты наших стран одобрили это новое направление, еще раз подчеркнули его важность. И тем самым мы, уже закончив третий форум, начинаем подготовку очередного четвертого форума регионов России и Белоруссии. Он будет проходить на территории России. Мы долго обсуждали, какую тему нам поднять на этом форуме, и решили взять такую нужную, важную тему для России и Белоруссии. Это высокие технологии, инновации, информационное общество. И здесь на уровне субъектов федерации и регионов Белоруссии тоже есть огромный потенциал. Форум – это уже такая кульминация. А у нас есть год, для того чтобы по этой теме провести совместную работу с сенатом Белоруссии, круглые столы, обсуждения, сделать определенные наработки, предложения, подготовить решения с вовлечением максимального количества субъектов федерации. Потому что перед нашими экономиками стоит важная задача – это технологическая модернизация, это ориентация на выпуск высокотехнологичной продукции, причем, не только для собственных нужд, но обязательно с экспортным потенциалом. Это активное внедрение инноваций не только в экономику, но и в жизнь общества, в социальную сферу. Мы, например, при Совете Федерации создали очень интересный совет – инновации в социальной сфере. И нам уже было чем поделиться с нашими белорусскими коллегами. Это привлечение бизнеса в социальную сферу, это новые современные формы оказания социальных услуг населению. И в то же время нам есть чему поучиться у Белоруссии. Так что форум закончился, работа продолжается. Встретимся в очередной раз (думаю, что этот форум будет еще более представительным) уже на традиционном IV форуме регионов России и Белоруссии. Спустя несколько дней после окончания форума регионов России и Беларуси Валентина Матвиенко уже вела переговоры с участниками и гостями юбилейного международного экономического форума в Санкт-Петербурге. Все понимают, насколько Россия имеет большой потенциал, насколько перспективным может быть сотрудничество с Россией в самых разных сферах Валентина Матвиенко: Прежде всего, я хочу объективно сказать, что международный Петербургский экономический форум (на сленге скажу) уже очень раскручен. А если говорить серьезно, то он уже является такой признанной, авторитетной международной площадкой, на которую съезжаются руководители крупнейших компаний со всех стран – политики, бизнесмены, дипломаты, депутаты, главы государств. Почему? Потому что все понимают, насколько Россия имеет большой потенциал, насколько перспективным может быть сотрудничество с Россией в самых разных сферах. И учитывая, что с 2005 года этот форум проходит под патронатом президента России Владимира Владимировича Путина, тем более им интересно услышать из первых уст, что из себя представляет сегодняшняя Россия, что будет завтра и какие направления государства, которые обозначает президент обычно, считает приоритетными в развитии сотрудничества с нашими зарубежными партнерами. Отдельно проходит встреча президента с руководителями крупных компаний. Это тоже, с одной стороны, знак уважения и внимания, с другой стороны – для бизнеса гарантии того, что отсутствуют риски для ведения бизнеса в России. Это огромное количество таких интеллектуальных международных дискуссионных площадок, когда обсуждается не только ситуация в России, но когда обсуждаются общемировые тенденции, перспективы их развития, перспективы глобальной мировой экономики, в этих круглых столах-секциях участвуют люди, самые ведущие эксперты, ученые, которые насыщают интеллектуально людей, которые, естественно, участвуют и живут в экономике. Это тоже бесценный интеллектуальный потенциал. Люди уезжают обогащенными с современным пониманием и знаниями, что ждет мир в будущем. Безусловно, это серьезная площадка для двусторонних встреч и контактов. Проходят сотни тысяч двусторонних контактов. Люди за полгода договариваются, кто с кем встретится на Международном петербуржском экономическом форуме. Причем, как зарубежные партнеры друг с другом, так и наши руководители компаний со своими зарубежными коллегами. Не менее важной является практическая сторона международного петербургского форума, потому что, как правило, в его рамках подписываются новые соглашения, новые договора. И сам факт, что они подписываются на полях Петербургского международного экономического форума, как бы предоставляет им больший статус. И еще проходит огромное количество различных интересных важных мероприятий. Не менее важна кулуарная часть форума. Одно дело – официально. А в кулуарах часто и решения принимаются, и дискуссии идут очень нужные и полезные. И, конечно же, все с удовольствием едут в Петербург, потому что город всегда к форуму готовит интереснейшие культурные события, мероприятия, концерты с лучшими звездами, возможность посетить все музеи, специальные экскурсии и так далее. Конечно, это период еще и белых ночей, которые очень привлекательны для гостей нашего города. И через культурное наследие Петербурга, через его современную культуру мы, конечно, показываем все богатство культуры России. Так что здесь очень много составляющих, почему такой большой интерес к форуму. И на юбилейном XX форуме также очень представительный состав. И никто на эти санкции внимания не обращает. Потому что санкции, во-первых, незаконные. И все прекрасно понимают, что за ними стоит. Во-вторых, это временное явление. А потенциал России никуда не делся. Мы выстояли, мы выдержали эти санкции. Наша экономика не рухнула, как кое-кто прогнозировал. Наоборот, мы создали условия для более эффективного развития собственной экономики, сельского хозяйства, которые демонстрируют очень хорошие результаты. И тем самым открыли новые возможности для наших зарубежных партнеров. Поверьте, я очень много общаюсь с зарубежными коллегами. И я вижу, что интерес бизнеса к России не только не снизился, а остался таким же, как он был, а во многих сферах – наоборот, еще большая активность, больший интерес сотрудничества. Россия является огромнейшим рынком, страной с огромным экономическим, технологическим потенциалом, интеллектуальным, сырьевым, культурным и так далее Потому что бизнес прагматичен. Они понимают: политики пусть где-то в свои игры играют, а они будут сотрудничать с той страной, в тех условиях, когда им выгодно. Безусловно, Россия является огромнейшим рынком, страной с огромным экономическим, технологическим потенциалом, интеллектуальным, сырьевым, культурным и так далее. Это все хорошо понимают. С введением санкций это никуда не делось. Это наоборот придало еще новые дополнительные стимулы нашей экономике и возможности для сотрудничества. Важнейший на сегодня вопрос – дальнейшее развитие экономической ситуации в стране. Информационное пространство сегодня заполняется противоречивыми сценариями. Аргументированный прогноз председателя Совета Федерации о будущей роли России в мировой политической и экономической жизни основывается на реальных цифрах и неоспоримых фактах. Валентина Матвиенко: Россия – это часть Европы, это крупнейшее европейское государство. И мы заинтересованы, так же как и страны Евросоюза, в возобновлении нормального взаимодействия, нормального экономического сотрудничества. Уверяю вас, это не за горами. Потому что все больше и больше в Европе приходит понимание недальновидности, бесполезности, глупости введений без каких-либо серьезных оснований на то санкций против России, тем самым снижение возможностей нашего экономического взаимодействия. Европа ничуть не меньше страдает от этого, чем Россия. Поэтому это пройдет. Поэтому для нас сотрудничество с Евросоюзом остается одной из приоритетных задач.   Европа ничуть не меньше страдает от этого, чем Россия. Поэтому это пройдет. Поэтому для нас сотрудничество с Евросоюзом остается одной из приоритетных задач. Но не только Евросоюз. Сегодня мы уделяем большое внимание (и уже есть очень позитивная динамика) сотрудничеству с Китаем, с Индией, регионам Латинской Америки, Африки. Недавно прошел форум "Россия - АСЕАН", где была продемонстрирована высочайшая заинтересованность развития сотрудничества с Россией. Мы создали объединение БРИКС. Мы совсем недавно (1.5 года назад) создали Евразийский экономический союз, который также имеет огромный потенциал, что видно и уже по результатам его работы, хотя есть проблемы. Любое новое дело требует времени, притирки, каких-то уточнений. Идет нормальный рабочий процесс. Но благодаря тому, что мы 1.5 года назад объединились в единое интеграционное объединение – Евразийский экономический союз, он смягчил последствия негативных тенденций мировой экономики, тех проблем, которые в наших странах есть. Если бы его не было, той каждой стране, которая входит, было бы намного хуже. Сегодня к Евразийскому экономическому союзу огромный интерес наших партнеров. Как вы знаете, уже подписано соглашение о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом. Недавно я встречалась с руководителями Израиля. Они сказали, что мы сейчас ускорим процесс согласования и вас просим также оказать содействие. Мы хотим быть не вторыми и не третьими, с тем чтобы также подписать соглашения о зоне свободной торговли. И целый ряд еще стран. Сегодня идет процесс с Ираном, с другими государствами, которые хотят сотрудничать с Евразийским экономическим союзом. Это очень позитивная тенденция. Мы очень рассчитываем, говоря о Европе, что в противовес так называемой атлантической солидарности у чиновников, у руководителей Евросоюза возобладает здравый смысл. И они будут думать не о вот этой пресловутой атлантической солидарности, а об интересах государств, входящих в Евросоюз. Все от этого страдают. И уже многие государства в открытую говорят о необходимости отмены санкций. Поэтому этот вопрос не снимается с повестки дня – диалог, развитие, возобновление отношений с Евросоюзом. Что касается интеграции Евразийский экономический союз и "Шелковый путь" – это не только транспортно-логистический проект. Это крупнейший тоже интеграционный проект, который, безусловно, важен во всех сферах – и в развитии инфраструктуры, и экономик наших стран. И это показывает, что когда нет политических барьеров, когда нет преград, то возобладают экономические интересы и появляются такие крупнейшие современнейшие проекты интеграции, сопряжения в интересах развития в первую очередь тех самых экономик, которые этим занимаются. Думаю, что этот проект имеет хорошую большую перспективу. Не секрет, что в мировой системе торгово-экономических отношений сегодня происходят масштабные изменения. Так, к примеру, проекты, продвигаемые сегодня Соединенными Штатами Америки, требуют глубокого всестороннего анализа. Валентина Матвиенко: Трансатлантическое, транстихоокеанское соглашение – это уже очевидно. Это мнение неангажированных экспертов, что в первую очередь это, конечно же, в интересах Соединенных Штатов Америки, которые хотят не только экономически, но и политически привязать к себе те страны, которые они стремятся туда включить. Они исходят из принципа: если это выгодно Соединенным Штатам Америки, то это выгодно всем остальным участникам. Это на самом деле не так. И сегодня в Европе уже задумываются, когда внимательно читают документы: "А где же, собственно, выгода для европейских государств?". И наш президент говорил, что создание таких замкнутых интеграционных объединений – это только в интересах Соединенных Штатов Америки, но не в интересах стран-участников. Это попытка ослабить такие страны, как Россия, Китай, Индия и другие. Это пример неравноправного, невзаимовыгодного партнерства и сотрудничества. И думаю, что осознание этого будет набирать силу. Мы же наоборот говорим, что мы, создавая интеграционные объединения (БРИКС, ШОС), мы не против кого-то дружим, мы дружим в интересах тех государств, которые входят в эти интеграционные объединения. И в то же время мы открыты для сотрудничества со всеми государствами, со всеми интеграционными и иными объединениями и говорим, что интеграция – это тот процесс, который в интересах всех государств-участников. Здесь же такая эксклюзивная попытка подобрать группу стран, привязать их мощно к себе и чтобы одно государство диктовало свои условия, свои правила торговли. Думаю, что такие проекты не имеют перспективы, они обречены на конфронтацию, на провал, потому что никто не заинтересован в невыгодных для себя условиях и быть подчиненным даже крупному государству, кому-то и работать на его интересы. Поэтому еще не факт, что такого рода объединения могут быть работоспособными. Без внимания спикера Совета Федерации не осталось и появление в стране Общественного телевидения России. Ведь несмотря на множество функциональных различий, деятельность общественного телевидения и Федерального собрания служат одной общей миссии – построению реального гражданского общества и улучшению жизни наших соотечественников. Валентина Матвиенко: Во-первых, мне кажется, было правильно принято решение о создании такого телеканала – Общественное телевидение. Само его название говорит о том, что оно должно отражать. Конечно же, оценка вашего телеканала должна даваться телезрителями. А чем чаще телезрители включают кнопку ОТР, тем выше рейтинг вашего канала. Мне кажется, что Общественное телевидение набирает обороты, становится уверенным в своей деятельности и отличается от других каналов На мой взгляд, у вас профессиональная команда. Для начала вы прошли уже такой очень важный путь. Я периодически смотрю канал. Просто времени, к сожалению, на телевидении на остается. Мне кажется, что он набирает обороты, становится уверенным в своей деятельности и отличается от целого ряда других каналов, что, на мой взгляд, очень важно, чтобы ОТР имело тоже свое лицо.