Вселенная всегда привлекала человечество. Космос изучался с давних времен, постепенно открывая новые перспективы для человека. И по сей день ученые пытаются разгадать тайны и загадки далеких и близких планет, ведут разного рода исследования и свершают новые открытия. По традиции ежегодно в октябре проходит Всемирная неделя космоса, которая была провозглашена Генеральной ассамблеей ООН, для того чтобы отмечать тот вклад который вносит космическая наука и техника в улучшение качества жизни человека. Гигантский путь пройден космонавтикой от запуска первого спутника в нашей стране до Международной космической станции – грандиозного проекта, в реализации которого принимают участие 16 стран. За прошедшую половину столетия со дня первого космического полета в космосе успело побывать более 500 человек, представителей 38 стран мира. Но это только начало. Пройдут годы, и наши дети и внуки будут открывать новые миры, искать новые формы жизни и цивилизации, смело идти туда, где не ступала нога человека, поскольку космическая дорога уже открыта и всегда будут люди, одержимые космосом, влюбленные в него и потому готовые посвятить себя работе космонавта. Валерий Корзун: Я думаю, космос до конца познать невозможно. Как сказал в свое время один философ, "чем я больше знаю, тем больше я убеждаюсь, что ничего не знаю". Поэтому чем больше человечество открывает пространство, частицы, тем больше мы понимаем, что еще до кирпичика мироздания нам очень далеко. Это мое мнение, конечно. Валерий Корзун, летчик-космонавт России, герой Российской Федерации. В первый раз на орбиту Валерий Корзун отправился 17 августа 1996 года командиром корабля "Союз-3М24" и орбитального комплекса "Мир". Во второй полет Валерий Корзун отправился 5 июля 2002 года на шаттле "Индевор" специалистом полета и руководителем пятого экипажа Международной космической станции. На сегодняшний день Валерий Григорьевич занимает должность заместителя начальника Федерального государственного бюджетного учреждения Научно-исследовательского испытательного центра по подготовке космонавтов имени Юрия Гагарина. Валерий Корзун: Решение о создании центра было принято в 1959 году, то есть довольно много прошло времени. И центр переживал различные структурные изменения. То есть сначала был простой воинской частью, потом научно-исследовательским институтом, потом был центром, потом центром - научно-исследовательским институтом и так далее. То есть в свое время искались различные подходы к тому, чтобы усовершенствовать подготовку людей, которые летают в космос, то есть космонавтов. Кроме того, возникла потребность в подготовке специалистов. Ведь у нас ни одно учебное заведение не готовит преподавателей, инструкторов, которых мы сейчас используем для подготовки космонавтов. Да, базовое образование было необходимо, но чтобы человек был готов к подготовке специалистов, которые летают в космос, а, как правило, учитель должен знать больше своего ученика, поэтому в течение всех этих лет шел определенный поиск. И, на мой взгляд, сейчас центр подготовки находится в таком состоянии, когда мы совершенно уверены, мы знаем, как готовить, кого готовить, к каким задачам. И результаты нашей деятельности с 1959 года - это почти 56 лет - говорят о том, что мы на правильном пути. То есть мы готовим людей, которые выполняют успешно задачи, которые перед ними стоят при выполнении космических полетов. Ведь если раньше были полеты, связанные с тем, чтобы понять, как человек адаптируется в космосе, способен ли он летать, находиться длительное время, сейчас мы совершенно уверены, что человек может летать от 429 суток и более в космосе и без определенного ущерба для своего здоровья. То есть врачи убеждены, как надо готовить человека к полету, как он должен поддерживать свое физическое состояние в полете, как он возвращается, как восстанавливается после возвращения на Землю. То есть эти вещи известны. И ведь если представить себе, что врачи раньше думали, что человек в невесомости будет не в состоянии мыслить, то есть он, оказавшись в невесомости, временно сойдет с ума, к примеру. Поэтому, например, Гагарин, прежде чем включить двигатель вручную, должен набрать какой-то код, то есть продемонстрировать, как мы сейчас на компьютере набираем код, чтобы подтвердить, что вы не робот, а вы человек. Сейчас мы совершенно спокойно понимаем, что человек может в космосе летать, питаться, жить, как все. Только пребывание в космосе отличается от земного отсутствием гравитации. То есть он летает там, как птица. Мы знаем график полетов, который утверждает Роскосмос. И в соответствии с этим графиком полетов мы определяем потребное количество космонавтов. Скажем, у нас сейчас в отряде 37 человек. Существует такая естественная убыль людей, которые по возрасту, по здоровью периодически уходят из отряда. Поэтому мы в этот раз посчитали, что если станция летает до 2020 года, то нам достаточно количества космонавтов, которые сейчас в отряде, для того чтобы обеспечить программы. Но если решение уже принято о продлении полета станции до 2024 года, то нам космонавтов не хватает. Поэтому мы информируем Роскосмос о том, что необходимо провести дополнительный набор космонавтов. Мы определяем примерное количество людей с учетом того, что мы летаем на станцию 4 раза в год, и определенное количество экипажей готовятся. Поэтому нам необходимо набрать минимум четыре человека, для того чтобы обеспечить программу до 2024 года. Мы принимаем решение и размещаем на сайте Роскосмоса, на сайте ЦПК требования: возраст, образование, состояние здоровья. И начинаем принимать документы от потенциальных кандидатов. После этого мы потенциальных кандидатов приглашаем в Звездный городок, они проходят комиссию, проходят спортивные тесты, проходят собеседования с психологами. И у нас есть такое собеседование на общие темы, как бы профотбор, мы называем. Мы задаем простейшие вопросы, связанные с физикой, математикой, культурологией. Они пишут эссе "Почему я хочу быть космонавтом?". Мы даем им какую-то простую космическую систему корабля, скажем, система электропитания, даем на сутки. Он изучает и потом кратко рассказывает. То есть мы определяем, способен ли человек за кратчайшее время понять предназначение, смысл и объяснить это толково. После мы выставляем определенное количество баллов по 10-балльной системе. После этого принимается решение о назначении на должность кандидата в космонавты. Они зачисляются в отряд, проходят примерно двухгодичную подготовку как кандидаты в космонавты. В основном программа кандидатов – это общие понятия о баллистике, о полете, общее представление о состоянии космических кораблей. Кроме того, они проходят различные тесты на выживание в различных климато-географических зонах, специальную парашютную подготовку проходят и так далее. После успешной сдачи экзамена они зачисляются уже космонавтами-испытателями или космонавтами-исследователями. И начинается подготовка примерно в течение минимум четырех лет, изучают станцию, корабль уже досконально. После этого они могут быть назначены в экипаж. И в экипаже они готовятся еще максимум два года, минимум – полтора, примерно так. В зависимости от задачи. Вообще самый интересный период в жизни – это подготовка к полету и выполнение полета. Из всех моих шестидесяти с лишним лет этот период - самый замечательный в моей жизни, когда подготовка и полет. То есть ты идешь, идешь, идешь, и все это логически завершается полетом, потом начинается следующий этап. Мы рассчитываем таким образом, чтобы человек успел слетать в космос до 40 лет, к примеру. Поэтому если он готовится 6 лет, то он должен быть не старше 34 лет, если он приходит в отряд. А так вообще мы все-таки берем диапазон, определенный зазор. Потому что чем старше человек становится, тем, естественно, у него показатели не те: и в плане физическом, и умственном. А если человек уже слетал в космос, то у нас нет такого понятия, как предельный возраст. Если он по состоянию здоровья годен к космическому полету, он назначается в экипаж. Может быть, на Земле кажется людям, что все полеты одинаковы. Но на самом деле мы, специалисты, знаем, что не все полеты одинаковые, и в каждом полете есть нечто то, что никогда не повторялось и никогда не повторится. К примеру, у нас есть грузовой корабль, который может стыковаться в ручном телеоператорном режиме управления. То есть экипаж сидит на станции, и с помощью телеканала мы можем управлять кораблем, который прилетит к станции. Не всегда работает автомат успешно. Есть ручные стыковки. У нас обычно, если переход на ручное управление, то с дальности примерно максимум 400 м, а так, как правило, где-то со 150 м и ближе переход на ручное управление. Но у нас есть случай, когда Олег Котов перешел на ручное управление на километре. То есть по идее он совершил невероятный подход, управляя грузовым кораблем, который никогда не отрабатывал. Юра Гидзенко стыковал грузовой корабль при запотевшей камере. То есть он крест, который должен держать собранные кресты, он видел, я не знаю, как он рассматривал это все дело, но представляете, запотевшие очки, а человек управляет самолетом или автомобилем при запотевших очках на определенной скорости. Или мой пример. Для меня самое такое потрясающее ощущение, когда, например, я управлял манипулятором, на котором находился человек во время выхода в открытый космос. То есть там если допустить ошибку, этого человека можно ударить о поверхность, еще что-нибудь. Но это ощущение управления человеком, манипулятором, который может перемещать 120 тонн, мы из кабины управляли. О ярких впечатлениях можно говорить бесконечно. А уж эти необыкновенные истории из области научной фантастики – это можно рассказывать то же самое. И каждый экипаж каждый раз рассказывает нечто такое, чего никому и в голову не могло прийти.