Вера Васильева: Если человек много прожил – это не значит, что у него угасли чувства
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/vera-vasileva-esli-16803.html В свои
90 лет эта актриса - феномен творческой активности. Съемки, работа в театре,
издание мемуаров. Вера Васильева – о том, чему ее научила профессия, и какие
роли считает подарком судьбы.
Вера
Кузьминична Васильева – это имя известно всем. Есть актеры, которые уже при
жизни становятся мифом. Так вот, миф XX века – это, конечно, Вера Васильева. В
ее годы возраст не скрывают. Им гордятся. Потому что в свои 90 лет актриса Вера
Васильева имеет тот же моложаво-звонкий голос, прямую спину, каблучки и ямочки
на щеках. Глядя на эту невероятно жизнерадостную, лучезарную женщину, трудно
говорить о ее возрасте. Она феномен творческой активности: кинороли, работа в
театре, издание мемуаров. Остается только удивляться, как она все успевает и
откуда столько энергии.
Родным
домом для нее стал Московский театр сатиры, где сыграно более 60 ролей, в
котором и по сей день актриса продолжает работать, играя с удовольствием и
невероятным мастерством, вкладывая всю душу в любимые персонажи.
В
кинематографе судьбоносными фильмами стали для нее "Сказание о земле
сибирской" и "Свадьба с приданым", определившими дальнейший
творческий и жизненный путь актрисы.
Вера
Васильева за свою творческую карьеру играла как комедийные роли, так и
драматические. Но никакой душевный слом или надрыв не могут погасить живущее в
ней счастье. Ее игра проста, естественна. Ее лиричность так искренна, а юмор
так мягок. Все это и есть вечные постулаты русской актерской школы. И актриса
не изменяет им. Она любит своего зрителя, и зритель отвечает ей взаимностью.
Вера
Васильева: Вообще я безумно благодарна людям. Я удивляюсь на то,
как они хотят любить, хотят делать добро. Сколько я встречаю на улице людей,
которые подходят и говорят: "будьте здоровы, я вас помню" или "я
вас люблю". Вы подумайте, ведь все-таки это значит какой-то порыв души,
это же чудесно.
Вера
Кузьминична Васильева, советская и российская актриса театра и кино, народная
артистка СССР, лауреат сталинских премий и Государственной премии СССР,
театральной премии "Хрустальная Турандот" и Премии имени Яблочкиной.
Кавалер ордена "Трудового красного знамени" и "За заслуги перед
отечеством" IV и III степени. Награждена призом "За
честь и достоинство" национальной театральной премии "Золотая
маска" и другими наградами. Вера Кузьминична – председатель
социально-бытовой комиссии. В меру сил она помогает нуждающимся, больным,
обиженным. В 2000 году вышла ее книга мемуаров "Продолжение души. Монолог
актрисы".
Вера
Васильева: Вообще я не могу сказать, что я как-то бываю счастлива.
Я бываю благодарна – да. А радоваться… Я благодарна, и какое-то чувство "а
могу ли?". А то ведь написано "народная, СССР". "А могу ли
я сыграть вот такую роль, кто знает?". Это ведь дело темное в нашей
профессии. Никогда нельзя даже для себя сказать: "я это могу сделать
хорошо". Кто знает? Я хочу. А вот могу ли?
У меня были роли, которые у меня не получились. И я
как-то очень для себя старалась сказать: не надо мечтать о том, что ты не
имеешь права делать. Я репетировала такую пьесу "Безумная из Шайо". И
в процессе репетиций мне казалось, что я что-то такое нащупала. А потом в
театре все стали говорить: "Верочка, как жалко, что ты взяла эту роль, она
совсем тебе не подходит". И наступил такой момент, что я испугалась, что
от того, как я плохо играю эту роль, я не смогу играть другие. Я перестала
верить в себя, и я отказалась от роли. Так что это для меня такой, в общем,
случай, когда я поняла, что если я это делаю плохо, то это дает отпечаток на все
остальное, и очень трудно жить.
Наша работа – это дело вообще нервное. Она же не только
успех. Что-то такое чувствуешь – получается, радуешься, а потом вдруг исчезло.
И говорят: нет, как-то это меня не трогает. И не знаешь даже, как это сделать,
чтобы было лучше.
Я не могу сказать, что, допустим, кто-то единственным
был бы моим режиссером по всей жизни. Те удачные роли были связаны с теми
прекрасными режиссерами, в жизни которых я, может быть, и случайно появлялась.
Но они отдали свой талант на тот спектакль до конца мне и тому спектаклю. И эти
встречи навсегда остаются как любовь. Потому что если даже я буду перечислять
то, что было сделано с Валентином Николаевичем Плучеком, "Женитьба
Фигаро", "Ревизор" и "Китайская принцесса" – это
прелестно, я все это люблю. И это те мгновения, когда, наверное, и он любил
меня на сцене. Или "Свадьба с приданым", которая тоже рождалась в
абсолютной любви. Это тоже вспоминается всегда как счастье.
Последние годы я неожиданно сыграла у Андрея Житинкина
"Пиковую даму" в Малом театре. Это вообще свалилось на меня
необычайно, прекрасно. И последняя премьера настолько тронула мое сердце, она
как-то, понимаете, меня всю взбудоражила, потому что пока длительная жизнь идет,
очень много было примеров актрис, которые потом, после победного какого-то
своего существования, живут долго, мучительно, одиноко. Это все очень страшные
переживания, которые вдруг оказались невозможными на сцене. И потом связь возраста
тоже очень интересна. Ведь, в общем-то, человек, который много прожил – это не
значит, что у него угасли чувства. Он же все равно еще живет своими чувствами.
Они, может быть, даже более интенсивны. Но от того, что они не вовремя, они
мучительны. Мало ли что бывает.
Я же не очень сатирическая актриса. Поэтому я не могла
выражать по-настоящему, как Оля Аросева, она была воплощением нашего театра. А
я где-то дорожечка поменьше, подальше от главной дороги. И я не была любимицей
Валентина Николаевича Плучека. Поэтому какие-то годы его интересы были связаны
с совершенно другими актерами. И не было такого пестования именно меня. Это
никто и не обязан делать, но ведь сама актриса хочет, чтобы о ней думали. И
когда я понимала, что обо мне не думают, а просто что-то иногда достается…
Тверь помогла мне снова поверить в себя, потому что какие-то мои качества,
которые не очень были нужны в театре, и обвинять я не могу театр в этом, но они
пригодились в другом театре. И тогда я поняла, что я не зря об этом мечтаю.
Раневская, Кручинина в Орле, "Странная миссис Сэвидж" в Детском
кукольном театре – это роли, о которых только любая драматическая актриса может
мечтать. И они мне достались как риск, как возможность: "рискну,
попробую". Не выйдет – ну что делать? А вдруг выйдет? Вот вышло. И,
конечно, это меня очень обогатило. И я поняла, что выполнила свою мечту.
То, что в театре взяли тогда "Радамеса"
("Реквием по Радамесу") – это был подарок Оле Аросевой и мне. И,
конечно, появление Елены Образцовой. Это чудо-человек. Конечно, актриса,
певица, личность потрясающая. И у нас атмосфера была такая. Мы все обожали друг
друга. И я с Олей Аросевой вместе училась, вместе мы прожили всю жизнь в нашем
театре. Но такой нежности, такого желания успеха каждому из нас я не помню. Это
было счастье, любовь, восторг.
Те люди, которых я встречала, любила и уважала – они в
моей душе живут. И все то, что хорошее есть у них, я хочу быть достойна этих
людей, которые мне повстречались. Они меня как-то формировали, если я хочу быть
достойна их внимания. Мне хотелось бы, чтобы они не жалели, что они отдали
часть души или таланта своего. Это большое счастье – видеть людей, на которых
хотелось бы равняться.
Вера Васильева: Если человек много прожил – это не значит, что у него угасли чувства