В свои 90 лет эта актриса - феномен творческой активности. Съемки, работа в театре, издание мемуаров. Вера Васильева – о том, чему ее научила профессия, и какие роли считает подарком судьбы. Вера Кузьминична Васильева – это имя известно всем. Есть актеры, которые уже при жизни становятся мифом. Так вот, миф XX века – это, конечно, Вера Васильева. В ее годы возраст не скрывают. Им гордятся. Потому что в свои 90 лет актриса Вера Васильева имеет тот же моложаво-звонкий голос, прямую спину, каблучки и ямочки на щеках. Глядя на эту невероятно жизнерадостную, лучезарную женщину, трудно говорить о ее возрасте. Она феномен творческой активности: кинороли, работа в театре, издание мемуаров. Остается только удивляться, как она все успевает и откуда столько энергии. Родным домом для нее стал Московский театр сатиры, где сыграно более 60 ролей, в котором и по сей день актриса продолжает работать, играя с удовольствием и невероятным мастерством, вкладывая всю душу в любимые персонажи. В кинематографе судьбоносными фильмами стали для нее "Сказание о земле сибирской" и "Свадьба с приданым", определившими дальнейший творческий и жизненный путь актрисы. Вера Васильева за свою творческую карьеру играла как комедийные роли, так и драматические. Но никакой душевный слом или надрыв не могут погасить живущее в ней счастье. Ее игра проста, естественна. Ее лиричность так искренна, а юмор так мягок. Все это и есть вечные постулаты русской актерской школы. И актриса не изменяет им. Она любит своего зрителя, и зритель отвечает ей взаимностью. Вера Васильева: Вообще я безумно благодарна людям. Я удивляюсь на то, как они хотят любить, хотят делать добро. Сколько я встречаю на улице людей, которые подходят и говорят: "будьте здоровы, я вас помню" или "я вас люблю". Вы подумайте, ведь все-таки это значит какой-то порыв души, это же чудесно. Вера Кузьминична Васильева, советская и российская актриса театра и кино, народная артистка СССР, лауреат сталинских премий и Государственной премии СССР, театральной премии "Хрустальная Турандот" и Премии имени Яблочкиной. Кавалер ордена "Трудового красного знамени" и "За заслуги перед отечеством" IV и III степени. Награждена призом "За честь и достоинство" национальной театральной премии "Золотая маска" и другими наградами. Вера Кузьминична – председатель социально-бытовой комиссии. В меру сил она помогает нуждающимся, больным, обиженным. В 2000 году вышла ее книга мемуаров "Продолжение души. Монолог актрисы". Вера Васильева: Вообще я не могу сказать, что я как-то бываю счастлива. Я бываю благодарна – да. А радоваться… Я благодарна, и какое-то чувство "а могу ли?". А то ведь написано "народная, СССР". "А могу ли я сыграть вот такую роль, кто знает?". Это ведь дело темное в нашей профессии. Никогда нельзя даже для себя сказать: "я это могу сделать хорошо". Кто знает? Я хочу. А вот могу ли? У меня были роли, которые у меня не получились. И я как-то очень для себя старалась сказать: не надо мечтать о том, что ты не имеешь права делать. Я репетировала такую пьесу "Безумная из Шайо". И в процессе репетиций мне казалось, что я что-то такое нащупала. А потом в театре все стали говорить: "Верочка, как жалко, что ты взяла эту роль, она совсем тебе не подходит". И наступил такой момент, что я испугалась, что от того, как я плохо играю эту роль, я не смогу играть другие. Я перестала верить в себя, и я отказалась от роли. Так что это для меня такой, в общем, случай, когда я поняла, что если я это делаю плохо, то это дает отпечаток на все остальное, и очень трудно жить. Наша работа – это дело вообще нервное. Она же не только успех. Что-то такое чувствуешь – получается, радуешься, а потом вдруг исчезло. И говорят: нет, как-то это меня не трогает. И не знаешь даже, как это сделать, чтобы было лучше. Я не могу сказать, что, допустим, кто-то единственным был бы моим режиссером по всей жизни. Те удачные роли были связаны с теми прекрасными режиссерами, в жизни которых я, может быть, и случайно появлялась. Но они отдали свой талант на тот спектакль до конца мне и тому спектаклю. И эти встречи навсегда остаются как любовь. Потому что если даже я буду перечислять то, что было сделано с Валентином Николаевичем Плучеком, "Женитьба Фигаро", "Ревизор" и "Китайская принцесса" – это прелестно, я все это люблю. И это те мгновения, когда, наверное, и он любил меня на сцене. Или "Свадьба с приданым", которая тоже рождалась в абсолютной любви. Это тоже вспоминается всегда как счастье. Последние годы я неожиданно сыграла у Андрея Житинкина "Пиковую даму" в Малом театре. Это вообще свалилось на меня необычайно, прекрасно. И последняя премьера настолько тронула мое сердце, она как-то, понимаете, меня всю взбудоражила, потому что пока длительная жизнь идет, очень много было примеров актрис, которые потом, после победного какого-то своего существования, живут долго, мучительно, одиноко. Это все очень страшные переживания, которые вдруг оказались невозможными на сцене. И потом связь возраста тоже очень интересна. Ведь, в общем-то, человек, который много прожил – это не значит, что у него угасли чувства. Он же все равно еще живет своими чувствами. Они, может быть, даже более интенсивны. Но от того, что они не вовремя, они мучительны. Мало ли что бывает. Я же не очень сатирическая актриса. Поэтому я не могла выражать по-настоящему, как Оля Аросева, она была воплощением нашего театра. А я где-то дорожечка поменьше, подальше от главной дороги. И я не была любимицей Валентина Николаевича Плучека. Поэтому какие-то годы его интересы были связаны с совершенно другими актерами. И не было такого пестования именно меня. Это никто и не обязан делать, но ведь сама актриса хочет, чтобы о ней думали. И когда я понимала, что обо мне не думают, а просто что-то иногда достается… Тверь помогла мне снова поверить в себя, потому что какие-то мои качества, которые не очень были нужны в театре, и обвинять я не могу театр в этом, но они пригодились в другом театре. И тогда я поняла, что я не зря об этом мечтаю. Раневская, Кручинина в Орле, "Странная миссис Сэвидж" в Детском кукольном театре – это роли, о которых только любая драматическая актриса может мечтать. И они мне достались как риск, как возможность: "рискну, попробую". Не выйдет – ну что делать? А вдруг выйдет? Вот вышло. И, конечно, это меня очень обогатило. И я поняла, что выполнила свою мечту. То, что в театре взяли тогда "Радамеса" ("Реквием по Радамесу") – это был подарок Оле Аросевой и мне. И, конечно, появление Елены Образцовой. Это чудо-человек. Конечно, актриса, певица, личность потрясающая. И у нас атмосфера была такая. Мы все обожали друг друга. И я с Олей Аросевой вместе училась, вместе мы прожили всю жизнь в нашем театре. Но такой нежности, такого желания успеха каждому из нас я не помню. Это было счастье, любовь, восторг. Те люди, которых я встречала, любила и уважала – они в моей душе живут. И все то, что хорошее есть у них, я хочу быть достойна этих людей, которые мне повстречались. Они меня как-то формировали, если я хочу быть достойна их внимания. Мне хотелось бы, чтобы они не жалели, что они отдали часть души или таланта своего. Это большое счастье – видеть людей, на которых хотелось бы равняться.