Владимир Грамматиков: Я родился 1 июня, поэтому День защиты детей, меня приговорил, наверное, к моей будущей профессии
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/vladimir-grammatikov-20650.html Владимир
Грамматиков – озорной, энергичный, веселый, мудрый человек с детской улыбкой и
лукавым прищуром в добрых глазах. Кажется, он знает о детях если не все, то
почти все. Еще бы! Быть культовым режиссером сразу для нескольких поколений юных
зрителей. Согласитесь, это случай довольно редкий. И секрет успеха Грамматикова
и его потрясающих картин кроется в огромной любви, заложенной в каждом фильме,
в каждом кадре. А во всем виноват талант актерский и режиссерский, талант
импровизатора и педагога, талант быть искренним, быть настоящим. И неслучайно
миллионы детей верят ему и толпой бегут смотреть его фильмы. Грамматиков не
обманет.
Я родился 1 июня, поэтому День защиты детей, меня приговорил, наверное, к моей будущей профессии
Владимир
Грамматиков: Я родился 1 июня в 3 часа утра. И есть
народное поверье, что кто рождается в мае, всю жизнь маяться будет. И мама
терпела до последнего. Мама-героиня, как Брестская крепость, стояла насмерть. И
могу сказать с величайшей благодарностью к матушке, потому что я могу сказать,
что я прожил счастливую жизнь. Были свои трудности, сложности, естественно. Но
мне грех жаловаться. Поэтому 1 июня, День защиты детей, меня приговорил,
наверное, к моей будущей профессии. Потому что очень сложный был путь в
режиссуру. Но, тем не менее, я пришел на Студию Горького и снимал поначалу
детские картины, чему я безумно счастлив.
Родиться
в Международный день защиты детей. Ну разве это не судьба? Словно звезды на
небосклоне выстроились так, чтобы осветить дорогу жизни будущего режиссера
ярким кинематографическим светом софитов.
Владимир
Грамматиков: Родился я в большой семье. Я был четвертым
ребенком. И потом еще родилась моя сестра Галя. Отношения у нас были очень
трепетные в семье. И этим занималась мама. Конечно, она совершила подвиг. Она
была оперная певица. И она оставила профессию ради семьи. Жертвенность ее мы
начали понимать, уже когда выросли. А вот ее любовь, ее внимание ощущали с
первых дней. Она давала нам какую-то свободу, с одной стороны, и в то же время
требовательность. У нас в семье были распределены все обязанности. За мной был
хлеб: когда я его куплю, что – это была моя ответственность. Это с 5 лет. Мне
было 18. И хлеб был моей обязанностью в доме.
По
окончании школы Володе Грамматикову светил только технический вуз, поскольку
отец Александр Николаевич, отдавший всю свою жизнь угольной промышленности,
надеялся, что и сын тоже займется серьезным делом. Но судьба уверенно вела
будущего режиссера в мир искусства. Еще бы, на одной лестничной площадке с
Володей жил его друг детства Никита Михалков, увлекший Грамматикова в такой
далекий и притягательный свободный мир творчества. Учеба в знаменитой Бауманке
была для Володи настоящей пыткой.
Владимир
Грамматиков: Отец категорически был против. Я даже не
мог с ним об этом поговорить, что я ухожу из технического вуза, буду поступать
за актерский. Я все это сделал тайно, за что вызвал гнев отца. У меня был с ним
такой короткий разговор, когда я сказал: "Пап, ну что-то я как-то в
техническом вузе. Я хочу, может быть, творчеством". Он сказал: "Стоп.
Давай договоримся так: получи диплом – потом хоть в клоуны". Он был
суровый человек. И я ослушался. Я ушел со 2 курса и поступил на актерский в
ГИТИС. И когда отец узнал, он был разгневан жутко. И у меня был очень долго с
ним конфликт. Я ушел в армию. И освободить от армии больших проблем у папы не
было. Но он был слишком принципиальным человеком. И я вернулся из армии,
женился, у меня уже первенец был Егор, и я поступал мучительно во ВГИК 5 лет.
Это нужно было иметь какую-то, не знаю, не страсть, а болезнь. Это значит я
очень хотел прийти в режиссуру.
И мечта
сбылась. Оставив успешную актерскую карьеру в модном тогда Театре пантомимы,
пластичный, артистичный, а главное – целеустремленный Володя Грамматиков
поступил во ВГИК. Он шел к своей заветной цели: снимать большое кино. И все
решил в один момент его величество случай.
Во ВГИКе не преподают навыков работы с детьми
Владимир
Грамматиков: Я иду по студии Горького. Какие-то пробы у
меня были. Я встречаю Юрия Павловича Егорова. Он руководил одним из объединений
на студии Горького. И он говорит: "Володя, что делаешь?". Я говорю:
"Вот, жду уже три месяца очереди на дебют у Данелии на
"Мосфильме" в комедийном объединении". Он говорит: "А зачем
тебе? Давай к нам на студию Горького. Мы тебя знаем, любим. Приноси детский
рассказ, и мы тебя запустим…". Я притащил Хармса. Мне сказали: "Хармс
не пройдет". Я говорю: "Говорите, что пройдет, чтобы время сократить.
Чего будем терять время?". – Найдите рассказ Юрия Сотника. Я нашел рассказ
Юрия Сотника "Тайфун, фас!", как два мальчика дрессировали собаку. И
сделал 10-минутный фильм. Очень успешный. Я с ним ездил на все творческие
встречи. Неважно, это депутаты Верховного совета или заключенные в тульской
тюрьме. И он определил мою судьбу. Этот диплом увидела Лиознова. И она меня
вызвала. Я пришел к ней. Она говорит: "Видела диплом твой. Энергичный.
Молодец. Хорошо. Хочешь снимать полнометражную картину?". Я говорю:
"Татьяна Михайловна, о чем речь". Она говорит: "Вот читай
сценарий и говори – да, да, нет, нет". Я беру сценарий и говорю: "да,
да". Она говорит: "Нет, нет, нет. Ты почитай. Там есть засада".
Это был сценарий "Усатый нянь". Я когда увидел фамилии авторов, я даю
честное слово: мне было плохо, это были Вейцлер и Мишарин, авторы
"Зеркала" Тарковского. Я правду говорю: я не поверил своим глазам.
Титульный лист. И я, конечно, сразу на авторов. Я говорю: "Татьяна
Михайловна, это что?". Она говорит: "Да, да, это они". У меня
так "у-у-у-у" – ножки подкосились. Я прочитал сценарий, не выходя за
пределы студии. Конечно, пришел и сказал: "Я готов".
Во ВГИКе не преподают навыков работы с детьми. Даже
факультатива нет. С одним ребенком это проблема. А тут 18 в возрасте от 3.5 до
5.5 лет. Их можно было снимать 4 часа по трудовому законодательству СССР. Я
думаю: "Что я буду делать другие 4 часа?". Я попросил ассистентов
найти мне 18 пар близнецов, что было сделано. Я утром хотел снимать Катю,
вечером ее сестру Машу. Гениально! Но не состоялось. Близнецы по характеру
абсолютно противоположные. И остались только две наши девочки круглолицые,
которые остались в картине из этого моего эксперимента.
Мне говорил: "Как вы работали с детьми?". А
как я работал? Я включал камеру, прятал ночной горшок за спину. Мне нужна была
реакция. А потом надевал им на голову. Все. Снимал живую, естественную реакцию
детей.
У меня близился уже первый съемочный день. А, к
сожалению, героя не было, не было и не было. Для меня это был ужас. Почему?
Потому что я думал, что героя найду элементарно. Второй-третий курс из 7
театральных вузов Москвы не найти смешно. Но ситуация была очень проблемная.
Дело в том, что ребята, которые приходили, не могли найти взаимоотношений с
детьми. Вот, в чем дело. Они играли на гитаре, они были обаятельны. Но с детьми
выстроить отношения не получалось. Один начинал орать волево. Давайте быстро
будем веселиться. Давайте быстро. Но это все на 5 минут. Другой
"тюти-пуси, пусю-пусю". А это совсем на 3 минуты. Дети начинают
понимать, и уже все. И распахнулась дверь, вошел молодой человек, который
сказал: "Вы ищете героя? Вы можете его не искать. Это я". Я говорю:
"Пошел вон. Закрыл дверь. Ты кто такой?". Он говорит: "Нет, нет,
правда. Я дипломник. Я заканчиваю театральный вуз. Талантлив. Умею все". Я
говорю: "Так, молодой человек, вы идете сейчас на второй этаж в 212
комнату". А там уже сидели отобранные мои бармалейчики. И мы взяли с запасом
не 18, а там 26 было этих бармалейчиков. Кто-то заболеет. И к ним приходил
актер выстраивать отношения. И они претендента за претендентом сжирали,
набирали азарт и, конечно, ждали очередную жертву. И очередной жертвой был
Сережа. Я говорю: "Идите, поиграйте с ними, а я посмотрю". Сережа
зашел, все как обычно, крик, визг, шум, тарарам, пум-пум. Я туда не заходил. Я
говорю: "Мне еще три месяца с ними работать. А вы - пожалуйста".
Внезапная гробовая тишина. Я прислушался через закрытую дверь. Думаю: что-то
случилось. Приоткрываю дверь. Вижу – Сережа лежит на полу, извиваясь, говорит:
"Мы рыбы. Рыбы молчат". И я вижу глаза детей, которые за ним вот так
по ковру с закрытыми ртами ползут. Вот и все.
"Усатый
нянь" с Сергеем Прохановым в главной роли покорил сердца советских
зрителей. Его посмотрели 53 млн человек. В 1977 году он стал лидером
кинопроката. Но лед в отношениях отца и сына растопил следующий фильм Владимира
Грамматикова, завоевавший множество международных наград, в том числе и главный
приз Московского международного кинофестиваля.
Владимир
Грамматиков: На премьере в "Доме кино" (это
очень эмоциональный кусок моей жизни) бежит моя сестра Люся после просмотра и
говорит: "Володька, папа тебя ищет". И я понял, что по какому-то
хорошему признаку. Я сбежал вниз в вестибюль, увидел отца, подошел к нему. Но
дистанция. Сказал: "Да, пап?". Он сделал мне навстречу два шага,
обнял меня и тихо на ухо, чтоб никто не слышал, сказал: "Прости. Я был не
прав". У меня комок в горле. И дальше у нас были замечательные отношения и
все было очень хорошо.
Фильм
"Шла собака по роялю" стал счастливым продолжением творческого взлета
Владимира Грамматикова. Картину случайно увидели в Москве шведские продюсеры,
искавшие режиссера в новый большой международный кинопроект студии "Мирамакс"
- "Мио, мой Мио".
Детское кино в Советском Союзе было очень качественным
Владимир
Грамматиков: Надо сказать, они неслучайно приехали в
Советский Союз. Детское кино в Советском Союзе было очень качественным. Они
смотрели фильмы Саши Митты, Сережи Соловьева и увидели, как все парадоксально.
Они увидели "Шла собака по роялю". И продюсер Ингмар Эйве сказал:
"Суперсовременный режиссер. Вот этого давайте". Это был я.
Ну,
как найти в Советском Союзе актеров в иностранный фильм? Смекалистый
Грамматиков раздобыл в списке англоговорящих детей сотрудников МИДа, вернувшихся
в Союз из длительных загранкомандировок.
Владимир
Грамматиков: О, ужас! Эти избалованные самовлюбленные
павианы – это кошмар. В общем, где-то на шестом или восьмом ребенке я сказал:
"Стоп. Эксперимент закончен. Трогательного, нежного, романтичного героя не
найдем". К величайшей радости и восторгу Ингмара Эйве, шведского
продюсера, я сказал: "Мы ищем у вас". Он сказал: "Гениально! Не
будем мудрить. В Лондоне шесть театральных школ. И в Лондоне мы найдем наших
героев". Я не стал возражать.
Однако
найти главных героев для фильма оказалось не так просто. Из 230 самых
талантливых детей Лондона Владимиру Грамматикову предстояло отобрать всего
двух. Режиссер решил пойти ва-банк. Как только он придумал труднейшие задания
на актерскую импровизацию, число претендентов на главную роль заметно
уменьшилось. Продюсеры, театральные агенты и родители кричали, что задания
Грамматикова непосильны для юных актеров. Но Владимир Александрович был
непреклонен. Он искал лучших, и он их нашел.
Владимир
Грамматиков: Так был выбран Николас Пиккард на роль Мио.
И на роль Юм-юма – Кристиан Бэйл.
Владимир
Грамматиков: Мы сняли фильм. И компания
"Мирамакс" взяла в американский прокат "Мио, мой Мио". И
дальше произошла абсолютно детективная история. Кристиана Бэйла утверждает в
"Империи солнца" величайший Стивен Спилберг. И компания
"Мирамакс" прячет фильм "Мио в стране далекой в сейф".
Стивен Спилберг снимает свой фильм, вводит в прокат. И через полгода достают
"Мио в стране далекой". Это тот актер, который снимался у Стивена Спилберга.
Таким образом, Кристиана Бэйла открыл не Владимир Грамматиков, а Стивен
Спилберг, - так получилось для американского зрителя. Но Кристиана Бэйла в 9
лет в лондонской школе нашел Владимир Грамматиков.
Я приехал к Бенни Андерссону, композитору, который писал
музыку для "Мио, Мио". И вдруг прибегает… И не запланирована встреча
с Астрид Линдгрен. Это только начало картины. Даже еще мы не снимали. Только
разработка режиссерского сценария. И прибегает возбужденный продюсер:
"Володя, нас пригласила Астрид Линдгрен домой! Мы идем домой!". Я
понял, что это какое-то событие из ряда вон в его жизни. "Домой,
домой!". Я говорю: "А что такое?". Он говорит: "Это вообще
нога не перестала квартиры Астрид Линдгрен. А я с тобой иду к ней домой!".
Я думаю: "О, ужас!". У меня был чайник. Для кого его приготовил в
подарок – я не знал. Но, думаю, Астрид Линдгрен пойдет. Но я напрягся ужасно.
Потому что я приду к ней в гости. Она меня посадит на диван и скажет: "Ну
что, молодой человек? Какое кино будешь снимать? Расскажи-ка мне". А я
только входил еще в западную сказку, видел принципиальные отличия от наших,
славянских сказок. Еще не знал, как строить буду, какую интонацию. Думаю:
"Боже мой, придется что-то врать, фантазировать. Но этой уважаемой женщине
это просто аморально". Ой, ужас. С чайником стоим у дверей, жмем на
звонок. Открывается дверь. Она: "Заходите, заходите". Она в кабинет,
диван. "Садитесь. Ой, чудо-чайник. Сейчас заварю чай, будем чай пить и
разговаривать". Думаю: "Да, разговаривать…". Она ушла, заварила
чай. Приходим, наливает. Думаю: "Вот, сейчас". Сижу, весь мокрый. Она
говорит: "Володечка, со скольки лет себя помнишь?". Я говорю: "Я
помню себя с 4 лет. Мы переезжали из Свердловска в Москву в товарном вагоне.
Мама ехала в Москву. Мама, корова Милка, пианино (потому что мама была оперная
певица), четверо детей и собака Лайка. В товарном вагоне путешествие из
Свердловска в Москву". Я, кстати, хочу фильм снять, свой
"Амаркорд". Она говорит: "Вот и начни рассказ". Я начал
рассказывать про себя. И 3 часа я практически исповедовался. Потому что я
рассказывал то, что запомнила моя эмоциональная память. А это и есть я. И она
все это слушала, обняла меня и потом сказала: "У нас будет хорошее
кино". А я вышел и подумал: "Гениальная женщина. Она не терзала меня
вопросами. Она просто спросила – а кто ты есть? Расскажи о себе. И все.
Класс".
Подросток оказывается в таком распахнутом настежь безответственном мире, что ему нужна помощь железная
Перед современным подростком стоит вопросов значительно
больше, чем передо мной, когда я был подростком. Значительно больше. Но они эти
ответы не получают. В семье не успевают, в школе не до этого. Конечно,
кинематограф не может ответить на все вопросы. Понятно. Но какое-то
стратегическое и подростковое кино должно быть. Оно должно быть отдельной
нишей. Если говорить о социальном государственном заказе, мы говорим о
патриотизме, то патриотизм не в окопной войне, хотя с уважением к этим вещам, а
в сегодняшнем дне, и помочь подрастающему поколению разобраться. Это тоже наш
художественный патриотизм. Помочь им выбраться из этих сложнейших ухабин и ям.
В чем ему нужна помощь? В селекции информативного поля. Дело в том, что на них
обрушивается огромный рой информации. И они не могут сделать селекцию. Он не
может разобраться, что хорошо, что плохо, что отложить на третий черед, что на
пятый, а что вообще выкинуть и забыть думать. И этим должна заниматься и школа,
и родители, понимаете, и близкие друзья. Потому что он оказывается в таком
распахнутом настежь безответственном в то же время мире, что в этом помощь
нужна железная. Сейчас это вопрос вопросов. И не государство должно
лимитировать, делать замочную скважину для ребенка, чтобы он подглядывал в
интернет, "давайте запретим это", "давайте закроем это".
Это невозможно. Наоборот, не надо закрывать. А нужно дать лоцманские карты
ребенку, чтобы он прошел рифы, чтобы он на мель не сел. Понимаете? Тогда эта помощь нужна.
У меня пять внуков. Это
Никита, Федор, Ильюша, Давид и Даниил. И один правнук – Матвей. Занимаюсь с
утра до ночи внуками. Я контролирую движение каждого. Я уж не знаю, нравится им
или нет, но это так. И я счастлив, потому что удивительная вещь – то, что они
мужики. Я мечтал о девочке, внучке или правнучке. Косички, платьица. Но что-то
такое… Нужно еще жить, нужно еще держаться и дождаться девочки. Потому что я ее
избалую просто… Она будет самым счастливым ребенком на свете. Это я обещаю.
Потом она мне будет показывать: "Прадед или дед, ты обещал мне, что я буду
самой счастливой", - принесет вашу передачу.
Владимир Грамматиков: Я родился 1 июня, поэтому День защиты детей, меня приговорил, наверное, к моей будущей профессии