Владимир Лосицкий: Детское техническое творчество было стержнем нашей промышленности, а сейчас его практически нет
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/vladimir-lositskii-detskoe-14802.html
В
последние годы в России созрело понимание необходимости интенсивного развития
экономики и укрепления обороноспособности страны. Выполнение этой задачи
невозможно без экстренной организации по подготовке высококвалифицированных
молодых кадров, способных развивать современную науку и создавать
конкурентоспособную технику, отвечающую мировым стандартам. Важной составляющей
технического направления у подрастающего поколения является система
дополнительного образования, которая нацелена на выявление и развитие
технических способностей школьников и на ознакомление их с широким кругом
профессий.
По
последним научным данным, базовая профориентация у детей формируется в возрасте
с 8 до 14 лет. Про необходимость создания условий для технического детского
творчества и получения впоследствии ценных кадров писали многие нобелевские
лауреаты: Жорес Алферов, Николай Семенов, Петр Капица, Лев Ландау. Ведь
техническое творчество формирует интерес к науке и технике и стимулирует
рационализаторские и изобретательские способности наших детей.
Владимир
Лосицкий: В общей сложности в Москве профессионально занимается
порядка 500 мальчишек и девчонок детским техническим творчеством. Это не просто
пришли, поработали на компьютере. Нет. Это люди, которые работают с
инструментами, которые делают элероны, которые изготавливают фюзеляжи
летательных аппаратов. В конце концов, через эти трудовые навыки они на всю
жизнь приобретают рабочие профессии, которые в последующем, так сказать,
готовые специалисты для нашей оборонной промышленности, для наших институтов,
для нашей вообще техники и прочего, прочего, прочего.
Владимир
Лосицкий, генеральный директор Фонда поддержки детского технического творчества
имени летчика-космонавта СССР, героя Советского Союза Александра Сереброва. В
прошлом – инженер-электроник вычислительного центра Автоваза и техобслуживания.
С 1990-х годов занялся издательским бизнесом. В эти же годы увлекся
патриотическо-технической тематикой. На сегодняшний день принимает активное участие
в мероприятиях по общеобразовательной и профессиональной подготовке молодых
талантливых кадров для инновационных отраслей экономики России.
Владимир
Лосицкий: Фонд, который мы создали, которому мы пытаемся придать
жизнь, называется Фонд поддержки детского технического творчества имени летчика-космонавта,
героя Советского Союза Александра Александровича Сереброва. Александр
Александрович Серебров, мне с ним посчастливилось общаться всего 2,5 часа, к
сожалению. Но те мысли, которые он до меня донес, они меня, конечно, очень сильно
заразили, честно могу сказать. Мы решили организовать выставку, посвященную семерке
главных конструкторов и назвать ее "Дело всей твоей жизни". Изучая
опыт предшествующих поколений, мы пришли к выводу: существовало два
принципиально очень важных направления. Первое направление – это агитационно-пропагандистское,
связанное с пропагандой инженерных знаний, вовлечением молодых людей
(мальчишек, девчонок) в детское техническое творчество, и через него – в нашу
промышленность, в нашу науку, открытия. И второе – это конкретно места, где
наши дети могли бы собираться. Чтобы можно просто было прийти, что-то
постучать, погреметь, побелить, попаять.
Раньше это было в шаговой доступности. В СССР было 11292
авиамодельных кружка. В России – 4534. Довольно большое количество
авиамодельных кружков было в Украине. В Москве было 1720. Почему я называю эти
цифры? Потому что я сейчас назову другую цифру, то, что на сегодняшний день
осталось в городе Москве, я не говорю за всю страну, я говорю только за Москву.
Так вот на сегодняшний день в Москве осталось всего 23 или 24 авиамодельных
кружка. На сегодняшний день эта система, к сожалению, уничтожена.
Поэтому нашим детям просто некуда прийти и чем-то
заняться. Так получается. Негде заняться паяльником, негде заняться
моделированием, судомоделированием, автомоделированием. Этого ничего нет. У нас
возникла, на наш взгляд, необычная идея – создание технических мастерских. То
есть идея состоит в том, что небольшие, локальные, из быстро возводимых
конструкций строятся технические мастерские, которые оснащаются обычным
оборудованием: верстаки, паяльные станции, токарный, фрезерный станки. Это
должно быть недорогое оборудование. Где ребенок может прийти и за стеклом
посмотреть на реальные процессы, которые происходят. Он может понять, как
работает токарный станок, как работает фрезерный станок, что такое паяльная
станция. Он должен понять, к чему его тянет. И в процессе общения, даже через
стекло, он в конце концов для себя должен принять решение, хотел бы он быть
радиоэлектроником или хотел бы быть механиком, или хотел бы он быть человеком,
занимающимся каким-то инженерным трудом, компьютером. То есть в этой части, на
наш взгляд, есть попытка выхода из той тяжелейшей ситуации, в которой наши молодые
ребята не хотят становиться инженерами, конструкторами. Если мы сумеем решить
эту задачу, то все остальные задачи - нам по плечу.
Современные молодые люди, наши дети мало представляют,
что происходило в далекие 1960-е годы. Могу сказать, что каждый пятый знает,
кто такой Гагарин, каждый десятый знает, кто такой Сергей Павлович Королев. Кто
такой Бармин, Пилюгин, Кузнецов, Богомолов, Мишин, послушайте, вообще не знает
никто по большому счету. А ведь это люди, которые сформировали нашу сегодняшнюю
жизнь. Все те гаджеты, все то, что на сегодняшний день есть в наших карманах, в
этом есть и частичка труда этих великих людей. Мы должны знать свою историю.
Моему сыну было 6 лет, 4 года назад он пришел ко мне и
спросил: папа, зачем ты говоришь, что первые в космосе были мы, Юрий Алексеевич
Гагарин?.. Я был удивлен, конечно, таким пассажем со стороны моего сына и
попытался объяснить ему, что он не прав. Но он мне принес переводную
энциклопедию, напечатанную одним из наших издательств, в которой сообщалось,
что первыми в космос полетели американцы, и сразу на Луну.
Я решил заняться столь глубоким пробелом в знаниях моего
сына и потащил его по авиационным и космическим музеям. В процессе общения с
людьми, которые нас встретили, которые нам рассказали, которые сказали моему
сыну о тех событиях, которые происходили в 1960-х годах, я увидел, что это огромный
пласт нашей культуры, который совершенно никогда и нигде, честно говоря, не
озвучивался. Почему-то у нас все обычно заканчивалось празднованиями, большими
речами. Но глубоко никто не изучал эту тематику.
Мы попытались понять, что же происходило в те далекие
годы. 13 июля Черчилль написал письмо Иосифу Виссарионовичу о том, что в Дебице,
это небольшая деревушка в Польше, проходили совершенно секретные испытания
современного немецкого оружия. Сталин принимает решение мгновенно. Нас удивила
та скорость, с которой тогда принимались решения. Уже 16 июля 1944 года были
вызваны Берия, Маленков Молотов. Тогда было принято решение о начале развертывания
ракетно-космической тематики.
16-го они встречаются, 16-го подписывается распоряжение
об освобождении Сергея Павловича Королева и еще 34 ракетчиков, в том числе и
Глушко, и с этого момента начинается ракетно-космическая программа нашей
страны.
В 1946 году в процессе реализации этой программы участвовало
более 6000 инженеров и конструкторов. Мы задали себе следующий вопрос: откуда в
нашей стране взялось такое количество инженеров и конструкторов? Каким образом
в 1945-1946 году мы сумели собрать в кулак такое количество людей, технически
образованных и подготовленных? Я хочу сказать, очень важным был еще следующий
момент: параллельно с этим проектом развивался атомный проект, в котором
участвовало не меньше, а, может быть, даже и больше инженеров и конструкторов.
Более того, наша промышленность была насыщена инженерными кадрами, потому что
мы производили лучшие танки в мире, систему вооружений. То есть у нас с
инженерами было все в порядке в то время.
И когда мы погрузились глубоко в эту тему, выяснилось,
что все они начинали в детском техническом творчестве. Детское техническое творчество
было стержнем нашей промышленности. Более того, статус этой программы
определялся людьми, которые возглавляли. Первый человек, который начал
организовывать – это была Надежда Константиновна Крупская. Я хочу сказать, что
в 1920 году это человек, который пользовался непререкаемым авторитетом и
благодаря которой были развернуты прежде всего агитационно-пропагандистские
работы, и в то же самое время было развернуто техническое творчество. Были
открыты трудовые школы, мало кто об этом говорит, но выпускники 7-8 класса,
выходящие в свет, обладали рабочими профессиями.
Очень важный аспект состоит в следующем: что в 1990-х
годах из наших авиамодельных кружков не вылезали представители западных
компаний, западные общественные организации очень часто посещали, Южная Корея,
Германия, Америка – они не вылезали. Так вот, методики общения, методики
воспитания были ими полностью восприняты и адаптированы на своих территориях. Я
могу сказать, что при крупных авиационных объединениях, таких как Боинг,
существуют огромные технические станции, где дети занимаются, более того, эти
ребята зачастую не заканчивают и не получают высшего образования. Потому что,
общаясь с техникой с малолетства, они приходят на конкретное производство
абсолютно подготовленными специалистами. Единственное, что они проходят – это
курсы сертификации, где они получают допуски для работы на тех или иных
предприятиях на той или иной технике. И глубже них, пожалуй, никто не знает
этой темы.
Самое главное, что они воспринимают самое последнее,
самое передовое, что есть на этих производствах и толкают с той точки отсчета,
толкают это вперед. Нечто подобное было у нас. Когда Сергей Павлович Королев,
когда Бармин преподавали в Бауманке, они были на пике инженеров и
конструкторов. Впереди них не было никого. И те знания, которыми они обладали,
они передавали молодым студентам, соответственно, чтобы те шли дальше. И в этот
период был наибольший расцвет нашей науки и техники.
На сегодняшний день, к сожалению, уровень нашего
образования перешел из области тактильных отношений ребенка с предметами в абсолютно
визуальный ряд. Но это не воспитывает человека как инженера, как конструктора.
Да, он, может быть, прекрасно представляет. Но пока мальчик не разобьет
что-нибудь, стекло, допустим, пока мальчик не дотронется до паяльника или
утюга, пока мальчик не поранит себе руку ножом, он не поймет, что такое нож.
Мальчик должен через это пройти. Тогда есть шанс, что он станет инженером. На
мой взгляд, это очень важно.
Два года назад наши мальчишки были отправлены на
европейский конкурс "Лучший по профессии". В данном конкурсе
участвовало 56 команд со всей Европы. Я с ужасом узнал, что мы заняли 56 место
из 56 участников. То есть мы были последними. Но почему-то в нашем обществе я
не услышал ни одной темы, освещенной в этой части. Я могу сказать, что первое
место заняли немцы. Самое удивительное, что когда они приехали в Германию, их
встречал канцлер со всем правительством. Я просто хочу сказать уровень
отношения немецкого общества к воспитанию детей. Если мы будем все-таки с пеленок
воспитывать наших детей в технической направленности, то есть шанс, что через
15 лет мы получим следующее величайшее достижение человечества: возможно, не
только полет на Марс, но вообще выход за пределы Солнечной системы человека.
Надеюсь, у нас это получится с помощью не только нашего фонда, но и
Общественного телевидения России.
Владимир Лосицкий: Детское техническое творчество было стержнем нашей промышленности, а сейчас его практически нет