Владимир Малышев: Наша задача, чтобы ребята в творчестве и в жизни оставались такими чистыми, нормальными человеколюбами

Гости
Владимир Малышев
доктор искусствоведения, ректор Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова

36-й Международный студенческий фестиваль ВГИК – один из авторитетнейших смотров студенческого кино в России и главный осенний праздник для молодых талантов кинематографа из разных стран мира. 47 киношкол из 39 государств в этом году подали заявки на участие в мероприятии. На суд жюри во главе с польским режиссером Кшиштофом Занусси представлены конкурсные работы из Китая, Аргентины, Мексики, Португалии, США и других стран. В рамках фестиваля показы кинофильмов пройдут в 62 городах России.

Владимир Малышев: Кино – это не только творчество, а у нас производство же еще. А на производстве надо друг друга очень понимать. И лучше, если студенты разных факультетов будут уже знать манеру, что ли, других студентов. Потом начнет режиссер подбирать съемочную группу – если он на курсовой, дипломной работе работал с оператором, зачастую они так дальше и уходят в большое кино. Это очень полезно, и мы сейчас активно стремимся формировать съемочные группы обязательно.

Владимир Малышев – ректор Всероссийского государственного университета кинематографии имени Сергея Герасимова, прежде генеральный директор Госфильмофонда СССР, заместитель министра культуры Российской Федерации и заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации, президент Ассоциации учебных заведений искусства и культуры, член правления и секретарь Союза кинематографистов России по вопросам профессионального кинообразования. В 1975 г. окончил экономический факультет ВГИК.

Владимир Малышев: Очередной, 36-й Международный студенческий фестиваль ВГИК начался уже в конце октября (первый этап), но основной, международный, этап будет в середине ноября. Фестиваль у нас не просто такой развлекательный, все это входит в учебную программу, и нам очень важно не только какие-то призы, а все-таки важно обменяться и опытом, и посмотреть, что в мире студенты делают, как их обучают, подвести некие итоги творческому нашему образованию. Ну еще кроме фильмов, безусловно, на фестивале будут какие-то дискуссии, конференции, мастер-классы. Будет в рамках этого фестиваля еще и театральные показы нескольких театральных ВУЗов российских и зарубежных. В общем, предстоит такая, я надеюсь, как всегда яркая неделя. И приятно, что в последние годы в основном организацией занимаются студенты, поэтому они делают все по-молодежному, и, конечно, ожидаешь каких-то приятных неожиданностей, надеюсь.

Студенческие работы всегда какие-то неожиданные бывают: по темам, по технике съемки. Потому что право каких-то опытов в кинематографе имеют только студенты. Как только они заканчивают и идут в большое кино, они подпадают под жесткое продюсерство, и продюсеры уже говорят: быстро, от сих до сих, за столько времени, за столько денег.

Студенческие работы всегда какие-то неожиданные бывают: по темам, по технике съемки. Потому что, как все признают, наши кинематографисты, право каких-то опытов в кинематографе имеют только студенты. Как только они заканчивают и идут в большое кино, они подпадают под жесткое продюсерство, и продюсеры уже говорят: быстро, от сих до сих, за столько времени, за столько денег. Там уже появляется такое… Творчество все равно, конечно, должно присутствовать, но там много появляется еще и ремесла профессионального. К такой жизни мы их должны все равно готовить – не только теоретически и практически, но и морально. К сожалению, студенты наши, бывает, по многу лет ждут своего дебюта в большом кино. Прорваться через плотный такой забор, железобетонную стену мастеров старшего поколения, чтобы выиграть у них питчинги – это практически нереально. В советское время было легче: все распределялись по студиям, кто-то проявлял себя и получал постановку через год-два, а кто-то всю жизнь оставался вторым режиссером, оставался в кино. Во всяком случае, было проще определяться и проще шел такой естественный отбор уже на студиях. Сейчас сложнее: направления нет. Хоть ты и красный диплом получил, хоть синий. Думаю, что фестиваль в трудоустройстве студентов – это тоже помощь.

Мы года 3 назад разделили фестиваль на два этапа. На первом этапе отсматриваем порядка 140 работ ВГИКовских, и обязательно все они обсуждаются. Все-таки полезно молодым гениям послушать мнение и ребят из других мастерских, и даже не из мастерских, студентов и киноведов, и продюсерского факультета. И пообсуждать, и отстаивать свою позицию или принимать какую-то нормальную критику своих товарищей. Это тоже идет на пользу. Все это – составляющие учебного процесса.

Мы договорились с ректорами творческих ВУЗов – "Гнесинка", консерватории, академии балета, ГИТИС, "Щепка", "Щука" – обязательно будем друг к другу ездить, особенно старшие студенты, со своими творческими работами (спектаклями, музыкой, балетными номерами). Люди таких творческих профессий должны смолоду объединяться.

ВГИК при данных возможностях станет такой молодежной площадкой для встреч студентов. К нам в киноклуб приходят же и из МГУ студенты, и из гуманитарного университета, и из других ВУЗов. Хочется, чтобы здесь была такая открытая площадка: не с разрешения ректора, "можно нам сегодня или нельзя" – пусть сами договариваются, пусть приходят, пусть обмениваются какими-то даже своими просто впечатлениями, мыслями. Но уже мы договорились с ректорами творческих ВУЗов – "Гнесинка", консерватории, академии балета, ГИТИС, "Щепка", "Щука" – обязательно будем друг к другу ездить, особенно старшие студенты, со своими творческими работами (спектаклями, музыкой, балетными номерами). Люди таких творческих профессий должны смолоду объединяться – это, как тогда в советское время называли, "рабочий класс, крестьянский класс и интеллигентская прослойка". Меня всегда это радовало, что интеллигент – это прослойка. Как раз эта тоненькая прослойка формировала и нравственность, и мысли, философию общественную. Но нужно, чтобы эта прослойка была не из отдельных невзаимосвязанных элементов, а все-таки этот слой должен быть плотный такой. Чем чаще будут встречаться поэты, музыканты, скульпторы, живописцы, кинематографисты, тем больше будет идей. Через искусство идет влияние на все общество. Это сейчас особенно важно, на мой взгляд, потому что упала сильно нравственность, какие-то признаки такой немножко деградации в обществе. Иногда перещелкиваешь каналы телевидения: юмор просто… Это уже не юмор, это какие-то уже такие пошлые… По каждому каналу какие-то толстые, как я, мужики выбегают в каком-нибудь женском платье, кривляются, и почему-то надо смеяться. Мне кажется, это тоже показатель, что в обществе не очень все в порядке по поводу духовного развития, нравственности. Но если сравнивать… Я вот в поселке подмосковном жил: конечно, ходил на танцы, конечно, мы там перед девушками показывали, какие мы умеющие подраться даже. Это был такой элемент. Но ведь абсолютно было такое правило "не бей лежачего". Ногами никто не добивал. Сейчас как смотришь эти передачи, новости – ужас какой-то. Как раз я думаю, что в этой прослойке не хватает каких-то ярких личностей, примеров, писателей тех же, которые будут общественное сознание формировать. Поэтому наша задача – мы и идеологи. Чтобы ребята все-таки в своем творчестве, да и в своей жизни, все-таки оставались такими чистыми, нормальными человеколюбами. Это нельзя каким-то предметом, лекцией привить – надо только общей атмосферой. Я думаю, во ВГИКе она неплохая у нас.