Владимир Шапошников: Принятие закона, разрешающего заменять квоты для трудовых мигрантов патентами – это безусловный прорыв
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/vladimir-shaposhnikov-prinyatie-12607.html
За последние годы
проблема трудовой миграции в России вышла в разряд наиболее острых. Прежняя
система квотирования рабочих мест для иностранных граждан оказалась слишком
уязвимой перед коррупционной машиной. Многочисленные нарушения действующего
законодательства как со стороны работников, так и работодателей, свели
практически на нет все усилия по количественному и качественному контролю
рабочей силы, прибывающей из стран СНГ. На днях сенаторы Совета Федерации
одобрили новый закон о патентах для трудовых мигрантов. С 12 января 2015 года а
России каждый мигрант будет обязан иметь индивидуальный патент, позволяющий
работать в частных компаниях и на государственных предприятиях только если он
поставил в миграционной анкете отметку "работа" в качестве цели приезда
в Россию. Документ необходимо будет оформить в течении 30 дней с момента въезда
в страну. К числу требований для получения патента относятся: владение русским
языком, отсутствие судимости, регистрация по месту пребывания, уплата налога на
доходы для физических лиц, отсутствие инфекционных заболеваний, ВИЧ,
наркомании, наличие полиса добровольного медицинского страхования,
действительного на территории России.
Владимир Шапошников – вице-президент Союза профсоюзов России, председатель Общественной
организации по гражданскому содействию в сфере миграции "Координационный
центр Миграция", член Совета по развитию гражданского общества и правам
человека при президенте России, член комиссии Общественной палаты Российской
Федерации па гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений.
Кандидат экономических наук, доцент. В 2007 году награжден знаком
"Почетный строитель России".
Владимир Шапошников:
За последние годы идет активное развитие нашей страны в целом ряде отраслей. В ряде
регионов ведутся различные программы. В рамках этих программ, безусловно, нужны
люди, кто будет работать, выполнять эти программы. А это все отрасли, все наши,
какие на сегодняшний день есть, они все требуют иностранных граждан. И как бы
мы ни говорили и ни спорили: нужны ли нам иностранные строители, дворники и так
далее – практика показывает, что любые эксперименты, даже которые на
сегодняшний день проводятся, пробные для того, чтобы понять, можем ли мы где-то
в каких-то отраслях отказаться от иностранного гражданина, они, к сожалению, не
складываются успешно.
Все-таки россияне не
идут на те зарплаты, которые существуют на сегодняшний день за уборку улиц.
Ну, например, в Москве попробовали программу, при которой брали
на работу россиян на уборку улиц, дворниками. Всегда говорили о том, что есть
градация, есть цены. Что одни получают много, другие получают меньше. Что если
платить столько, сколько получают те, кто выигрывают кампании, то значит, на
работу будут ходить россияне и с удовольствием работу эту выполнять. Мы по
целому ряду регионов в рамках департамента межнациональных взаимоотношений
проехали и провели целый ряд круглых столов, на которых все префектуры
практически в один голос сказали, что все-таки, к сожалению, эта работа не
востребована. Все-таки россияне не идут на те зарплаты, которые даже показаны
на сегодняшний день за уборку улиц. Это единичные случаи, скажем так. Нужно
понимать, что миграция на сегодня – это как осень и зима. Мы знаем о том, что
это есть – это времена года. Так и миграция – она была, есть и будет.
Миграция была есть и
будет, как смена времен года.
Россия на сегодняшний день для стран СНГ, по сути, является
основным донором. Потому что те иностранные граждане, которые приезжают и
работают на территории нашей страны, то количество переводов и цифр, которое
возвращается обратно же к себе в страну, они колоссальны и баснословны.
Безусловно, это жизнедеятельность той страны, в которую они приходят. То есть
это свои строительства, свои магазины, свое благоустройства, свое развитие и
так далее. Так же как целый ряд есть иностранных граждан, которые хотят стать
россиянами, приезжают для того, чтобы работать. За это время им нравится
страна, они знакомятся. Они хотят создавать свои браки и хотят оставаться
гражданами страны. И поэтому это тоже не нужно забывать. И нужно понимать, что
те условия, при которых к нам поступают иностранные граждане для того, чтобы
работать, и та общая обстановка, которая у них есть в виде добрососедства,
которое мы можем показать нашими гражданами для иностранных граждан, создаст те
условия, при которых нормальные и достойные люди, которые действительно хотят
по закону жить и работать в нашей стране, они могут иметь возможность
оставаться и в ней дальше развиваться и нести блага для нашей Родины.
С 2015 года в силу
вступит закон о патентах для иностранных граждан, который позволит им выйти из рабства,
в которое они тут попадают, даст возможность защищать свои права перед
работодателем.
Целый ряд за последние несколько лет принято законов, их
такое большое количество, направленных именно на выполнение самой программы.
Очень много. Один из них, который с 2015 года вступит в силу – это патенты для
граждан, которые могут выдаваться не только для физических лиц, для работы у
физических лиц, а и для юридических лиц тоже. Безусловно, это прорыв. Это
прорыв, я думаю, который даст возможности иностранному гражданину
законопослушно получить то разрешение, тот патент, тот документ, за которым не
будет и не должно быть очереди. Соответственно, имея его в руках, он сможет
защитить свои права перед тем работодателем, на том предприятии, на которое он
придет. Это позволит ему выйти из той нелегальной обстановки, в которой он сейчас
находится, из того рабства, в которое он попадает. Даст возможность
общественным и юридическим объединениям защищать их права, как и защищают на
сегодняшний день права российских работников на территории тех предприятий, на
которых они работают. Это действительно позволит перейти из нелегального рынка
трудовой миграции. Почему? Потому что уже наболевшая система квотирования, о
которой говорили, о тех квотах, которых всегда было недостаточно на регионы, о
том дефиците, который складывался, и о ситуациях, при которых работодатель
хочет или не хочет официально устроить работника на ту работу. У него не всегда
была на это возможность, если он законопослушен был изначально. Потому что вся
система, которая была для получения разрешения для выхода на работу и
квотирования предприятий, была настолько сложна, что участия в ней для
предприятия не было. И на сегодняшний день это инструмент, который позволит
иностранным гражданам и работодателям урегулировать свои юридические отношения.
И действительно, каждый будет получать то, что он хочет.
Для получения патента
иностранные граждане должны будут пройти тесты на знание русского языка,
истории и основ российского законодательства.
Только ограниченное количество профессий получают
сертификаты русского языка, необходимые для трудоустройства, а с 2015 года это
будет применяться для всех профессий. То есть все иностранные граждане, получающие
патент, не важно, в какой отрасли и в какой профессии они будут работать, они
будут получать и должны будут пройти тесты на русский язык, историю и основы
законодательства Российской Федерации. Для этого сейчас делаются и выпущены уже
тесты, по которым с 1 января 2015 года институты, уполномоченные, будут
заниматься этим обучением. Так же, как и эти институты, они дают разрешения
предприятиям, у которых есть филологи в составе для того, чтобы они тоже могли
заниматься выдачей и подготовкой иностранных граждан для получения в дальнейшем
сертификата. Безусловно, это необходимо. Безусловно. Возникнут целые ряды
сложностей, какие я вижу. И я докладывал Владимиру Владимировичу на Совете по
правам человека о сложности этой ситуации. Потому что, безусловно, необходим
контроль над Министерством образования и исполнительными органами, которые
выдают сертификаты и Федеральной миграционной службой. Для того, чтобы между
ними была связь, чтобы они могли проверить подлинность этого сертификата, чтобы
у них были номера. В конечном итоге, чтобы мы могли быть уверены в том, что
действительно эти люди прошли эти тесты, и они получили этот документ на руки,
а не просто это коммерческая услуга, за которую просто выдали документ, а
человек не знает ни русского языка, ни истории, ничего. И мы истопчем то благое, ради чего все это
создавалось. Должна быть обязательная система контроля в Федеральной
миграционной службе и в органах, выдающих сертификат. Они - в режиме онлайн.
Любой сотрудник миграционной службы должен нажать кнопку и посмотреть, как
выдавался этот сертификат этому человеку. Для того, чтобы в дальнейшем, когда
будут проверочные мероприятия, когда тот иностранный гражданин, который уже
имеет разрешение на работу, но не может представителю миграционной службы
назвать свои фамилию и имя, не говоря уже про тот объем тестирования, который
он должен был пройти, для того чтобы могла работать система надзора, и можно
было нажать кнопку и отследить. И соответственно написать в следственный
комитет или прокуратуру обращение о том, какая организация выдала тот документ,
который действительно не соответствует тем требованиям у гражданина, которые
есть. Для этого есть тестеры специальные, которые будут выезжать, проверять,
смотреть, допущенные к этим мероприятиям.
Хочется сказать, что такую нагрузку на Федеральную
миграционную службу, которая есть на сегодняшний день, даже сложно себе
представить, не уменьшая значимости других министерств и ведомств, которая
лежит непосредственно на этой службе. И это действительно точечная, ежедневная
и, по сути, практически круглосуточная работа. А что касательно количественного
состава, опять же хочется дополнить, что, безусловно, его нужно расширять.
Не все приезжают на
территорию нашей страны с благими целями и ведут себя здесь законопослушно. Эти
люди должны понести наказание вне зависимости от причин, по которым они
нарушают закон.
Просто не все граждане приезжают на территорию нашей страны
для того, чтобы находится на ней законопослушно и действительно испытывать
благие цели. То есть, безусловно, создаются какие-то этнические группировки,
которые занимаются не тем, чем нужно, а тем, чем нам не хочется знать. Это и
криминальные сводки, которые есть. И нам не нужно обсуждать от чего эта
причина. От того, что этот человек, приехавший на территорию страны,
отработавший два-три месяца, был выброшен без зарплаты?! И он был вынужден
преступить и встать на черту криминальную. Это его не оправдывает. Он должен
быть в любом случае либо осужден, если совершил правонарушение, либо
депортирован, если он нарушил сроки пребывания на территории нашей страны, либо
административное нарушение. Факт остается в одном: только условия, которые наша
страна примет для того, чтобы иностранные граждане могли находиться на ней
законопослушно, были доступны. Только совместно с бизнесом: организация
площадок, которые дадут возможность этим иностранным гражданам работать, и
бизнесу быть законопослушным на территории страны. Только общие единые решения
и желание, в первую очередь, дадут возможности для того, чтобы трудовая
миграция все-таки легализовалась, и в ней был наведен максимальный порядок.
Владимир Шапошников: Принятие закона, разрешающего заменять квоты для трудовых мигрантов патентами – это безусловный прорыв