Владимир Спиваков: Я очень надеюсь, что музыка станет необходимостью человеческого бытия
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/vladimir-spivakov-ya-16808.html
1
октября – Международный день музыки. Впервые он был учрежден в 1975 году по
инициативе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. Основными целями
этого праздника были распространение музыкального искусства и обмен опытом
между культурами разных стран. В нашей стране Международный день музыки
отмечается с 1996 года.
Одним
из инициаторов его учреждения в России стал Дмитрий Дмитриевич Шостакович –
знаменитый советский композитор, пианист, педагог. Он хотел обратить внимание
общества на огромную роль музыки в нашей стране, так как считал, что музыка
способна открывать людям новые миры и объединять их. Международный день музыки
– это праздник для певцов, музыкантов, композиторов, учителей музыки и
преподавателей консерватории, студентов и учащихся музыкальных учебных
заведений. Но его также отмечают и просто все любители музыкального искусства.
Ведь сегодня музыка способна будоражить наши чувства и оказывать сильнейшее
влияние на наши эмоции. Она является чудодейственным средством проявления
доброты и красоты.
Владимир
Спиваков: Музыка – это вообще моя жизнь, просто мое дыхание, мои
мысли, мое сердцебиение – все. Это для меня все. Знаете, как я когда-то прочел
в книжке о Леониде Утесове такую вещь. Он сказал, что "если я умру, буду
лежать в гробу, услышу музыку и не встану – значит, я действительно умер".
Владимир
Спиваков, советский и российский дирижер, скрипач, педагог, народный артист
СССР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии
России. Художественный руководитель и главный дирижер Национального
филармонического оркестра России и государственного камерного оркестра
"Виртуозы Москвы". Президент Московского международного дома музыки.
Кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" II, III и IV степени.
Владимир
Спиваков: Мне кажется, хорошая идея – Международный день музыки
отмечать. Это все-таки какое-то объединяющее начало, потому что музыка сама по
себе, которая не требует перевода – она общечеловеческая речь, понятная для
всех людей. Это, в общем-то, ноты, которые на нотном стане, эти черные точечки
– это закодированные человеческие эмоции. И без музыки просто мира не
существует.
Те люди, которые смогли в истории создать свой стиль,
необыкновенное что-то такое создать, те люди остаются в истории. И им
принадлежит будущее, несмотря на то, что их уже и нет. Скажем, Петр Ильич
Чайковский, Рахманинов – это все люди, которые свой стиль создали, не
оглядываясь ни на что практически, и они дороги всем, и будут до конца дней.
Пока Земля существует, они будут дороги всем. И Шостакович, и Прокофьев.
Особенно это касается русской музыки.
Не обязательно знать, где побочная партия, а где
связующая, или какой аккорд звучит с расщепленной квинтой, как у Скрябина, или
еще что-нибудь в этом духе. Просто нужно воспитывать с детства людей. И вот
этим как раз занимается Дом музыки в полном объеме. Потому что у нас такие
воспитательные абонементы, которые воспитывают у детей вкус, и у родителей в
том числе, потому что они приходят на концерты с родителями. Эти абонементы
раскупаются в первую очередь. И самые разные – здесь и Любимцев, и Катя Гусева,
и солистка нашего Национального филармонического оркестра России Светлена
Степченко, которая придумала себе псевдоним такой – Виолетта Модестовна. И вот
дети выходят на сцену, являются участниками этого вечера. И, в общем, на эти
концерты не попасть совершенно.
Это была изначально моя идея, потому что я вспоминаю – в
дни своей молодости, когда я первый раз приехал в Вену в Музикферайн, я приехал
туда играть на празднества такие, Wiener Festwochen называется, с Клаудио Аббадо, с такими
великими людьми я играл. И принимала меня одна женщина, потомственная графиня,
госпожа Мошуа. Ее, к сожалению, сейчас нет уже. Она меня привела в этот золотой
зал. Я еще был студентом консерватории. И завела в ложу и сказала: на этих
местах я сидела вместе со своей бабушкой всю жизнь. Понимаете, вот эта такая
преемственность. Мне хотелось, чтобы такая история случилась в Доме музыки, что
те детишки, которые сегодня пришли, привели своих детей и сказали: а я со своей
мамой был на концерте, когда выступал такой-то оркестр или такой-то певец, или
пианист – вот, слушал. И тогда возникает потребность. День музыки придумал
Дмитрий Дмитриевич Шостакович, да? Но он также сказал замечательную такую
формулу, что ему бы мечталось о том, чтобы в школе изучали не только букву,
цифру, но и ноту.
Русская школа всегда была великой школой. Просто границы
размылись. И если вспомнить Леопольда Ауэра, который преподавал в
Санкт-Петербургской консерватории и потом эмигрировал, все равно это русская
школа. И Яша Хейфиц, гениальный скрипач, и другие его ученики – они потом
продолжали эти традиции, и до сих пор это существует. То же самое, что в
Германии учатся пианисты по школе Николаева. Потому что школа никуда не
исчезает. Просто сейчас мир другой немножко. Вот и все. А у нас прекрасная школа,
и традиции великолепные.
Фонд, который носит мое имя, за 20 лет своей
деятельности действительно помог очень многим талантам развиться. Но дело даже
не в этом. Он просто создает здоровую ячейку общества. Потому что дети приходят
– не обязательно для меня, чтобы все они стали гениальными музыкантами. А они
приходят в фонд, допустим, способные, из некоторых детей получатся потрясающие
музыканты, а некоторые могут и бросить музыку или живопись, или скульптуру, или
танец. Но все равно они вовлечены в этот процесс. А самое главное, что они
чувствуют, что их любят совершенно чужие люди. Не папа с мамой, а просто
совершенно чужие люди. И вот это тепло, которое они получают от фонда, от тех,
кто служит в фонде, от совместных выступлений, от других детей, они несут
дальше в мир. Вот, в чем дело. Заинтересованность должна быть. Это зависит от
взрослых. Мотивация. С детьми нужно, с одной стороны, разговаривать, как со
взрослыми. Главное, чтобы они чувствовали, что их уважают, что им доверяют, что
они личности. И мы стараемся детям давать хорошие инструменты в руки. Потому
что если инструмент звучит, как табуретка, то ребенок и реагирует
соответственно. А если он слышит, что в инструменте есть душа, что-то такое
есть, что заставляет его вибрировать, соответственно, он получает удовольствие
уже от этого.
Конечно, в первую очередь люди идут на имена. На
артистов, которым доверяют. К сожалению, наши масс-медиа делают все, для того
чтобы, скажем, песни Сердючки все знали, а симфонические танцы Рахманинова
знали только избранные, что, конечно, неправильно, нечестно и некрасиво. Но мы
по этому пути не идем. И сейчас очень трудно попасть в Дом музыки, потому что у
нас расписаны концерты на 2 года вперед практически. И уже зал, можно сказать,
стал намоленным. Этот дом, куда люди хотят приезжать, выступать и понимают, что
это очень престижно. И потом это как бы такая визитная карточка Москвы стала. И
на своих плечах, честно говоря, я тоже очень много вынес всего. Здесь было и
разное, и приятное. Об этом я забываю легко. Но в основном здесь великолепная атмосфера,
прекрасный коллектив, и все служат общему делу.
Я очень надеюсь, что люди будут приходить в залы, очень
надеюсь на то, что музыка станет необходимостью человеческого бытия. Это так и
есть. Просто нужно этому поддаться, спокойно прийти в зал, послушать,
отключиться от жизненных проблем, утешиться. Потому что у музыки очень много
самых разных функций - от наслаждения до утешения, здесь есть все спектры,
которые нужны человеку.
Владимир Спиваков: Я очень надеюсь, что музыка станет необходимостью человеческого бытия