Владимир Вагин: Суть инициативного бюджетирования в том, что граждане участвуют в выборе тех проектов, на которые должны быть потрачены бюджетные средства
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/vladimir-vagin-sut-23453.html Один
из важнейших инструментов влияния на работу местных властей и контроля за
расходами бюджетных средств – активное участие граждан, возможность самим
определять приоритетные регионы проекты, добиваться их реализации и следить за
ходом запланированных работ. Но для вовлечения населения в бюджетный процесс
необходимы специальные, хорошо продуманные методики. Одна из уже проверенных и
удачно зарекомендовавших себя практик – инициативное бюджетирование.
Еще
в 2012 году комитет гражданских инициатив создал проект "Открытый
бюджет". Главной целью этой инициативы было обеспечить прозрачность
бюджетного процесса регионов и муниципальных образований. Сегодня о результатах
и положительном эффекте инициативного бюджетирования нагляднее всего говорят цифры.
По итогам 2016 года общая сумма средств, направленных на реализацию проектов,
инициированных гражданами, составит порядка 4.5 млрд рублей. В программы
инициативного бюджетирования вовлечены 16 российских регионов. А еще 19 сейчас
ведут подготовку к запуску таких проектов.
Владимир
Вагин: То, что мы вкладываем сегодня в понятие "участие
граждан" – это действительно во многом уникальное явление. Много нового мы
сделали. И очень много необычных черт есть в нашем бюджетировании. Поэтому мы
называем его отдельным термином – инициативное бюджетирование. А так, для того
чтобы действительно просто объяснить, что это такое – это участие граждан в
вопросах о бюджетных решениях на местном уровне.
Владимир
Владимирович Вагин, эксперт Комитета гражданских инициатив, руководитель Центра
инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института
Министерства финансов Российской Федерации, кандидат философских наук, член
рабочих групп "Бюджет для граждан" и "Открытый
муниципалитет" открытого правительства Российской Федерации.
Владимир Вагин: Инициативное бюджетирование – это
российская версия достаточно широко известного во всем мире процесса, который
называется партиципаторное бюджетирование, или бюджетирование с участием
граждан. Появилось это явление в 1989 году, уже довольно приличный срок
насчитывает его история.
Есть очень много стран, в которых партиципаторное
бюджетирование очень активно развивается и уже применяется достаточно широко,
не как пилот. В нашей стране оно началось с 2007 года, когда появились первые
практики участия граждан в решении вопроса о расходовании бюджетных средств на
местном, на муниципальном уровне.
С 2007 года появилась программа поддержки местных
инициатив Всемирного банка, чуть позже появились программы "Народный
бюджет" и "Народная инициатива", и в 2012 году - "Партиципаторное
бюджетирование" Европейского университета.
Суть инициативного бюджетирования в том, что граждане участвуют в выборе тех проектов, на которые должны быть израсходованы бюджетные средства
Учитывая большое количество практик в нашей стране,
учитывая масштаб, который обрело это явление, мы сочли возможным назвать первый
этап партиципаторного бюджетирования в Российской Федерации отдельным термином,
отдельным словом – инициативное бюджетирование. Но суть этого явления
неизменна. Она заключается в том, что граждане участвуют в выборе тех проектов,
на которые должны быть израсходованы бюджетные средства. То есть определяет
приоритет расходования бюджетных расходов.
После этого участвуют в составлении самой проектной
документации, участвуют в реализации самих проектов и в последующем контроле за
тем, как реализуются сами эти проекты. Вот коротко то, что такое инициативное
бюджетирование.
Вообще есть таких пять черт, которые присущи всем практикам
партиципаторного бюджетирования. Эти пять черт включают в себя следующее.
Первое - это обязательное решение бюджетных вопросов. То есть речь идет о государственных
бюджетных средствах.
Даже если это на муниципальном уровне, то это
государственные или муниципальные средства. Это первая черта. Вторая черта –
это то, что этот бюджет обязательно обсуждается, и проекты выбираются с
участием представителей власти. Дальше это региональный характер этого
процесса. То есть это не ради одного года делается. Это достаточно трудоемкая
процедура. И первый год на самом деле достаточно сложные процедуры запуска. Но
всегда ее запускают в расчете на то, что это многолетняя практика. Она
становится регулярной.
Четвертая черта – это публичная отчетность. Это
публичный характер. И проведение публичных собраний по обсуждению этого всего.
Набор этих черт и образует описание того, что такое партиципаторное
бюджетирование.
Когда мы говорим про российское инициативное
бюджетирование, мы добавляем еще три особенности. Первая из этих особенностей
заключается в том, что у нас граждане гораздо глубже вовлечены в процесс
принятия решений. Вторая особенность нашего инициативного бюджетирования и в
том, что мы гораздо глубже интегрированы в административную и бюджетную систему
страны.
То есть у нас не параллельно существует эта практика
бюджетному процессу. Она у нас существует в рамках бюджетного и административного
процесса. Особенно на местном уровне.
И третья особенность – это широкое распространение
софинансирования в наших проектах. Это софинансирование, которое бывает трех
видов. Первое – это софинансирование со стороны муниципалитетов, государственных
расходов или государственных субсидий, которые на эти цели выделяются. Второе –
это софинансирование со стороны граждан. И третье – это софинансирование со
стороны бизнеса. Это три разных источника софинансирования.
Если говорить про типологию, если говорить средние
параметры этого софинансирования, можно примерно следующим образом их
разложить: 50% - это субсидии со стороны государства. Порядка 20% - это
софинансирование муниципалитетов. И по 15% софинансирования от граждан и от
бизнеса. Редко, когда софинансирование со стороны граждан составляет больше 500
рублей на одного человека.
Сейчас действительно такое время, когда мы можем
сравнивать то, что было в первых проектах, которые уже без малого 10 лет назад
начались, и то, что сегодня происходит в этих районах и этих местах. Все это
происходило в Ставропольском крае. Именно там в 2007 году впервые была
реализована программа поддержки местных инициатив. Ставропольский край эту
программу запустил для того, чтобы выровнять социально-экономическое развитие
восточных районов Ставропольского края. Если посмотреть географически, это
районы, примыкающие к Калмыкии. Самые неблагоприятные районы Ставропольского
края. Оттуда был высокий отток населения, люди продавали дома, уезжали оттуда
как раз в то время. Эта программа должна была содействовать тому, чтобы
остановить миграцию населения из этих районов.
Сегодня можно сказать о том, что отток населения из этих
районов прекратился. Сегодня нет на продажу ни одного дома в селе Родниковском,
который был первым селом, где эта программа реализовывалась. И сами
представители этих поселений говорят, что да, это произошло благодаря программе
поддержки местных инициатив.
За эти годы появился так называемый кумулятивный
социальный эффект от этих проектов, когда реализуемые каждый год, накапливаясь
каждый год, сегодня руководитель поселения села Родниковского, который сказал: "Мне
кажется, что культура у людей изменилась за эти годы, пока мы все вместе
реализовали эти проекты".
Или другой пример – в селе Каменная Балка. Совершенно
замечательное село. Глава поселения – женщина, которая три года пыталась
запустить через программу поддержки местных инициатив ремонт своего дома культуры.
Ей надо было 9 млн рублей. Ей 9 млн рублей не давали, потому что потолок
субсидий – 2 млн рублей в Ставропольском крае, да и в большинстве краев и
областей на эти цели. И она никак не могла эти 9 млн рублей получить, пока не
поняла самого важного: что ей важно этот проекта ремонта не в один год можно
сделать, а сделать его за несколько лет. Но при этом чтобы люди учители и сам
муниципалитет участвовал в этом районе. Вот мы были как раз в этом
отремонтированном Доме культуры, смотрели на него. Меня поразило то, что вокруг
этого дома культуры. Я такого розария нигде не видел. У них все село в розах.
Они сделали прекрасное пожарное депо. Сами сделали. Потому что они, как никто,
понимают, что такое пожар летом, когда еще хлеб не убран. Они сделали великолепную
детскую площадку. У них много проектов… В каждом из этих сел точечные эти
проекты. Но это самое важное, что нужно было в этом селе в это время сделать. И
поэтому сегодня села уже действительно накопили такой потенциал, который
изменил настроения людей, живущих в этих селах. Они захотели там остаться. И
это стало изменение их малой родины, которая фактически является тем самым
дополнительным социальным эффектом инициативного бюджетирования, о котором мы
все время говорим как о самой важной черте инициативного бюджетирования.
Несмотря на то, что координатором этой деятельности
является Министерство финансов Российской Федерации, для которого в самом деле
есть совершенно очевидная выгода. Повышается эффективность бюджетных расходов.
То есть фактически вложенный рубль государственных средств приносит гораздо
больше, чем любая другая практика. Я всегда рассказываю очень простой пример.
Когда мы говорим про социальные эффекты инициативного бюджетирования, я один
пример говорю: вот дорога строится. Если это инвестиционный проект, что
спрашивают со строителей после этого? Сколько построено, за какие деньги и
качество. Кто еще что спросит? Никаких эффектов никто не спрашивает у
строителей дорог. Если эта дорога построена с помощью инициативного
бюджетирования, то возникает целый набор дополнительных эффектов. В их числе мы
можем сказать, что эта дорога странным образом оказывается дешевле, чем та
дорога, которая была спроектирована по-другому.
Ответственный гражданин формируется в проектах инициативного бюджетирования
Второе. Люди софинансируют, определив, что это в числе
приоритетов расходование средств для них является. Эксплуатационные издержки
люди берут на себя. Люди начинают за этой дорогой следить. Лишний раз они не
позволяют… Много таких прецедентов было, когда люди перед лесовозами становятся
и не пускают их на ту дорогу, которую они на свои деньги построили. Таких
случаев было много. То есть это набор экономических эффектов. Есть
институциональные эффекты. Образование и навыки появляются у руководителей
совсем другие. Местного самоуправления в первую очередь. Они учатся проектным
основам организации. У них появляются навыки организации совместного с
гражданами труда. Они собрания заново учатся проводить, так чтобы достигать
компромисса. И социальные эффекты (наверное, самое важное здесь) – это как раз
эффекты, направленные на укрепление
чувства соседства. И появляется тот самый ответственный гражданин, которого мы
везде ищем. Мы говорим: дайте ответственного гражданина к нам. Его к нам
привезут, что ли, откуда-то? Он откуда возьмется то? Он в таких проектах и
формируется.
И это все приводит к тому самому замечательному эффекту,
когда появляются люди, которые интересуются не политикой где-то вверху, а
которые интересуются тем местом, в котором они живут, как оно устроено, как его
обустроить дальше, каким образом здесь навести порядок. И вот те самые люди и
являются на самом деле главной задачей нашего проекта. Хотя это не главная
задача с точки зрения прямого эффекта. Это один из дополнительных эффектов, как
мы говорим, инициативного бюджетирования. И в этом его прелесть. Мы реализуем,
казалось бы, обычные проекты. А в ходе реализации этих проектов у нас
появляется целый набор интереснейших дополнительных эффектов, которые делают
вложения в инициативное бюджетирование и его развитие гораздо более выгодным и
весомым, нежели чем любые другие государственные инвестиции.
Владимир Вагин: Суть инициативного бюджетирования в том, что граждане участвуют в выборе тех проектов, на которые должны быть потрачены бюджетные средства