Евгений Стеблов: Актерская профессия – это рискованная работа. Это игра с собственным сознанием

Евгений Стеблов: Актерская профессия – это рискованная работа. Это игра с собственным сознанием | Программы | ОТР

Герой программы - советский и российский актер театра и кино,Народный артист России Евгений Стеблов.

2015-12-08T11:27:00+03:00
Евгений Стеблов: Актерская профессия – это рискованная работа. Это игра с собственным сознанием
Владимир Ресин: Стиль у меня был такой - решение принято – оно должно быть выполнено
Ирина Невская: Все закоулки – все наши. По кустам полазить это обязательно – нечего бояться в кустах, надо лезть туда
Дед Мороз: Раньше дети просили меньше. В этом главное отличие современных детей. Да и не просят уже, а больше требуют
Татьяна Москалькова
Алексей Рубин: Учитель начальных классов должен привить любовь к знаниям. Потому что потом, в 5 классе, уже не исправить убеждение ребенка, что школа – это либо "да", либо "нет"
Талгат Таджуддин: Дай бог, чтобы все страны мира единым фронтом противостояли международному терроризму. И молиться нужно, и действовать
Вера Калгашкина: О том, что будет война, мы знали до ее начала
Степан Карнаухов: Погибнуть на войне – это обыденное дело. Люди и воюют для того, чтобы одни угробили других. Выжить – это невероятное везение. Выжить можно только случайно
Антонина Ефремова: Когда началась война, фашисты бросили на наше государство 190 дивизий
Павел Торощин: К концу 1942 года от тех преимуществ, которые имела Германия в начале войны, ничего не осталось. Уже Красная армия была сильнее

Евгений Стеблов, большой артист старой школы, мастер, преданный своей профессии. Он рано стал знаменитым. "Я шагаю по Москве", "До свидания, мальчики", "Собака Баскервилей", "По семейным обстоятельствам" – эти фильмы прославили актера Евгения Стеблова. Зрители всей страны полюбили его за добрую мягкую улыбку и безупречный образ идеального семьянина.

А сам Евгений Юрьевич очень спокойно относится к славе и считает, что просто так сложилась жизнь, что основное его дело – актерское. Разные режиссеры, разные роли, разные характеры. Исполнительская манера актера обладает удивительным богатством. В ней сочетаются импровизационность, свобода, психологическая точность и острая внешняя характерность.

За 50 лет творческой жизни Евгений Юрьевич снялся во многих хороших фильмах, блистал и на театральной сцене. И по сей день народный артист России, лауреат Государственной премии, отмечающий 8 декабря свое 70-летие, щедро и трепетно дарит зрителям радость своей души, своего таланта, репетирует на сцене любимого театра имени Моссовета и снимается в кино.

Евгений Стеблов: Актерская профессия – это рискованная работа. Это игра с собственным сознанием. Мы сами инструменты, сами исполнители на своем собственном инструменте. Это игра с собственным сознанием. Это небезопасное занятие. Поэтому и бывает так, что иногда всякие кризисы, или кто-то прибегает к каким-то допингам. Что может тут помочь, что может сдержать? По своему опыту знаю – это вера.

Евгений Юрьевич Стеблов, советский и российский актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР, народный артист России. В 1984 году стал лауреатом Государственной премии РСФСР имени Надежды Константиновны Крупской за участием в фильме "Не хочу быть взрослым". Награжден орденом "За заслуги перед отечеством" IV степени за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.

Евгений Стеблов: В жизни все важно. Господь нам все время какие-то знаки посылает, а мы их не читаем. Поначалу вообще, может быть, некоторые знать не знают и ведать не ведают. А потом когда-то уже осознают – не всегда умеют правильно истолковать. Иной раз какой-то подарок воспринимают как огорчение, и наоборот. Чтоб было понятно, я скажу, что когда я в свое время поступал в театральный институт, 1962 год, и обычно все студенты поступают в несколько театральных институтов, потому что это большая лотерея.

И вот я поначалу поступил в школу-студию МХАТ и в ГИТИС. И в ГИТИСе я как-то хорошо прошел первый тур, второй. А во МХАТе меня на втором туре срезал народный артист СССР Виктор Станицын. И я что-то пафосное пушкинское читал. Так думал, что нужно для пафоса что-то такое. Тогда еще не владел этим в полной мере, и дал петуха, и, в общем, как-то срезался. Конечно, я огорчился. А на самом деле это было счастье, потому что я пошел в Щукинское училище, туда поступил, и поступил туда, прямо скажем, как по маслу. Даже от последнего тура меня освободили. И в чем счастье было? В том, что в школе-студии МХАТ категорически нельзя было сниматься в кино. А в Щукинском училище тоже не очень разрешали сниматься, но иногда в виде исключения разрешали. Вот это оказался мой случай.

Я достаточно разноплановый по своей актерской природе. Я могу играть очень много. Но кроме того, что не соответствует психофизике. Я не могу играть роли, которые играл покойный, царствие небесное, Евгений Рубацкий. Другая психофизика. А то, что близко к моей психофизике, я в себе каких-то жанровых ограничений никогда, причем, с раннего профессионального времени, я не чувствовал. Более того, я старался не выдавать сразу все. Я понимал, что если сразу все выложишь в первой картине, это неправильно. Так мне казалось. Может, я ошибался. Но тогда я так думал, что в этой картине я на этом сделаю акцент, на этом качестве. Или, как в театральных институтах, во всяком случае, в Щукинском училище, это называют "полочка". У тебя есть разные полочки. Ту одну полочку продал, показал. А другую еще нет.

Есть много приемов ремесла. Но принципиально есть два типа воздействия на зрителя: агрессивный (активный) и пассивный. Пассивный сложнее. Агрессивный – это просто. Это как темпераментом… грубо говоря, рявкнул, ты их оглушил – и дальше ты можешь тихо говорить, они будут слушать тебя. Ты их пригвоздил. А пассивный – это намного сложнее. И вообще не все этим владеют. Я знаю такой пример. Был такой выдающийся артист Московского художественного театра Михаил Тарханов. Был известный спектакль во МХАТе "Мертвые души". И вот второй акт начинался сценой у Собакевича. Раскрывался занавес, и сидел на сцене Собакевич (Тарханов). И была пауза, ничего не происходило вроде бы внешне. Из паузы рождались аплодисменты. Потому что зритель вдруг видел в Тарханове Собакевича. Когда артист приглашает зрителя в свою душу, в свой внутренний мир, и зритель начинает туда проникать и вдруг видит: "Ой, это Собакевич!". Это гораздо сложнее, чем просто ударить темпераментом и сделать зрителю какой-то эмоциональный шок.

Или такое. В свое время был такой спектакль в Театра Моссовета "Несколько тревожных дней" – про физиков. И там Ростислав Янович Плятт, с которым я много партнерствовал, играл одного из главных героев – академика, физика, директора института, а я – его сына, кандидата наук, физика. И, в частности, у нас была одна сцена, очень выигрышная для меня, такая конфликт отцов и детей.

И Юрий Александрович Завадский, наш выдающийся руководитель, пригласил академика Мигдала. Это выдающийся физик. Тот пришел со своим ассистентом, молодым физиком. Юрий Александрович Завадский мне сказал: Стеблов, ты познакомься с этим ассистентом, с молодым физиком. И ты почувствуешь, как играть физика. Я познакомился с ним. И мы с ним договорились, он меня пригласил в Физтех на капустник. Более чудовищного зрелища, да простят меня участники этого капустника, я в жизни не видел. То, что они вытворяли – это было настолько безвкусно. Они были очень довольны. Им большего и не надо было. Они радовались, как дети. И слава Богу. Я поблагодарил и понял, что мне там брать нечего у них. И тогда я просто сказал себе: я физик. Ничего не делал. Ничего. И когда я сыграл премьеру, ко мне очень многие подходили и говорили: ну как вы точно физика сыграли. Типичный физик. Как вы…

Я вообще убежден, что творчество – оно же все свыше. И просто надо не мешать. Надо позволить Господу Богу, чтобы он в тебе работал.

Самое дорогое в профессии – когда ты сам себя удивляешь. Я знаю, что для зрителя все нормально будет и сегодня, и завтра, и послезавтра. Но изредка бывают особо вдохновенные спектакли. Но если хороший партнер, я, например, последние годы его жизни с покойным Леонидом Васильевичем Марковым мы дружили, несмотря на то, что он был старше меня. Он работал, если применить ассоциацию с живописью, то он работал масляными красками. А я больше пастелью. И бывали такие моменты, когда ты играешь как всегда, играешь, и текст тот же самый, те же мизансцены. А вдруг сам думаешь: что же я это делаю? Что-то во мне происходит помимо меня. Плюс к тому, что я осознанно делаю, еще что-то происходит сверх того. Ленечка мог сказать: ну ты сегодня, парень, дал. Он понимал это во мне, а я – нем, когда у него такое бывало. Это, наверное, самое дорогое, когда сам себя удивляешь.  

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Герой программы - советский и российский актер театра и кино,Народный артист России Евгений Стеблов.