Евгений Стеблов: Актерская профессия – это рискованная работа. Это игра с собственным сознанием
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/yubilei--let-18073.html
Евгений
Стеблов, большой артист старой школы, мастер, преданный своей профессии. Он
рано стал знаменитым. "Я шагаю по Москве", "До свидания,
мальчики", "Собака Баскервилей", "По семейным
обстоятельствам" – эти фильмы прославили актера Евгения Стеблова. Зрители
всей страны полюбили его за добрую мягкую улыбку и безупречный образ идеального
семьянина.
А
сам Евгений Юрьевич очень спокойно относится к славе и считает, что просто так
сложилась жизнь, что основное его дело – актерское. Разные режиссеры, разные
роли, разные характеры. Исполнительская манера актера обладает удивительным
богатством. В ней сочетаются импровизационность, свобода, психологическая
точность и острая внешняя характерность.
За
50 лет творческой жизни Евгений Юрьевич снялся во многих хороших фильмах,
блистал и на театральной сцене. И по сей день народный артист России, лауреат
Государственной премии, отмечающий 8 декабря свое 70-летие, щедро и трепетно дарит
зрителям радость своей души, своего таланта, репетирует на сцене любимого
театра имени Моссовета и снимается в кино.
Евгений
Стеблов: Актерская профессия – это рискованная работа. Это игра
с собственным сознанием. Мы сами инструменты, сами исполнители на своем
собственном инструменте. Это игра с собственным сознанием. Это небезопасное
занятие. Поэтому и бывает так, что иногда всякие кризисы, или кто-то прибегает
к каким-то допингам. Что может тут помочь, что может сдержать? По своему опыту
знаю – это вера.
Евгений
Юрьевич Стеблов, советский и российский актер театра и кино, заслуженный артист
РСФСР, народный артист России. В 1984 году стал лауреатом Государственной
премии РСФСР имени Надежды Константиновны Крупской за участием в фильме
"Не хочу быть взрослым". Награжден орденом "За заслуги перед
отечеством" IV
степени за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю
творческую деятельность.
Евгений
Стеблов: В жизни все важно. Господь нам все время какие-то знаки
посылает, а мы их не читаем. Поначалу вообще, может быть, некоторые знать не
знают и ведать не ведают. А потом когда-то уже осознают – не всегда умеют
правильно истолковать. Иной раз какой-то подарок воспринимают как огорчение, и
наоборот. Чтоб было понятно, я скажу, что когда я в свое время поступал в
театральный институт, 1962 год, и обычно все студенты поступают в несколько
театральных институтов, потому что это большая лотерея.
И вот я поначалу поступил в школу-студию МХАТ и в ГИТИС.
И в ГИТИСе я как-то хорошо прошел первый тур, второй. А во МХАТе меня на втором
туре срезал народный артист СССР Виктор Станицын. И я что-то пафосное
пушкинское читал. Так думал, что нужно для пафоса что-то такое. Тогда еще не
владел этим в полной мере, и дал петуха, и, в общем, как-то срезался. Конечно,
я огорчился. А на самом деле это было счастье, потому что я пошел в Щукинское
училище, туда поступил, и поступил туда, прямо скажем, как по маслу. Даже от
последнего тура меня освободили. И в чем счастье было? В том, что в
школе-студии МХАТ категорически нельзя было сниматься в кино. А в Щукинском
училище тоже не очень разрешали сниматься, но иногда в виде исключения
разрешали. Вот это оказался мой случай.
Я достаточно разноплановый по своей актерской природе. Я
могу играть очень много. Но кроме того, что не соответствует психофизике. Я не
могу играть роли, которые играл покойный, царствие небесное, Евгений Рубацкий.
Другая психофизика. А то, что близко к моей психофизике, я в себе каких-то
жанровых ограничений никогда, причем, с раннего профессионального времени, я не
чувствовал. Более того, я старался не выдавать сразу все. Я понимал, что если
сразу все выложишь в первой картине, это неправильно. Так мне казалось. Может,
я ошибался. Но тогда я так думал, что в этой картине я на этом сделаю акцент,
на этом качестве. Или, как в театральных институтах, во всяком случае, в
Щукинском училище, это называют "полочка". У тебя есть разные
полочки. Ту одну полочку продал, показал. А другую еще нет.
Есть много приемов ремесла. Но принципиально есть два
типа воздействия на зрителя: агрессивный (активный) и пассивный. Пассивный
сложнее. Агрессивный – это просто. Это как темпераментом… грубо говоря, рявкнул,
ты их оглушил – и дальше ты можешь тихо говорить, они будут слушать тебя. Ты их
пригвоздил. А пассивный – это намного сложнее. И вообще не все этим владеют. Я
знаю такой пример. Был такой выдающийся артист Московского художественного
театра Михаил Тарханов. Был известный спектакль во МХАТе "Мертвые
души". И вот второй акт начинался сценой у Собакевича. Раскрывался
занавес, и сидел на сцене Собакевич (Тарханов). И была пауза, ничего не
происходило вроде бы внешне. Из паузы рождались аплодисменты. Потому что
зритель вдруг видел в Тарханове Собакевича. Когда артист приглашает зрителя в
свою душу, в свой внутренний мир, и зритель начинает туда проникать и вдруг
видит: "Ой, это Собакевич!". Это гораздо сложнее, чем просто ударить
темпераментом и сделать зрителю какой-то эмоциональный шок.
Или такое. В свое время был такой спектакль в Театра
Моссовета "Несколько тревожных дней" – про физиков. И там Ростислав
Янович Плятт, с которым я много партнерствовал, играл одного из главных героев
– академика, физика, директора института, а я – его сына, кандидата наук,
физика. И, в частности, у нас была одна сцена, очень выигрышная для меня, такая
конфликт отцов и детей.
И Юрий Александрович Завадский, наш выдающийся руководитель,
пригласил академика Мигдала. Это выдающийся физик. Тот пришел со своим
ассистентом, молодым физиком. Юрий Александрович Завадский мне сказал: Стеблов,
ты познакомься с этим ассистентом, с молодым физиком. И ты почувствуешь, как
играть физика. Я познакомился с ним. И мы с ним договорились, он меня пригласил
в Физтех на капустник. Более чудовищного зрелища, да простят меня участники
этого капустника, я в жизни не видел. То, что они вытворяли – это было
настолько безвкусно. Они были очень довольны. Им большего и не надо было. Они
радовались, как дети. И слава Богу. Я поблагодарил и понял, что мне там брать
нечего у них. И тогда я просто сказал себе: я физик. Ничего не делал. Ничего. И
когда я сыграл премьеру, ко мне очень многие подходили и говорили: ну как вы
точно физика сыграли. Типичный физик. Как вы…
Я вообще убежден, что творчество – оно же все свыше. И
просто надо не мешать. Надо позволить Господу Богу, чтобы он в тебе работал.
Самое дорогое в профессии – когда ты сам себя удивляешь.
Я знаю, что для зрителя все нормально будет и сегодня, и завтра, и послезавтра.
Но изредка бывают особо вдохновенные спектакли. Но если хороший партнер, я,
например, последние годы его жизни с покойным Леонидом Васильевичем Марковым мы
дружили, несмотря на то, что он был старше меня. Он работал, если применить
ассоциацию с живописью, то он работал масляными красками. А я больше пастелью.
И бывали такие моменты, когда ты играешь как всегда, играешь, и текст тот же
самый, те же мизансцены. А вдруг сам думаешь: что же я это делаю? Что-то во мне
происходит помимо меня. Плюс к тому, что я осознанно делаю, еще что-то
происходит сверх того. Ленечка мог сказать: ну ты сегодня, парень, дал. Он
понимал это во мне, а я – нем, когда у него такое бывало. Это, наверное, самое
дорогое, когда сам себя удивляешь.
Евгений Стеблов: Актерская профессия – это рискованная работа. Это игра с собственным сознанием