Алена Варначева: Сегодня выпуск программы "От первого лица" посвящен детским писателям 50-60-х годов. Это время расцвета детской литературы: Чуковский пишет свой знаменитый "Бибигон", Михайлков – "Дядю Степу" и "Праздник непослушания", а Николай Носов - трилогию о Незнайке и его друзьях. Истории о маленьких человечках ростом с небольшой огурец стали, как бы мы сейчас сказали, настоящим бестселлером. Но вот мало кто знает, что Носов свои книги писать даже не собирался: свои сказки он сочинял для маленького сынишки и его друзей, но делал это так мастерски, что его попросили изложить свои мысли на бумаге. Так появилась первая книга о Незнайке и его друзьях. Читатели буквально в считанные дни смели ее с прилавков и потребовали продолжения. Так почему же середина прошлого столетия оказалась так богата на хороших детских писателей? Почему детские книги, написанные в 50-60-е годы прошлого века, сегодня не просто не теряют популярности, но и наращивают тиражи? Ответы на эти вопросы получим прямо сейчас от наших коллег в программе "От первого лица" на Общественном телевидении России. В Российской государственной детской библиотеке с 11 октября по 28 ноября проходит выставка "Полдень, ХХ век: открывая страницы детской литературы 1950-60 годов". За несколько дней экспозицию уже смогли увидеть десятки посетителей разных возрастов. Мария Веденяпина (директор Российской государственной детской библиотеки): Именно 50-60-е годы дали определенный всплеск развития детской литературы, появления новых писателей и целой плеяды детских иллюстраторов. Незнайка, герои Успенского, зарубежные герои: Винни-Пух, герои Астрид Линдгрен, Муми-тролли – это герои, которые пришли к нам, нашим детям именно в эти годы. Диана и София Мастепановы (посетители библиотеки): Во-первых, это детство их бабушек, а моих родителей. И вот фотографии моей мамы тоже есть на этой выставке: мы помогали ее готовить, предоставляли материалы. Время интересное, и, как выяснилось благодаря экскурсиям, все основные книги наши, которые мы помним с детства, а может и не с детства, а, может быть, не помним, но будем вспоминать. На этой экспозиции - не только книги и иллюстрации. Чтобы заинтересовать самых маленьких читателей, организаторы мероприятия решили начинать с создания тематических декораций. Ольга Виноградова (главный библиограф отдела рекомендательной библиографии Российской государственной библиотеки): Мы в зимнем саду нашей библиотеки создали такую интерактивную зону, где дети могут взаимодействовать с определенными конструкциями, инсталляциями, и таким образом знакомиться со временем, о котором мы рассказываем на выставке. В центре у нас кукурузное поле. Понятно, что это отсылает к тому, что в средине 50-х годов в Советском Союзе начались масштабные посадки кукурузы. Но у нас не просто кукуруза, у нас кукуруза, из которой вырастают детские книжки, которые можно листать, трогать. По периметру зоны у нас выставка фотографий 50-60-х годов. Это фотографии из московского архива: они показывают Москву и московских детей того времени, чтобы современные дети могли посмотреть, как жили, одевались в то время. Еще пионерский лагерь "Поречье" предоставил нам свои альбомы, которые они делали после смен 58-60-го годов, и тоже такая выставка фотографическая получилась. В 50-60-х годах началось массовое строительство панельных домов, так называемых в народе "хрущевок". Мы тоже это обыграли. У нас по периметру нашей интерактивной зоны стоят четыре интерактивные "хрущевки", и с каждой ребенок может как-то особенно взаимодействовать. Например, у этой красиво загораются окошечки. Также у нас есть "хрущевка", на которой можно играть в шашки. Есть "хрущевка", на которую можно забираться и декламировать с нее стихи, как, например, это делали около памятника Маяковскому в конце 50-х годов. Есть "хрущевка", которая является столиком для рисования, где можно изображать кукурузу, "хрущевки" и вообще все, что хочется. Важная история про детскую литературу того времени - что появилось очень много сказочных героев, которые до сих пор любимы детьми. Здесь у нас так называемый ростомер: а именно, можно с героями померяться ростом. Кроме того, у нас здесь стоят телефоны. Они звонят, когда к ним подходишь. Можно поднять трубку и услышать голос Карлсона или Винни-Пуха, или послушать кусочек сказки про Муми-тролля. Алексей Копейкин (заведующий отделом рекомендательной библиографии Российской государственной детской библиотеки): Здесь, собственно говоря, основная часть выставки, и она поделена на зоны именно потому, что детская литература, которая вышла в оттепельный период, настолько богата и многообразна, что ее невозможно собрать в одном каком-то месте.  Я вам скажу по секрету, что здесь есть книги из наших библиотечных фондов, из нашей библиотеки, и книги из фондов Российской государственной библиотеки, самой большой нашей библиотеки в стране, и даже книги из личных коллекций. Потому что в библиотеках книги долго не живут: они зачитываются до дыр, списываются. Ну, вот есть библиотеки, как наша, например, которые собирают редкий фонд, постепенно формируют издания, которые представляют несомненную художественную ценность. Вот из этого фонда мы в значительной части отобрали книги, и с фондов РГБ и личных коллекций. У каждой витрины - своя тематика и созвучные с ней иллюстрации, которые специально для этого мероприятия придумали и нарисовали молодые художники. Алексей Копейкин (заведующий отделом рекомендательной библиографии Российской государственной детской библиотеке): Здесь, наверное, самый серьезный сегмент выставки, потому что он посвящен Великой Отечественной войне. В те годы в литературу пришло новое поколение писателей: некоторые из них воевали совсем молодыми на фронтах Великой Отечественной, некоторые были детьми или подростками. Свой военный опыт они попытались максимально честно отразить в книгах, причем выходили книжки и для старшего возраста, и для самых маленьких, для дошкольников и младших школьников. Как, например, книжка Ирины Токмаковой "Сосны шумят". Дело в том, что ее мама была заведующей детским домом, домом приемышей. И вот эта жизнь во время войны, жизнь во время эвакуации в детском доме с огромной силой и теплотой отразилась в книге "Сосны шумят". Здесь представлена литература приключенческого и фантастического плана. Именно в 50-60-е годы начался расцвет отечественной фантастической литературы и бум, я бы сказал, переводной. Такие имена, как Иван Ефремов, братья Стругацкие, Кир Булычев – это популярные писатели, которые до сих пор владеют умами многих любителей чтения – это авторы, которые прозвучали именно в те годы. Впервые были опубликованы рассказы про девочку из будущего Алису Селезневу в альманахе "Мир приключений". Здесь эта книжка тоже представлена. В будущем году Алисе Селезневой будет 50 лет. По большей части, здесь представлены первые издания. Действительно, очень важно, мне кажется, показать именно ту книжку, которая появилась первой. Иногда они сначала выходили небольшими тиражами, как, например, книжка "Электроник – мальчик из чемодана ". Она вышла тиражом 30 тыс., потом, спустя 4 года, ее издали уже массовым тиражом 100 тыс., и т.д. Потом фильм сняли, как мы знаем, и книжка стала очень популярной. Это книжки о том, как мы растем, как мы строим светлое будущее. Таких книг выходило много, сейчас, понятное дело, переиздавать их, наверное, смысла нет. Скорее всего, эта экспозиция представляет в первую очередь историческую ценность. Вот это, мне кажется, что до сих пор производит какое-то сильное впечатление и на маленьких детей, и даже на взрослых, которые приходят, видят эти книжки и совершенно умиляются, потому что, ой, это мое детство, вот эта книжка у меня была. Эти ностальгические чувства очень дорого стоят. Я понял, почему эта выставка имеет такой успех. Вот этот позитивный настрой, который был разлит в атмосфере 60-х годов, очень близок современным детям вот этой своей атмосферой радости, радостного такого строительства новой жизни. Я вижу столько бегающих, прыгающих, вопящих детей, хотя в библиотеке, конечно, должно быть тихо. Ника Па (посетительница библиотеки): В этой библиотеке можно читать, рисовать и узнавать много нового. Вика Шаталова (посетительница библиотеки): Я первый раз пришла в библиотеку. Тут очень интересно, весело, много книжек интересных. Александр и Василий Рязанцевы (посетители библиотеки): У нас большой библиофил в семье – это мама. Собственно, внятная речь, четкие мысли – это только из книжек, т.е. больше читаешь – оно есть. Диана и София Мастепановы (посетители библиотеки): Я хожу практически так же часто, как и мама, и нахожу здесь больше интересного. Вика Шаталова (посетительница библиотеки): Мы попросим учительницу рассказать о том, что мы хотим еще что-то узнать. В стенах библиотеки ежедневно проходят тематические мероприятия: просмотр мультфильмов и диафильмов для самых юных зрителей, для ребят постарше - спектакли, кинофильмы, мастер-классы и встречи с писателями и музыкантами, современниками оттепельной поры. В числе приглашенных - Юлий Ким, классик бардовской песни. Юлий Ким (бард, участник диссидентского движения в СССР): Эта щелочка свободы мысли, которая была приоткрыта докладом Хрущева, стала стремительно расширяться и проникла во все области нашей культуры, нашего тогдашнего общества. Появились новые журналы, появились новые театры, репертуар этих театров тоже во многом освежился, появились новые фильмы, новые имена, таланты, появились поэты, трибуны. В первую очередь это, конечно, знаменитая троица - Евтушенко, Вознесенский и Рождественский. Все мероприятия выставки бесплатны и доступны всем желающим. Организаторы и участники мероприятия надеются тем самым поднять интерес не только к произведениям оттепельной поры, но и к самому чтению художественной литературы.  Юлий Ким (бард, участник диссидентского движения в СССР): Гуманитарное воспитание – вещь совершенно необходимая. Это воспитание при советской власти было поставлено очень неплохо. Другое дело, что сейчас открыты все шлюзы, и можно это воспитание наполнять тем, что было невозможно при советской власти. Достаточно вспомнить, как где-то в 1953 году мне приходилось читать Есенина из-под парты. Химичка у меня его отобрала, я это делал во время урока, и не вернула. Представляете, Есенина читать из-под парты! Полузапретный Есенин!  Можно ли себе это только представить. Сейчас есть огромные возможности по-настоящему воспитать гуманитария или поставить гуманитарное воспитание молодого человека, и это, по-моему, жгучая необходимость. Диана и София Мастепановы (посетители библиотеки): "В книжках – изюминка жизни" – это я из книжки вычитала.